Международная миграция капитала 2


Содержание









Введение

Современное понимание и основополагающее значение инвестиций и инвестиционного процесса, существовавших во все времена и у всех народов, для экономики складывается и возрастает с развитием рынка. После формирования национальных и международных рынков инвестиции и инвестиционный процесс приобретают непреходящее значение для национальной и мировой экономики.

Целью настоящей работы является анализ сложившейся экономической ситуации, в частности динамика международной миграции капитала. Для этого необходимо решить следующие задачи:

  1. Изучить понятие и сущность инвестиций;

  2. Изучить основные формы инвестирования;

  3. Выявить особенности инвестиционного процесса с участием России;

  4. Проанализировать структуру Российских инвестиций за границу;

  5. Проанализировать динамику иностранных инвестиций в Россию (2007-2009гг.);

  6. Обозначить основные проблемы привлечения иностранных инвестиций в Россию и ее регионы;


Предметом исследования является выявление особенностей и тенден-ции международного движения капитала и анализ участия в нем России, оценка инвестиционного климата в России, а также определение проблем и направлений привлечения иностранного капитала в российскую экономику.

Хронологические рамки исследования. В работе анализируется состояние международного движения капитала в 2007-2009гг.

Разработанность темы. Проблема привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику в той или иной мере освещалась и продолжает освещаться в научной и специальной литературе, а также в различных средствах массовой информации, как отечественных, так и зарубежных.

В отечественной литературе исследования иностранного инвестирования базируются в основном на анализе его отдельных аспектов. В частности, изучению основ инвестирования и оценки эффективности инвестиций посвящены работы А.С. Булатова, А.В. Воронцовского, П.Н. Завлина, В.В. Ковалева, И.В. Липсица, Д.С. Львова, мировая практика регулирования международного инвестирования и организационно-правовые аспекты привлечения иностранных инвестиций рассмотрены М.М. Богуславским, Н.Н. Вознесенской, И.Н. Герчико-вой, Н.Н. Ливенцевым, обзор состояния иностранных инвестиций представлен в работах под ред. проф. А. Астаповича, Л.П. Куракова, В.П. Серегина, И.П. Фаминского.

Научная новизна диссертации заключается в том, что автор, путем комплексного анализа ряда теоретических и практических аспектов международного движения капитала и участия иностранных инвестиций в российской экономике, рассмотрел основные проблемы и направления международного инвестирования и привлечения иностранного капитала в Россию.

Теоретической и методологической основой послужил комплексный метод обобщения фактического материала и анализа имеющейся научной литературы по теме исследования.

В процессе исследования были использованы труды российских специалистов, занимающихся проблемами международного движения капитала и привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику: А.С Булатова, В.М. Васильева, Л.Л. Игониной, В.В. Коссова, Г.М Костюниной, Н.Н. Ливенце-ва, И.П. Липсица, И.В Тихомировой, В.Е. Черкасова и др.






Глава 1. Теоретический аспект международной миграции капитала

    1. Понятие и сущность инвестиций


Термин «инвестиции» (от лат. - вкладывать) имеет много значений.

Все, что имеет денежную стоимость и является собственностью предприятия, отдельного частного лица или государства, носит название активов. Самое общее определение инвестиций - это вложение средств в приобретение активов.

Несколько иное содержательное определение вытекает из представлений общей экономической теории: инвестиции являются затратами на производство и накопление средств производства и увеличение материальных запасов, которые обеспечивают функционирование механизма, необходимого для финансирования роста и развития экономики страны.

В настоящее время все чаще под инвестициями понимают покупку ценных бумаг (акций, облигаций) с расчетом на некоторые финансовые результаты, например на получение некоторого дохода. Это объясняется непрерывным ростом роли операций с ценными бумагами в экономике в течение всего XX в.1

Наиболее популярное определение следующее: инвестиция — это способ помещения капитала, который должен обеспечить сохранение или возрастание стоимости капитала и (или) принести положительную — превышающую уровень инфляцию-величину дохода.

Свободные денежные средства согласно приведенному определению не являются инвестициями, так как их ценность утрачивается в связи с инфляцией, они не могут обеспечить никакого дохода.

Следует сделать две оговорки. Некоторая ограниченная сумма денежных средств присутствует в активах любого предприятия, предпринимателя, частного лица, она необходима для обеспечения их успешной деятельности. Поэтому во многих случаях инвестиции частично осуществляются непосредственно в форме превращения в актив некоторой суммы денежных средств — деньги выступают как наиболее ликвидная форма активов.










    1. Основные формы инвестирования


Существуют весьма разнообразные формы помещения капитала: в ценные бумаги и недвижимость; в долговые обязательства; в акции и опционы; с меньшим или большим риском; на короткий или длительный срок; прямые и косвенные.

Финансовые инструменты — инструменты, средства вложения денег, представляющие собой чьи-либо долговые обязательства или обеспечивающие право участия в предприятии в качестве собственника, право покупки или продажи доли в предприятии.

Имущественные вложения — вложения в реальные активы предприятия (земля, постройки и все, что принято называть недвижимым имуществом) или личное реальное имущество (золото, антиквариат, произведения искусства, другие коллекционные предметы).

Прямая инвестиция — вложение капитала, при котором инвестор напрямую приобретает требование к активам в виде фондовых или имущественных ценностей;

Косвенная инвестиция - вложение средств в портфель, иначе говоря, в набор ценных бумаг либо имущественных ценностей.

Взаимные и паевые инвестиционные фонды — организации — держатели диверсифицированных наборов ценных бумаг.

Долговые ценные бумаги — средства, вложенные в обмен на получение дохода в форме процента, и обязательство возврата суммы долга в установленный срок. Когда инвестор покупает долговой финансовый инструмент, например облигацию, он фактически кредитует того, кто выпустил эту облигацию в обращение, кто берет обязательство платить установленные проценты в течение оговоренного времени, по истечении которого обязуется возвратить первоначальную сумму займа.

Участие в капитале, долевое вложение — доля владельца в капитале определенного предприятия или имуществе, не связанная с временными ограничениями. Долевое вложение возможно в форме владения ценной бумагой или в форме титула собственности на определенное имущество. Обычно инвестор приобретает право участия в капитале предприятия, покупая ценные бумаги, известные под общим названием «акции».

Высокорискованные и малорискованные инвестиции. Под риском понимается возможность того, что абсолютная либо относительная величина дохода на инвестицию окажется меньше ожидаемой, т. е. возможность получения нежелательного результата.

Инвестиции с низким риском считаются безопасным средством получения определенного дохода; инвестиции с высоким риском, напротив, считаются спекулятивными. Под инвестированием понимается процесс покупки ценных бумаг и других активов, о которых можно с уверенностью сказать, что их стоимость останется стабильной и на них можно будет получить предсказуемый доход. Спекуляция состоит в осуществлении операций с такими же активами, но в ситуациях, когда их будущая стоимость и уровень ожидаемого дохода весьма неочевидны. Но обычно оба этих подхода называют инвестированием.

Краткосрочные и долгосрочные инвестиции. Срок краткосрочных инвестиций обычно истекает в течение года; долгосрочные инвестиции рассчитаны на срок больше года или вообще не ограничены каким-либо сроком. [2,3]


В настоящее время нет однозначного толкования («инвестиции»), следовательно, применения единых терминов понятийного аппарата, что затрудняет решение как научных, так и практических задач, связанных с принятием управленческих решений в ходе реализации инвестиционных проектов. Большинство авторов характеризуют инвестиции как средства, направляемые на увеличение основных средств и (или) оборотного капитала с целью получения прибыли. Существенный недостаток подобных определений заключается в том, что допускается неоднозначность в части объекта вложений.

Таким образом, под инвестициями можно понимать средства предназначенные как дли закупки сырья так и для закупки новой линии производства, что, очевидно, носит принципиально отличный характер поставленных целей и достигаемых результатов вложения средств.

Инвестиции, осуществляемые Российской Федерацией, носят упорядоченный характер и, как правило, реализуются по методологии инвестиционных проектов. В соответствии с законодательством инвестиционный проект - это обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимая проектная документация, разработанная в соответствии с законодательством Российской Федерации и утвержденными в установленном порядке стандартами, а также описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план).2

Глава 2. Российские инвестиции за границей

2.1. Особенности инвестиционных проектов с участием Российской Федерации


Российская Федерация обладает рядом отличительных особенностей, по сравнению с другими участниками инвестиционного процесса. В связи с этим, возникают проблемы с отнесением того или иного процесса, к какой-то определенной классификации. Особенностями Российской Федерации как участника инвестиционного проекта, являются:

  1. Российская Федерация имеет преимущественно социально ориентированные цели;

  2. отсутствует единый критерий оптимальности достижения социально ориентированных целей;

  3. Российская Федерация непосредственно не участвует в реализации инвестиционных проектов, а только совершает необходимые действия (дает в установленном порядке согласие) по передаче части прав на имущество, вовлекаемое в инвестиционный проект.

Так же в Российской Федерации существенно отличается правовой статус имущества, вовлекаемого в инвестиционный проект:

  1. в отношении отдельных видов имущества законодательством наложены ограничения на возможность их участия в гражданском обороте, в связи с чем, в процессе вовлечения имущества в хозяйственный оборот может быть отчуждена только часть прав (например, пользования данным имуществом);

  2. в отношении вовлекаемого имущества или имущества, вновь создаваемого в процессе реализации инвестиционного проекта, могут быть установлены ограничения в части его физических характеристик;

3. в отношении вовлекаемого имущества или имущества, вновь создаваемого в процессе реализации инвестиционного проекта, могут быть установлены ограничения в части использования данного имущества.

Еще одной значимой особенностью, являются особенности правоотношений Российской Федерации и других участников в рамках совместно реализуемых инвестиционных проектов:

  1. как правило, устанавливается требование о том, что в случае нарушения инвестором установленных условий, например в части увеличения площадей возводимого объекта, стоимость дополнительных площадей в возведенном объекте частично перераспределяется в пользу Российской Федерации;

  2. на инвестора, как правило, возлагаются обязательства по строительству (реконструкции) объектов административного, жилого, социального или общественного назначения; объектов инфраструктуры, передаваемых (находящихся) в собственность Российской Федерации;

  3. в ряде случаев требуется принятие управленческих решений для реализации сложных инвестиционных проектов, в рамках которых необходимо решать задачи по продаже части приватизируемого федерального имущества и передаче в аренду оставшейся части не подлежащего приватизации имущества комплексов. [18,23]



Вместе с тем, в настоящее время нет четкого разграничения критериев эффективности для различных типов инвестиционных проектов, и поэтому на практике происходит их смешение и подмена понятий. Все инвестиционные проекты, в том числе инфраструктурные и социальные (строительство новых учебных корпусов учебных заведений, строительство сооружений морских портов и аэропортов, в рамках государственно-частного партнерства и д.р.), оцениваются исключительно с позиций экономической эффективности. При этом, не учитывается, что главными целями подобных проектов для Российской Федерации является не экономические (не извлечение доходов).

Таким образом, требуется дальнейшая серьезная доработка: от постановки задачи до применения методов и моделей оценки инвестиционных проектов, в том числе с учетом особенностей, указанных в приведенной выше классификации.











    1. Анализ структуры российских инвестиций за границу


В 2007 г. российские компании инвестировали за рубеж $74,63 млрд., что на 43,6% больше, чем в 2006 г. . Общий объем инвестиций из России, накопленных за рубежом, на конец 2007г. составил $32,1 млрд. [8,27]

Наиболее крупные операции, повлиявшие на рост прямых иностранных инвестиций отечественных компаний, были сделка по выкупу «Газпромом» у иностранных инвесторов контрольного пакета компании "Sakhalin Energy" - оператора проекта «Сахалин-2» за $7,45 млрд., покупка «Норникелем» канадской компании "LionOre Mining Int." за $6,4 млрд., сделка «Евраз Групп» , по приобретению американской "Oregon Steel" за $2,3 млрд. и шести предприятии украинской ФПГ «Приват» за $4 млрд. . Объединение активов «Русала», «Суала» и «Glencore» оценивается в $10,6 млрд. (сделка завершена в 2007 г.). [4]

Негативным стал факт, что зарубежная экспансия российских компаний в большинстве случаев финансировалась иностранными кредиторами, а также то, что сохраняются серьезные барьеры для инвестиций из развивающихся стран в развитые. Все наши попытки вложить за рубеж сталкиваются с тем, что создаются специальные барьеры3. Так в 2006 г. российским компаниям не удалось купить зарубежных активов на сумму свыше $50 млрд.

Объем инвестиций из России, накопленных за рубежом, на конец сентября 2009г. составил 65,6 млрд. долларов США. В январе-сентябре 2009г. из России за рубеж направлено 70,0 млрд. долларов США иностранных инвестиций, или на 23,4% меньше, чем в январе-сентябре 2008 года. [8,27]

Объем погашенных инвестиций, направленных ранее из России за рубеж, составил 61,7 млрд. долларов США, или на 24,3% меньше, чем в январе-сентябре 2008 года. (Таблица 1, 2, 6)














Глава 3. Миграция капитала в Россию

    1. Иностранные инвестиции в России

3.1.1.Иностранные инвестиции в 2007 г.


В 2007 г. российская экономика вышла на десятое место в мире по размеру внутреннего валового продукта (ВВП), который составил $1,27трлн.. Однако, по паритету покупательной способности российская экономика в 2007 г. вышла на седьмое место, опередив такие страны, как Италия, Бразилия и Франция, и уступив только США, Китаю, Японии, Индии, Германии и Великобритании.

Основной причиной роста ВВП специалисты называют увеличение уровня внутреннего потребления на 31,2%. Другим фактором, повлиявшим на рост экономики России, стало увеличение корпоративных инвестиций в 2007 г. на 21,1%.

По оценке Федеральной службы государственной статистики, в 2007 г. в РФ поступило $120,9 млрд. иностранных инвестиций, что в 2,2 раза больше, чем в 2006 г., из которых $27,8 млрд. или 2,2% ВВП, приходится на прямые иностранные инвестиции. Отличительной чертой которых является то, что они осуществляются с целью приобретения устойчивого влияния на объект инвестирования, что отличает их от портфельных инвестиций, составляющих менее 10% в уставном капитале организации. На долю прямых инвестиций пришлось $27,8 млрд. . Взносы в капитал составили $14,8 млрд. (рост на 68,7%), кредиты, полученные от зарубежных совладельцев организаций, составили $11,7 млрд. (рост на 200%). (Таблица 3,4,5)

По сравнению с предыдущим, 2006 годом, изменилась структура вложений: торговля (оптовая и розничная, техобслуживание и ремонт) потеснила обрабатывающие производства (пищевые продукты, текстиль, химпроизводство, металлургия и др.) .

Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств и бытовой техники в 2007 г. привлекли $47,3 млрд., или 39,1% к общему количеству инвестиций против 23,7% по итогам 2006 г. В обрабатывающие и перерабатывающие отрасли иностранцы вложили $32 млрд., или 26,4% к общей сумме против 27,5% в 2006 г.; в добычу полезных ископаемых - $17,4 млрд., или 14,4% против 16,6% в 2006 г. . (Таблица 7, 8 ).

Увеличение объема поступлений инвестиций было связано с реализацией масштабных программ внешних заимствований крупнейшими сырьевыми российскими компаниями, в том числе за счет выпуска еврооблигаций на международных финансовых рынках. Кроме того, в значительных объемах привлекались иностранные заемные средства для финансирования резидентами ряда крупных сделок по слиянию и поглощению. Только на две крупнейшие сделки в энергетике пришлось $7,7 млрд.; за газовые активы ЮКОСа выложили $5,8 млрд. . В финансовом секторе наиболее интенсивный приток составили «портфельные инвестиции», что связано, в частности, с активным участием иностранных компаний в покупке дополнительных выпусков акций Сбербанка России и ОАО «Банк ВТБ». [4]

Что касается прямых иностранных инвестиций, то их отраслевая направленность отличается от общего объема инвестиций. Ровно половину, или $13,9 млрд. получил добывающий сектор (в 2006 г. доля составляла 1/3). Почти вдвое меньше этой суммы иностранцы инвестировали в обрабатывающий сектор и торговлю. По притоку ПИИ торговля уступила место обрабатывающему сектору, доля которого, в сравнении с предыдущим годом, все же сократилась с 18,8% до 14,7%, хотя в торговле выросла с 5,8% до 11,9%. По мнению экспертов, торговые обороты в нашей стране растут за счет увеличения доходов граждан и потребительского кредитования.

Однако, по подсчетам Банка России (ЦБ), сумма ПИИ в 2007 г. составила $47,1 млрд., или 3,7% ВВП, а общий объем инвестиций $249 млрд., что значительно больше данных Росстата. Согласно подсчетам ЦБ, по объему ПИИ в 2007 г. Россия сравнялась с Китаем. (Таблицы 2, 4)

Разница в данных об объеме инвестиций, опубликованных ЦБ и Рос-статом, объясняется различиями в методах подсчета. Росстат учитывает средства иностранных инвесторов, а также зарубежных филиалов российских юридических лиц, «пересекших границу» РФ. ЦБ же в отличие от Росстата учитывает не только новые инвестиции, но и прибыль, реинвестированную иностранными предприятиями в стране, т.е. доходы, не перечисленные зарубежным акционерам, составившие в 2007 г. $30,3 млрд., из которых $17,1 млрд. было реинвестировано в нашу экономику.

По итогам первого полугодия 2007 г. список крупнейших стран инвесторов в российскую экономику возглавлял Кипр, но к концу год лидером инвестиций в Россию стала Великобритания. Основные страны инвесторы в 2007 г. - Великобритания, Кипр, Нидерланды, Люксембург Франция, Швейцария, Ирландия, Германия, США. На долю этих стран приходится 84% от общего объема накопленных инвестиций. (Таблица)

В результате деятельности частного сектора экономики общий внешний долг РФ на 1 января 2008 г. вырос на $149 млрд. и составил $459,6 млрд., несмотря на то, что объем государственного внешнего долга, наоборот, уменьшился с $52 млрд. на 1 января 2007 г. до $44, 9 млрд. на 1 января 2008г. . [4-8,16, 26,27]













3.1.2.Иностранные инвестиции в 2008 году


Объем инвестиций в основной капитал в декабре 2008 г. повысился на 57, 4% по отношению к ноябрю, что совсем немного ниже среднего размера его подобного декабрьского прироста за предшествующие девять лет (Таблица 2, 4). Тем самым , по итогам года сложился прирост данного показателя в размере 9,1%, что является наименьшим подобным значением за последние шесть лет. Декабрьский результат означает, что уровень инвестиций в основной капитал после устранения сезонного фактора остался неизменным. И хотя выявляется тенденция снижения объема инвестиций, приходящаяся на осенние месяцы, она выглядит явно слабее, чем можно было бы ожидать. По всей видимости, еще сохранялась инерция инвестиционной активности, связанная с завершением работ, традиционно приуроченным к концу года. Однако влияние кризисного состояния банковской системы и сжатие источников финансирования в целом окажет негативное влияние на инвестиционную деятельность в ближайшей перспективе, что сделает тенденцию снижения объема инвестиций в основной капитал более существенной. С учетом низкого стартового уровня инвестиционной активности это приведет к тому, что объем инвестиций в основной капитал за I квартал 2009 г., по нашей оценке, окажется на 6% ниже, чем за аналогичный период прошлого года.

В разрезе видов экономической деятельности в 2008 г. наибольший объем иностранных инвестиций поступил в обрабатывающие производства (32,7%), оптовую и розничную торговлю (23,0%), Операции с недвижимостью (14,8%). Когда-то лидер иностранных инвестиций - добыча полезных ископаемых - продолжает отставать (11,9%), что связано с сокращением мирового спроса на сырье в условиях финансового кризиса. Суммарно на эти четыре вида деятельности приходится теперь 70,5% поступивших иностранных инвенций. (Таблица 4,5,7,8 )

Иностранные вложения, от прямых инвесторов в 2008 г., направлялись в основном в организации осуществляющие деятельность по операциям с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг, по добыче топливно-энергетических полезных ископаемых, в оптовой и розничной торговле, по ремонту автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды, в финансовой деятельности, транспорте и связи. Общая величина прямых инвестиций в указанные виды деятельности составила 19,0 млрд. долл., или 70,3% всех прямых вложений. (Таблица 7, 8 )

Из поступивших в 2008 г. иностранных инвестиций было использовано 85,2% (88391 млн. долл.), из которых 26,3% составили затраты на приобретение сырья, материалов и комплектующих, 23,4% - на инвестиции в основной капитал, 15,8% - на погашение кредитов. Доля затрат на покупку ценных бумаг составила всего 6,0%, упав более чем в два раза относительно показателя 2007 г. (12,9%).

В 2008 г. в экономику России поступили иностранные инвестиции из более 100 стран. Основные страны-инвесторы - Кипр (19,1%), Великобритания (14,4%), Нидерланды (14,0%). На эти три страны приходится 47,5% поступивших совокупных иностранных инвестиций. Доля остальных стран невелика. Из стран-участников СНГ в экономику России было направлено инвестиций в размере 4878,6 млн. долл., что составляет пока только 4,7% совокупных иностранных инвестиций, направленных в Россию за рассматриваемый период. Наибольший объем инвестиций поступил из Беларуси, Казахстана, Украины и Киргизии - соответственно, 2141,5 млн., 1259,0 млн. и 689,4 млн., 476,0 млн. долл. (Таблица 5 )

К концу декабря 2008 г. объем накопленного иностранного капитала достиг 264599 млн. долл. За год этот показатель вырос на 44 млн. долл., или на 19,95%.

По накопленным иностранным инвестициям также как и по поступившим, по видам лидируют прочие инвестиции (51,6%), на втором месте без значительного отставания прямые инвестиции (46,3%), доля портфельных инвестиций остается незначительной (2,1%).

Наибольший объем иностранных инвестиций накоплен на конец декабря 2008 г. в обрабатывающих производствах (30,0% совокупного объема), оптовой и розничной торговле (21,0%), добыче полезных ископаемых (19,0%). Все более заметными становится доли иностранных инвестиции, накопленные в сфере операций с недвижимостью (11,9%) и на транспорте (7,1%). Эти пять видов экономической деятельности вобрали в себя 89,0% совокупных накопленных иностранных инвестиций.

По странам-инвесторам накопленные иностранные инвестиции распределились следующим образом: Кипр - 21,5%, Нидерланды -17,5%, Люксембург - 13,0%, Великобритания - 11,6%. Всего на эти четыре страны приходится 63,6% совокупных накопленных иностранных инвестиций. На страны-члены СНГ приходится всего 1758,9 млн. долл., что составляет 0,7% общего объема накопленных в России совокупных иностранных инвестиций. (Таблица 9) [8-11,15,17,27]















3.1.3.Иностранные инвестиции в 2009 году.


По состоянию на конец сентября 2009г. накопленный иностранный капитал в экономике России составил 262,4 млрд. долларов США, что на 4,4% больше по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходился на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе - 55,7% (на конец сентября 2008г. - 50,7%), доля прямых инвестиций составила 39,7% (46,9%), портфельных - 4,6% (2,4%).

В январе-сентябре 2009г. в экономику России поступило 54,7 млрд. долларов США иностранных инвестиций, что на 27,8% меньше, чем в январе-сентябре 2008г. . В I квартале 2009г. - 12,0 млрд. долларов США (на 30,3% меньше), во II квартале - 20,2 млрд. долларов США (на 31,2% меньше), в III квартале 2009г. - 22,5 млрд. долларов США (на 22,9% меньше). (Таблица 10)

Объем погашенных инвестиций, поступивших ранее в Россию из-за рубежа, составил в январе-сентябре 2009г. 50,6 млрд. долларов США, или на 5,3% больше, чем в январе-сентябре 2008г. (в I квартале 2009г. - 12,1 млрд. долларов США (на 15,3% меньше), во II квартале - 19,7 млрд. долларов США (на 1,2% меньше), в III квартале 2009г. - 18,8 млрд. долларов США (на 36,2% больше). [12]

Объем инвестиций в основной капитал повысился в апреле 2009 г. на 3,4% по отношению марту, закрепив тем самым признаки остановки текущего спада, выявлявшиеся в I квартале. Это изменение соответствует повышению сезонно скорректированного уровня данного показателя примерно на 2,5%, что примерно соответствует характерному для этого месяца изменению в рамках годового цикла. Это означает, что уровень инвестиционной активности без учета влияния сезонности остался примерно таким же, как и месяцем ранее.

По оценке итогов февраля, наблюдается появление признаков прекращения фазы кризисного спада. Объем инвестиций в основной капитал в мае повысился на 22%. В июне - рост на 19%, а июле - снижение на 5%. В августе объем инвестиций в основной капитал, вырос на 9%.

В I квартале 2009 г. в экономику России поступили иностранные инвестиции в общем объеме 12031 млн. долл. По сравнению с аналогичным периодом предшествующего года этот показатель сократился на 30,3%. По видам поступившие в I квартале 2009 г. , иностранные инвестиции делятся следующим образом: 72,6% приходится на прочие инвестиции, 26,4% - на прямые, 1,0% - на портфельные. Иностранные вложения от прямых инвесторов в I квартале 2009 г., направлялись в основном в организации, осуществляющие деятельность по добыче полезных ископаемых, в оптовой и розничной торговле, по ремонту автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, в производстве транспортных средств и оборудования, по операциям с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг, в производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования, в металлургическом производстве и производстве готовых металлических изделий. Общая величина прямых инвестиций в указанные виды деятельности составила 2,3 млрд. долл., или 73,4% всех прямых инвестиций.

В разрезе видов экономической деятельности в рассматриваемый период наибольший объем иностранных инвестиций поступил в обрабатывающие производства (43%), оптовую и розничную торговлю (21,7%), транспорт и связь (10,6%), операции с недвижимостью (9,3%). [12,13,14]Суммарно на эти четыре вида деятельности приходится 84,7% поступивших иностранных инвестиций. (Таблица 11)

Из поступивших в I квартале 2009 г. иностранных инвестиций было использовано 83,7% (10067 млн. долл.), из которых 24,9% составили инвестиции в основной капитал, 24,6% - затраты на приобретение сырья, материалов и комплектующих, 8,5% - на погашение кредитов.

В рассматриваемый период 2009 г. в экономику России поступили иностранные инвестиции из более чем 100 стран. Основные страны-инвесторы - Кипр (10,5%), Великобритания (10,2%), Нидерланды (8,4%), Люксембург (6,6%). На эти четыре страны приходится 35,7% поступивших совокупных иностранных инвестиций. Доля остальных стран невелика. Из стран-участников СНГ в экономику России было направлено инвестиций в размере 763,6 млн. долл., что составляет 6,3% совокупных иностранных инвестиций, направленных в Россию за рассматриваемый период. Наибольший объем инвестиций поступил из Беларуси и Казахстана - 450,2 млн. и 130,7 млн. долл., соответственно.[12,13,14]

По странам-инвесторам накопленные иностранные инвестиции распределились следующим образом: Нидерланды -19,6%, Кипр -16,0%, Люксембург -14,4%, Великобритания -12,2%. Всего на эти четыре страны приходится 62,2% совокупность накопленных иностранных инвестиций. На страны-члены СНГ приходится всего 1555,3 млн. долл., что составляет 0,7% общего объема накопленных в России совокупных иностранных инвестиций. (Таблица 12, 13) [12,13,26,27]


Приток иностранных инвестиций в Россию за последние годы показывает стабильный рост на уровне 12% в год. По прогнозам Минфина рост продолжится и в будущем, причем, несмотря на принятие Госдумой во втором чтении законопроекта об иностранных инвестициях, ограничивающих доступ нерезидентов в целый ряд отраслей российской экономики (42 отрасли). Согласно проекту закона иностранному инвестору необходимо согласовывать с правительством покупку 25-50% акций компании из числа стратегических отраслей, а для крупных месторождений нефти, газа, алмазов, урана, платиноидов, золота, меди - 5-10% акций4.

В то же время закон минимизирует риски и инвестора. Так, если объект покупки не подпадает ни под одно из ограничений, отказать претенденту будет нельзя.




























Глава 4. Проблемы иностранных инвестиций в России

4.1. Проблемы привлечения инвестиций в Россию и пути их решения


Азы составляющей инвестиционной привлекательности недвусмысленно говорят о том, что капитал устремляется именно туда, где существует рынок дешевой, но квалифицированной рабочей силы, где есть собственные, относительно дешевые ресурсы, где достаточно низкие природоохранные нормативы, т.е. все то, что может дать более высокую норму прибыли. Поэтому именно на долю налоговых органов выпадает задача по приданию процессу его первоначального статуса, значения и призвания. И здесь особое значение должно придаваться такому новому инструменту экономического хозяйствования, как специальная межрегиональная налоговая инспекция, призванная осуществлять контроль в первую очередь за движением финансовых активов наиболее крупных налогоплательщиков — юридических лиц.

Почему же все-таки у России при наличии громадных внутренних ресурсов закономерно существует потребность в иностранных инвестициях? Да, прежде всего, потому, что значительная часть ресурсов, аккумулированных в регионах, как самими региональными банками, так и филиалами столичных банков, действующих на их территории, перераспределяется в центр, чтобы быть размещенной в доходные и высоколиквидные активы. Перераспределение средств осуществляется по двум каналам: через их перевод филиалами московских банков в их головные конторы и через перевод из головных контор крупных региональных банков в их московские филиалы.

Таким образом, российская банковская система также является отражением сложившейся ситуации, когда в условиях нехватки инвестиционных ресурсов происходит отток значительного капитала из регионов — в центр или за рубеж. Причем, как правило, чем больше регион нуждается в ресурсах для структурной перестройки хозяйства, тем большим является отрицательное сальдо расчетов, по корреспондентским счетам, действующих на его территории банковских учреждений, т.е. тем больше ресурсов из этого региона уходят в центр.

Есть и еще одна проблема. Одним из краеугольных камней экономической теории является положение о том, что иностранные инвестиции работают как минимум в три раза эффективнее отечественных. Считается, их приход всегда связан с инновациями, ноу-хау, последними достижениями науки и техники. Но на самом деле так происходит не всегда.

Достойной альтернативой иностранным инвестициям могли бы стать средства Стабилизационного фонда РФ. Ведь, по определению, привлекательность собственного капитала тем и отличается от заемного, что обходится значительно дешевле. По крайней мере, за минусом процентов по кредиту. То есть, данные средства, можно было бы частично направить на рефинансирование кредитных организаций, предоставляющих, к примеру, ипотечные жилищные кредиты населению с фиксированной процентной ставкой (речь может идти о суммах порядка 10% объемов Стабилизационного фонда РФ). Это позволит значительно большему количеству граждан принять участие в ипотечных программах, а также решить проблему «длинных» денег, которых практически нет в банковской системе. Кроме того, это будет хорошим сигналом обществу, что власти реально повернулись лицом к своим гражданам.

При этом реальной опасности в подстегивании инфляции не существует, поскольку параллельно граждане будут вкладывать собственные средства на цели приобретения и строительства жилья.

Кроме того, реальной опасности в уменьшении объема Стабилизационного фонда РФ также не существует, поскольку возвратность средств обеспечена самым надежным активом — залогом жилой недвижимости.

Параллельно возникнет дополнительный поток налоговых поступлений в бюджеты от увеличения объемов жилищного строительства и ипотечного кредитования, который с лихвой должен компенсировать потери, связанные с низкой процентной ставкой. [21]

При определении параметров государственной стратегии в использовании иностранных инвестиций в первую очередь необходимо обозначить те принципы, которые учитывали бы большинство реалий, составляющих экономического развития современной России:

1) отнесение эффективности инвестиции к числу важнейших параметров привлечения иностранного капитала в российскую экономику: создание селективной системы его привлечения и использования, обеспечивающей реальный приоритет эффективности над объемами и другими «привлекательными» факторами иностранных ресурсов;

2) выбор в качестве первоочередной стратегической цели реализации комплекса мер, направленных на перелом ситуации, воспроизводящей низкую конкурентоспособность и сырьевую ориентацию экономики с выходом на новую международную специализацию, которая отвечала бы национальным интересам России;

Кроме того, следует:

1. Развивать и совершенствовать такой новый инструмент экономического хозяйствования, как специальная межрегиональная налоговая инспекция.

2. Создать систему дополнительных стимулов для работы фондов регионального и муниципального развития. Их деятельность должна быть направлена на развитие инженерной и социальной инфраструктуры, что весьма важно для создания благоприятного инвестиционного климата.

3. Учредить федеральные и региональные комиссии по работе с иностранными инвестициями, которые грамотно, а главное, непредвзято смогли бы давать экспертные решения.

5. Средства Стабилизационного фонда РФ необходимо использовать во внутреннем инвестиционном процессе в большей степени, чем сегодня. Их можно частично направить на рефинансирование кредитных организаций, предоставляющих, к примеру, ипотечные жилищные кредиты населению.

Реализация на практике данных составляющих, представляется, может помочь привести систему иностранного инвестирования в Российской Федерации в новую, более качественную, позицию. [21,23]










4.2. Проблемы привлечения инвестиций в регионы России и пути их решения



Инвестиционной привлекательности невозможно добиться при отсутствии прозрачности банковской и налоговой систем, при наличии барьеров для иностранных инвестиций. Инвестиционной привлекательности региона будет способствовать: доступность для потенциальных инвесторов информации о федеральном и региональном законодательствах; о перспективных инвестиционных проектах; о проведении инвестиционных конкурсов. Необходимо также устранить административные барьеры и сложности, связанные с растаможиванием продукции и лицензированием деятельности. Развитие транспортной, логистической, инженерной, телекоммуникационной и социальной инфраструктуры, а также сервисных услуг, безусловно, следует отнести к важным условиям привлечения иностранных инвесторов в регионы. [18,22]

Для увеличения притока иностранного капитала на территорию регионов необходима четкая региональная инвестиционная политика, направленная на развитие организационно-экономических методов привлечения иностранных инвестиций, распределение поступающего инвестиционного капитала.

Опыт ряда регионов показывает, что большего прогресса в привлечении инвестиций можно добиться не только при наличии значительных сырьевых ресурсов, но и за счет реализации потенциала секторов экономики, имеющихся именно в данном субъекте, если там создается благоприятная деловая среда.

В законодательной сфере целесообразно провести комплексную инвентаризацию правовой среды инвестиционной деятельности субъектов экономики. Со стороны правительства РФ в рамках разграничения полномочий региональным властям, следует предоставить большую автономию, в частности, в финансовой и налоговой сферах. Это позволит сделать политику привлечения инвестиций более гибкой и будет способствовать повышению инвестиционной привлекательности регионов, снижению рисков инвестирования. [18,20,24]











Заключение



Использование иностранных инвестиций является объективной необходимостью, обусловленной системой участия экономики страны в международном разделении труда и переливом капитала в отрасли, свободные для предпринимательства.

В конце 90-х годов финансовый капитал в мире составлял огромную величину - несколько десятков трлн. долларов. Эти деньги - основа мирового финансового рынка, опоясывающего весь земной шар. Как привлечь эти средства в экономику России? И нужно ли их привлекать?

Официальная точка зрения: следует активно привлекать иностранные инвестиции, создавая благоприятный инвестиционный климат. В то же время существуют и другие мнения о нежелательности широкого доступа иностранного капитала в российскую экономику. Крайним выражением подобных точек зрения является тезис об угрозе "распродажи России" международным монополиям. Как правило, глубокого экономического анализа за такого рода высказываниями не стоит. Скорее, они используются как пропагандистский лозунг в борьбе с политическими оппонентами.

Другой, более логичной позицией, являются взгляды тех экономистов, которые в притоке иностранного капитала видят угрозу серьезной конкуренции для российской промышленности. Они протестуют против низкой цены предприятий, выставляемых на аукционы в ходе приватизации, в которых участвуют иностранцы. От таких мнений не стоит отмахиваться. Вместе с тем объективные законы мировой экономики, процессы международной миграции, капитала свидетельствуют о том, что Россия не может стоять в стороне от активного привлечения и использования иностранного капитала.

Проведенный количественный анализ поступления иностранных инвестиций в российскую экономику в рассматриваемый период свидетельствует о недостаточной и неравномерной активности иностранных инвесторов. Потенциальные возможности экономики России как объекта для привлечения иностранных инвестиций существенно выше задействованных в настоящее время.




















































Список использованной литературы


  1. Справочная правовая система «Консультант плюс» 2009г

  2. Басовский, Л.Е., Басовская, Е.Н. Экономическая оценка инвестиций /Л.Е. Басовский, Е.Н. Басовская. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 241 с.

  3. Суэтин, А.А. Мировая экономика. Международные отношения. Глобалистика / А.А. Суэтин. – М.: КНОРУС, 2008 – 320 с.

  4. Бородин,Е Инвестиционный бум в России // Общество и экономика. - 2008. - №6. – с. 102-109.

  5. Инвестиционные процессы // Российская экономика: прогнозы и тенденции. – 2007. - № 3. – с. 6-7.

  6. Инвестиционные процессы // Российская экономика: прогнозы и тенденции. – 2007. - № 7. – с. 6-7.

  7. Инвестиционные процессы // Российская экономика: прогнозы и тенденции. – 2007. - №10. – с. 7-8.

  8. Инвестиционные процессы // Российская экономика: прогнозы и тенденции. – 2008. - № 3. – с. 6-7.

  9. Инвестиционные процессы // Российская экономика: прогнозы и тенденции. – 2008. - № 6. – с. 6.

  10. Инвестиционные процессы // Российская экономика: прогнозы и тенденции. – 2008. - №10. – с. 6-7.

  11. Инвестиционные процессы // Российская экономика: прогнозы и тенденции. – 2009. - № 2. – с. 6.

  12. Инвестиционные процессы // Российская экономика: прогнозы и тенденции. – 2009. - № 3. – с. 6-7.

  13. Инвестиционные процессы // Российская экономика: прогнозы и тенденции. – 2009. - № 6. – с. 7-8.

  14. Инвестиционные процессы // Российская экономика: прогнозы и тенденции. – 2009. - № 6. – с. 6-7.

  15. Иностранные инвестиции в России // Инвестиции в России. – 2009. - №2. – с. 30-31.

  16. Источники инвестиций в Российскую экономику // Инвестиции в России. – 2009. - №3. – с. 3-10.

  17. Козин, П.П. Инвестиции и предпринимательство // Финансовый менеджмент. – 2008. - №2. – с. 54-60.

  18. Круглов, В.Н. Иностранные инвестиции: проблемы и решения // Финансы и кредит. – 2008. - № 23. – с. 52-56.

  19. Оценка инвестиционных характеристик региона // Инвестиции в России. – 2007. - №8. – с. 31-36.

  20. Оценка эффективности использования регионального конкурентного преимущества // Инвестиции в России. – 2008. - №5. – с. 3-13.

  21. Региональные аспекты инвестиционного процесса // Экономические науки. – 2007. - №8. – с. 322-325.

  22. Совершенствование качества отбора инвестиционных проектов для региональных программ развития // Экономические науки. – 2007. - №5. – с. 258-262.

  23. Совершенствование оценки эффективности инвестиций // Экономист. – 2009. - №1. – с. 42-56.

  24. Хаджапова, Л.М., Лубсанова, Н.Б. Иностранные инвестиции в экономику региона// ЭКО. – 2008. - № 9. – с. 113-120.

  25. Илюхина, Е. Иностранные инвестиции.

http://smao.ru/ru/tp/analytics/article_978.ht

  1. Сайт Центрального Банка Российской Федерации http://www.cbr.ru/search/

  2. Федеральная служба государственной статистики http://www.gks.ru/wps/portal/!ut/p/.cmd/cs/.ce/7_0_A/.s/7_0_37N/_th/J_0_CH/




Приложение


Таблица 1 – Объем инвестиций России в Экономику стран СНГ

 

2000

2005

2007

2008

Тыс.
долл.
США

В про-
центах
к итогу

Тыс.
долл.
США

В про-
центах
к итогу

Тыс.
долл.
США

В про-
центах
к итогу

Тыс.
долл.
США

В про-
центах
к итогу

Всего инвестиций

130981

100

620522

100

2696763

100

10258139

100

     в том числе в страны:

 

 

 

 

 

 

 

 

Азербайджан

26

0,0

6734

1,1

8994

0,3

20034

0,2

Армения

5

0,0

138185

22,3

3907

0,1

444676

4,3

Беларусь

77238

59,0

102438

16,5

1314092

48,7

5945951

58,0

Грузия

133

0,1

60

0,0

433

0,0

3924

0,0

Казахстан

3453

2,6

204314

32,9

445068

16,5

762159

7,4

Киргизия

7

0,0

1247

0,2

207718

7,7

386029

3,8

Республика Молдова

31224

23,8

4904

0,8

4248

0,2

22377

0,2

Таджикистан

-

-

496

0,1

105683

3,9

171962

1,7

Туркмения

2934

2,3

-

-

0,4

0,0

6357

0,1

Узбекистан

929

0,7

6968

1,1

93040

3,6

96823

0,9

Украина

15032

11,5

155176

25,0

513580

19,0

2397847

23,4


Таблица 2 – Международная инвестиционная позиция Российской Федерации в 2001-2009гг.: иностранные активы и обязательства на начало года (млн. долл. США)


 

01.01.01

01.01.02

01.01.03

01.01.04

01.01.05

01.01.06

01.01.07

01.01.08

01.01.09

Активы

248 752

259 498

288 480

336 825

406 635

516 412

731 590

1 099 335

1 009 948

Прямые инвестиции за границу

20 141

44 219

62 350

90 873

107 291

146 679

216 488

370 161

202 837

Участие в капитале и реинвестированные доходы

18 470

42 167

58 358

86 532

100 402

139 046

213 549

355 745

186 669

Прочий капитал

1 671

2 053

3 992

4 341

6 888

7 633

2 939

14 416

16 168

Портфельные инвестиции

1 268

1 315

2 507

4 383

7 922

17 772

12 268

27 007

24 674

Участие в капитале, кроме паев инвестиционных фондов

46

105

53

98

129

334

509

4 082

2 698

Органы денежно-кредитного регулирования

0

10

11

12

12

0

0

0

0

Банки

15

1

5

24

33

272

271

2 053

1 512

Прочие секторы

31

93

36

62

84

61

238

2 029

1 187

Паи инвестиционных фондов

24

Прочие секторы

24

Долговые ценные бумаги

1 222

1 210

2 455

4 285

7 793

17 438

11 759

22 925

21 951

Долгосрочные

907

966

2 227

4 024

7 056

16 000

10 421

21 344

19 617

Органы денежно-кредитного регулирования

0

0

791

2 330

3 923

10 223

2 992

7 114

586

Банки

354

342

839

1 531

3 015

5 310

6 374

10 384

13 909

Прочие секторы

553

624

597

163

117

467

1 054

3 846

5 122

Краткосрочные

315

244

227

260

738

1 438

1 338

1 581

2 334

Банки

315

244

210

251

665

1 382

1 000

417

353

Прочие секторы

0

0

17

10

72

56

338

1 164

1 982

Финансовые производные

55

153

51

222

1 423

5 302

Банки

55

153

51

222

1 423

5 302

Прочие инвестиции

199 371

177 342

175 830

164 576

166 728

169 670

198 880

221 981

350 055

Торговые кредиты и авансы

11 711

7 165

5 435

8 338

8 930

16 363

14 839

11 682

18 426

Органы государственного управления

4 454

4 039

1 777

1 746

1 720

1 626

1 636

1 573

1 552

Долгосрочные

4 454

4 039

1 777

1 746

1 720

1 626

1 636

1 573

1 552

Прочие секторы

7 257

3 126

3 659

6 591

7 210

14 737

13 203

10 109

16 875

Краткосрочные

7 257

3 126

3 659

6 591

7 210

14 737

13 203

10 109

16 875

Ссуды и займы

22 128

22 570

25 351

24 511

23 831

29 125

57 910

93 711

141 020

Органы денежно-кредитного регулирования

0

79

142

153

0

0

0

0

0

Долгосрочные

0

0

47

153

0

0

0

0

0

Краткосрочные

0

79

94

0

0

0

0

0

0

Органы государственного управления

18 483

17 966

19 198

15 956

15 402

14 355

18 470

20 353

20 757

Долгосрочные

18 483

17 966

19 198

15 956

15 402

14 355

18 470

20 353

20 757

Банки

2 536

3 050

4 521

5 269

6 660

11 706

22 422

34 312

58 543

Долгосрочные

1 314

1 577

1 803

2 339

1 587

4 399

8 120

16 598

24 987

Краткосрочные

1 223

1 473

2 718

2 930

5 073

7 306

14 302

17 714

33 556

Прочие секторы

1 110

1 476

1 491

3 134

1 769

3 064

17 018

39 045

61 719

Долгосрочные

1 110

1 163

1 005

1 414

1 287

2 634

9 535

24 788

40 995

Краткосрочные

0

312

486

1 720

482

430

7 483

14 258

20 724

Наличная иностранная валюта и депозиты

62 393

63 931

65 009

59 182

61 002

66 274

70 218

67 190

135 173

Наличная иностранная валюта

47 658

49 708

52 024

47 503

47 959

49 092

39 747

24 311

53 269

Банки

635

924

1 189

1 898

2 013

2 406

3 037

2 896

7 445

Прочие секторы

47 023

48 784

50 835

45 605

45 947

46 686

36 710

21 415

45 825

Долгосрочные депозиты

388

358

400

226

727

890

3 311

8 402

10 407

Органы денежно-кредитного регулирования

22

2

123

63

50

50

40

30

30

Банки

366

356

278

163

677

840

3 271

8 372

10 377

Текущие счета и краткосрочные депозиты

14 348

13 865

12 585

11 453

12 316

16 292

27 160

34 477

71 497

Органы денежно-кредитного регулирования

1 346

1 538

1 207

832

701

435

313

35

88

Органы государственного управления

413

164

120

95

42

474

487

513

560

Банки

11 739

11 970

11 013

10 282

11 126

15 025

25 986

32 195

63 122

Прочие секторы

850

193

244

244

447

358

375

1 734

7 726

Просроченная задолженность

99 004

78 155

73 945

67 063

67 970

54 877

52 087

43 375

44 610

Органы государственного управления

98 940

77 993

73 777

66 886

67 931

54 846

52 044

43 340

44 397

Банки

64

163

167

177

39

32

43

36

213

Своевременно не полученная экспортная выручка, не поступившие товары и услуги в счет переводов денежных средств по импортным контрактам, переводы по фиктивным операциям с ценными бумагами

Задолженность по поставкам на основании межправительственных соглашений

3 584

3 948

4 168

3 916

3 526

1 633

1 559

1 828

1 811

Прочие активы

551

1 572

1 923

1 567

1 468

1 398

2 267

4 195

9 014

Органы денежно-кредитного регулирования

68

58

47

47

41

45

46

46

46

Долгосрочные

48

39

39

39

39

43

43

44

46

Краткосрочные

20

19

8

9

3

2

2

2

0

Органы государственного управления

237

264

298

345

637

686

1 052

1 136

1 704

Долгосрочные

235

251

283

329

586

590

820

893

1 545

Краткосрочные

1

13

15

16

51

95

232

243

159

Банки

246

484

628

1 172

789

661

1 155

2 221

3 636

Долгосрочные

15

10

9

14

76

28

107

392

1 343

Краткосрочные

231

474

619

1 158

713

633

1 048

1 828

2 293

Прочие секторы

0

767

949

2

1

7

15

792

3 628

Долгосрочные

0

368

947

0

0

0

0

0

0

Краткосрочные

0

398

2

2

1

7

15

792

3 628

Резервные активы

27 972

36 622

47 793

76 938

124 541

182 240

303 732

478 762

427 080

Монетарное золото

3 708

4 080

3 739

3 763

3 732

6 349

8 164

12 012

14 533

Специальные права заимствования (СДР)

1

3

1

1

1

6

7

1

1

Резервная позиция в МВФ

1

1

2

2

3

196

283

374

1 051

Прочие валютные активы

24 263

32 538

44 051

73 172

120 805

175 690

295 277

466 376

411 494

Обязательства

184 207

215 587

251 301

332 901

417 270

547 860

770 133

1 244 651

755 885

Прямые инвестиции в Россию

32 204

52 919

70 884

96 729

122 295

180 228

265 873

491 232

213 734

Участие в капитале и реинвестированные доходы

27 200

47 228

64 793

87 349

111 269

167 706

244 349

464 344

181 033

Прочий капитал

5 004

5 690

6 091

9 380

11 026

12 522

21 524

26 888

32 701

Портфельные инвестиции

32 132

52 317

66 911

93 358

130 822

166 340

265 800

363 018

111 425

Участие в капитале, кроме паев инвестиционных фондов

11 109

27 353

35 762

57 982

89 178

118 072

207 133

302 131

81 340

Банки

52

53

652

1 108

1 927

5 032

13 870

30 752

6 891

Прочие секторы

11 057

27 300

35 110

56 874

87 251

113 040

193 263

271 379

74 449

Паи инвестиционных фондов

40

224

747

1 732

1 112

Прочие секторы

40

224

747

1 732

1 112

Долговые ценные бумаги

21 023

24 964

31 149

35 376

41 605

48 043

57 919

59 155

28 973

Долгосрочные

20 698

23 953

30 086

34 598

40 573

46 856

56 391

56 692

27 417

Органы денежно-кредитного регулирования

36

0

0

0

0

0

0

0

0

Органы государственного управления

19 617

22 601

27 759

30 131

33 877

33 644

32 575

28 635

16 157

Банки

468

560

732

440

798

638

1 773

3 229

1 980

Прочие секторы

577

793

1 595

4 027

5 898

12 574

22 043

24 827

9 280

Краткосрочные

325

1 011

1 063

778

1 032

1 188

1 528

2 463

1 556

Органы государственного управления

23

36

27

0

0

0

0

0

0

Банки

302

975

1 036

778

1 032

1 188

1 528

2 463

1 556

Финансовые производные

31

189

52

178

875

10 396

Банки

31

189

52

178

875

10 396

Прочие инвестиции

119 871

110 352

113 507

142 783

163 964

201 240

238 283

389 526

420 330

Ссуды и займы

98 345

89 120

93 795

119 575

146 027

180 313

205 195

341 629

377 336

Органы денежно-кредитного регулирования

11 714

9 514

7 308

7 459

7 503

10 158

2 985

7 107

586

Долгосрочные – кредиты МВФ

11 613

7 433

6 481

5 069

3 562

0

0

0

0

Краткосрочные

102

2 080

826

2 390

3 941

10 158

2 985

7 107

586

Органы государственного управления

67 075

59 237

55 042

57 365

59 127

35 590

14 258

11 579

10 217

Долгосрочные

67 075

59 237

55 042

57 365

59 127

35 590

14 258

11 579

10 217

Банки

2 561

2 924

5 256

12 946

19 810

34 511

67 757

113 236

124 654

Долгосрочные

801

1 172

2 706

6 381

11 653

26 350

50 199

89 384

103 398

Краткосрочные

1 761

1 752

2 550

6 566

8 157

8 161

17 558

23 853

21 256

Прочие секторы

16 995

17 446

26 189

41 805

59 586

100 054

120 195

209 706

241 879

Долгосрочные

15 160

15 218

23 691

37 319

53 313

94 511

109 756

168 934

219 493

Краткосрочные

1 835

2 228

2 498

4 486

6 274

5 542

10 439

40 772

22 386

Наличная национальная валюта и депозиты

6 083

7 471

7 993

11 801

10 700

13 262

28 760

42 591

35 665

Наличная национальная валюта

162

198

199

316

499

572

919

1 863

2 718

Органы денежно-кредитного регулирования

162

198

199

316

499

572

919

1 863

2 718

Долгосрочные депозиты

312

528

818

1 352

1 578

2 519

9 041

15 741

15 805

Банки

312

528

818

1 352

1 578

2 519

9 041

15 741

15 805

Текущие счета и краткосрочные депозиты

5 610

6 744

6 976

10 133

8 624

10 172

18 800

24 987

17 142

Органы денежно-кредитного регулирования

6

22

24

32

242

223

23

48

43

Органы государственного управления

1 756

1 755

1 787

1 818

283

24

25

26

26

Банки

3 848

4 967

5 165

8 283

8 098

9 924

18 752

24 913

17 073

Просроченная задолженность

14 250

13 129

10 890

10 422

6 316

6 463

2 390

1 625

3 196

Органы государственного управления

13 528

12 392

10 515

10 417

6 312

6 458

2 382

1 621

1 518

Банки

723

736

375

5

4

5

7

4

2

Прочие секторы

0

0

0

0

0

0

0

0

1 676

Прочие обязательства

1 193

633

829

985

921

1 201

1 938

3 682

4 132

Органы денежно-кредитного регулирования

56

7

0

0

0

0

0

0

0

Краткосрочные

56

7

0

0

0

0

0

0

0

Органы государственного управления

34

11

40

36

30

27

29

67

106

Долгосрочные

0

0

31

25

19

12

6

0

0

Краткосрочные

34

11

9

12

12

14

23

67

106

Банки

546

547

711

938

881

1 164

1 894

2 876

3 500

Долгосрочные

157

82

77

67

125

178

267

478

592

Краткосрочные

389

465

634

871

756

986

1 627

2 398

2 908

Прочие секторы

557

69

78

11

10

10

14

740

526

Краткосрочные

557

69

78

11

10

10

14

740

526

Чистая международная инвестиционная позиция

64 545

43 911

37 179

3 924

-10 635

-31 448

-38 544

-145 316

254 063


 

 

Примечания.

По банковскому сектору отражены данные кредитных организаций и Внешэкономбанка.

 

Начиная с 1 января 2008 года ценные бумаги, учитываемые в составе резервных активов оцениваются по рыночной стоимости.

 

Накопленные суммы в строках "Торговые кредиты и авансы", "Ссуды и займы" и "Просроченная задолженность" по активам органов государственного управления приведены по балансовой стоимости. По результатам переговоров с заемщиками в рамках Парижского клуба кредиторов суммы требований будут пересмотрены в сторону уменьшения.

 

Данные по портфельным инвестициям (в том числе по государственным ценным бумагам) приведены по рыночной стоимости.

 

В данные по международной инвестиционной позиции могут вноситься изменения (преимущественно в течение года после первой публикации).


Таблица 3 - Структура иностранных инвестиций

Тип

2007 г.

Справочно: 2006 г.,


$ млн

в % к

в % к



2006 г.

итогу

2005 г.

итогу

прямые инвестиции

27797

в 2,0р.

23,0

104,6

24,8

взносы в капитал

14794

168,7

12,2

84,6

15,9

из них реинвестирование

351

80,7

0,3

в 3,4р.

0,8

лизинг

82

91,9

0,1

62,7

0,1

кредиты, полученные от зарубежных совладельцев организаций

11664

в 3,0р.

9,7

180,0

7,1

прочие прямые инвестиции

1257

136,4

1,0

в 2,3р.

1,7

портфельные инвестиции

4194

131,8

3,5

в 7,0р.

5,8

из них акции и паи

4057

140,5

3,4

в 8,8р.

5,2

прочие инвестиции

88950

в 2,3р.

73,5

95,3

69,4

торговые кредиты

14012

151,3

11,6

153,7

16,8

прочие кредиты

73765

в 2,6р.

61,0

84,3

51,6

на срок до 180 дней

3429

112,2

2,8

115,1

5,5

на срок свыше 180 дней

70336

в 2,8р.

58,2

81,7

46,1

прочее

1173

в 2,2р.

0,9

150,0

1,0

Всего

120941

в 2,2р.

100

102,7

100


Таблица 4 – Динамика инвестиций в основной капитал


1992

1995

2000

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Инвестиции в основной капитал

2,7

267,0

1165,2

2186,4

2865,0

3611,1

4730,0

6716,2

8764,9

Индексы физического объема инвестиций в основной капитал:










в процентах к предыдущему году

60,3

89,9

117,4

112,5

113,7

110,9

116,7

122,7

109,8

в процентах к 1995 г.

166,4

100

84,6

107,7

122,4

135,8

158,4

194,4

в 2,1р.



Таблица 5 – Динамика объема инвестиций из стран СНГ в экономику России

 

2000

2005

2007

2008

Тыс.
долл.
США

В про-
центах
к итогу

Тыс.
долл.
США

В про-
центах
к итогу

Тыс.
долл.
США

В про-
центах
к итогу

Тыс.
долл.
США

В про-
центах
к итогу

Всего инвестиций

22375

100

1665257

100

4671350

100

4878611

100

       в том числе из стран:

 

 

 

 

 

 

 

 

Азербайджан

831

3,7

54983

3,3

95165

2,0

116842

2,4

Армения

5

0,0

4541

0,3

24482

0,5

63897

1,3

Беларусь

1007

4,5

447135

26,9

955772

20,5

2141495

43,9

Грузия

207

0,9

7902

0,5

9275

0,2

11276

0,2

Казахстан

5632

25,2

732788

44,0

1468720

31,4

1258990

25,8

Киргизия

839

3,8

140168

8,4

534177

11,4

476025

9,8

Республика Молдова

1069

4,8

18100

1,1

21416

0,5

24590

0,5

Таджикистан

27

0,1

13843

0,8

30672

0,7

18727

0,4

Туркмения

1024

4,6

2288

0,1

2198

0,1

3344

0,1

Узбекистан

2738

12,2

10639

0,6

60498

1,3

73985

1,5

Украина

8996

40,2

232870

14,0

1468975

31,4

689440

14,1


Таблица 6 – Инвестиции из России за рубеж по странам – крупнейшим получателям инвестиций (млн. долларов США)

 

Накоплено на конец сентября 2009г.

В том числе

Справочно
направлено в январе-сентябре 2009г.

всего

в % к
итогу

прямые

порт-
фельные

прочие


Всего инвестиций

65562

100

43816

2534

19212

69955

из них в страны - крупнейшие получатели инвестиций

56431

86,1

39530

1597

15304

58518

в том числе:
Кипр

17139

26,1

12609

219

4311

4823

Нидерланды

13555

20,7

13108

37

410

9786

США

6176

9,4

5153

2

1021

1082

Швейцария

6097

9,3

2093

0,2

4004

33399

Виргинские о-ва (Брит.)

4042

6,2

1352

1150

1540

827

Соединенное Королевство (Великобритания)

2483

3,8

2125

52

306

1206

Германия

2364

3,6

109

0,0

2255

815

Беларусь

2239

3,4

1953

0,0

286

4936

Украина

1181

1,8

540

36

605

1439

Люксембург

1155

1,8

488

101

566

205




Таблица 7 – Структура инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности

 

1995

2000

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Инвестиции в основной капитал - всего

100

100

100

100

100

100

100

100

100

     в том числе по видам
     экономической деятельности:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

3,7

3,0

4,6

4,1

4,1

3,9

4,8

5,0

4,4

рыболовство, рыбоводство

0,2

0,2

0,2

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

0,05

добыча полезных ископаемых

14,2

18,1

16,9

15,9

15,4

13,9

14,6

13,8

14,1

          из нее:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   добыча топливно-энергетических
   полезных ископаемых

13,0

16,7

15,5

14,4

14,0

12,4

13,3

12,5

12,8

   добыча полезных ископаемых,
   кроме топливно-энергетических

1,2

1,4

1,4

1,5

1,4

1,5

1,3

1,3

1,3

обрабатывающие производства

14,8

16,3

15,9

15,6

16,4

16,4

15,6

14,7

15,6

       из них:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   производство пищевых продуктов,
   включая напитки, и табака

2,9

3,8

3,8

3,8

3,3

3,1

2,7

2,5

2,2

   текстильное и швейное
   производство

0,3

0,2

0,2

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

   производство кожи, изделий из
   кожи и производство обуви

0,03

0,02

0,03

0,03

0,04

0,03

0,05

0,04

0,03

   обработка древесины и произ-
   водство изделий из дерева

0,5

0,6

0,5

0,6

0,6

0,6

0,4

0,4

0,5

   целлюлозно-бумажное
   производство; издательская и
   полиграфическая деятельность

0,6

0,8

0,8

0,8

0,8

0,7

0,7

0,6

0,6

   производство кокса и
   нефтепродуктов

1,5

1,9

1,8

1,5

1,4

1,4

1,4

1,3

1,5

   химическое производство

1,4

1,4

1,4

1,4

1,3

1,6

1,7

1,6

1,6

   производство резиновых и
   пластмассовых изделий

0,3

0,3

0,3

0,4

0,5

0,5

0,4

0,5

0,4

   производство прочих
   неметаллических минеральных
   продуктов

1,0

0,8

1,0

0,9

1,2

1,3

1,1

1,4

1,8

   металлургическое производство и
   производство готовых
   металлических изделий

2,6

3,1

2,7

2,9

3,5

3,8

3,7

3,1

3,6

     в том числе металлургическое
     производство

2,5

2,8

2,4

2,5

3,2

3,4

3,4

2,7

3,2

   производство машин и
   оборудования

0,7

0,8

0,7

0,7

1,0

0,9

1,0

0,9

0,9

   производство
   электрооборудования,
   электронного и оптического
   оборудования

0,7

0,6

0,6

0,6

0,6

0,5

0,5

0,5

0,5

   производство транспортных
   средств и оборудования

1,6

1,4

1,4

1,3

1,2

0,9

1,0

1,0

1,2

        в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     производство автомобилей,
     прицепов и полуприцепов

1,0

0,8

0,9

0,7

0,7

0,5

0,5

0,6

0,8

     производство судов,
     летательных и космических
     аппаратов и прочих
     транспортных средств

0,6

0,6

0,5

0,6

0,5

0,4

0,5

0,4

0,4

производство и распределение электроэнергии, газа и воды

7,6

6,0

5,8

6,6

6,9

6,8

6,3

6,9

7,7

строительство

4,5

6,4

5,4

4,9

3,5

3,6

3,7

4,0

3,4

оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

2,0

2,7

3,6

3,5

3,5

3,6

3,5

4,3

3,1

          из них:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     торговля автотранспортными
     средствами и мотоциклами, их
     техническое обслуживание и
     ремонт

0,2

0,2

0,3

0,3

0,2

0,4

0,4

0,6

0,6

     оптовая торговля, включая
     торговлю через агентов, кроме
     торговли автотранспортными
     средствами и мотоциклами

1,3

1,8

2,3

2,2

2,3

2,1

1,7

2,2

1,2

     розничная торговля, кроме
     торговли автотранспортными
     средствами и мотоциклами;
     ремонт бытовых изделий и
     предметов личного пользования

0,5

0,7

1,0

1,0

1,0

1,1

1,4

1,5

1,3

гостиницы и рестораны

0,8

0,8

0,7

0,4

0,3

0,4

0,4

0,5

0,4

транспорт и связь

12,6

21,2

18,5

22,3

22,7

24,5

23,6

22,2

24,8

       из них связь

1,4

2,7

3,4

4,8

5,4

5,4

4,5

3,7

3,4

финансовая деятельность

2,5

0,8

1,0

1,2

1,4

1,4

1,1

1,3

1,0

операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

25,3

15,2

18,1

17,7

17,3

16,8

17,0

18,3

16,7

     из них научные исследования и
     разработки

0,4

0,5

0,7

0,7

0,6

0,5

0,5

0,4

0,4

государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение

3,2

1,5

2,0

1,6

1,7

1,6

1,7

1,7

1,7

образование

1,8

1,3

1,5

1,5

1,8

1,9

2,1

2,2

2,0

здравоохранение и предоставление социальных услуг

2,5

2,6

2,0

2,0

2,5

2,6

2,7

2,5

2,4

предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

4,3

3,9

3,8

2,6

2,4

2,5

2,8

2,5

2,7


Таблица 8 – Объем иностранных инвестиций, по видам

 

2000

2005

2007

2008

Млн. долл.
США

В про-
центах
к итогу

Млн. долл.
США

В про-
центах
к итогу

Млн. долл.
США

В про-
центах
к итогу

Млн. долл.
США

В про-
центах
к итогу

Всего инвестиций

10958

100

53651

100

120941

100

103769

100

      в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

прямые инвестиции

4429

40,4

13072

24,4

27797

23,0

27027

26,0

       из них:

 

 

 

 

 

 

 

 

   взносы в капитал

1060

9,7

10360

19,3

14794

12,2

15883

15,3

   кредиты, полученные от
   зарубежных совладельцев
   организаций

2738

25,0

2165

4,0

11664

9,7

9781

9,4

   прочие прямые инвестиции

631

5,7

547

1,1

1339

1,1

1363

1,3

портфельные инвестиции

145

1,3

453

0,8

4194

3,5

1415

1,4

        из них:

 

 

 

 

 

 

 

 

   акции и паи

72

0,7

328

0,6

4057

3,4

1126

1,1

   долговые ценные бумаги

72

0,6

125

0,2

128

0,1

286

0,3

       в том числе векселя

1

0,0

121

0,2

125

0,1

285

0,3

прочие инвестиции

6384

58,3

40126

74,8

88950

73,5

75327

72,6

        из них:

 

 

 

 

 

 

 

 

   торговые кредиты

1544

14,1

6025

11,2

14012

11,6

16168

15,6

   прочие кредиты

4735

43,2

33745

62,9

73765

61,0

57895

55,8

       в том числе на срок:

 

 

 

 

 

 

 

 

     до 180 дней

2042

18,6

2656

4,9

3429

2,8

6617

6,4

     свыше 180 дней

2693

24,6

31089

58,0

70336

58,2

51278

49,4

   прочее

105

1,0

356

0,7

1173

0,9

1264

1,2


Таблица 9 – Объем инвестиций, поступивших в экономику России в 2008г., по основным странам – инвесторам.

 

Млн. долл. США

В процентах к итогу

Всего инвестиций

103769

100

       из них из стран:

 

 

Кипр

19857

19,1

Соединенное Королевство (Великобритания)

14940

14,4

Нидерланды

14542

14,0

Германия

10715

10,3

Люксембург

7073

6,8

Франция

6157

5,9

Виргинские острова (Брит.)

3529

3,4

Швейцария

3062

2,9

Ирландия

2903

2,8

США

2773

2,7

Таблица 10 - Поступление иностранных инвестиций по типам

 

Январь-сентябрь 2009г.

Справочно
Январь-сентябрь 2008г.
в % к

млн.
долларов
США

в % к

январю-сентябрю 2008г.

итогу

январю-сентябрю 2007г.

итогу

Инвестиции

54738

72,2

100

86,2

100

из них:

 

 

 

 

 

прямые инвестиции

9975

51,9

18,2

97,7

25,3

в том числе:

 

 

 

 

 

взносы в капитал

4918

41,4

9,0

131,7

15,7

из них
реинвестирование

635

112,0

1,2

в 2,2р.

0,7

лизинг

101

74,9

0,2

в 2,5р.

0,2

кредиты, полученные от зарубежных совладельцев организаций

4131

65,9

7,5

64,3

8,2

прочие прямые инвестиции

825

90,4

1,5

111,1

1,2

портфельные инвестиции

1019

78,6

1,9

83,7

1,7

из них
акции и паи

348

34,2

0,6

68,8

1,3

прочие инвестиции

43744

79,1

79,9

82,8

73,0

в том числе:

 

 

 

 

 

торговые кредиты

9249

73,0

16,9

149,1

16,7

прочие кредиты

34214

82,4

62,5

72,0

54,8

из них:

 

 

 

 

 

на срок до 180 дней

3339

75,1

6,1

179,9

5,9

на срок свыше 180 дней

30875

83,3

56,4

67,1

48,9

прочее

281

25,6

0,5

в 2,0р.

1,5

Таблица 11 - Иностранные инвестиции по видам экономической деятельности (млн. долларов США)

 

Январь-сентябрь 2009г.

Накоплено на конец
сентября 2009г.

поступило

погашено
(выбыло)

переоценка
и прочие
изменения активов
и обяза-
тельств

всего

в %
к итогу

Всего

54738

50629

4160

262394

100

в том числе:
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

277

126

3

1822

0,7

рыболовство, рыбоводство

39

25

1

156

0,1

добыча полезных ископаемых

5715

10319

13

45122

17,2

обрабатывающие производства

15029

15462

3557

77638

29,6

производство и распределение электроэнергии, газа и воды

386

252

241

4839

1,8

строительство

728

396

55

4702

1,8

оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

16277

10799

156

55665

21,2

гостиницы и рестораны

123

48

5

602

0,2

транспорт и связь

8512

4647

93

24810

9,5

финансовая деятельность

1971

3871

-34

11851

4,5

операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

5593

4539

69

32484

12,4

государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение

-

26

0,1

1122

0,4

образование

0,2

-

-

3

0,0

здравоохранение и предоставление социальных услуг

23

2

1

149

0,1

предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

65

117

-0,0

1429

0,5

Таблица 12 - Объем накопленных иностранных инвестиций в экономике России
по основным странам-инвесторам (млн. долларов США)

 

Накоплено на конец
сентября 2009г.

В том числе

Справочно
поступило
в январе-сентябре
2009г.

всего

в % к
итогу

прямые

порт-
фельные

прочие


Всего инвестиций

262394

100

104101

12136

146157

54738

из них по основным странам-инвесторам

219645

83,7

82778

11676

125191

38466

в том числе:
Нидерланды

49426

18,8

29172

5629

14625

8348

Кипр

47042

17,9

31195

2010

13837

5231

Люксембург

37947

14,5

1039

267

36641

8905

Соединенное Королевство (Великобритания)

25622

9,8

3641

2248

19733

4231

Германия

19811

7,6

7420

18

12373

5507

Ирландия

9240

3,5

433

5

8802

595

Франция

8516

3,2

2066

26

6424

1600

США

7608

2,9

2790

927

3891

1279

Виргинские острова (Брит.)

7444

2,8

4221

544

2679

1129

Япония

6989

2,7

801

2

6186

1641



Таблица 13 - Поступление иностранных инвестиций
по отдельным странам-инвесторам (млн.долларов США)

 

Поступило
в январе-сентябре
2009г.

В % к итогу
по виду
экономической
деятельности

В том числе

прямые

порт-
фельные

прочие

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

277

100

167

0,1

110

из них:
Нидерланды

78

28,0

77

0,0

1

Швеция

33

11,9

0,4

-

33

Япония

29

10,3

4

-

25

Добыча полезных ископаемых

5715

100

2226

347

3142

из них:
Япония

1344

23,5

-

-

1344

Кипр

1118

19,6

532

347

239

Нидерланды

1049

18,3

580

-

469

из итога по добыче полезных ископаемых:
добыча топливно-энергетческих полезных ископаемых

4220

100

1999

7

2214

из них:
Япония

1344

31,9

-

-

1344

Нидерланды

1048

24,8

580

-

468

Кипр

562

13,3

405

7

150

Обрабатывающие производства

15029

100

2765

144

12120

из них:
Германия

2932

19,5

619

3

2310

Соединенное Королевство (Великобритания)

1882

12,5

152

1

1729

Швейцария

1212

8,1

20

10

1182

из итога по обрабатывающим производствам
производство пищевых продуктов, включая напитки и табака

1475

100

245

0,0

1230

из них:
Кипр

335

22,7

55

-

280

Люксембург

285

19,3

7

-

278

Нидерланды

179

12,2

19

-

160

обработка древесины и производство изделий из дерева

471

100

190

3

278

из них:
Финляндия

180

38,1

53

-

127

Виргинские о-ва (Брит.)

62

13,2

1

-

61

целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность

1052

100

182

0,3

870

из них:
Германия

268

25,5

31

-

237

Австрия

223

21,2

12

-

211

Финляндия

173

16,4

-

-

173

Нидерланды

164

15,6

0,4

-

164

производство кокса и нефтепродуктов

3053

100

0,0

127

2926

из них:
Соединенное Королевство (Великобритания)

1166

38,2

-

0,0

1166

Беларусь

773

25,3

-

-

773

Виргинские о-ва (Брит.)

297

9,7

-

1

296

химическое производство

989

100

167

1

821

из них:
Швейцария

337

34,1

0,3

0,3

337

Нидерланды

122

12,4

19

-

103

металлургическое производство и производство готовых металлических изделий

3380

100

303

9

3068

из них:
Германия

1416

41,9

9

0,1

1407

Швейцария

639

18,9

3

7

629

Кипр

314

9,3

26

0,5

288

Джерси

199

5,9

199

-

-

Виргинские о-ва (Брит.)

174

5,2

0,1

1

173

производство транспортных средств и оборудования

1864

100

327

0,2

1537

из них:
США

555

29,7

0,0

-

555

Соединенное Королевство (Великобритания)

360

19,3

1

-

359

Швеция

142

7,6

1

-

141

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

386

100

86

109

191

из них:
Соединенное Королевство (Великобритания)

135

35,1

49

10

76

Кипр

67

17,4

26

33

8

Нидерланды

66

17,2

0,0

0,1

66

Строительство

728

100

518

1

209

из них:
Финляндия

413

56,7

352

-

61

Кипр

197

27,1

116

0,2

81

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

16277

100

1657

6

14614

из них:

 

 

 

 

 

Люксембург

6315

38,8

3

-

6312

Нидерланды

5069

31,1

63

-

5006

Германия

2061

12,7

861

1

1199

Кипр

579

3,6

131

1

447

Транспорт и связь

8512

100

345

98

8069

из них:
Китай

5052

59,4

0,0

-

5052

Нидерланды

991

11,6

2

0,0

989

Люксембург

945

11,1

0,1

2

943

из итога по транспорту и связи
связь

3045

100

73

93

2879

из них:
Нидерланды

989

32,5

0,0

0,0

989

Люксембург

942

30,9

0,1

3

939

Соединенное Королевство (Великобритания)

410

13,5

-

0,3

410

Швеция

242

7,9

7

-

235

Финансовая деятельность

1971

100

402

296

1273

из них:
Кипр

699

35,5

177

230

292

Ирландия

260

13,2

2

-

258

Соединенное Королевство (Великобритания)

171

8,7

0,0

0,1

171

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

5593

100

1711

18

3864

из них:
Кипр

1211

21,6

747

11

453

Соединенное Королевство (Великобритания)

976

17,4

25

3

948

Франция

873

15,6

93

-

780

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

65

100

41

0,0

24

из них:
Кипр

29

45,4

20

0,0

9

США

8

12,0

3

-

5

Люксембург

8

11,7

5

-

3


1 Басовский, Л.Е., Басовская, Е.Н. Экономическая оценка инвестиций /Л.Е. Басовский, Е.Н. Басовская. – М.: ИНФРА-М, 2008. – с.5

2 Справочная правовая система «Консультант плюс» 2009г

3 констатиро вал президент Альфа-банка Петр Авен на Петербургском экономическом форуме.

4 Справочная правовая система «Консультант плюс» 2009г.


46


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории экономика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ