Анализ финансовых показателей объемов производства реализации и себестоимости продукции СП ЗАО МАЗ


БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНФОРМАТИКИ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ

Кафедра экономики











РЕФЕРАТ

На тему:

"Анализ финансовых показателей, объемов производства, реализации и себестоимости продукции СП ЗАО "МАЗ-МАН""












МИНСК, 2008

1. Анализ объемов производства и реализации продукции


За 2007 год было произведено и продано 327 автомобилей (см. табл.1).

Таблица 1.

Объем выпуска СП "МАЗ-МАН" за 2007год, у. е.

Показатели

ЕВРО-1

ЕВРО-2

ЕВРО-3

Товарный выпуск

54

270

3

Стоимость едини-цы, долл. США

40000

45000

53000

Итого, долл. США

2160000

12150000

159000

ИТОГО

14469000


Из 327 тягачей 51 машин было продано белорусским предприятиям, 18 из них были реализованы по товарообменным операциям Минскому автомобильному заводу в качестве оплаты за комплектующие.36 тягачей были экспортированы на Украину, 30 в Таджикистан, остальная техника была продана в РФ (рис.1).

Рис.1. Географическая структура сбыта СП "МАЗ-МАН"

Оплата за автотехнику СП "МАЗ-МАН" производится в белорусских рублях, в долларах США, также отдается в лизинг и продается по товарообменным операциям. Однако большая часть поступлений проводится в СКВ, так как предприятие имеет лицензию на продажу своей продукции в Республике Беларусь за свободно-конвертируемую валюту. Необходимо отметить, что валютные средства не вывозятся за границу, а предприятие вкладывает полученные деньги в развитие производства, в воспроизводственный процесс, ведет инвестиционную деятельность.

Доля импорта составляет 67%.

В настоящее время сервисное и гарантийное обслуживание, все виды ремонта автомобилей МАЗ-МАN осуществляются на специализированных СТО дилеров, а также на СТО МАN в странах СНГ и Западной Европы. Так, в Республике Беларусь функционируют 2 специализированные СТО. Регулярно проводится обучение персонала СТО. В связи с увеличением количества техники в Республике Беларусь в ближайшее время непосредственно на заводе будет создана своя станция ТО и склад запчастей. За пределами Беларуси активно работают специализированные СТО в г. Москве и Санкт-Петербурге. Находится в стадии завершения создание центрального склада запчастей в г. Дахау, Германия. В апреле 2003 г. в г. Минске прошла обучение первая группа немецких механиков, работающих на сервисных станциях МАN в Германии.

Специалисты сбытового предприятия поддерживают постоянную обратную связь с клиентами, эксплуатирующими автомобили МАЗ-МАN. Кроме того, четко отслеживается каждый случай гарантийного ремонта автомобилей. Полученная информация анализируется и в кратчайшие сроки доводится до производителя. Так, в результате большинство резинотехнических изделий (моста, амортизаторов, рулевого механизма) были заменены на импортные. Завод сменил поставщика рулевого механизма. Отныне на автомобили устанавливается клапан блокировки дифференциала производства фирмы "Wabco", датчик клапана перенесен в более чистую зону. Что касается части комплектующих МАN, завод перешел на опоры кабины увеличенной прочности, доработан трос подачи топлива (для Euro-1). Эти меры были приняты к октябрю прошлого года, и пока выход из строя узлов в связи с этими деталями не повторялся. В виду этого, если в прошлом году сумма, затраченная на гарантийный ремонт одного автомобиля, составила около 260 долларов, то в этом году планируется сократить ее вдвое.

Для более полного удовлетворения широкого спроса отечественных перевозчиков на закупку автотехники в кредит ИП "МАЗ-МАН Трак Трейдинг" разработало гибкую программу лизинга, суть которой заключается в передаче права пользования автомобилем. При расчете процентной ставки лизинга учитывается: первоначальная стоимость автомобиля; период эксплуатации; порядок осуществления лизинговых платежей; размер предоплаты; остаточная стоимость. Одновременно предусмотрены следующие условия лизинга:

предоплата 30% от контрактной стоимости;

срок лизинга - 2 года;

лизинговая ставка - 12% годовых от убывающей суммы;

гарантии на оставшуюся сумму европейского банка 1-го класса.

В дополнении к производственному СП в 1998 году была создана сбытовая структура - иностранное предприятие "МАЗ-МАН Трак Трейдинг". Однако в декабре 2001 г. ИП было присоединено к основному предприятию. Данное действие было обосновано тщательными подсчетами, произведенными специалистами предприятия "МАЗ-МАН". Необходимость такого шага, по словам акционеров, вызвана двумя причинами. Первая состоит в стремлении снизить издержки по продажам, более гибко реагировать на рыночные цены. Даже в случае бесприбыльной работы торгового предприятия в Беларуси оно должно уплачивать налоги, которые составляют около 5 процентов. Однако продажа автомобилей напрямую с предприятия позволяет уйти от этой необходимости. Кроме того, практика работы с потребителями стран СНГ показала, что они испытывают большее доверие к продукции, приобретенной непосредственно у производителя. Преобразование "МАЗ-МАН Трак Трейдинг" в отдел сбыта в рамках СП позволило сэкономить 20% издержек.

Изначально "МАЗ-МАН Трак Трейдинг" являлось эксклюзивным представителем завода "МАЗ-МАН" по сбыту автотехники на рынках СНГ и Балтии и занималось организацией сети региональных представительств и станций техобслуживания в регионах продаж.

Сегодня, сервисным отделом среди существующих направлений деятельности, помимо непосредственно продаж седельных тягачей, осуществляются юридическое обеспечение контрактов с клиентами, консультации по особенностям экономических решений приобретения техники. Одной из наиболее значимых сфер деятельности отдела является организация и курирование дилерской сети - сети продаж и сервиса техники МАЗ-МАN. Персонал сервисных станций МАЗ-МАN и МАN проходит необходимое обучение. Отдельно стоят мероприятия по привлечению новых партнеров и клиентов. Для этого каждый год разрабатывается план рекламных акций и маркетинговых мероприятий.

На сегодняшний день сбытовой отдел успешно сотрудничает с 5 дилерами России и Беларуси. СП заинтересовано в дальнейшем расширении сети представительств, в первую очередь по регионам России и стран СНГ.


2. Анализ себестоимости продукции


Себестоимость продукции - один из важнейших экономических показателей деятельности промышленных предприятий и объединений. Она представляет собой стоимостную оценку всех используемых в процессе производства продукции природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, нематериальных активов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.

При анализе структуры себестоимости товарной продукции СП ЗАО "МАЗ-МАН" определим удельные веса (в процентах) отдельных статей калькуляции в общей сумме затрат и их изменение за отчетный период. Для такого анализа используем следующие данные: в табл.2 перечисляются статьи калькуляции и отражается их величина в фактической сумме и в структуре за период 2005-2007 гг.; а также для наглядности представлены диаграммы на рис.2.

Таблица 2.

Анализ себестоимости продукции СП ЗАО "МАЗ-МАН" за период 2005-2007 гг.

Наименование статей затрат

2005 год

2006 год

2007 год

Отклонение 2006 года от 2005 года

Отклонение 2007 года от 2006 года

млн. р.

Уд. вес,%

млн. р.

Уд. вес,%

млн. р.

Уд. вес,%

млн. р.

Темп роста%

млн. р.

Темп роста%

1. Сырье и материалы

1595

15,37

3974

12,90

2379

9,84

2379

249,15

-1595

59,86

2. Покупные изделия

3984

38,40

14191

46,07

12172

50,34

10207

356, 20

-2019

85,77

3. Покупные полуфабрикаты

2722

26,24

5955

19,33

4111

17,00

3233

218,77

-1844

69,03

Итого материальных затрат

8301

80,02

24120

78,30

18662

77,18

15819

290,57

-5458

77,37

4. Затраты на оплату труда

460

4,43

1584

5,14

1150

4,76

1124

344,35

-434

72,60

5. Отчисления на социальные нужды

160

1,54

551

1,79

399

1,65

391

344,38

-152

72,41

6. Амортизационные отчисления

18

0,17

229

0,74

242

1,00

211

1272,22

13

105,68

7. Расходы на содержание оборудования

430

4,14

1424

4,62

1232

5,10

994

331,16

-192

86,52

8. Цеховые расходы

292

2,81

1187

3,85

829

3,43

895

406,51

-358

69,84

ИТОГО: цеховая себестоимость

9661

93,13

29095

94,46

22514

93,11

19434

301,16

-6581

77,38

9. Общехозяйственные расходы

351

3,38

1245

4,04

1049

4,34

894

354,70

-196

84,26

10. Прочие производственные расходы

78

0,75

173

0,56

128

0,53

95

221,79

-45

73,99

11. Внепроизводствен-ные расходы

8

0,08

56

0,18

37

0,15

48

700,00

-19

66,07

ИТОГО

10098

97,34

30569

99,24

23728

98,13

20471

302,72

-6841

77,62

12. Инновационный фонд

276

2,66

234

0,76

452

1,87

-42

84,78

218

193,16

ВСЕГО:

10374

100

30803

100

24180

100

20429

296,93

-6623

78,50


Рис.2. Структура себестоимости выпускаемой продукции.

Рассмотрев данные табл.2 и рис.2 можно с уверенностью сказать, что себестоимость реализуемой продукции изменяется динамично. В 2006 году себестоимость реализуемой продукции сложилась в размере 30 803 млн. р. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года прирост составил 20 429 млн. р. или 196,93%. А в 2007 году себестоимость реализуемой продукции сложилась в размере 24 180 млн. р. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года спад составил - 6623 млн. р. или 21,5%.

Структура себестоимости реализуемой продукции в течение трех лет существенно не изменялась, основной удельный вес занимают материальные затраты (в 2005 г. – 80,02%, 2006г. – 78,30%, 2007 г. – 77,18%), однако, к концу исследуемого периода наблюдается их спад на 1,12%. Проанализировав материальные затраты, хочу отметить, что наблюдается снижение удельного веса сырья и материалов на 5,53% (с 15,37% в 2005 г. до 9,84% в 2007 г) и покупных полуфабрикатов на 9,24% (с 26,24% в 2005г. до 17,00% в 2007 г) и увеличения покупных изделий на 11,94% (с 38,40% в 2005 г. до 50,34% в 2007 г). На основании вышеизложенного можно с уверенностью сказать, что автомобили – изготовляемая продукция является материалоемкой, что указывает на зависимость предприятия от поставщиков. Снижение себестоимости продукции означает экономию овеществленного и живого труда и является важнейшим фактором повышения эффективности производства, роста накоплений. На предприятии ведется систематическая работа по разработке мероприятий, направленных на ее снижение.


3. Анализ финансовых показателей


Анализ финансового состояния предприятия проводится по итогам года, а также ежемесячно для корректировки финансовой политики. Основными документами для оценки являются баланс и отчет о прибылях и убытках.

Рассмотрим финансовое положение СП ЗАО "МАЗ-МАН" за 2005–2007 годы для этого воспользуемся балансом и отчетом о прибылях и убытках предприятия за последние три года.

Таблица 3.

Анализ финансового состояния СП ЗАО "МАЗ-МАН" за период 2005-2007 гг., млн. р.

Показатели

Формула расчета

2005 г.

2006 г.

2007г.

Изменение

2006г. к 2005 г.

2007г. к 2006 г.

1

2

3

4

5

6

7

Выручка от реализации продукции (без налогов из выручки)

-

13270

36797

31040

277,29

84,35

Объём производства товарной продукции (без налогов)

-

17884

38694

47140

216

122

Удельный вес новой продукции в общем объеме производства

-

3,1

11,1

15,8

358

142

Активы

-

10475

23003

24921

219,60

108,34

Основные средства

-

4553,5

8591,5

5021,5

188,68

58,45

Оборотный капитал

-

5877

14367,5

19863,5

244,47

138,25

Легкореализуемые активы

-

1339

4862,5

8416

363,14

173,08

Дебиторская задолженность

-

1181

3763

7408

318,76

196,85

Денежные средства

-

61

1050

1009

1720,49

96,09

Собственный капитал

-

6715

13352

18063

198,85

135,29

Краткосрочная задолженность

-

3759

9650

6828

256,72

70,76

Среднегодовая численность ППП

-

1619

1443

1385

89,1

96,0

В том числе рабочих

-

688

634

558

92,2

88,0

Продолжение таблицы.

Удельный вес рабочих в общей численности работающих

-

42,5

43,9

40,3

103,3

91,8

Анализ платежеспособности

Финансовая

независимость (<0,5)

Собственный капитал Активы

0,64

0,58

0,72

-0,06

0,14

Ликвидность текущая (К1≥1,7)

Оборотный капитал Краткосрочную задолженность

1,56

1,49

2,91

-0,07

1,42

Ликвидность быстрая (<1)

Легкореализуемые активы

Краткосрочную задолженность

0,36

0,50

1,23

0,15

0,73

Ликвидность абсолютная (<0,08)

Денежные средства Краткосрочную задолженность

0,02

0,11

0,15

0,09

0,04

Деловая активность

Объем продаж

Активы

1,27

1,60

1,25

0,33

-0,35

Удельный вес дебиторской задолженности в оборотном капитале

Дебиторская задолженность Оборотный капитал

0, 20

0,26

0,37

0,06

0,11

Анализ эффективности использования ресурсов

Недвижимость

Основные средства Активы

0,43

0,37

0, 20

-0,06

-0,17

Движимость

Оборотные средства Активы

0,56

0,62

0,80

0,06

0,17

Коэффициент оборачиваемости оборотных средств

Объем реализ. продукции Средний остаток ОС

2,26

2,56

1,56

0,30

-1,00

Длительность одного оборота оборотных средств

Средний остаток ОС*365

Объем реализ. продукции

161,65

142,52

233,58

-19,14

91,06

Фондоотдача

Объем товарной продукции Среднегодовая стоимость ОФ

2,91

4,28

6,18

1,37

1,90

Среднегодовая выработка одного работника

Объем произв. продукции Среднегодовую числ. ППП

11,05

26,81

34,04

15,77

7,22

Среднегодовая выработка одного рабочего

Объем произв. продукции Среднегодовую числ. рабочих

25,99

61,03

84,48

35,04

23,45


Финансовое состояние СП ЗАО "МАЗ-МАН" в течение исследуемого периода можно охарактеризовать как удовлетворительное. Наблюдается динамичность изменения практически всех показателей. Наиболее эффективный - 2006 год, в котором наблюдается как увеличение выручки от реализации продукции на 177,29% по сравнению с 2005 годом, так и увеличение активов на 119,6% в основном за счет увеличения оборотных средств.

Анализ показателей платежеспособности показал, что СП ЗАО "МАЗ-МАН" достаточно финансово независим (данный показатель находится в пределах 0,64-0,72) и платежеспособен, хотя в 2005-2007 годах наблюдается нехватка оборотных средств, но в 2007 году положение улучшилось. Наблюдается увеличение удельного веса дебиторской задолженности с 0, 20 в 2004 году до 0,37 в 2007 г., что негативно сказывается на платежеспособности предприятия. Краткосрочные обязательства могут выполняться в срок: быстрая ликвидность близится к единице, а в 2007 году – 1,23, а абсолютная ликвидность вполне достаточна для осуществления текущих платежей. Исследование платежеспособности показывает, что четко прослеживается положительная тенденция в улучшении структуры капитала. Однако наблюдается замедление оборачиваемости оборотных средств на 0,7 оборота (с 2,26 оборота в 2005 году до 1,56 оборота в 2007 году) из-за увеличения дебиторской задолженности и остатков нереализуемой продукции.

Для оценки уровня интенсивности использования персонала предприятия рассмотрим обобщающий показатель – среднегодовую выработку одного работника. Анализ показал, что за исследуемые три года на предприятии наметилось увеличение данного показателя как для всего промышленно-производственного персонала, так и для рабочих. Так, к примеру, среднегодовая выработка одного работника за три года увеличилась на 208% с 11,05 млн. р. в 2005 году до 34,04 млн. р., данное увеличение выработки связано с ростом производимой продукции и сокращением численности персонала.

ЛИТЕРАТУРА


1.Совместные предприятия в практике международных экономических отношений. - М.: Внешторгиздат, 2008. – 119 с.

2.Совместное предприятие и другие формы организации совместного бизнеса // Межд. бизнес. 2005. №9. с.17-18.

3.Соркин, С.Л. Внешнеэкономическая деятельность предприятия: Курс лекций. - Гродно: Изд-во Грод. филиала негос. ин-та совр. знаний, 2008. – 309 с.

4.Статистический бюллетень за 2007 г. / Министерство статистики и анализа РБ. – Минск, 2008. – 50 с.



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории экономика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ