Формы территориальной организации машиностроения
Содержание
Введение.....................................................................................................................3
1. Обзор отраслей машиностроения........................................................................5
2. Формы территориальной организации машиностроения...............................9
3. Некоторые проблемы отрасли и пути их решения..........................................11
Заключение..............................................................................................................12
Список литературы..................................................................................................14
Введение
В наше время машиностроение служит основой экономики любой страны и играет решающую роль в создании материально-технической базы хозяйства. В современных условиях ему принадлежит исключительно важная роль в ускорении научно-технического прогресса. Выпуская средства производства для разных отраслей народного хозяйства, машиностроение обеспечивает комплексную механизацию и автоматизацию производства.
В экономически развитых странах на долю машиностроительных производств приходится от 30 до 50% общего объема выпуска промышленной продукции (в Германии – 53,6%, Японии – 51,5%, Англии – 39,6%, Италии – 36,4%, Китае – 35,2%). Это обеспечивает техническое перевооружение всей промышленности каждые 8-10 лет. При этом доля продукции машиностроения в ВВП стран Евросоюза составляет 36-45%, в США – 10%, в России машиностроение обеспечивает 18% ВВП.
После развала СССР украинское машиностроение прошло вместе с экономикой страны через все этапы кризиса, через все проводившиеся над промышленностью рыночные эксперименты. Главная причина кризиса данной отрасли в странах СНГ - разрыв единого машиностроительного комплекса бывшего СССР. Его дробление способствовало тому, что машиностроение было существенно потеснено крупными зарубежными корпорациями как на внутреннем, так и на внешних рынках, особенно в наукоемком секторе.
Постепенно «оживать» отечественное машиностроение начало лишь в конце 90-х - начале 2000-х годов. Не в последнюю очередь это произошло благодаря эксперименту, проведенному на предприятиях ГМК в 1999-2002 годах. В соответствии с Законом Украины от 14.07.1999 г. № 934-XIV «О проведении экономического эксперимента на предприятиях горно-металлургического комплекса Украины» (действовал с 01.07.1999 г. по 01.01.2002 г.) для многих предприятий ГМК были созданы условия для преодоления кризисного состояния отрасли: реструктуризация предприятий, вывод неэффективных мощностей, стимулирование инвестиционной и инновационной деятельности, выпуск конкурентоспособной продукции и создание рабочих мест. Как результат, предприятия существенно увеличили инвестиции в перевооружение своих производственных мощностей, предъявляя спрос, в том числе, и на продукцию отечественного машиностроения.
Динамика роста объемов производства в машиностроении согласно данным Госкомстата: 2000 - 15,3 %, 2001 - 18,3%, 2002 - 11,3 %, 2003 - 35,8%, 2004 - 28%, 2005 - 7,1%, 2006 - 11,8%, 2007 - 28,6% [2].
На период 2007 года многоотраслевой машиностроительный комплекс - мощный сектор промышленности Украины, объединяющий более 11 тыс. предприятий. Доля машиностроительной отрасли в украинской промышленности превышает 15%, в ВВП составляет около 12%. В машиностроении сосредоточено свыше 15% стоимости основных средств, почти 6% оборотных активов отечественной промышленности и более 22% общего количества наемных работников [6].
Машиностроительный комплекс Украины охватывает свыше 20 специализированных отраслей, то есть практически все отрасли машиностроения.
Размещение отдельных отраслей машиностроения зависит от характера производства, его трудоемкости, потребностей в квалифицированной рабочей силе, показателей расходов сырья, энергии и оборудования в расчете на выпуск единицы продукции. С учетом влияния этих факторов отрасли машиностроения объединяются по принципу территориального тяготения в следующие группы:
Радиотехника, робототехника, электроника, конвейеро-, приборо- и станкостроение, инструментальная промышленность и др. Предприятия этих отраслей объективно тяготеют к промышленным центрам, где есть квалифицированные кадры, научно-исследовательские институты соответствующего профиля, производственная и непроизводственная инфраструктуры.
Авто-, моторо-, тракторо- и вагоностроение, производство оборудования для легкой и полиграфической промышленности. Заводы этих отраслей тяготеют к центрам общего машиностроения, где есть квалифицированные кадры, а также к производству металла и энергии.
Производства сельскохозяйственных машин, химического оборудования, промышленной арматуры, строительных и дорожных машин. Такие предприятия размещаются ближе к районам потребления готовой продукции.
Производства горношахтного, металлургического, подъемно-транспортного оборудования, металлических изделий. Они тяготеют к источникам поставок металла и районам потребления готовой продукции.
Металлообрабатывающие отрасли (ремонт машин и оборудования, Производство отдельных несложных металлических изделий и конструкций) [1].
1. Обзор отраслей машиностроения
Важнейшими отраслями машиностроения являются: тяжелое, транспортное, энергетическое, электротехническое, сельскохозяйственное, станкостроение, приборостроение, производство оборудования для разных отраслей народного хозяйства (химическая, легкая, пищевая и др.).
К отраслям машиностроения, получившим наибольшее развитие в Украине, относится тяжелое машиностроение: производство машин и оборудования для горной, угольной, металлургической, химической, нефтяной и газовой промышленности, для транспорта и т. д. Предприятия этих металлоемких отраслей размещаются преимущественно в Донбассе, Приднепровье, а также в Харькове.
Единственный украинский производитель, который на сегодняшний день в состоянии выполнять крупные заказы и на равных конкурировать с иностранными фирмами, - Новокраматорский машиностроительный завод (НКМЗ). За последнее время он выполнил реконструкцию конвертерного цеха Енакиевского метзавода и двух МНЛЗ на комбинате “Азовсталь”. Кроме того, НКМЗ изготовил новую МНЛЗ для Новолипецкого меткомбината (РФ) и недавно выиграл тендер на поставку оборудования для модернизации стана "2500" горячей прокатки Магнитогорского меткомбината.
Остальным отечественным машиностроителям в основном придется конкурировать между собой за рынок запчастей и отдельных машин и вспомогательного оборудования.
Большое значение для Украины имеет транспортное машиностроение — сложная и территориально разветвленная отрасль. На ее предприятиях выпускают тепловозы, вагоны, автомобили, суда, самолеты.
В железнодорожном машиностроении крупнейшими предприятиями в Украине на сегодняшний день являются Крюковский вагоностроительный завод (Кременчуг, Полтавская обл.), ОАО «Днепровагонмаш», Стахановский вагоностроительный завод, производственное объединение «Азовмаш» (ОАО «Азов», Мариуполь) и холдинговая компания «Лугансктепловоз». Эти предприятия вполне способны обеспечить потребности всего железнодорожного хозяйства Украины и других стран СНГ.
На Крюковском вагоностроительном заводе началось серийное производство пассажирских железнодорожных вагонов. До сих пор они изготавливались в виде опытных образцов. Однако учитывая перспективность и объемность данной ниши, межведомственная комиссия по пассажирским вагонам приняла решения о серийном производстве. Но "Укрзализныця" пока что не спешит заключать договора с отечественными производителями, предпочитая пассажирские вагоны российского производства. Впрочем, на заводе по этому поводу не особо расстраиваются, мотивируя это тем, что имеют достаточно заказов от железнодорожных ведомств других стран СНГ.
Сегодня украинское железнодорожное машиностроение - одна из наиболее экспортоориентированных отраслей промышленности. Объемы экспорта предприятий отрасли достигают 80%, а по отдельным видам продукции - 90% [6].
Троллейбусы выпускают в Киеве и Днепропетровске. Подвижной состав городского электротранспорта ремонтируют в крупных городах.
На сегодняшний день в Украине действует 4 автопроизводителя, способных вести полномасштабное производство автомобилей и принадлежащих местному капиталу: "ЗАЗ" (в составе "УкрАвто"), "Еврокар", "Богдан" и "КрАСЗ".
Так, производитель легковых автомобилей ЗАО "Запорожский автомобилестроительный завод" в 2006 г. увеличил выпуск автомобилей на 30,3% по сравнению с 2005 г., до 193,1 тыс. шт., а в 2007 г. – еще в 1,5 раза.
Другая автомобилестроительная корпорация - "Богдан" - произвела в 2007 г. 53,9 тыс. легковых автомобилей, что на 33,63% больше, чем за аналогичный период 2006 г. (40,4 тыс. шт.). Также в 2007 г. эта компания изготовила на производственных площадках в Черкассах и Луцке до 3,3 тыс. автобусов всех классов, что на 21% больше, чем в 2006 г.
Холдинговая компания "АвтоКрАЗ" завершила 2007 г. с рекордными за последние 12 лет показателями производства и реализации большегрузных автомобилей "КрАЗ". Кременчугский автозавод выпустил более 4,2 тыс. грузовиков и машинокомплектов для поставки на сборочные производства, что на 20,7% больше, чем было выпущено в 2006 г., в том числе произведено до 3,3 тыс. автомобилей с двигателем, отвечающим требованиям "Евро-2" (в 2,3 раза больше по сравнению с предыдущим годом) [6].
Судостроение в Украине размещается в нескольких центрах. Крупнейший из них — Николаев. Здесь выпускают морские суда — танкеры и сухогрузы. Вторым по значению центром судостроения является Херсон. На его заводах производят морские и речные суда, земснаряды, доки для морских портов, портальные краны и др. Крупный судостроительный завод в Киеве выпускает морские траулеры. Судостроительный завод есть также в Керчи. Ремонтируют морские суда в Одессе, Ильичевске, Севастополе, Мариуполе, речные — в Запорожье, Вилкове, Измаиле, Рени.
Судостроение Украины — важная отрасль, способная обеспечить потребности страны в крупных нефтеналивных танкерах, лесо- и рудовозах, судах на подводных крыльях и воздушной подушке, грузовых судах типа «река—море», военных кораблях. Судостроительные заводы Украины выполняют заказы для других стран мира.
Развито в Украине и самолетостроение. Его центры находятся в Киеве, Харькове, Львове. Киевское авиаобъединение строит сверхгрузоподъемные транспортные самолеты (Ан-124 «Руслан», Ан-225 «Мрiя»), которые по многим показателям превосходят самолеты подобного типа за рубежом. Здесь создан также самолет-пожарник Ан-32п. Харьковское авиационное объединение производит пассажирские самолеты типа Ту-134. Ведутся работы по созданию самолетов третьего тысячелетия — транспортного Ан-70 и пассажирского Ту-334. Самолетостроение свидетельствует о высоком уровне развития страны.
Подъемно-транспортное и дорожное машиностроение — очень металлоемкие отрасли. Поэтому в основном предприятия этих отраслей тяготеют к металлургическим базам или же размещаются недалеко от них. Производство тяжелых кранов, шагающих экскаваторов, подвесных канатных дорог находится в Днепропетровске, Запорожье, Краматорске, Стаханове, Херсоне. Мощным предприятием является завод тяжелого крано-строения в Одессе. Башенные краны изготавливают в Харькове.
Строительные и дорожные машины выпускают в Киеве, Одессе, Кременчуге, Бердянске, Харькове, Николаеве, Корос-тене и Славянске. Оборудование для строительной индустрии производят в основном в Харькове, Киеве, Днепропетровске, Лисичанске, Житомире.
Энергетическое машиностроение имеет межгосударственное значение. Самым крупным его центром является Харьков. Здесь производят мощные турбины для тепловых, атомных, гидравлических, газотурбинных и других электростанций. Предприятия этой отрасли размещены также в Полтаве, Стаханове (Луганская область), Монастырище (Черкасская область). К энергетическому машиностроению относится дизелестроение, центры которого находятся в Токмаке (Запорожская область), Бериславе (Херсонская область) и Перво-майске (Николаевская область). Здесь выпускают дизели для судов, тепловозов, буровых установок, электростанций.
Электронная и радиотехническая промышленность обеспечивает страну телевизорами, магнитофонами, радиоприемниками, компьютерами, полупроводниками и т. д. Ее предприятия не требуют значительных площадей, мало загрязняют окружающую среду, не являются материалоемкими, могут размещаться как в больших, так и в малых городах, и даже в селах. Основные центры электронной и радиотехнической промышленности — Львов (заводы телевизоров и кинескопов), Киев («Маяк», «Радар», «Электронмаш» и др.), Симферополь (завод телевизоров), Днепропетровск (радиозавод), а также Черкассы, Запорожье, Одесса. Расширяются связи с предприятиями Японии, Тайваня, Китая, Республики Корея.
Предприятия электротехнического машиностроения изготавливают различные машины и приспособления, предназначенные для производства, передачи, преобразования и потребления электроэнергии. Крупнейшие центры электротехнического машиностроения — Харьков, Запорожье, Киев, Днепропетровск, Львов, Полтава, Донецк, Одесса, Бердянск. Наиболее мощные предприятия сосредоточены в Харькове. Это заводы — «Электротяжмаш», электромеханический и «Электромашина». Выделяются также заводы: трансформаторный и электроаппаратуры в Запорожье, опытный электромеханический в Киеве, электромеханический в Полтаве, электротехнических приборов во Львове и др. Крупные предприятия электротехнического машиностроения есть в Новой Каховке (электромашиностроительный завод), Умани (завод «Мегомметр»), Славянске (арматурно-изоляторный).
Кабельное производство сосредоточено в Киеве, Бердянске, Харькове, Каменце-Подольском, Одессе, Донецке.
Киноаппаратуру выпускают в Киеве и Одессе, электронные приборы и микроскопы — в Сумах, стиральные машины — в Киеве, холодильники — в Василькове (Киевская область) и Донецке. Эти предприятия расширяют связи с заводами Финляндии, России и других стран.
Станкостроение в основном работает на удовлетворение потребностей машиностроения в металлообрабатывающем оборудовании.
Наиболее крупные предприятия станкостроения — это Киевский и Житомирский заводы станков-автоматов, Львовский завод станков и инструментов, Харьковский завод агрегатных станков, Краматорский завод тяжелого станкостроения, Одесский станкостроительный завод.
К крупным городам тяготеют предприятия приборостроения. Для этого производства необходимы высококвалифицированные кадры. Основными центрами приборостроения являются крупные города: Киев, Харьков, Днепропетровск, Одесса, Донецк, Запорожье, Львов.
Сельскохозяйственное машиностроение после распада СССР оказалось в не намного лучшем состоянии, нежели тяжелое, перейдя из ведущей в депрессивную и дотационную отрасль экономики. За 17 лет независимости Украины было написано девять различных программ развития этого сектора, но реально профинансированы они были лишь на 14%, как результат, ни одна из них не оправдала ожиданий [6].
Заводы сельскохозяйственного машиностроения размещены по всей стране. Крупнейшие предприятия находятся в Тернополе и Днепропетровске (выпускают свеклоуборочные комбайны), Херсоне (кукурузо- и зерноуборочные комбайны). Сеялки производят в Кировограде, тракторные плуги — в Одессе, установки для орошения — в Первомайске Николаевской области, кормораздаточные машины — в Белой Церкви, оборудование для ферм — в Умани. Предприятия сельскохозяйственного машиностроения есть в Киеве, Николаеве, Мелитополе, Бердянске, Львове, Донецке, Луганске, Черновцах и других городах. Производство тракторов сосредоточено главным образом в Харькове. Здесь работает мощный Харьковский тракторный завод, а также заводы «Поршень», тракторных самоходных шасси, тракторных двигателей. ХТЗ кооперируется с заводами Харьковской области, Киева, Винницы и других городов.
Предприятия машиностроения для химической промышленности выпускают химическую аппаратуру, машины для производства минеральных удобрений, синтетического каучука, искусственного волокна и пластмасс, компрессорное и насосное оборудование, фильтры и т. д. Крупнейшие заводы находятся в Киеве, Сумах, Полтаве, Днепропетровске, Одессе, Львове, Фастове, Дрогобыче.
Предприятия машиностроения для легкой и пищевой промышленности тяготеют к крупным машиностроительным центрам и к центрам пищевой промышленности. Производство оборудования для пищевой промышленности развито в Киеве, Харькове, Днепропетровске, Одессе, Запорожье, Полтаве, Мариуполе, Черкассах, Смеле, Львове, Мелитополе, Симферополе, Ужгороде. Оборудование для легкой промышленности производят в Харькове, Киеве, Полтаве, Черновцах, Херсоне, Мелитополе, Одессе, Ивано-Франковске, Фастове, Бердичеве, Чернигове, Каменце-Подольском и других городах.
2. Формы территориальной организации машиностроения
Основными формами территориальной организации машиностроения являются машиностроительные центры, узлы и районы.
В машиностроительном центре сосредоточены машиностроительные предприятия определенной специализации. Машиностроительный узел охватывает несколько машиностроительных центров, население которых в основном занято в машиностроении. Машиностроительный район — это ТПК со специализацией на выпуске определенной продукции машиностроения. Охватывает обычно территорию одной или нескольких смежных областей.
В Украине можно выделить 70 машиностроительных узлов. Они различаются по величине, специализации, уровню сформированности. Крупнейшим машиностроительным узлом Украины является Харьковский. Преимущественное развитие здесь получили тракторное и сельскохозяйственное, энергетическое, подъемно-транспортное, электротехническое машиностроение и станкостроение.
Второй по величине — Киевский машиностроительный узел. Здесь развито приборостроение, а также машиностроение для пищевой и химической промышленности, транспортное машиностроение.
В Днепропетровском машиностроительном узле преобладают тяжелое и сельскохозяйственное машиностроение, электротехническая промышленность.
Одесский машиностроительный узел специализируется на станкостроении, подъемно-транспортном и сельскохозяйственном машиностроении.
Во Львовском машиностроительном узле развиты электротехническая промышленность, автомобилестроение, приборостроение; в Луганском — тепловозостроение и горное машиностроение; в Запорожском — электротехническая и автомобильная отрасли.
Крупным узлом тяжелого машиностроения является Краматорский; судостроения — Николаевский; судостроения и сельскохозяйственного машиностроения — Херсонский.
Машиностроительные районы формируются вокруг одного или нескольких крупных узлов и охватывают несколько областей.
В Украине можно выделить такие машиностроительные районы: Харьковский (Харьковская, Полтавская и Сумская области), Донбасский (Донецкая и Луганская области), Приднепровский (Днепропетровская, Кировоградская и Запорожская области), Центральный (Киевская, Черниговская, Житомирская и Черкасская области), Западный (Львовская, Ивано-Франковская, Волынская, Ровенская, Закарпатская области), Подольский (Винницкая, Хмельницкая, Тернопольская, Черновицкая области), Южный (Автономная Республика Крым, Одесская, Николаевская и Херсонская области).
Предприятия машиностроения в Украине размещены крайне неравномерно. Более 50 % выпуска товарной продукции, количества работающих и стоимости промышленно-производ-ственных основных фондов сосредоточено в трех машиностроительных районах — Харьковском, Донбасском и Приднепровском.
Больше всего машиностроительных предприятий в таких промышленных центрах, как Харьков, Киев, Львов, Одесса, Запорожье. Низкий уровень развития машиностроения характерен для Западного и Подольского машиностроительных районов.
Дальнейшее развитие машиностроения страны требует технического перевооружения, реконструкции, переспециализации тех предприятий, которые производят ненужную обществу продукцию. Новое направление — это создание небольших и средних заводов, выпускающих приборы, продукцию общемашиностроительного назначения, товары народного потребления. Это даст возможность более эффективно использовать возможности отдельных районов [1].
3. Некоторые проблемы отрасли и пути их решения
За годы трансформации экономики машиностроительный комплекс страны пережил длительный разрушительный кризис, который сопровождался значительными потерями производственного и кадрового потенциала, более чем двукратным сокращением доли продукции машиностроения в промышленном производстве Украины, снижением активности в инновационно-инвестиционной деятельности. Но все-таки он сумел в целом сохранить свой потенциал и вышел на путь адаптации к новым рыночным условиям и освоения новых промышленных рынков.
В последние годы благодаря стабильным темпам роста экономики Украины машиностроительный комплекс смог частично вернуть свои потерянные позиции.
За последние годы перед машиностроителями возникли сразу 2 серьезные проблемы – вступление Украины в ВТО и мировой финансовый кризис. И если к вступлению ВТО промышленники были готовы и сделали все возможное, дабы минимизировать свои потери, то подобных масштабов мирового кризиса мало кто ожидал.
Как переживет отечественная экономика в целом и машиностроительный комплекс в частности новый кризис, в большой степени зависит от взвешенной и решительной политики государства.
Однако независимо от масштабов кризиса последующее развитие отрасли невозможно без значительных инвестиций. В настоящее время износ оборудования, по предварительным оценкам, составляет около 70%. Из-за недостатка финансовых ресурсов очень медленно решаются проблемы возобновления производственного потенциала отрасли на основе использования инновационных технологий и реализации отечественных научных разработок, последующего изменения структуры товарного производства и развития наукоемкого машиностроения, обеспечения конкурентоспособности конечной продукции.
В связи с этим правительство Украины должно приложить максимальные усилия для стимулирования инвестиционной деятельности машиностроителей. Во-первых, необходимо предоставить предприятиям всевозможные налоговые льготы на проведение масштабных проектов по модернизации производственных мощностей.
Также в скором порядке необходимо решить вопрос с возмещением НДС. Машиностроение - это длительные контракты, заказ может выполняться в течение 6-18 месяцев. При получении предоплаты государство сразу изымает из оборота 20% от него в виде НДС. Возмещение НДС, в лучшем случае, происходит после выполнения заказа. Таким образом, данное обстоятельство усугубляет и без того катастрофическую ситуацию с дефицитом оборотных средств.
Для стимулирования развития производства необходимо обеспечить отечественных производителей государственными заказами, в том числе и на инновационную продукцию и, безусловно, необходимо существенно увеличить финансирование отечественной науки.
Заключение
За 10 месяцев 2009 г. объемы производства в машиностроении упали на 49,7%. Об этом сообщил Государственный комитет статистики. В октябре по сравнению с сентябрем этого года производство в машиностроительной отрасли выросло на 1,9%, а по сравнению с октябрем 2008 г. упало на 34,5%.
За 10 месяцев производство легковых автомобилей упало на 83,7%, до 61,1 тыс. шт., в октябре по сравнению с сентябрем этого года - на 32,3%. В январе-октябре производство автобусов сократилось на 89,5%, до 981 шт., в октябре – на 13,6%.
За 10 месяцев производство грузовых автомобилей уменьшилось на 80,1%, до 2,1 тыс. шт., в октябре – на 11,4%. В январе-октябре производство несамоходных грузовых вагонов упало на 70,4%, до 8,4 тыс. шт., а в октябре выросло на 40,1%.
За 10 месяцев производство тракторов упало на 85,1%, до 909 шт., а в октябре выросло на 23,2%.
За 9 месяцев 2009 г. объемы производства машиностроительной отрасли сократились на 51,4% [4].
На развитие машиностроения в Украине в следующем году предусмотрены расходы из бюджета в размере 161 млн. гривен, что на 15,7% больше, чем в текущем. Как сообщили в Управлении связей с общественностью Министерства финансов, эти средства будут направлены на разработку новых моделей конкурентоспособных тракторов, универсальных энергетических средств и дизельных двигателей к ним; оборудование для механизации животноводства; высококачественной элементной базы, средств контроля и автоматизации, оборудования для обслуживания и ремонта техники, передает "Укринформ".
Кроме того, будут выполняться научно-технические программы на предприятиях машиностроительного комплекса по созданию новой продукции в судостроении, современного оборудования для металлургической промышленности, вакуумной коммутационной техники, средств связи, новейшего оборудования химической, нефтехимической и нефтегазодобывающей промышленности.
В нынешнем году в Госбюджете Украины на развитие машиностроительной отрасли запланировано 139,1 млн. грн. Из этих средств финансируются научно-технические программы: "Разработка и производство средств связи", "Средства информатизации и вычислительной техники", "Программа развития вакуумной коммутационной техники Украины", "Сложная радиоэлектронная и измерительная аппаратура".
В частности, финансируется разработка и производство 7 новых моделей конкурентоспособных тракторов, 2-х - универсальных энергетических средств, 4-х - дизельных двигателей, современных зерно-, кукурузо-, кормо- и свеклоуборочных комбайнов, новых видов интегральных грунтообрабатывающих и посевных комплексов, машин для защиты растений, технических средств для мелиорации и орошения, 20 современных машин для пищевой и обрабатывающей промышленности, подготовка производства самолета Ан-70 [5].
Список литературы
1. Масляк П. О., Шищенко П. Г. Географія України: Проб. підруч. для 8-9 кл. серед шк. /Пер. з укр.. М. П. Задорожного, Л. М. Стехуна. – К.: Зодіак-ЕКО, 2001
2. ВІСНИК ДОНЕЦЬКОГО УНІВЕРСИТЕТУ, СЕР. В: ЕКОНОМІКА І ПРАВО, ВИП.1, 2007
3. Національна бібліотека України імені В.І. Вернадського, Київ: www.nbuv.gov.ua
4. Экономические новости Fin.Org.UA
5. Аэрокосмический портал Украины: www.space.com.ua
6. Сайт Министерства промышленности Украины: www.pda.minprom.com.ua
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории экономика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ