Безработица в рыночной экономике 2
Министерство образования и науки РФ
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ОТКРЫТЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине_______________________________________________
на тему: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выполнил студент Руководитель
___________________________ ______________________
Шифр, курс должность
___________________________ ______________________
Специальность ФИО, подпись
____________________________
ФИО, подпись
Владивосток
2009 годБезработица в рыночной экономике.
Содержание
Введение……………………………………………………………………..3
Глава 1. Безработица как явление в рыночной экономике…………….…5
1.1. Причины, сущность и виды безработицы………………….......5
1.2. Социально-экономические последствия безработицы………..11
Глава 2. Борьба с безработицей………………………………………....….16
2.1. Полная занятость населения как способ борьбы
с безработицей…………………………………………………....16
2.2. Методы борьбы с безработицей……………………………........18
Глава 3. Безработица в России………………………………………..…….24
3.1. Проблемы безработицы в Российской Федерации………..…....24
3.2. Дальний Восток и проблемы безработицы………………....…..26
Заключение……………………………………………....................................31
Список литературы………………………………............................................34
Приложения………………………………………………...............................36Введение
Проблема безработицы является актуальной на сегодняшний день не только в России, но и во всем мире в целом.
Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму, в следствие чего снижается общий уровень развития страны.
Безработица ведет к не полному использованию экономического потенциала общества. Незанятая рабочая сила не участвует в росте национального богатства, поэтому в стране возникают потери от недоиспользования производственных возможностей.
При продолжительной безработице теряется квалификация высвободившихся работников. Особенно ощутимы Социально-Экономические потери в связи с массовыми увольнениями и вынужденными переходами на малоквалифицированную работу специалистов и научных работников. Даже при последующем включении в производительный процесс, работник выходит на нормальную, устойчивую высоту производительности труда, примерно за полугодовой срок. И весь период адаптации работник отстает в результатах своего труда, по сравнению с постоянными рабочими кадрами той же квалификации в равных условиях труда.
Полная занятость - цель, к которой необходимо стремиться. Она достигается тогда, когда спрос на рабочую силу совпадает с ее предложением. Но это мимолетное явление, которое постоянно будет нарушаться из-за изменений как потребностей общества, так и структуры производства.
Рост безработицы приводит к снижению жизненного уровня, следствием чего является подрыв психического здоровья нации. Потеря безработными значительной части личных доходов и ухудшение жизненного уровня характерны для всех стран, независимо от системы страхования в фонд занятости, размеров пособий и другой материальной помощи.
Методы борьбы с безработицей различны. Зачастую они вытекают из той концепции, которой те или иные современные экономисты придерживаются при объяснении причин безработицы. Для решения проблем безработицы, несомненно, прежде всего необходима активная государственная политика в сфере занятости и трудовых отношений.
Исходя из вышеизложенного целью данной курсовой работы является анализ проблем безработицы в рыночной экономике.
В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие основные задачи:
Рассмотреть проблему безработицы как явление в рыночной
экономике, раскрыть сущность проблемы и выявить последствия вызванные данной проблемой;
Проанализировать методы борьбы с безработицей и изучить полную занятость как один из методов борьбы;
Раскрыть проблемы безработицы на примере Российской Федерации и Дальневосточного региона.
Методологической базой для данной курсовой работы послужили труды таких отечественных авторов как: Коровкин А., Жеребин В., Щедрунова Е., Домчева Е., Вашко Т., Булатов А. и мн. др., а также были использованы официальный сайт Федеральной службы государственной статистики и нормативно-правовые акты.
Глава 1. Безработица как явление в рыночной экономике
1.1 Причины, сущность и виды безработицы
Существует большое количество понятий термина безработица, но мы остановимся на том, что безработица – это социально-экономическое явление, при котором часть экономически активного населения (рабочей силы) не занята в производственной сфере. Безработные наряду с занятыми формируют рабочую силу страны. Безработица выступает как превышение предложения рабочей силы над спросом на нее. [26]
Согласно Закону «О занятости населения Российской Федерации» безработными признаются: «трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным из организаций независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации». [1]
Структура безработицы по ее причинам включает четыре основные категории рабочей силы:
потерявшие работу в результате увольнения;
добровольно оставившие работу;
пришедшие на рынок труда после перерыва;
впервые пришедшие на рынок труда.
Существует несколько концепций, трактующих феномен безработицы.
В марксистской теории безработицу обычно связывают с процессом накопления капитала, при котором потребность в живом труде (переменном капитале) растет медленнее, чем в машинах и оборудовании (постоянном капитале).
В западной экономической науке господствует точка зрения, согласно которой безработица в своей основе отражает экономическую целесообразность использования ресурсов, подобно тому как, степень загрузки производственных мощностей отражает целесообразность и эффективность использования основного капитала. Об этом говорит так называемый естественный уровень безработицы, отражающий структурные диспропорции на рынке труда (между структурой спроса и предложения рабочей силы по квалификации, демографическим, географическим и иным критериям). К естественной безработице относят также так называемую фрикционную безработицу, связанную главным образом с добровольным переходом трудящихся с одной работы на другую и с сезонными колебаниями в спросе на рабочую силу.
Классическое объяснение причин возникновения безработицы исходит из того, что предприятия (организации) могут нанять на работу большое число работников при низкой заработной плате, а при росте уровня заработной платы количество привлекаемой рабочей силы будет уменьшаться. Если же заработная плата установится выше рыночного равновесного уровня, то это приведет к тому, что спрос на труд будет значительно меньше предложения труда и определенная часть работников окажется без работы. [19, с. 27 ]
Безработица является неотъемлемой чертой рыночной экономики. Причины данного явления разнообразны:
структурные сдвиги в экономике, выражающиеся в том, что внедрение новых технологий, оборудования приводит к сокращению излишней рабочей силы;
экономический спад или депрессия, которые вынуждают работодателей снижать потребность во всех ресурсах, в том числе и трудовых;
политика правительства и профсоюзов в области оплаты труда: повышение минимального размера заработной платы увеличивает издержки производства и тем самым снижает спрос на рабочую силу;
сезонные изменения в уровне производства в отдельных отраслях экономики;
изменения в демографической структуре населения, в частности рост численности населения в трудоспособном возрасте увеличивает спрос на труд и, возрастает вероятность безработицы.
Чрезмерная безработица влечет за собой большие экономические и социальные издержки.
Главная цена безработицы — невыпущенная продукция.
Когда экономисты не в состоянии создать достаточное количество рабочих мест для всех, кто хочет и может работать, потенциальное производство товаров и услуг теряется безвозвратно. Безработица мешает обществу постоянно двигаться вверх по кривой потенциальных возможностей. Экономисты определяют эту потерянную продукцию как отставание объема ВНП. Это отставание представляет собой объем, на который фактический ВНП меньше потенциального ВНП. Причем чем выше уровень безработицы, тем больше отставание ВНП. [8, с. 144]
Известный исследователь в области макроэкономики А. Оукен математически выразил отношение между уровнем безработицы и отставанием объема ВНП. Закон Оукена гласит, что если фактический уровень безработицы превышает естественный уровень на 1%, то отставание объема ВНП составляет 2,5%. Это отношение 1:2,5 или 2:5 позволяет вычислить абсолютные потери продукции, связанные с любым уровнем безработицы.
Экономические издержки безработицы неодинаково распределяются между занятыми в экономике:
• уровень безработицы среди молодежи выше, чем среди взрослых. Это объясняется тем, что молодые люди имеют низкую квалификацию, чаще уходят с работы и увольняются нанимателем, а также отличаются меньшей мобильностью;
• уровень безработицы среди мужчин выше, чем среди женщин. Дело в том, что в таких остро реагирующих на циклы отраслях промышленности, которые производят инвестиционные товары (автомобильная, сталелитейная и строительная), преобладают мужчины;
• уровень безработицы среди иммигрантов - как взрослых, так и молодежи — выше, чем среди местного населения.
В экономической теории используется два показателя, которые могут охарактеризовать картину экономической нестабильности на рынке труда - это уровень безработицы и средняя ее продолжительность.
Показатель уровня безработицы используется для измерения масштабов безработицы и рассчитывается как отношение числа безработных к совокупной рабочей силе:
Уровень безработицы = Число безработных . 100
Совокупная рабочая сила
Продолжительность безработицы характеризуется средним периодом времени перерыва в работе.
Данные показатели позволяют анализировать состояние экономики страны, вырабатывать рекомендации по снижению уровня безработицы и росту экономического благосостояния.
Безработица проявляется в разнообразных видах, на которых бы и хотелось остановить внимание: [13, с. 92]
Фрикционная безработица связана с перемещением людей с одной работы на другую, из одной местности в другую. Причина этой формы безработицы в том, что и люди, и рабочие места неоднородны, поэтому требуется определенное время для "взаимного поиска". Ее причина состоит в том, что работнику, уволенному со своего предприятия или покинувшему его по своей воле, требуется некоторое время для того, чтобы найти новое рабочее место. Оно должно устроить его и по роду деятельности, и по уровню оплаты, а нередко — и по многим другим критериям. Даже если на рынке труда такие места есть, найти их удается обычно не сразу. Кроме того, на рынке труда всегда существуют безработные, которые ищут работу в первый раз (молодежь, женщины, вырастившие детей, и др.). Такие «новички» также учитываются при определении уровня фрикционной безработицы. Экономическая наука считает фрикционную безработицу явлением нормальным и не вызывающим тревоги (тем более что обычно она носит кратковременный характер). Более того, фрикционная безработица просто неизбежна в нормально организованной экономике, поскольку в ней отражается свобода выбора людьми места работы.
Структурная безработица связана с изменением в технологиях, а также с тем, что рынок товаров и услуг постоянно изменяется: появляются новые товары, которые вытесняют старые, не пользующиеся спросом. В этой связи предприятия пересматривают структуру своих ресурсов и, в частности, ресурсов труда. Сокращающего спрос на работников одних профессий и увеличивающего спрос на работников других профессий. Как правило, внедрение новых технологий приводит к увольнению части рабочей силы либо к переобучению персонала. Иными словами, структурная безработица порождается невозможностью трудоустройства из-за различий в структуре спроса и предложения рабочей силы на рынках труда различных профессий. Такая безработица уже куда болезненнее для людей, чем фрикционная. Возникновение структурной безработицы означает, что многим людям придется осваивать новые профессии и неизвестно: будут ли они в дальнейшем получать столько же, сколько получали благодаря своей прежней профессии? Избежать структурной безработицы невозможно. Это связано с тем, что технический прогресс все время рождает новые товары, технологии и даже целые отрасли (к ним, например, относится производство персональных компьютеров, лазерных дисков и волоконной оптики). В результате сильно меняется структура спроса на рабочую силу, а люди с ненужными более в прежнем количестве профессиями оказываются не у дел, пополняя ряды безработных.
Структурная безработица, при всей своей болезненности, также может не волновать страну, но лишь в том случае, если общее число свободных мест не уступает числу людей, ищущих работу, хотя и имеющих другие специальности. Если рабочих мест вообще меньше, чем безработных, тогда дело плохо. Это означает, что в стране возникла третья, самая неприятная форма безработицы — циклическая.
Циклическая безработица связана с недостаточным совокупным спросом на товары и услуги, который вызывает рост безработицы в тех отраслях, где эти товары производятся.
Иногда к категории безработных относят (хотя и не вполне правомерно) сезонных работников. Сезонная безработица связана с неодинаковыми объемами производства, выполняемыми некоторыми отраслями в различные периоды времени, т.е. в одни месяцы спрос на рабочую силу в этих отраслях растет, в другие – уменьшается. К отраслям, для которых характерны сезонные колебания объемов производства, относятся прежде всего сельское хозяйство и строительство. Сезонная безработица также знакома, например тем, кто обслуживает отдыхающих на курортах. Такая незанятость, конечно, порождает определенные проблемы, но в ней нет ничего трагического: придет новый сезон, и с ним вернется работа. Более того, сезонно незанятые люди не вполне подходят под само определение безработного, так как часто не занимаются активным поиском постоянного места работы. Кому-то нравится такой образ жизни, у других нет нужной квалификации или желания его получить и т. д.
Добровольная безработица связана с увольнением работника по собственному желанию, в связи с неудовлетворительной заработной платой или условиями труда.
Вынужденная безработица связана с сокращением объемов производства.
Институциональная безработица возникает, когда сама организация рынка труда недостаточно эффективна: информация о вакансиях неполна, пособие по безработице завышено, налоги на доходы занижены.
Скрытая безработица характерна для отечественной экономики. В международной практике такая ситуация называется недозанятостью. Ее суть заключается в том, что в условиях неполного использования ресурсов предприятия, вызванного экономическим кризисом, предприятия не увольняют работников, а переводят на сокращенный режим рабочего времени (неполная рабочая неделя или рабочий день), либо отправляют в вынужденные неоплачиваемые отпуска. Формально таких работников нельзя признать безработными, однако фактически они являются таковыми.
Региональная безработица формируется под воздействием сложной комбинации исторических, демографических, социально-психологических факторов, которые непреодолимы с помощью одних только средств экономической политики. Судя по мировой практике, местным органам государственной власти, тоже не по силам справиться с этой проблемой, которую обычно приходится решать на основе общегосударственных целевых программ.
Застойная безработица: в любом обществе существует прослойка людей, которые не хотят работать. Такой вид безработицы наиболее характерен для экономики переходного общества. Застойная безработица как наиболее типичная форма безработицы переходной экономики усугубляется тем, что традиции прошлого во многом приводят к надеждам значительной части работников на возможность решения своих проблем в будущем за счет поддержки государства, но не за счет собственной активности.
Оптимальная безработица – это безработица, уровень которой равен естественной, нормальной. Естественная безработица характеризует наилучший для экономики резерв рабочей силы, способной достаточно быстро совершать межотраслевые и межрегиональные перемещения в зависимости от колебаний спроса и обусловленных им потребностей производства.
Таким образом, безработица является характерной чертой рыночной экономики. Она должна быть поставлена в определенные рамки, в пределах которых достигается режим оптимального роста и состояние экономической стабильности.
По современному представлению безработица является следствием деформации и инерционности рынка труда. Безработные и свободные места всегда существуют, но требуется время, чтобы между ними установилось требуемое соответствие. Следствием этого будет наличие безработицы.
Таким образом, можно сделать вывод, что на уровень безработицы влияет множество различных факторов, и, в тоже время, безработица является естественным сопровождением экономического развития в условиях конкуренции. Наличие безработицы является неизбежным, и, более того, необходимым для эффективного развития экономики государства. Несмотря на множество причин ее возникновения, ее неизбежность обуславливает наличие различных последствий.
1.2 Социально-экономические последствия безработицы
Являются ли последствия безработицы серьезной проблемой? Несомненно. Социально-экономические последствия безработицы рассматриваются наряду с проблемами бедности и социальной нестабильности как одни из наиболее острых глобальных и национальных проблем. Действительно, в переходный период единственным средством побудить большие массы людей перемещаться в целях более рационального формирования структуры занятости является вытеснение их с неэффективных производств. Вместе с тем, очевидно, что проведение сверхжестких мер может вызвать массовое банкротство предприятий и возникновение такой волны безработицы, которая неизбежно приведет к социальному взрыву. Необходимо соблюдение "разумной меры" жесткости. Очень часто оценивается лишь экономический эффект безработицы в виде количества высвобожденных работников и сумм выплаченных пособий, а социальные последствия, которые трудно выделяются и носят кумулятивный характер, практически не оцениваются. Однако степень негативного воздействия безработицы на положение в стране зависит от конкретных параметров социальной ситуации. Так, в силу низкой материальной обеспеченности россиян и безработных в особенности, а также вследствие несравненно более высокой социальной напряженности в обществе уровень безработицы, который может вызвать социальные потрясения, в России значительно ниже, чем на Западе. В этой связи возникает потребность детального рассмотрения именно экономических и социальных последствий безработицы, а также критический анализ и дальнейшая адаптация к специфическим Российским условиям применяемых за рубежом методов изучения и оценки последствий безработицы. Хотелось бы подчеркнуть, что появляется не просто возможность оценить социальный ущерб или косвенные потери в экономике (от снижения количества отработанного времени, падения интенсивности и производительности труда), но и прямые затраты, связанные с ростом государственных расходов на преодоление социально негативных процессов. [17, с. 27]
Подобные исследования представляют несомненный интерес для России, поскольку позволяют более четко обозначить границы проблемы и наметить пути выхода из кризисной ситуации, сообразуясь с особенностями социального, экономического и политического развития страны на современном этапе. Поскольку определенное своеобразие ситуации в экономической и социальной сферах в России свидетельствует о невозможности механического переноса и копирования применяемых за рубежом методов, требуется определенное логическое переосмысление предлагаемых методов исследования, а также использование адаптированных методов исследования социально-экономических последствий безработицы в России переходного периода. Можно предложить развернутую классификацию наиболее значимых социальных и экономических последствий безработицы, рассматриваемых с точки зрения отрицательного и положительного влияния на систему. [22, с. 84]
I. Социальные последствия безработицы
Отрицательные
1. Обострение криминогенной ситуации.
2. Усиление социальной напряженности.
3. Рост количества физических и душевных заболеваний.
4. Увеличение социальной дифференциации.
5. Снижение трудовой активности.
Положительные
1. Повышение социальной ценности рабочего места.
2. Увеличение личного свободного времени.
3. Возрастание свободы выбора места работы.
4. Увеличение социальной значимости и ценности труда.
II. Экономические последствия безработицы
Отрицательные
1. Обесценивание последствий обучения.
2. Сокращение производства.
3. Затраты на помощь безработным.
4. Утрата квалификации.
5. Снижение жизненного уровня.
6. Недопроизводство национального дохода.
7. Снижение налоговых поступлений.
Положительные
1. Создание резерва рабочей силы для структурной перестройки экономики.
2. Конкуренция между работниками как стимул к развитию способностей к труду.
3. Перерыв в занятости для переобучения и повышения уровня образования.
4. Стимулирование роста интенсивности и производительности труда.
Хотелось бы остановиться на последствиях безработицы непосредственно для Российской Федерации. При анализе безработицы в РФ можно выявить следующие негативные тенденции:
Безработица ведет к неполному использованию экономического потенциала общества. Незанятая рабочая сила не участвует в росте национального богатства, поэтому в стране возникают потери от неполного использования производственных возможностей.
При продолжительной безработице теряется квалификация высвободившихся работников. Особенно ощутимы социально-экономические потери в связи с массовыми увольнениями и вынужденными переходами на малоквалифицированную работу специалистов и научных работников. Даже при последующем включении в производительный процесс, работник выходит на нормальную, устойчивую высоту производительности труда, примерно за полугодовой срок.
Рост безработицы приводит к снижению жизненного уровня, следствием чего является подрыв психического здоровья нации.
Оценивая, безработицу как потери общества, следует отметить также следующие факторы экономической нестабильности:
снижение покупательного спроса;
сокращение сбережений;
снижение инвестиционного спроса;
сокращение предложения, спад производств.
Рост числа безработных служит благоприятным фактором для увеличения числа преступлений. 39% зарегистрированных преступлений в России совершают лица, не имеющие постоянного источника дохода, т.к. рост безработицы на 1% ведет к увеличению числа преступлений на 8%. [9, с. 17]
При всех отрицательных сторонах безработицы на определенном уровне имеются и положительные аспекты.
Безработные представляют собой резерв незанятой рабочей силы, которую можно задействовать при расширении производства или структурных перестройках. Трудности перехода нашей страны на рельсы интенсивного развития во многом были связаны с полной занятостью. Новые стройки, цеха оказались незадействованы, т.к. работникам было легче работать на старых уже освоенных местах. Капиталовложения оказались омертвленными, эффективность развития страны на определенном этапе стала снижаться.
Наличие безработицы усиливает агрессию профсоюзов и их требования повышения заработной платы, и тем самым усиливает стимулы предпринимательской деятельности.
В силу отмеченных причин, умеренная безработица (3-7% от числа занятых) считается необходимым спутником развития рыночной экономики.
Что же касается политических отношений, то безработица является для них опасным явлением. На волне массовой безработицы возникли самые реакционные в истории человечества политические режимы (примером может служить приход к власти Гитлера в Германии и Пиночета в Чили).
Серьёзность экономических, социальных и политических последствий безработицы служит основанием для включения в число основных макроэкономических функций государства политики регулирования рынка труда и стабилизации занятости.
Глава 2. Борьба с безработицей
2.1 Полная занятость населения как способ борьбы с безработицей
Полная занятость – состояние занятости, при котором спрос на рабочие руки равен предложению. Полная занятость по определению МОТ (Международная Организация Труда) – уровень занятости, при котором все лица, вышедшие на рынок труда, способные трудиться и активно ищущие работу, могут получить ее.
Является ли полная занятость эффективной? Какими показателями она определяется?
Полная занятость может иметь место и при некотором отклонении существующих рабочих мест от статуса экономически целесообразных, при несоответствии их профессионально-квалификационному составу, образовательному уровню работающих. Тогда и работники, и государство будут нести как экономические, так и социальные потери. Часть работников будет получать низкие заработки, не обеспечивающие их нормальное существование. Государство и общество будут недополучать ресурсы в бюджет, в социальные фонды. [15, с. 51]
Поэтому возникает проблема эффективности занятости, или эффективной занятости. По данному вопросу среди экономистов имеется довольно широкий разброс мнений. Многие отечественные экономисты под эффективной занятостью в условиях социально ориентированной рыночной экономики понимают такую занятость населения, которая обеспечивает достойный доход, здоровье, рост образовательного и профессионального уровня каждого члена общества на основе роста общественной производительности труда.
Такое определение эффективной занятости вполне приемлемо, оно предполагает всестороннее развитие человека. Однако, используя такое широкое определение, невозможно измерить эффективную занятость с помощью одного показателя, но вполне можно дать количественную характеристику через систему показателей.
Первым показателем в этой системе можно назвать уровень занятости населения профессиональным трудом. Коэффициент занятости населения профессиональным трудом можно определить как частное от деления занятых профессиональным трудом на общую численность населения (в процентах). Этот коэффициент показывает зависимость занятости от демографических факторов, т.е. от коэффициентов рождаемости, смертности и прироста населения. Этот коэффициент дает одну из характеристик благосостояния общества.
Второй показатель – уровень занятости трудоспособного населения в общественном хозяйстве. Этот показатель тесно связан с динамикой трудоспособного населения в зависимости от изменения демографических и социально-экономических факторов. Уровень занятости трудоспособного населения с экономической точки зрения выражает, с одной стороны, потребность общественного хозяйства в работниках, а с другой – потребность населения в рабочих местах. О прогрессивности изменения этого показателя нужно судить с учетом исходного уровня занятости и роста производительности труда. При этом высокая занятость не означает высокую эффективность, если не обеспечивает роста производительности труда.
Третий показатель – это пропорции распределения трудовых ресурсов общества по сферам общественно полезной деятельности. Существует сверхвысокий и низкий уровень занятости. При сверхвысокой занятости, чем выше уровень производительности труда, тем ниже может быть уровень участия трудоспособного населения в общественном производстве, и тем выше доля занятых на учебе и в домашнем хозяйстве.
Четвертый показатель – рациональная структура распределения работающих по отраслям и секторам экономики. Данный показатель нередко называют рациональной занятостью. Он имеет самостоятельное значение. Рациональная занятость представляет собой пропорции распределения трудового потенциала по видам занятий, отраслям, секторам экономики. При неудовлетворительном распределении рабочей силы на стыках между звеньями производства, отраслями и секторами возникают противоречия, потери. При рациональной занятости можно избежать или сократить значительные «стыковочные» потери и иметь дополнительный результат, т.е. рационально использовать рабочую силу. Вместе с тем это означает и повышение эффективности занятости.
В условиях перехода от централизованной системы к рыночной, когда государство уже перестало управлять экономикой, а рыночный механизм еще не заработал, потери от нерационального распределения трудовых ресурсов особенно велики.
Пятый показатель связан с оптимизацией профессионально-квалификационной структуры работающих. Данный показатель позволяет выявить соответствие профессионально-квалификационной структуры работающего населения структуре рабочих мест, а также определить, насколько система подготовки кадров соответствует потребности экономики в них. При выявлении несоответствия следует разработать систему мер по стимулированию сбалансированности структуры рабочих мест и профессионально-квалификационной структуры рабочей силы. Главное внимание должно быть уделено подготовке, переподготовке и повышению квалификации персонала на предприятиях и в учебных заведениях всех уровней. [24, с. 97]
Наконец, об эффективности занятости можно судить по такому показателю, как норма безработицы. В настоящее время в западной экономической литературе популярной является точка зрения о том, что полная и эффективная занятость достигается при наличии так называемой естественной нормы безработицы. Естественная норма безработицы – это такой ее уровень (при данной структуре спроса и предложения), который удерживает неизменными уровни реальной заработной платы и цен при нулевом приросте производительности труда. На практике она исчисляется суммированием текучей (фрикционной) и структурной безработицы.
2.2 Методы борьбы с безработицей.
За время развития экономической теории (в частности теории безработицы, ее видов и причин) различные экономисты предлагали свои варианты для уменьшения уровня безработицы. (Приложение 1) Например, кейнсианцы считали, что саморегулирующаяся экономика не может преодолеть безработицу. Уровень занятости зависит от так называемого «эффективного спроса» (упрощенно — уровня потребления и инвестиций). Эти рассуждения можно выразить в виде где занятость () зависит от совокупного спроса (), выраженного в единицах зарплаты ().
Дж. М. Кейнс писал: «Хроническая тенденция к неполной занятости, характерная для современного общества, имеет свои корни в недопотреблении…». Недопотребление выражается в том, что по мере повышения доходов у потребителя у него в силу психологических факторов «склонность к сбережению» превышает «побуждение к инвестициям», что влечет спад производства и безработицу.
Таким образом, кейнсианцы, показав неизбежность кризиса саморегулирующейся экономики, указывали на необходимость государственного экономического воздействия для достижения полной занятости. Прежде всего, следует повысить эффективный спрос, снижая ссудный процент и увеличивая инвестиции. Монетаристы выступили против кейнсианских методов. [10, с. 29]
Согласно марксистскому подходу рынок труда – рынок особого рода. Марксисты считают, что только рабочая сила в процессе труда создает стоимость, а все прочие виды ресурсов лишь переносятся на новую стоимость самим трудом. Рынок рабочей силы имеет характерные особенности, так как сама рабочая сила может оказывать влияние на соотношение спроса и предложения. Повышение производительности труда, согласно концепции Маркса, вытесняет рабочих, если не происходит возрастания величины капитала. В производстве одновременно рабочая сила выталкивается и притягивается. При неизменной величине капитала повышение отношения «капитал — труд» высвобождает рабочих, при неизменности этого отношения расширение объемов производства сопровождается ростом занятости. Причинами безработицы К. Маркс считал чрезмерный труд одной части рабочего класса, который высвобождает другую его часть, переводя ее в ряды безработных, а также циклический характер развития производства. В фазах кризиса и депрессии безработица растет.
В 1967 году М. Фридмен высказал мысль о существовании «естественного уровня безработицы», который жестко определен условиями рынка труда и не может быть изменен мерами государственной политики. Если правительство старается поддержать занятость выше ее «естественного уровня» с помощью традиционных бюджетных и кредитных методов увеличения спроса, то эти меры будут иметь кратковременный эффект и приведут лишь к росту цен.
Монетаристские методы регулирования занятости достаточно радикальны. Они обвиняют рабочих в том, что последние воздерживаются от работы и получают компенсацию в виде пособий. Отсюда рекомендации отменить эти пособия, чтобы заставить людей работать. Монетаристы предлагают отказаться от стимулирования экономического роста путем увеличения спроса. Однако политика ограничения спроса может вызвать резкое ухудшение жизненного уровня населения, что скажется на социальной обстановке. Какие же шаги может применять государство для уменьшения уровня безработицы? [16, с. 10]
Многообразие типов безработицы делает задачу ее сокращения чрезвычайно сложной. Поскольку единого способа борьбы с безработицей не существует, любой стране для решения этой проблемы приходится использовать различные методы. Используя опыт ряда государств, выделим некоторые пути решения проблемы безработицы.
Уровень фрикционной безработицы может быть снижен за счет:
улучшения информационного обеспечения рынка труда. Во всех странах эту функцию выполняют организации по трудоустройству (биржи труда). Они собирают у работодателей информацию о существующих вакансиях и сообщают ее безработным;
устранения факторов, снижающих мобильность рабочей силы.
Для этого необходимо, прежде всего:
создание развитого рынка жилья;
увеличение масштабов жилищного строительства;
отмена административных преград для переезда из одного населенного пункта в другой.
Сокращению структурной безработицы более всего способствуют программы профессионального переобучения и переквалификации. (Приложение 2) Такого рода программы должны привести к тому, чтобы рабочая сила наилучшим образам соответствовала имеющимся рабочим местам. Эта задача достигается программой профессиональной подготовки, информацией о рабочих местах. Программы профессиональной подготовки обеспечивают как подготовку на рабочих местах, так и в специальных учебных заведениях для безработной молодежи, а также для рабочих старших возрастов, чья профессия оказалась устаревшей. В ряде городов такая переподготовка осуществляется через городскую службу занятости и Центр социальной поддержки.
Наиболее трудно бороться с циклической безработицей. Для решения такой задачи наиболее эффективными являются следующие меры: создание условий для роста спроса на товары. Так как спрос на рынке труда производный и зависит от ситуации на рынках товаров и услуг, то занятость возрастет, а безработица упадет в том случае, если товарные рынки предъявят больший спрос и для его удовлетворения надо будет нанять дополнительных работников. [21, с. 6]
Способами увеличения спроса являются:
стимулирование роста экспорта. Это может привести к росту объемов производства и, соответственно, — занятости на них;
поддержка и поощрение инвестиций в реконструкцию предприятия с целью повышения конкурентоспособности продукции.
Создание условий для сокращения предложения труда. Очевидно, что чем меньше людей претендуют на рабочие места, тем легче найти работу даже при том же числе свободных рабочих мест. Сократить число претендентов на эти места и, более того высвободить дополнительные вакансии для безработных вполне реально.
Некоторое облегчение может принести, например, предоставление возможности досрочного выхода на пенсию работникам, еще не достигшим пенсионного возраста. В России, например, при упразднении органов управления союзного уровня работавшим в их штатах мужчинам позволяли уйти на пенсию в 57–58 лет, а женщинам — в 53–54 года. Без этого пожилым служащим пришлось бы искать работу. А поскольку шансов на трудоустройство в этом возрасте у них было немного, они увеличили бы армию безработных. Досрочная пенсия позволила предотвратить такое развитие событий. Вместе с тем этот способ может использоваться только в очень ограниченных масштабах, так как он влечет существенное увеличение пенсионных выплат.
Создание условий для роста самозанятости. Смысл такого рода программ состоит в том, что людям помогают открыть собственное дело, чтобы они могли прокормить себя и свою семью, даже если им не удается найти работу по найму. Реализация программ поддержки молодых работников. Тяжелее всего безработица ударяет по пожилым (их уже никто не хочет брать на работу из-за падающей производительности труда и ухудшения здоровья) и самым молодым (их еще никто не хочет брать на работу из-за низкой квалификации и отсутствия опыта).
Для помощи молодежи могут использоваться различные методы:
экономическое стимулирование молодежной занятости;
создание специальных фирм, предлагающих работу именно молодежи;
создание центров обучения молодых людей тем профессиям, шансы на занятость в которых наиболее высоки.
Профессиональная структура занятости женщин характеризуется тем, что имея более высокий по сравнению с мужчинами уровень образования, они реализуют его в наименее оплачиваемых профессиональных группах, где их доля постоянно увеличивается. Доказательством такой ситуации является тенденция, когда при повышении оплаты труда на рабочих местах, ранее считавшихся традиционно женскими, происходит немедленное замещение женщин мужчинами. Так, изменение структуры занятости по полу в сторону увеличения удельного веса мужчин стало происходить в банковской сфере одновременно с резким возрастанием заработной платы и повышением социального статуса банковской деятельности.
Итак, из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что безработица является характерной чертой рыночной экономики. Поэтому полная занятость - нонсенс, не совместимый с идеей рыночного хозяйства. В то же время понятие “полная занятость” не означает полного отсутствия безработицы. Другими словами, уровень безработицы при полной занятости достигается в том случае, когда циклическая безработица равна нулю.
По борьбе с безработицей важно понимать, что все существующие программы не могут полностью ликвидировать или существенно сократить циклическую безработицу. Такой результат достигается лишь при общем улучшении экономической ситуации в стране и нужно не просто реализовывать одну из вышеназванных программ, а предварять эти программы в жизнь вкупе.
Глава 3. Безработица в России
3.1. Проблема безработицы в Российской Федерации
Рассматривая вопрос проблемы безработицы в России, следует обратить внимание на характерные причины ее возникновения, особенности социально-экономических условий, влияющих на ее формирование. Если обратиться ко времени построения социалистического государства (ведь говоря об эпохе «перестройки» следует помнить, что экономически активное население было воспитано в духе построения социализма), стоит отметить, что в данный период практически отсутствовала проблема трудоустройства. На этапе перехода к капиталистическому развитию оказалось, что экономически активное население привыкло длительное время работать на одном предприятии в рамках одной профессии, не стремясь к повышению квалификации. [20, с. 21]
Рыночной экономике требовались активные работники, желающие развиваться, самостоятельно разрешать возникающие проблемные ситуации, обучаться. Что предполагает наличие людей с другими установками. Следовательно, возникла задача формирования самостоятельного агента рыночной экономики, к чему не было приспособлено экономически активное население того времени. Отсутствие инициативы и негативное отношение к малому предпринимательству препятствовали формированию новых рабочих мест, способствуя безработице.
При переходе к капиталистическому развитию многие промышленные предприятия потерпели крах, оказавшись неконкурентоспособными. Проблемы с законодательным регулированием экономики, приток иностранных товаров привели к закрытию многих организаций, сформировав огромное число безработных.
1 июля 1991 года началась официальная регистрация безработных в городах России. Российская система службы занятости, созданная в соответствии с принятым в 1991 году законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации», стала посредником в поиске работы гражданами и работников работодателями. (Приложение 3) В 1995 году число безработных увеличилось почти вдвое по сравнению с 1992 (по результатам обследования населения по проблемам занятости число безработных в стране составило 6,6 млн. человек). В 1998 году число безработных превысило 7 миллионов человек, что не могло не сказаться на уровне экономической активности населения. С 1998 года уровень безработицы стал снижаться.
Для рассмотрения состояния и структуры безработицы в России в настоящее время обратимся к обследованию населения, проведенного в мае 2007г. По данным обследования населения по проблемам занятости по сравнению с маем 2006г. численность занятого населения увеличилась на 3,1%, численность безработных сократилась на 19,8%. Уровень безработицы в мае 2007 г. составил 5,9 % (в июле он снизился до 5,8%).(Приложение 4)
По данным Федеральной службы по труду и занятости, в конце мая 2007г. на учете в государственных учреждениях службы занятости населения состояло 1,6 млн. безработных. По сравнению с маем 2006г. численность зарегистрированных безработных сократилась на 217 тыс. человек, или на 12,1%. В мае 2007г. общая численность безработных по сопоставимому кругу лиц (т.е. в трудоспособном возрасте без студентов, учащихся и пенсионеров, отнесенных к безработным) превышала численность зарегистрированных безработных в 2,5 раза.
В общей численности безработных 1,6 млн. человек (35,4%) не имели опыта трудовой деятельности. В мае 2007г. по сравнению с маем 2006г. среди безработных доля лиц, не имеющих опыта работы, увеличилась на 5,1 процентных пункта. (Приложение 5)
Среди безработных, имеющих опыт трудовой деятельности, 0,8 млн. человек (29,2%) составляют лица, уволившиеся по собственному желанию и 0,8 млн. человек (28,9%) - лица, которые оставили последнее место работы в связи с сокращением персонала. По сравнению с маем 2006г. доля уволившихся по собственному желанию среди безработных, имеющих опыт работы, сократилась на 4,7 процентных пункта, а доля безработных, оставивших место работы в связи с сокращением персонала, сократилась на 1,4 процентных пункта. [26]
Итак, развитие безработицы в России на современном этапе существенно отличается от общемировых закономерностей. При резком сокращении объемов производства (более чем в 2 раза) уровень безработицы с учетом незарегистрированных безработных колеблется в районе 10% от общей численности экономически активного населения. При этом уровень безработицы в сельской местности выше, чем в городских поселениях. В причинах безработицы существует значительная региональная дифференциация. Существенными оказались и социальные причины (потоки беженцев и вынужденных переселенцев, высокий естественный прирост, значительный миграционный отток), и экономические (резкий спад производства в одних отраслях, незначительный - в других).
Хотелось бы заострить внимание на таком явлении, как региональная дифференциация остроты безработицы. Рассмотрим проблемы безработицы на примере Дальневосточного региона.
3.2 Дальний Восток и проблемы безработицы
Анализ проблем безработицы в Дальневосточном регионе актуальнее начать с наиболее емкого рынка труда, контролируемого центрами занятости. Он в основном формируется крупными и средними предприятиями преимущественно с государственной и коллективной формами собственности. По некоторым косвенным оценкам предложения рабочей силы на контролируемом рынке его объем составляет примерно 30-40 % всех региональных рынков труда. Конкуренция между работниками на этом представительном рынке труда достаточно высока. На одно вакантное место претендует в среднем более 30 безработных. В то же время имеется неудовлетворенный спрос на высококвалифицированных рабочих. [6, с. 7]
Предельно низкая цена труда на предприятиях, формирующих рынок данного типа, задержки заработной платы приводящие к массовому оттоку работников с государственных предприятий и организаций с акционерными формами собственности. В то же время отсутствие сколько-нибудь значительного спроса на работников данного профессионально- квалификационного статуса на других субрынках ставит перед продавцами собственной рабочей силы достаточно непростую дилемму: переходить на статус безработного или принципиально менять свою профессию и квалификацию. Выбор любой из этих двух альтернатив является весьма болезненным. Поскольку многие работники, пришедшие в центры занятости, имеют высшее или среднее специальное образование, смена профессии, как правило, связана с потерей квалификации и перспектив служебного роста, с понижением социального статуса.
Несмотря на снижение уровня официально зарегистрированной безработицы, имеющее место в течение последних нескольких лет, в целом общий показатель безработицы на Дальнем Востоке продолжает стабильно варьировать на уровне, превышающем среднероссийский, и может быть оценен для отдельных дальневосточных территорий как близкий к критическому. Если на конец 2007 года уровень 1,4 %, то в Дальневосточном федеральном округе - 2,1 %. Примерно эти же пропорции характеризуют соотношение между общероссийским и дальневосточным уровнями безработицы, рассчитанными по применяемой в России методике МОТ. Величина этого показателя в целом по Дальневосточному округу была равна в 2007 году 13,9 %. Однако на отдельных территориях реальный уровень безработицы был значительно выше этого значения: в Еврейской автономной области он составлял 25,2 %, в Камчатской области - 19,2%, в Амурской области - 16,7%, в Сахалинской области - 15,9 % (Приложение 6).
По-прежнему продолжают развиваться стагнационные процессы в сфере занятости, начинавшиеся с реформой экономических отношений. Продолжает расти хроническая безработица. Например, в 2007 году средняя продолжительность безработицы в целом по Дальневосточному округу колебалась на уровне 8 месяцев, около 30 % безработных состоят на учете в дальневосточных центрах занятости свыше года. Затяжной характер безработицы особенно характерен для экономической ситуации, складывающейся в сельской местности и в местах компактного проживания дальневосточного аборигенного населения. Здесь безработица длится годами; 70-80 % населения, встающего на учет по безработице, может рассчитывать на пособие только в размере минимальной заработной платы, что составляет немногим более 100 р. Если южная зона Дальнего Востока имеет относительно широкие возможности структурной перестройки местной экономики благодаря своей производственной и социальной инфраструктуре, то северные территории, национальные округа и отдельные национальные поселения имеют самую ближайшую перспективу вымирания, опустошения земель. [12, с. 19]
Несмотря на некоторые позитивные сдвиги в сфере занятости периода 2006-2008 годов, связанные с ростом спроса на рабочую силу, в целом для дальневосточного рынка труда характерна несбалансированность совокупного спроса и предложения, которая останется одной из наиболее существенных его составляющих. Для дальневосточного региона доминирующей тенденцией, является исторически сложившийся дефицит качества рабочей силы в сочетании с высоким образовательным уровнем населения.
И, безусловно, говоря о Дальнем Востоке, нельзя не отметить факт привлечения иностранной рабочей силы. [19, с. 11]
В 2006 году в Приморье зарегистрировано рекордное количество безработных – 46 тыс. 490 человек. Только за февраль потеряли работу 3 тыс. дальневосточников. Официальный уровень безработицы в крае составил 4,3%, реальный – значительно выше. При этом существовало тысячи вакансий, недоступных россиянам.
Меньше всего безработных было в 2000 году – 22 тыс. 267 человек. С тех пор этот показатель стремительно рос и к 2006 году удвоился. При этом оценить размер скрытой безработицы невозможно. Руководители десятков предприятий и по сей день переводят свой персонал на неполный рабочий день или оформляют ему отпуска без сохранения зарплаты. На учет таких работников не ставят. В службе занятости не исключают, что в этом году уровень безработицы в крае достигнет 1996 года, когда без работы остались более 50 тыс. человек. Уже есть районы и города, где без дела сидят до 22% трудоспособного населения.
С 1 сентября 2008 года число зарегистрированных в службах занятости безработных увеличилось на 19,1 %. Увеличение затронуло все субъекты федерации ДФО. Наиболее значительный рост произошел в Приморском крае (на 3523 чел.), в Хабаровском крае (на 3 320 чел.), Амурской области (на 2 786 чел.), республике Саха (Якутия) (на 1138 чел.). Тем не менее, по сравнению с январем 2008 года на Дальнем Востоке произошло снижение числа безработных на 9 687 человек.
На бирже труда могут предложить более 9 тыс. вакансий. Больше половины из них – на предприятиях Владивостока. Казалось бы, такие условия должны привлекать в краевую столицу безработных провинциалов. Но, предлагаемая заработная плата не окупает жилья. Из 132 тыс. вакансий, предлагаемых в 2007 году службой занятости, 90% были заняты в течение трех месяцев. Свободные сегодня тысячи рабочих мест, как полагают специалисты, вряд ли когда-нибудь займут россияне. Пособие по безработице составляет не менее 1 тыс. руб., но не может превышать прожиточного минимума в 3,6 тыс. На четверти всех вакансий работодатель предлагает зарплату ниже прожиточного минимума, поэтому люди отказываются от предложений. Найти работу со среднестатистической зарплатой в 10 тыс. руб. – большое счастье.
Тем временем в Приморье продолжают прибывать иностранные рабочие. Квота на иностранных рабочих (в основном это жители Северной Кореи и Китая) для края уже несколько лет составляет 16,5 тыс. человек. И миграционные службы, и краевые власти, и служба занятости признают: китайские и корейские рабочие никогда не отнимали заработок у местного населения. Чтобы взять на работу иностранца, нужно получить в управлении занятости заключение о целесообразности такого найма. В 2007 году с соответствующими заявлениями обратились 1 тыс. 322 работодателя, получили одобрение 1 тыс. 189. При этом 77,2% из них использовали труд гастарбайтеров во Владивостоке, Уссурийске, Находке, где уровень безработицы самый низкий (1–2%).
Еще два года назад краевая администрация просила увеличить квоту иностранной рабочей силы до 30 тыс. человек. Сейчас ситуация меняется. Большинство работодателей, привлекающих иностранную рабочую силу, нарушают налоговое законодательство. Потери бюджетов всех уровней из-за неуплаты налогов в 2007 году составили более 150 млн. руб. Другими словами, имея возможность нанять гастарбайтеров, работодатели не заинтересованы в увеличении заработной платы в строительстве, сельском хозяйстве, торговле и бытовом обслуживании.
Действительно, условия жизни и труда китайцев и корейцев россиян явно не устроят. Зарплата мигранта составляет 800–1000 руб. в месяц, живут они в палатках, вагончиках или бараках. Но, те же фермеры признают, что себестоимость выращенных в Приморье китайцами овощей все равно превышает рыночную стоимость привезенных из Китая. А если гастарбайтерам платить больше, то вообще нет смысла этим делом заниматься. Поэтому труд неприхотливых и трудолюбивых рабочих из соседних стран будет востребован на Дальнем Востоке еще долго.
Не смотря на данную специфическую проблему Дальневосточного региона, можно подвести общую черту, что несбалансированность рынка труда во многом определяется несоответствием структуры спроса (потребностей производства) и предложения, с точки зрения образовательного и квалификационного уровня претендентов. Уже не первый год РСПП бьет тревогу по поводу того, что система высшего и среднего профессионального образования не в полной мере отвечает на запросы развивающегося производства. Видимо, нужна общегосударственная программа совершенствования профессиональной подготовки с использованием возможностей частно-государственного партнерства. Не менее важно развивать дополнительное профессиональное обучение за счет программ подготовки и переподготовки кадров непосредственно на предприятиях. Целесообразно расширять и корпоративные формы обучения. При этом важно активизировать усилия по стабилизации занятости и более полному и эффективному привлечению к труду старших возрастных групп. Не менее актуальна разработка мер по предупреждению молодежной безработицы и смягчению ее последствий. И, наконец, следовало бы на общегосударственном уровне позаботиться о ликвидации межотраслевых и межрегиональных деформаций в оплате труда, повышении ее уровня. Достойное материальное положение работника и его семьи – необходимое условие эффективного труда.[14, с. 23]
Заключение
Проведение исследования по вопросу безработицы позволило прийти к следующим выводам:
Безработица представляет собой сложное социально-экономическое явление, при котором часть экономически активного населения не занята в общественном производстве товаров и услуг и не может реализовать свои способности при помощи рынка труда.
Безработица пагубно сказывается на всей экономической жизни общества. Она, прежде всего, ведет к Экономическим потерям, снижает уровень реального фактического выпуска национального продукта.
Помимо экономических потерь безработица приводит и к внеэкономическим издержкам, т.е. к определенным негативным социальным последствиям. Всегда человек, оказавшийся без работы не по своей воле, впадает в угнетенное, беспокойное состояние, со временем, если работу не удается найти, оно перерастает в депрессию, с которой трудно бороться. Как правило, находясь без работы, работник утрачивает свою квалификацию, может возникнуть социальная апатия, деморализация. Данные явления, если они массово распространены в обществе, неизбежно приводят к социальным конфликтам и усложнению общей обстановке в стране.
Безработица является естественным сопровождением экономического развития в условиях конкуренции. Наличие различных видов безработицы требует минимизации в первую очередь, циклической, сезонной и структурной безработицы для поддержания полной занятости населения и достижения высокого уровня экономического развития.
Несмотря на разные причины возникновения, безработица является естественным сопровождением экономического развития в условиях конкуренции. Наличие безработицы является неизбежным, и, более того, необходимым для эффективного развития экономики государства. Безработица влечет за собой ряд положительных и негативных последствий, выступая и как фактор повышения эффективности труда, и, как фактор снижения уровня жизни населения. Показатель безработицы является одним из ключевых показателей для определения общего состояния экономики, уровня жизни населения, а также для оценки эффективности экономической деятельности государства. При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы экономическая система работает, не достигая границ своих производственных возможностей.
Официальное признание безработицы в России произошло в 1991 г., с этого времени началась регистрация безработного населения. Динамика безработицы в России, начиная с 1991 года по настоящий момент, показывает постепенное снижение ее уровня в последние несколько лет, что достигается благодаря государственной политике в области социального регулирования, в сфере занятости, макроэкономической политике.
В целях снижения безработицы государство располагает различными методами, связанными с разработкой способов переподготовки безработного населения, социальной поддержкой безработных, содействием в создании дополнительных рабочих мест и т.д.
Предлагаемыми способами снижения уровня безработицы в России выступают: повышение доверия к службам занятости, более равномерное географическое распределение трудовых ресурсов, реализация программ поддержки молодых квалифицированных специалистов, развитие самозанятости населения, государственное содействие открытию новых предприятий и предоставление рабочих мест, информационная помощь безработным, содействие трудоустройству безработных с помощью бирж труда, содействие переподготовке безработного населения (частично или полностью за государственный счет).
Одним из способов снижения уровня безработицы является взаимодействие безработного населения с Государственной служба занятости, которая представляет структуру специальных государственных органов, призванных обеспечить координацию, решение вопросов занятости населения, регулировать спрос и предложение на рабочую силу, содействовать неработающим гражданам в трудоустройстве, организации их профессиональной подготовки, оказании социальной поддержки безработным.
Применение части приведенных способов минимизации безработицы и рост доверия безработных к государственным службам занятости позволяют снизить уровень безработицы.
Таким образом, предложенные способы снижения уровня безработицы могут способствовать усилению существующих благоприятных тенденций приближения к полной занятости населения.
Список литературы
Законодательные и нормативные акты:
Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» N 1032-1 от 19 апреля 1991 года
Постановление Правительства РФ N 12 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2006 год» от 17 января 2006 г.
Постановление Правительства РФ N 324 «Об утверждении положения о федеральной службе по труду и занятости» от 30 июня 2004 г.
Постановление Правительства РФ N 831 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2007 год» от 29 декабря 2006 г.
Книги и статьи:
Авраамова Е.М., Верпаховская Ю.Б. Работодатели и выпускники вузов на рынке труда: взаимные ожидания "Социологические исследования", 2006, №4.
Арещенко В.Д. идр. Рынок труда:проблемы безработицы и социальные гарантии: Учеб. – метод. Пос./В.Д.Арещенко, С.С.Дрозд,
Ананьев А. Новые процессы в занятости населения в условиях перехода к рыночной экономике, Вопросы экономики, № 5 - 2005
Булатов А.С.. Экономика. 4-е издание. М.:Экономист. 2006
Бункина М.К., Семенов В.А.. Макроэкономика. 3-е издание, М.: Дело и Сервис, 2000
В России снизился уровень безработицы "Интерфакс" 21 августа 2007
Вашко Т. А., Федорова О. М. О мотивах поведения безработных и профориентационной деятельности. Проблемы современной экономики, № 1(17), 2007
Владимиров Д. Хорошие рабочие в дефиците - БЕЛЫЙ ДОМ. «Российская газета» (Московский выпуск), 16 февраля 2007
Давыдов Д.. Безработных станет меньше «Российские вести», 21 февраля 2007
Доброхотов Р. В России разразился жестокий кризис на рынке квалифицированных специалистов. «Новые Известия», 16 мая 2007
Добрынин А.И.. Экономическая теория. Учебник для вузов. 3-е издание.
Домчева Е. Чем грозит безработице новая концепция рынка труда. "Российская газета" - Центральный выпуск №4073 от 23 мая 2006
Жеребин В. Как экономический рост повлияет на благосостояние россиян. 2007
Зенькова Л. П. Макроэкономика. Учебное пособие. Минск, Новое знание, 2002.
Капелюшников Р.И. Структура российской рабочей силы: особенности и динамика "Вопросы экономики", 2006, №10
Коровкин А. Дихотомия "дефицит-безработица" на российском рынке труда 2006
Львов Д.С., Поршнев А.Г. Управление социально-экономическим развитием России: концепции, цели, механизмы. Москва, Экономика, 2002.
Малеева О. Тает поток на заводской гудок "Экономика и жизнь", 10 декабря 2007
Cальникова В. Спрятанная безработица. "Трибуна", 03.08.2007
Соколова М., Ткач А. В России разразился жестокий кризис на рынке квалифицированных специалистов «Парламентская газета», 17 мая 2007 года
Щедрунова Е. Безработица в России, 2007
Федеральная служба государственной статистики 2007-2008
Интернет-сайты:
www.demoscope.ru
www.gazeta.ru
www.gks.ru
www.m-economy.ru
www.rg.ru
Приложение 1.
Характеристика основных теорий рынка труда
Теория рынка труда
Сторонники теории
Основные положения теории
Классическая
Д. Рикардо, Дж.С. Милль, А. Маршалл
• Общее перепроизводство невозможно, поскольку предложение порождает свой собственный спрос;
• Не может быть недостаточного уровня расходов для закупки продукции, произведенной при полной занятости;
• Если уровень общих расходов и окажется недостаточным, то довольно быстро включатся такие рычаги регулирования, как цена и заработная плата, в результате чего снижение общих расходов не повлечет за собой сокращения реального объема производства, занятости и реальных доходов;
• Конкуренция на рынке труда исключает вынужденную безработицу. Любой желающий работать по определяемой рынком ставке заработной платы может легко найти работу;
• Такие рычаги рыночного регулирования, как колебания ставки процента и эластичность соотношения цен и заработной платы, способны поддерживать полную занятость в экономике, они превращают полную занятость в неизбежность;
• Помощь государства в функционировании экономики является излишней и вредной.
Марксистская
К. Маркс
• Рынок труда отличает от других рынков разница товара «рабочая сила» и физического капитала;
• Если рабочая сила в процессе труда создает стоимость, то все прочие виды ресурсов лишь переносятся на новую стоимость самим трудом;
• Рынок рабочей силы, хотя и подчиняется общим рыночным закономерностям, имеет существенные особенности, поскольку сама рабочая сила как субъективный фактор производства, будучи товаром, может в то же время активно влиять на соотношение спроса и предложения.
Неоклассическая
Дж. Перри, М. Фелдстайн, Р. Холл
• С помощью цены труда, или заработной платы, регулируются спрос на рабочую силу и ее предложение поддерживается их равновесие;
• Цена на рабочую силу гибко реагирует на потребности рынка, увеличиваясь или уменьшаясь в зависимости от спроса и предложения;
• Безработица невозможна, если на рынке труда существует равновесие;
• Безработица носит добровольный характер;
• Причиной безработицы является отказ рабочих трудиться за меньшую заработную плату;
• Поиск рабочего места — это явление, вызывающее нестабильность рынка труда;
• Влияние профсоюзов, установление государством минимальных ставок заработной платы, отсутствие информации о вакансиях и свободной рабочей силе свидетельствуют о "несовершенстве" рынка труда.
Кейнсианская
Дж. Кейнс, Р. Гордон
• В экономике не существует никакого механизма, гарантирующего полную занятость;
• Полная занятость скорее случайна, чем закономерна;
• Воздействовать на рынок труда при помощи колебания ставок процента и эластичности соотношения цен и заработной платы невозможно;
• Цена рабочей силы жестко фиксирована и практически не меняется, особенно в сторону уменьшения;
• Цена рабочей силы не является регулятором рынка труда;
• Роль регулятора рынка труда должно выполнять государство, которое, уменьшая или увеличивая совокупный спрос, может ликвидировать неравновесие на рынке труда;
• Спрос на рабочую силу регулируется не колебаниями рыночных цен на труд, а совокупным спросом или объемом производства;
• Безработица носит вынужденный характер, хотя в некоторой части может быть и добровольной.
Монетаристская
М. Фридмен, Ф. Кеген, Д. Майзельман, К. Бруннер, А. Мольцер
• Рыночное хозяйство в силу внутренних тенденций стремится к стабильности, самоналаживанию;
• Если имеются диспропорции, нарушения рыночного хозяйства, то они возникают прежде всего в результате внешнего вмешательства;
• Государственное вмешательство ведет к нарушению нормального хода хозяйственного развития;
• Число государственных регуляторов необходимо сократить до минимума, исключая налоговое и бюджетное регулирование;
• Установление государством минимального уровня заработной платы, сильные позиции профсоюзов, отсутствие информации о наличии вакансий и резервной рабочей силы усиливают рыночное неравновесие и являются негативными факторами рынка труда;
• Для уравновешивания рынка труда целесообразно использовать такие рычаги, как учетная ставка центрального банка, размеры обязательных резервов коммерческих банков на счетах центрального банка.
Приложение 2.
Распределение численности безработных по уровню образования
(в процентах к итогу) (2005-2008 гг)
Безработные - всего
в том числе имеют образование
высшее профессиональное
неполное высшее профессиональное
среднее профессиональное
начальное профессиональное
среднее (полное) общее
основное общее
начальное общее, не имеют начального общего образования
2005
100
11,1
3,2
25,2
13,2
33,3
12,9
1,1
2006
100
10,4
2,7
24,6
12,6
34,6
13,9
1,2
2007
100
11,2
2,7
20,7
16,2
33,7
14,1
1,4
2008
100
10,9
2,7
20,5
18,3
33,1
13,5
1,1
Приложение 3.
Численность безработных, состоящих на учете в органах службы занятости. (январь 2006 года).
Приложение 4.
Динамика численности занятого населения и безработных в РФ в 1999-2007.
*) До ноября 2005г. - без учета Чеченской Республики; с ноября 2005г. – с учетом Чеченской Республики.
Приложение 5.
Состав безработных, имеющих опыт трудовой деятельности.
Приложение 6.
Численность экономически активного населения (тыс. человек)
Экономически активное население
В том числе
занятые в экономике
безработные
2007 г.
2006 г.
2007 г.
2006 г.
2007 г.
2006 г.
ДБ федеральный округ
3635,3
3636,0
3334,3
3298,5
301,0
337,5
Хабаровский край
777,5
782,5
723,0
704,5
54,5
78,0
Еврейская АО
85,5
86,5
78,0
75,4
7,5
11,1
Амурская область
497,4
501,0
441,5
448,1
55,9
52,9
Приморский край
1079,5
1078,8
993,3
986,0
86,2
92,8
Республика Саха
520,4
507,5
485,8
473,9
34,6
33,6
Магаданская область
126,4
126,9
112,3
111,8
14,1
15,1
Камчатская область
200,8
207,3
179,5
182,6
21,3
24,7
Сахалинская область
316,3
314,3
290,3
286,0
26,0
28,3
Чукотский АО
31,5
31,2
30,6
30,2
0,9
1,0
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории экономика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ