Конспект урока по экономике "Труд и трудовое право в Российской Федерации" 11 класс
Казанцева Наталья Игоревна
МБВСОУ В(С)ОШ г. Сухого Лога Свердловской области
Учитель экономики
Тема урока: «Труд и трудовое право в Российской Федерации».
Цель урока: Сформировать знания у учащихся о правовом регулировании труда на территории Российской федерации, дать представление механизмах трудового регулирования в системе трудовых правоотношений.
Задачи:
дать учащимся представление о системе трудового права на территории РФ;
сформировать умения использовать полученные знания в практической деятельности;
способствовать развитию у учащихся коммуникативных компетенций, через ведение дискуссионного диалога;
способствовать развитию навыков работы с дополнительным материалом и документами;
воспитать у учащихся уважение к законам своего государства.
Тип урока: изучение нового материала
Ресурсы: Трудовой кодекс РФ, Конституция РФ, проектор, экран, раздаточный материал (статьи ТК РФ, Конституции РФ, карточки с правовыми задачами).
Планируемые результаты:
Личностные:
уважительное отношение к противоположной точке зрения, умение вести дискуссию;
повышение юридической граммотности учащихся;
сформированность познавательных мотивов, направленных на получение новых знаний в области трудового права;
Метапредметные:
умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, делать выводы и заключения;
умение структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках;
умение работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Предметные:
сформированные знания о системе трудового права на
территории РФ;
знакомство с существующими нормативно-правовыми актами, посредством которых происходит регулирование трудовых отношений на территории РФ;
расширение словарного запаса учащихся, через введение в их речь новых терминов и понятий;
умение аргументировать свою точку зрения выдержками из законов;
умение анализировать и давать оценку правовых проблем и путей их решения.
Структура и ход урока
№
Этапы организации учебной деятельности
ВВремя
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Прогнозируемый
результат
1
Самоопределение учебной деятельности
1
Приветствует обучающихся проверяет их готовность к уроку. Создаёт доброжелательную рабочую атмосферу в классе.
Приветствуют учителя, проверяют готовность рабочего места, настраиваются на работу.
Личностные: самоопределение, позитивный настрой к восприятию нового материала
2
Актуализация знаний. Постановка учебных задач.
5
Учитель объявляет тему урока и организует погружение в проблему.
Организует совместную деятельность по решению проблемы. Предлагает учащимся сформулировать цель и задачи урока исходя из темы.
Проблема: Во всех сказках издавна прославлялся человек труда и высмеивался ленивый, не желающий ничего делать. Есть множество русских пословиц о труде. Например: Хочешь есть калачи – не лежи на печи;
Труд человека кормит, а лень портит.
На примере этих пословиц попытайтесь самостоятельно Проблема: сформулировать те правила, которые предписывали и обучали. Что такое труд?
Труд это право или обязанность?
В процессе знакомства с проблемой, определите, что для ее решения вы уже знаете, а что вам еще надо узнать.
Записывают дату и тему урока в тетрадь.
Слушают учителя, выделяют главную идею анализируют, выдвигают гипотезы, высказывают свое мнение, мысли на поставленный вопрос, фиксируют их в тетради. Устанавливают причинно-следственные связи.
Пытаются сформулировать цель и задачи урока.
Принимают и сохраняют учебную цель и задачи урока, сформулированные учителем, записывают их в тетрадь.
Учащиеся вспоминают знакомые понятия.
Личностные:
смыслообразование
Регулятивные: способность к волевому усилию, умение адекватно ставить учебные цели, задачи.
Познавательные: Умение понимать основную мысль текста,
адекватно отражать основные положения текста.
Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения. Пытаются решить учебную задачу.
Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация. Умение спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать свое.
3
Изучение нового материала
Закрепление знаний,
контроль,
коррекция
Рефлексия
16
15
3
Учитель организует исследование учебной задачи, предлагает учащимся выполнить задания, используя текст Конституции РФ и Трудового кодекса РФ, организует обсуждение правильности ответа.
1. Изучив статью 37 Конституции РФ, дайте характеристику права на труд, назовите принципы использования труда.
2. Изучите ст. 20 и 56 Трудового кодекса и дайте определение таким понятиям как "работник", "работодатель", "трудовой договор". Объясните как Вы их понимаете?
Учитель организует работу в группах, фиксирует сформулированные учениками выводы, организует их обсуждение.
3. 1 группа: Изучите главу 42 Трудового кодекса, выделите особенности регулирования труда несовершеннолетних работников. Считаете ли вы, что Закон справедливо определяет особенности труда несовершеннолетних?
2 группа: Изучите главу 41 Трудового кодекса РФ, назовите особенности регулирования трудовых отношений женщин. Считаете ли вы, что Закон справедливо определяет особенности труда женшин?
Учитель организует ситуацию контроля, посредством диагностической работы:
Организация коррекционной работы;
Контрольно-диагностическая
Работа с диагностической картой: оценивающая деятельность
С какого возраста гражданин России может начать работу? Какой будет продолжительность его рабочего дня.
Семнадцатилетний гражданин в апреле поступил на работу и попросил предоставить ему отпуск в один из летних месяцев этого же года. В отделе кадров ему объяснили, что отпуск предоставляется после 11 месяцев с начала работы. Правильно это или нет?
16-летний и 20-летний юноши были приняты на работу с испытательным сроком. По истечении одного месяца обоих уволили как не прошедших испытательный срок. Правомерны ли действия администрации?
17-летний молодой человек хотел бы работать в ночное время. Допускается ли такой вариант работы несовершеннолетнего?
Возможна ли работа несовершеннолетнего по совместительству?
Какие документы необходимы при поступлении на работу впервые?
Детям 13 и 15 лет. Может ли мать рассчитывать на неполный рабочий день?
Может ли она работать на дому?
Может ли она попасть под сокращение на своем предприятии, если она мать-одиночка?
Может ли мать ребенка-инвалида отказаться от командировки?
Мать ребенка-инвалида не использовала дополнительный отпуск в этом году. Может ли она присоединить его к очередному отпуску?
Может ли муж воспользоваться отпуском по уходу за ребенком?
Учитель формулирует вывод урока. Предлагает учащимся ответить на вопрос « Достигнута ли цель урока?» Подводит обучающихся к выводу, что каждый гражданин РФ имеет право на свободный, добровольный, безопасный и оплачиваемый труд, а также право на отдых и решение трудовых споров. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке, умениях, которые они получили на уроке,предлагает ученикам оценить свою работу, и в целом работу класса, отметить тот материал, над которым нужно ещё поработать дома. Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке.
Учитель объявляет задание на дом.
Работа с текстом.Учащиеся осмысленно изучают содержание текста ст. 37 Конституции РФ, выделяют главное, делают соответствующие записи в тетрадь.
Работа текстом.
-Учащиеся читают, осмысливают ст. 20 и 56 Трудового кодекса РФ, выделяют ключевые моменты и объясняют как они их понимают.
Работа в группах:
- учащиеся исследуют условия учебной задачи,
- учащиеся самостоятельно вырабатывают алгоритм своих действий и наиболее эффективные способы решения поставленной задачи;
- определяют функции каждого участника группы (собирающего информацию, отвечающего на вопросы, анализирующего полученную информацию.)
- работают со статьями Трудового кодекса РФ;
- выдвигают предположения;
- участвуют в дискуссии, обсуждении;
- учатся формулировать собственное мнение и позицию;
- адекватно воспринимают версии ответов учащихся своей группы;
- анализируют и обобщают результаты групповой работы.
- принимают решение.
- излагают результаты групповой деятельности.
- осуществляют самоконтроль, взаимоконтроль;
- сохраняют учебную цель и задачу.
Работа с раздаточным материалом
- Изучают текст статей Трудового кодекса РФ,самостоятельно находят нужную информацию, делают соответствующие записи в рабочей тетради
Учащиеся выполняю диагностическую работу;
- осуществляют адекватное оценивание своей работы, используя предложенные учителем критерии оценки работы;
- анализируют;
- находят ошибки и исправляют их.
Учащиеся высказываются о результатах своей деятельности на уроке, отвечают на вопросы позволяющие обобщить пройденный материал, говорят о своих впечатлениях и своем эмоциональном состоянии. Делают вывод о качестве своих знаний до и после урока.
Учатся соотносить результат с поставленной целью в собственной деятельности, подводят итоги:
Продолжите предложение.
1. Целью моего освоения темы было ---------
В результате я получил ---
2. Для того, чтобы выполнить задания:
-я сделал следующее ---
- я воспользовался источниками---
3. На уроках по теме «…» я : - узнал…… - понял…… - научился…
4. Наибольшего успеха я достиг в …..
Наибольшую трудность я испытал в …..
5. Изменения, которые произошли у меня: в знаниях…. в понимании… в умении…..
6. В дальнейшем стоит обратить свое внимание на…
Записывают домашнее задание.
Личностные: самоопределение, смыслообразование.
Регулятивные: волевая
саморегуляция в ситуации затруднения.
Познавательные: анализ, синтез, обобщение, поиск и выделение необходимой информации, выполнение действий по алгоритму.
Коммуникативные: построение письменных и устных речевых высказываний, аргументирование своего мнения.
Личностные: умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.
Инициатива, находчивость, активность при работе в группе, умение прислушиваться к аргументам других и учитывать их в своей позиции.
Осознание ответственности за общее дело.
Регулятивные: волевая саморегуляция. умение оценивать свою работу и работу группы.
Познавательные:анализ, синтез, построение логической цепи рассуждений.
Коммуникативные: Умение чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей. Умение представлять и сообщать в письменной и устной форме, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. Умение эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.
Умение слушать и слышать друг друга при работе в группе.
Умение договариваться, приходить к общему решению.
Умение аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию дружелюбным для аппонентов образом.
Личностные:
Рефлексия (осознанность и обоснованность).
Самооценка.
Регулятивные:
умение дать развёрнутую оценку своей работы, адекватное использование предложенных критериев для оценивания работы.
Личностные: адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности.
Регулятивные:
Самооценка
Умение адекватно воспринимать оценки и отметки. Умение оценить прогресс в усвоении знаний и умений.
Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности
Коммуникативные: формулирование и аргументация своего мнения.

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории экономика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ