Международная миграция капитала 2
Содержание
Введение
Современное понимание и основополагающее значение инвестиций и инвестиционного процесса, существовавших во все времена и у всех народов, для экономики складывается и возрастает с развитием рынка. После формирования национальных и международных рынков инвестиции и инвестиционный процесс приобретают непреходящее значение для национальной и мировой экономики.
Целью настоящей работы является анализ сложившейся экономической ситуации, в частности динамика международной миграции капитала. Для этого необходимо решить следующие задачи:
Изучить понятие и сущность инвестиций;
Изучить основные формы инвестирования;
Выявить особенности инвестиционного процесса с участием России;
Проанализировать структуру Российских инвестиций за границу;
Проанализировать динамику иностранных инвестиций в Россию (2007-2009гг.);
Обозначить основные проблемы привлечения иностранных инвестиций в Россию и ее регионы;
Предметом исследования является выявление особенностей и тенден-ции международного движения капитала и анализ участия в нем России, оценка инвестиционного климата в России, а также определение проблем и направлений привлечения иностранного капитала в российскую экономику.
Хронологические рамки исследования. В работе анализируется состояние международного движения капитала в 2007-2009гг.
Разработанность темы. Проблема привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику в той или иной мере освещалась и продолжает освещаться в научной и специальной литературе, а также в различных средствах массовой информации, как отечественных, так и зарубежных.
В отечественной литературе исследования иностранного инвестирования базируются в основном на анализе его отдельных аспектов. В частности, изучению основ инвестирования и оценки эффективности инвестиций посвящены работы А.С. Булатова, А.В. Воронцовского, П.Н. Завлина, В.В. Ковалева, И.В. Липсица, Д.С. Львова, мировая практика регулирования международного инвестирования и организационно-правовые аспекты привлечения иностранных инвестиций рассмотрены М.М. Богуславским, Н.Н. Вознесенской, И.Н. Герчико-вой, Н.Н. Ливенцевым, обзор состояния иностранных инвестиций представлен в работах под ред. проф. А. Астаповича, Л.П. Куракова, В.П. Серегина, И.П. Фаминского.
Научная новизна диссертации заключается в том, что автор, путем комплексного анализа ряда теоретических и практических аспектов международного движения капитала и участия иностранных инвестиций в российской экономике, рассмотрел основные проблемы и направления международного инвестирования и привлечения иностранного капитала в Россию.
Теоретической и методологической основой послужил комплексный метод обобщения фактического материала и анализа имеющейся научной литературы по теме исследования.
В процессе исследования были использованы труды российских специалистов, занимающихся проблемами международного движения капитала и привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику: А.С Булатова, В.М. Васильева, Л.Л. Игониной, В.В. Коссова, Г.М Костюниной, Н.Н. Ливенце-ва, И.П. Липсица, И.В Тихомировой, В.Е. Черкасова и др.
Глава 1. Теоретический аспект международной миграции капитала
Термин «инвестиции» (от лат. - вкладывать) имеет много значений.
Все, что имеет денежную стоимость и является собственностью предприятия, отдельного частного лица или государства, носит название активов. Самое общее определение инвестиций - это вложение средств в приобретение активов.
Несколько иное содержательное определение вытекает из представлений общей экономической теории: инвестиции являются затратами на производство и накопление средств производства и увеличение материальных запасов, которые обеспечивают функционирование механизма, необходимого для финансирования роста и развития экономики страны.
В настоящее время все чаще под инвестициями понимают покупку ценных бумаг (акций, облигаций) с расчетом на некоторые финансовые результаты, например на получение некоторого дохода. Это объясняется непрерывным ростом роли операций с ценными бумагами в экономике в течение всего XX в.1
Наиболее популярное определение следующее: инвестиция — это способ помещения капитала, который должен обеспечить сохранение или возрастание стоимости капитала и (или) принести положительную — превышающую уровень инфляцию-величину дохода.
Свободные денежные средства согласно приведенному определению не являются инвестициями, так как их ценность утрачивается в связи с инфляцией, они не могут обеспечить никакого дохода.
Следует сделать две оговорки. Некоторая ограниченная сумма денежных средств присутствует в активах любого предприятия, предпринимателя, частного лица, она необходима для обеспечения их успешной деятельности. Поэтому во многих случаях инвестиции частично осуществляются непосредственно в форме превращения в актив некоторой суммы денежных средств — деньги выступают как наиболее ликвидная форма активов.
Существуют весьма разнообразные формы помещения капитала: в ценные бумаги и недвижимость; в долговые обязательства; в акции и опционы; с меньшим или большим риском; на короткий или длительный срок; прямые и косвенные.
Финансовые инструменты — инструменты, средства вложения денег, представляющие собой чьи-либо долговые обязательства или обеспечивающие право участия в предприятии в качестве собственника, право покупки или продажи доли в предприятии.
Имущественные вложения — вложения в реальные активы предприятия (земля, постройки и все, что принято называть недвижимым имуществом) или личное реальное имущество (золото, антиквариат, произведения искусства, другие коллекционные предметы).
Прямая инвестиция — вложение капитала, при котором инвестор напрямую приобретает требование к активам в виде фондовых или имущественных ценностей;
Косвенная инвестиция - вложение средств в портфель, иначе говоря, в набор ценных бумаг либо имущественных ценностей.
Взаимные и паевые инвестиционные фонды — организации — держатели диверсифицированных наборов ценных бумаг.
Долговые ценные бумаги — средства, вложенные в обмен на получение дохода в форме процента, и обязательство возврата суммы долга в установленный срок. Когда инвестор покупает долговой финансовый инструмент, например облигацию, он фактически кредитует того, кто выпустил эту облигацию в обращение, кто берет обязательство платить установленные проценты в течение оговоренного времени, по истечении которого обязуется возвратить первоначальную сумму займа.
Участие в капитале, долевое вложение — доля владельца в капитале определенного предприятия или имуществе, не связанная с временными ограничениями. Долевое вложение возможно в форме владения ценной бумагой или в форме титула собственности на определенное имущество. Обычно инвестор приобретает право участия в капитале предприятия, покупая ценные бумаги, известные под общим названием «акции».
Высокорискованные и малорискованные инвестиции. Под риском понимается возможность того, что абсолютная либо относительная величина дохода на инвестицию окажется меньше ожидаемой, т. е. возможность получения нежелательного результата.
Инвестиции с низким риском считаются безопасным средством получения определенного дохода; инвестиции с высоким риском, напротив, считаются спекулятивными. Под инвестированием понимается процесс покупки ценных бумаг и других активов, о которых можно с уверенностью сказать, что их стоимость останется стабильной и на них можно будет получить предсказуемый доход. Спекуляция состоит в осуществлении операций с такими же активами, но в ситуациях, когда их будущая стоимость и уровень ожидаемого дохода весьма неочевидны. Но обычно оба этих подхода называют инвестированием.
Краткосрочные и долгосрочные инвестиции. Срок краткосрочных инвестиций обычно истекает в течение года; долгосрочные инвестиции рассчитаны на срок больше года или вообще не ограничены каким-либо сроком. [2,3]
В настоящее время нет однозначного толкования («инвестиции»), следовательно, применения единых терминов понятийного аппарата, что затрудняет решение как научных, так и практических задач, связанных с принятием управленческих решений в ходе реализации инвестиционных проектов. Большинство авторов характеризуют инвестиции как средства, направляемые на увеличение основных средств и (или) оборотного капитала с целью получения прибыли. Существенный недостаток подобных определений заключается в том, что допускается неоднозначность в части объекта вложений.
Таким образом, под инвестициями можно понимать средства предназначенные как дли закупки сырья так и для закупки новой линии производства, что, очевидно, носит принципиально отличный характер поставленных целей и достигаемых результатов вложения средств.
Инвестиции, осуществляемые Российской Федерацией, носят упорядоченный характер и, как правило, реализуются по методологии инвестиционных проектов. В соответствии с законодательством инвестиционный проект - это обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимая проектная документация, разработанная в соответствии с законодательством Российской Федерации и утвержденными в установленном порядке стандартами, а также описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план).2
Глава 2. Российские инвестиции за границей
2.1. Особенности инвестиционных проектов с участием Российской Федерации
Российская Федерация обладает рядом отличительных особенностей, по сравнению с другими участниками инвестиционного процесса. В связи с этим, возникают проблемы с отнесением того или иного процесса, к какой-то определенной классификации. Особенностями Российской Федерации как участника инвестиционного проекта, являются:
Российская Федерация имеет преимущественно социально ориентированные цели;
отсутствует единый критерий оптимальности достижения социально ориентированных целей;
Российская Федерация непосредственно не участвует в реализации инвестиционных проектов, а только совершает необходимые действия (дает в установленном порядке согласие) по передаче части прав на имущество, вовлекаемое в инвестиционный проект.
Так же в Российской Федерации существенно отличается правовой статус имущества, вовлекаемого в инвестиционный проект:
в отношении отдельных видов имущества законодательством наложены ограничения на возможность их участия в гражданском обороте, в связи с чем, в процессе вовлечения имущества в хозяйственный оборот может быть отчуждена только часть прав (например, пользования данным имуществом);
в отношении вовлекаемого имущества или имущества, вновь создаваемого в процессе реализации инвестиционного проекта, могут быть установлены ограничения в части его физических характеристик;
3. в отношении вовлекаемого имущества или имущества, вновь создаваемого в процессе реализации инвестиционного проекта, могут быть установлены ограничения в части использования данного имущества.
Еще одной значимой особенностью, являются особенности правоотношений Российской Федерации и других участников в рамках совместно реализуемых инвестиционных проектов:
как правило, устанавливается требование о том, что в случае нарушения инвестором установленных условий, например в части увеличения площадей возводимого объекта, стоимость дополнительных площадей в возведенном объекте частично перераспределяется в пользу Российской Федерации;
на инвестора, как правило, возлагаются обязательства по строительству (реконструкции) объектов административного, жилого, социального или общественного назначения; объектов инфраструктуры, передаваемых (находящихся) в собственность Российской Федерации;
в ряде случаев требуется принятие управленческих решений для реализации сложных инвестиционных проектов, в рамках которых необходимо решать задачи по продаже части приватизируемого федерального имущества и передаче в аренду оставшейся части не подлежащего приватизации имущества комплексов. [18,23]
Вместе с тем, в настоящее время нет четкого разграничения критериев эффективности для различных типов инвестиционных проектов, и поэтому на практике происходит их смешение и подмена понятий. Все инвестиционные проекты, в том числе инфраструктурные и социальные (строительство новых учебных корпусов учебных заведений, строительство сооружений морских портов и аэропортов, в рамках государственно-частного партнерства и д.р.), оцениваются исключительно с позиций экономической эффективности. При этом, не учитывается, что главными целями подобных проектов для Российской Федерации является не экономические (не извлечение доходов).
Таким образом, требуется дальнейшая серьезная доработка: от постановки задачи до применения методов и моделей оценки инвестиционных проектов, в том числе с учетом особенностей, указанных в приведенной выше классификации.
В 2007 г. российские компании инвестировали за рубеж $74,63 млрд., что на 43,6% больше, чем в 2006 г. . Общий объем инвестиций из России, накопленных за рубежом, на конец 2007г. составил $32,1 млрд. [8,27]
Наиболее крупные операции, повлиявшие на рост прямых иностранных инвестиций отечественных компаний, были сделка по выкупу «Газпромом» у иностранных инвесторов контрольного пакета компании "Sakhalin Energy" - оператора проекта «Сахалин-2» за $7,45 млрд., покупка «Норникелем» канадской компании "LionOre Mining Int." за $6,4 млрд., сделка «Евраз Групп» , по приобретению американской "Oregon Steel" за $2,3 млрд. и шести предприятии украинской ФПГ «Приват» за $4 млрд. . Объединение активов «Русала», «Суала» и «Glencore» оценивается в $10,6 млрд. (сделка завершена в 2007 г.). [4]
Негативным стал факт, что зарубежная экспансия российских компаний в большинстве случаев финансировалась иностранными кредиторами, а также то, что сохраняются серьезные барьеры для инвестиций из развивающихся стран в развитые. Все наши попытки вложить за рубеж сталкиваются с тем, что создаются специальные барьеры3. Так в 2006 г. российским компаниям не удалось купить зарубежных активов на сумму свыше $50 млрд.
Объем инвестиций из России, накопленных за рубежом, на конец сентября 2009г. составил 65,6 млрд. долларов США. В январе-сентябре 2009г. из России за рубеж направлено 70,0 млрд. долларов США иностранных инвестиций, или на 23,4% меньше, чем в январе-сентябре 2008 года. [8,27]
Объем погашенных инвестиций, направленных ранее из России за рубеж, составил 61,7 млрд. долларов США, или на 24,3% меньше, чем в январе-сентябре 2008 года. (Таблица 1, 2, 6)
Глава 3. Миграция капитала в Россию
3.1.1.Иностранные инвестиции в 2007 г.
В 2007 г. российская экономика вышла на десятое место в мире по размеру внутреннего валового продукта (ВВП), который составил $1,27трлн.. Однако, по паритету покупательной способности российская экономика в 2007 г. вышла на седьмое место, опередив такие страны, как Италия, Бразилия и Франция, и уступив только США, Китаю, Японии, Индии, Германии и Великобритании.
Основной причиной роста ВВП специалисты называют увеличение уровня внутреннего потребления на 31,2%. Другим фактором, повлиявшим на рост экономики России, стало увеличение корпоративных инвестиций в 2007 г. на 21,1%.
По оценке Федеральной службы государственной статистики, в 2007 г. в РФ поступило $120,9 млрд. иностранных инвестиций, что в 2,2 раза больше, чем в 2006 г., из которых $27,8 млрд. или 2,2% ВВП, приходится на прямые иностранные инвестиции. Отличительной чертой которых является то, что они осуществляются с целью приобретения устойчивого влияния на объект инвестирования, что отличает их от портфельных инвестиций, составляющих менее 10% в уставном капитале организации. На долю прямых инвестиций пришлось $27,8 млрд. . Взносы в капитал составили $14,8 млрд. (рост на 68,7%), кредиты, полученные от зарубежных совладельцев организаций, составили $11,7 млрд. (рост на 200%). (Таблица 3,4,5)
По сравнению с предыдущим, 2006 годом, изменилась структура вложений: торговля (оптовая и розничная, техобслуживание и ремонт) потеснила обрабатывающие производства (пищевые продукты, текстиль, химпроизводство, металлургия и др.) .
Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств и бытовой техники в 2007 г. привлекли $47,3 млрд., или 39,1% к общему количеству инвестиций против 23,7% по итогам 2006 г. В обрабатывающие и перерабатывающие отрасли иностранцы вложили $32 млрд., или 26,4% к общей сумме против 27,5% в 2006 г.; в добычу полезных ископаемых - $17,4 млрд., или 14,4% против 16,6% в 2006 г. . (Таблица 7, 8 ).
Увеличение объема поступлений инвестиций было связано с реализацией масштабных программ внешних заимствований крупнейшими сырьевыми российскими компаниями, в том числе за счет выпуска еврооблигаций на международных финансовых рынках. Кроме того, в значительных объемах привлекались иностранные заемные средства для финансирования резидентами ряда крупных сделок по слиянию и поглощению. Только на две крупнейшие сделки в энергетике пришлось $7,7 млрд.; за газовые активы ЮКОСа выложили $5,8 млрд. . В финансовом секторе наиболее интенсивный приток составили «портфельные инвестиции», что связано, в частности, с активным участием иностранных компаний в покупке дополнительных выпусков акций Сбербанка России и ОАО «Банк ВТБ». [4]
Что касается прямых иностранных инвестиций, то их отраслевая направленность отличается от общего объема инвестиций. Ровно половину, или $13,9 млрд. получил добывающий сектор (в 2006 г. доля составляла 1/3). Почти вдвое меньше этой суммы иностранцы инвестировали в обрабатывающий сектор и торговлю. По притоку ПИИ торговля уступила место обрабатывающему сектору, доля которого, в сравнении с предыдущим годом, все же сократилась с 18,8% до 14,7%, хотя в торговле выросла с 5,8% до 11,9%. По мнению экспертов, торговые обороты в нашей стране растут за счет увеличения доходов граждан и потребительского кредитования.
Однако, по подсчетам Банка России (ЦБ), сумма ПИИ в 2007 г. составила $47,1 млрд., или 3,7% ВВП, а общий объем инвестиций $249 млрд., что значительно больше данных Росстата. Согласно подсчетам ЦБ, по объему ПИИ в 2007 г. Россия сравнялась с Китаем. (Таблицы 2, 4)
Разница в данных об объеме инвестиций, опубликованных ЦБ и Рос-статом, объясняется различиями в методах подсчета. Росстат учитывает средства иностранных инвесторов, а также зарубежных филиалов российских юридических лиц, «пересекших границу» РФ. ЦБ же в отличие от Росстата учитывает не только новые инвестиции, но и прибыль, реинвестированную иностранными предприятиями в стране, т.е. доходы, не перечисленные зарубежным акционерам, составившие в 2007 г. $30,3 млрд., из которых $17,1 млрд. было реинвестировано в нашу экономику.
По итогам первого полугодия 2007 г. список крупнейших стран инвесторов в российскую экономику возглавлял Кипр, но к концу год лидером инвестиций в Россию стала Великобритания. Основные страны инвесторы в 2007 г. - Великобритания, Кипр, Нидерланды, Люксембург Франция, Швейцария, Ирландия, Германия, США. На долю этих стран приходится 84% от общего объема накопленных инвестиций. (Таблица)
В результате деятельности частного сектора экономики общий внешний долг РФ на 1 января 2008 г. вырос на $149 млрд. и составил $459,6 млрд., несмотря на то, что объем государственного внешнего долга, наоборот, уменьшился с $52 млрд. на 1 января 2007 г. до $44, 9 млрд. на 1 января 2008г. . [4-8,16, 26,27]
3.1.2.Иностранные инвестиции в 2008 году
Объем инвестиций в основной капитал в декабре 2008 г. повысился на 57, 4% по отношению к ноябрю, что совсем немного ниже среднего размера его подобного декабрьского прироста за предшествующие девять лет (Таблица 2, 4). Тем самым , по итогам года сложился прирост данного показателя в размере 9,1%, что является наименьшим подобным значением за последние шесть лет. Декабрьский результат означает, что уровень инвестиций в основной капитал после устранения сезонного фактора остался неизменным. И хотя выявляется тенденция снижения объема инвестиций, приходящаяся на осенние месяцы, она выглядит явно слабее, чем можно было бы ожидать. По всей видимости, еще сохранялась инерция инвестиционной активности, связанная с завершением работ, традиционно приуроченным к концу года. Однако влияние кризисного состояния банковской системы и сжатие источников финансирования в целом окажет негативное влияние на инвестиционную деятельность в ближайшей перспективе, что сделает тенденцию снижения объема инвестиций в основной капитал более существенной. С учетом низкого стартового уровня инвестиционной активности это приведет к тому, что объем инвестиций в основной капитал за I квартал 2009 г., по нашей оценке, окажется на 6% ниже, чем за аналогичный период прошлого года.
В разрезе видов экономической деятельности в 2008 г. наибольший объем иностранных инвестиций поступил в обрабатывающие производства (32,7%), оптовую и розничную торговлю (23,0%), Операции с недвижимостью (14,8%). Когда-то лидер иностранных инвестиций - добыча полезных ископаемых - продолжает отставать (11,9%), что связано с сокращением мирового спроса на сырье в условиях финансового кризиса. Суммарно на эти четыре вида деятельности приходится теперь 70,5% поступивших иностранных инвенций. (Таблица 4,5,7,8 )
Иностранные вложения, от прямых инвесторов в 2008 г., направлялись в основном в организации осуществляющие деятельность по операциям с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг, по добыче топливно-энергетических полезных ископаемых, в оптовой и розничной торговле, по ремонту автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды, в финансовой деятельности, транспорте и связи. Общая величина прямых инвестиций в указанные виды деятельности составила 19,0 млрд. долл., или 70,3% всех прямых вложений. (Таблица 7, 8 )
Из поступивших в 2008 г. иностранных инвестиций было использовано 85,2% (88391 млн. долл.), из которых 26,3% составили затраты на приобретение сырья, материалов и комплектующих, 23,4% - на инвестиции в основной капитал, 15,8% - на погашение кредитов. Доля затрат на покупку ценных бумаг составила всего 6,0%, упав более чем в два раза относительно показателя 2007 г. (12,9%).
В 2008 г. в экономику России поступили иностранные инвестиции из более 100 стран. Основные страны-инвесторы - Кипр (19,1%), Великобритания (14,4%), Нидерланды (14,0%). На эти три страны приходится 47,5% поступивших совокупных иностранных инвестиций. Доля остальных стран невелика. Из стран-участников СНГ в экономику России было направлено инвестиций в размере 4878,6 млн. долл., что составляет пока только 4,7% совокупных иностранных инвестиций, направленных в Россию за рассматриваемый период. Наибольший объем инвестиций поступил из Беларуси, Казахстана, Украины и Киргизии - соответственно, 2141,5 млн., 1259,0 млн. и 689,4 млн., 476,0 млн. долл. (Таблица 5 )
К концу декабря 2008 г. объем накопленного иностранного капитала достиг 264599 млн. долл. За год этот показатель вырос на 44 млн. долл., или на 19,95%.
По накопленным иностранным инвестициям также как и по поступившим, по видам лидируют прочие инвестиции (51,6%), на втором месте без значительного отставания прямые инвестиции (46,3%), доля портфельных инвестиций остается незначительной (2,1%).
Наибольший объем иностранных инвестиций накоплен на конец декабря 2008 г. в обрабатывающих производствах (30,0% совокупного объема), оптовой и розничной торговле (21,0%), добыче полезных ископаемых (19,0%). Все более заметными становится доли иностранных инвестиции, накопленные в сфере операций с недвижимостью (11,9%) и на транспорте (7,1%). Эти пять видов экономической деятельности вобрали в себя 89,0% совокупных накопленных иностранных инвестиций.
По странам-инвесторам накопленные иностранные инвестиции распределились следующим образом: Кипр - 21,5%, Нидерланды -17,5%, Люксембург - 13,0%, Великобритания - 11,6%. Всего на эти четыре страны приходится 63,6% совокупных накопленных иностранных инвестиций. На страны-члены СНГ приходится всего 1758,9 млн. долл., что составляет 0,7% общего объема накопленных в России совокупных иностранных инвестиций. (Таблица 9) [8-11,15,17,27]
3.1.3.Иностранные инвестиции в 2009 году.
По состоянию на конец сентября 2009г. накопленный иностранный капитал в экономике России составил 262,4 млрд. долларов США, что на 4,4% больше по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходился на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе - 55,7% (на конец сентября 2008г. - 50,7%), доля прямых инвестиций составила 39,7% (46,9%), портфельных - 4,6% (2,4%).
В январе-сентябре 2009г. в экономику России поступило 54,7 млрд. долларов США иностранных инвестиций, что на 27,8% меньше, чем в январе-сентябре 2008г. . В I квартале 2009г. - 12,0 млрд. долларов США (на 30,3% меньше), во II квартале - 20,2 млрд. долларов США (на 31,2% меньше), в III квартале 2009г. - 22,5 млрд. долларов США (на 22,9% меньше). (Таблица 10)
Объем погашенных инвестиций, поступивших ранее в Россию из-за рубежа, составил в январе-сентябре 2009г. 50,6 млрд. долларов США, или на 5,3% больше, чем в январе-сентябре 2008г. (в I квартале 2009г. - 12,1 млрд. долларов США (на 15,3% меньше), во II квартале - 19,7 млрд. долларов США (на 1,2% меньше), в III квартале 2009г. - 18,8 млрд. долларов США (на 36,2% больше). [12]
Объем инвестиций в основной капитал повысился в апреле 2009 г. на 3,4% по отношению марту, закрепив тем самым признаки остановки текущего спада, выявлявшиеся в I квартале. Это изменение соответствует повышению сезонно скорректированного уровня данного показателя примерно на 2,5%, что примерно соответствует характерному для этого месяца изменению в рамках годового цикла. Это означает, что уровень инвестиционной активности без учета влияния сезонности остался примерно таким же, как и месяцем ранее.
По оценке итогов февраля, наблюдается появление признаков прекращения фазы кризисного спада. Объем инвестиций в основной капитал в мае повысился на 22%. В июне - рост на 19%, а июле - снижение на 5%. В августе объем инвестиций в основной капитал, вырос на 9%.
В I квартале 2009 г. в экономику России поступили иностранные инвестиции в общем объеме 12031 млн. долл. По сравнению с аналогичным периодом предшествующего года этот показатель сократился на 30,3%. По видам поступившие в I квартале 2009 г. , иностранные инвестиции делятся следующим образом: 72,6% приходится на прочие инвестиции, 26,4% - на прямые, 1,0% - на портфельные. Иностранные вложения от прямых инвесторов в I квартале 2009 г., направлялись в основном в организации, осуществляющие деятельность по добыче полезных ископаемых, в оптовой и розничной торговле, по ремонту автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, в производстве транспортных средств и оборудования, по операциям с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг, в производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования, в металлургическом производстве и производстве готовых металлических изделий. Общая величина прямых инвестиций в указанные виды деятельности составила 2,3 млрд. долл., или 73,4% всех прямых инвестиций.
В разрезе видов экономической деятельности в рассматриваемый период наибольший объем иностранных инвестиций поступил в обрабатывающие производства (43%), оптовую и розничную торговлю (21,7%), транспорт и связь (10,6%), операции с недвижимостью (9,3%). [12,13,14]Суммарно на эти четыре вида деятельности приходится 84,7% поступивших иностранных инвестиций. (Таблица 11)
Из поступивших в I квартале 2009 г. иностранных инвестиций было использовано 83,7% (10067 млн. долл.), из которых 24,9% составили инвестиции в основной капитал, 24,6% - затраты на приобретение сырья, материалов и комплектующих, 8,5% - на погашение кредитов.
В рассматриваемый период 2009 г. в экономику России поступили иностранные инвестиции из более чем 100 стран. Основные страны-инвесторы - Кипр (10,5%), Великобритания (10,2%), Нидерланды (8,4%), Люксембург (6,6%). На эти четыре страны приходится 35,7% поступивших совокупных иностранных инвестиций. Доля остальных стран невелика. Из стран-участников СНГ в экономику России было направлено инвестиций в размере 763,6 млн. долл., что составляет 6,3% совокупных иностранных инвестиций, направленных в Россию за рассматриваемый период. Наибольший объем инвестиций поступил из Беларуси и Казахстана - 450,2 млн. и 130,7 млн. долл., соответственно.[12,13,14]
По странам-инвесторам накопленные иностранные инвестиции распределились следующим образом: Нидерланды -19,6%, Кипр -16,0%, Люксембург -14,4%, Великобритания -12,2%. Всего на эти четыре страны приходится 62,2% совокупность накопленных иностранных инвестиций. На страны-члены СНГ приходится всего 1555,3 млн. долл., что составляет 0,7% общего объема накопленных в России совокупных иностранных инвестиций. (Таблица 12, 13) [12,13,26,27]
Приток иностранных инвестиций в Россию за последние годы показывает стабильный рост на уровне 12% в год. По прогнозам Минфина рост продолжится и в будущем, причем, несмотря на принятие Госдумой во втором чтении законопроекта об иностранных инвестициях, ограничивающих доступ нерезидентов в целый ряд отраслей российской экономики (42 отрасли). Согласно проекту закона иностранному инвестору необходимо согласовывать с правительством покупку 25-50% акций компании из числа стратегических отраслей, а для крупных месторождений нефти, газа, алмазов, урана, платиноидов, золота, меди - 5-10% акций4.
В то же время закон минимизирует риски и инвестора. Так, если объект покупки не подпадает ни под одно из ограничений, отказать претенденту будет нельзя.
Глава 4. Проблемы иностранных инвестиций в России
4.1. Проблемы привлечения инвестиций в Россию и пути их решения
Азы составляющей инвестиционной привлекательности недвусмысленно говорят о том, что капитал устремляется именно туда, где существует рынок дешевой, но квалифицированной рабочей силы, где есть собственные, относительно дешевые ресурсы, где достаточно низкие природоохранные нормативы, т.е. все то, что может дать более высокую норму прибыли. Поэтому именно на долю налоговых органов выпадает задача по приданию процессу его первоначального статуса, значения и призвания. И здесь особое значение должно придаваться такому новому инструменту экономического хозяйствования, как специальная межрегиональная налоговая инспекция, призванная осуществлять контроль в первую очередь за движением финансовых активов наиболее крупных налогоплательщиков — юридических лиц.
Почему же все-таки у России при наличии громадных внутренних ресурсов закономерно существует потребность в иностранных инвестициях? Да, прежде всего, потому, что значительная часть ресурсов, аккумулированных в регионах, как самими региональными банками, так и филиалами столичных банков, действующих на их территории, перераспределяется в центр, чтобы быть размещенной в доходные и высоколиквидные активы. Перераспределение средств осуществляется по двум каналам: через их перевод филиалами московских банков в их головные конторы и через перевод из головных контор крупных региональных банков в их московские филиалы.
Таким образом, российская банковская система также является отражением сложившейся ситуации, когда в условиях нехватки инвестиционных ресурсов происходит отток значительного капитала из регионов — в центр или за рубеж. Причем, как правило, чем больше регион нуждается в ресурсах для структурной перестройки хозяйства, тем большим является отрицательное сальдо расчетов, по корреспондентским счетам, действующих на его территории банковских учреждений, т.е. тем больше ресурсов из этого региона уходят в центр.
Есть и еще одна проблема. Одним из краеугольных камней экономической теории является положение о том, что иностранные инвестиции работают как минимум в три раза эффективнее отечественных. Считается, их приход всегда связан с инновациями, ноу-хау, последними достижениями науки и техники. Но на самом деле так происходит не всегда.
Достойной альтернативой иностранным инвестициям могли бы стать средства Стабилизационного фонда РФ. Ведь, по определению, привлекательность собственного капитала тем и отличается от заемного, что обходится значительно дешевле. По крайней мере, за минусом процентов по кредиту. То есть, данные средства, можно было бы частично направить на рефинансирование кредитных организаций, предоставляющих, к примеру, ипотечные жилищные кредиты населению с фиксированной процентной ставкой (речь может идти о суммах порядка 10% объемов Стабилизационного фонда РФ). Это позволит значительно большему количеству граждан принять участие в ипотечных программах, а также решить проблему «длинных» денег, которых практически нет в банковской системе. Кроме того, это будет хорошим сигналом обществу, что власти реально повернулись лицом к своим гражданам.
При этом реальной опасности в подстегивании инфляции не существует, поскольку параллельно граждане будут вкладывать собственные средства на цели приобретения и строительства жилья.
Кроме того, реальной опасности в уменьшении объема Стабилизационного фонда РФ также не существует, поскольку возвратность средств обеспечена самым надежным активом — залогом жилой недвижимости.
Параллельно возникнет дополнительный поток налоговых поступлений в бюджеты от увеличения объемов жилищного строительства и ипотечного кредитования, который с лихвой должен компенсировать потери, связанные с низкой процентной ставкой. [21]
При определении параметров государственной стратегии в использовании иностранных инвестиций в первую очередь необходимо обозначить те принципы, которые учитывали бы большинство реалий, составляющих экономического развития современной России:
1) отнесение эффективности инвестиции к числу важнейших параметров привлечения иностранного капитала в российскую экономику: создание селективной системы его привлечения и использования, обеспечивающей реальный приоритет эффективности над объемами и другими «привлекательными» факторами иностранных ресурсов;
2) выбор в качестве первоочередной стратегической цели реализации комплекса мер, направленных на перелом ситуации, воспроизводящей низкую конкурентоспособность и сырьевую ориентацию экономики с выходом на новую международную специализацию, которая отвечала бы национальным интересам России;
Кроме того, следует:
1. Развивать и совершенствовать такой новый инструмент экономического хозяйствования, как специальная межрегиональная налоговая инспекция.
2. Создать систему дополнительных стимулов для работы фондов регионального и муниципального развития. Их деятельность должна быть направлена на развитие инженерной и социальной инфраструктуры, что весьма важно для создания благоприятного инвестиционного климата.
3. Учредить федеральные и региональные комиссии по работе с иностранными инвестициями, которые грамотно, а главное, непредвзято смогли бы давать экспертные решения.
5. Средства Стабилизационного фонда РФ необходимо использовать во внутреннем инвестиционном процессе в большей степени, чем сегодня. Их можно частично направить на рефинансирование кредитных организаций, предоставляющих, к примеру, ипотечные жилищные кредиты населению.
Реализация на практике данных составляющих, представляется, может помочь привести систему иностранного инвестирования в Российской Федерации в новую, более качественную, позицию. [21,23]
4.2. Проблемы привлечения инвестиций в регионы России и пути их решения
Инвестиционной привлекательности невозможно добиться при отсутствии прозрачности банковской и налоговой систем, при наличии барьеров для иностранных инвестиций. Инвестиционной привлекательности региона будет способствовать: доступность для потенциальных инвесторов информации о федеральном и региональном законодательствах; о перспективных инвестиционных проектах; о проведении инвестиционных конкурсов. Необходимо также устранить административные барьеры и сложности, связанные с растаможиванием продукции и лицензированием деятельности. Развитие транспортной, логистической, инженерной, телекоммуникационной и социальной инфраструктуры, а также сервисных услуг, безусловно, следует отнести к важным условиям привлечения иностранных инвесторов в регионы. [18,22]
Для увеличения притока иностранного капитала на территорию регионов необходима четкая региональная инвестиционная политика, направленная на развитие организационно-экономических методов привлечения иностранных инвестиций, распределение поступающего инвестиционного капитала.
Опыт ряда регионов показывает, что большего прогресса в привлечении инвестиций можно добиться не только при наличии значительных сырьевых ресурсов, но и за счет реализации потенциала секторов экономики, имеющихся именно в данном субъекте, если там создается благоприятная деловая среда.
В законодательной сфере целесообразно провести комплексную инвентаризацию правовой среды инвестиционной деятельности субъектов экономики. Со стороны правительства РФ в рамках разграничения полномочий региональным властям, следует предоставить большую автономию, в частности, в финансовой и налоговой сферах. Это позволит сделать политику привлечения инвестиций более гибкой и будет способствовать повышению инвестиционной привлекательности регионов, снижению рисков инвестирования. [18,20,24]
Заключение
Использование иностранных инвестиций является объективной необходимостью, обусловленной системой участия экономики страны в международном разделении труда и переливом капитала в отрасли, свободные для предпринимательства.
В конце 90-х годов финансовый капитал в мире составлял огромную величину - несколько десятков трлн. долларов. Эти деньги - основа мирового финансового рынка, опоясывающего весь земной шар. Как привлечь эти средства в экономику России? И нужно ли их привлекать?
Официальная точка зрения: следует активно привлекать иностранные инвестиции, создавая благоприятный инвестиционный климат. В то же время существуют и другие мнения о нежелательности широкого доступа иностранного капитала в российскую экономику. Крайним выражением подобных точек зрения является тезис об угрозе "распродажи России" международным монополиям. Как правило, глубокого экономического анализа за такого рода высказываниями не стоит. Скорее, они используются как пропагандистский лозунг в борьбе с политическими оппонентами.
Другой, более логичной позицией, являются взгляды тех экономистов, которые в притоке иностранного капитала видят угрозу серьезной конкуренции для российской промышленности. Они протестуют против низкой цены предприятий, выставляемых на аукционы в ходе приватизации, в которых участвуют иностранцы. От таких мнений не стоит отмахиваться. Вместе с тем объективные законы мировой экономики, процессы международной миграции, капитала свидетельствуют о том, что Россия не может стоять в стороне от активного привлечения и использования иностранного капитала.
Проведенный количественный анализ поступления иностранных инвестиций в российскую экономику в рассматриваемый период свидетельствует о недостаточной и неравномерной активности иностранных инвесторов. Потенциальные возможности экономики России как объекта для привлечения иностранных инвестиций существенно выше задействованных в настоящее время.
Список использованной литературы
Справочная правовая система «Консультант плюс» 2009г
Басовский, Л.Е., Басовская, Е.Н. Экономическая оценка инвестиций /Л.Е. Басовский, Е.Н. Басовская. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 241 с.
Суэтин, А.А. Мировая экономика. Международные отношения. Глобалистика / А.А. Суэтин. – М.: КНОРУС, 2008 – 320 с.
Бородин,Е Инвестиционный бум в России // Общество и экономика. - 2008. - №6. – с. 102-109.
Инвестиционные процессы // Российская экономика: прогнозы и тенденции. – 2007. - № 3. – с. 6-7.
Инвестиционные процессы // Российская экономика: прогнозы и тенденции. – 2007. - № 7. – с. 6-7.
Инвестиционные процессы // Российская экономика: прогнозы и тенденции. – 2007. - №10. – с. 7-8.
Инвестиционные процессы // Российская экономика: прогнозы и тенденции. – 2008. - № 3. – с. 6-7.
Инвестиционные процессы // Российская экономика: прогнозы и тенденции. – 2008. - № 6. – с. 6.
Инвестиционные процессы // Российская экономика: прогнозы и тенденции. – 2008. - №10. – с. 6-7.
Инвестиционные процессы // Российская экономика: прогнозы и тенденции. – 2009. - № 2. – с. 6.
Инвестиционные процессы // Российская экономика: прогнозы и тенденции. – 2009. - № 3. – с. 6-7.
Инвестиционные процессы // Российская экономика: прогнозы и тенденции. – 2009. - № 6. – с. 7-8.
Инвестиционные процессы // Российская экономика: прогнозы и тенденции. – 2009. - № 6. – с. 6-7.
Иностранные инвестиции в России // Инвестиции в России. – 2009. - №2. – с. 30-31.
Источники инвестиций в Российскую экономику // Инвестиции в России. – 2009. - №3. – с. 3-10.
Козин, П.П. Инвестиции и предпринимательство // Финансовый менеджмент. – 2008. - №2. – с. 54-60.
Круглов, В.Н. Иностранные инвестиции: проблемы и решения // Финансы и кредит. – 2008. - № 23. – с. 52-56.
Оценка инвестиционных характеристик региона // Инвестиции в России. – 2007. - №8. – с. 31-36.
Оценка эффективности использования регионального конкурентного преимущества // Инвестиции в России. – 2008. - №5. – с. 3-13.
Региональные аспекты инвестиционного процесса // Экономические науки. – 2007. - №8. – с. 322-325.
Совершенствование качества отбора инвестиционных проектов для региональных программ развития // Экономические науки. – 2007. - №5. – с. 258-262.
Совершенствование оценки эффективности инвестиций // Экономист. – 2009. - №1. – с. 42-56.
Хаджапова, Л.М., Лубсанова, Н.Б. Иностранные инвестиции в экономику региона// ЭКО. – 2008. - № 9. – с. 113-120.
Илюхина, Е. Иностранные инвестиции.
http://smao.ru/ru/tp/analytics/article_978.ht
Сайт Центрального Банка Российской Федерации http://www.cbr.ru/search/
Федеральная служба государственной статистики http://www.gks.ru/wps/portal/!ut/p/.cmd/cs/.ce/7_0_A/.s/7_0_37N/_th/J_0_CH/
Приложение
Таблица 1 – Объем инвестиций России в Экономику стран СНГ
2000
2005
2007
2008
Тыс.
долл.
США
В про-
центах
к итогу
Тыс.
долл.
США
В про-
центах
к итогу
Тыс.
долл.
США
В про-
центах
к итогу
Тыс.
долл.
США
В про-
центах
к итогу
Всего инвестиций
130981
100
620522
100
2696763
100
10258139
100
в том числе в страны:
Азербайджан
26
0,0
6734
1,1
8994
0,3
20034
0,2
Армения
5
0,0
138185
22,3
3907
0,1
444676
4,3
Беларусь
77238
59,0
102438
16,5
1314092
48,7
5945951
58,0
Грузия
133
0,1
60
0,0
433
0,0
3924
0,0
Казахстан
3453
2,6
204314
32,9
445068
16,5
762159
7,4
Киргизия
7
0,0
1247
0,2
207718
7,7
386029
3,8
Республика Молдова
31224
23,8
4904
0,8
4248
0,2
22377
0,2
Таджикистан
-
-
496
0,1
105683
3,9
171962
1,7
Туркмения
2934
2,3
-
-
0,4
0,0
6357
0,1
Узбекистан
929
0,7
6968
1,1
93040
3,6
96823
0,9
Украина
15032
11,5
155176
25,0
513580
19,0
2397847
23,4
Таблица 2 – Международная инвестиционная позиция Российской Федерации в 2001-2009гг.: иностранные активы и обязательства на начало года (млн. долл. США)
01.01.01
01.01.02
01.01.03
01.01.04
01.01.05
01.01.06
01.01.07
01.01.08
01.01.09
Активы
248 752
259 498
288 480
336 825
406 635
516 412
731 590
1 099 335
1 009 948
Прямые инвестиции за границу
20 141
44 219
62 350
90 873
107 291
146 679
216 488
370 161
202 837
Участие в капитале и реинвестированные доходы
18 470
42 167
58 358
86 532
100 402
139 046
213 549
355 745
186 669
Прочий капитал
1 671
2 053
3 992
4 341
6 888
7 633
2 939
14 416
16 168
Портфельные инвестиции
1 268
1 315
2 507
4 383
7 922
17 772
12 268
27 007
24 674
Участие в капитале, кроме паев инвестиционных фондов
46
105
53
98
129
334
509
4 082
2 698
Органы денежно-кредитного регулирования
0
10
11
12
12
0
0
0
0
Банки
15
1
5
24
33
272
271
2 053
1 512
Прочие секторы
31
93
36
62
84
61
238
2 029
1 187
Паи инвестиционных фондов
…
…
…
…
…
…
…
…
24
Прочие секторы
…
…
…
…
…
…
…
…
24
Долговые ценные бумаги
1 222
1 210
2 455
4 285
7 793
17 438
11 759
22 925
21 951
Долгосрочные
907
966
2 227
4 024
7 056
16 000
10 421
21 344
19 617
Органы денежно-кредитного регулирования
0
0
791
2 330
3 923
10 223
2 992
7 114
586
Банки
354
342
839
1 531
3 015
5 310
6 374
10 384
13 909
Прочие секторы
553
624
597
163
117
467
1 054
3 846
5 122
Краткосрочные
315
244
227
260
738
1 438
1 338
1 581
2 334
Банки
315
244
210
251
665
1 382
1 000
417
353
Прочие секторы
0
0
17
10
72
56
338
1 164
1 982
Финансовые производные
…
…
…
55
153
51
222
1 423
5 302
Банки
…
…
…
55
153
51
222
1 423
5 302
Прочие инвестиции
199 371
177 342
175 830
164 576
166 728
169 670
198 880
221 981
350 055
Торговые кредиты и авансы
11 711
7 165
5 435
8 338
8 930
16 363
14 839
11 682
18 426
Органы государственного управления
4 454
4 039
1 777
1 746
1 720
1 626
1 636
1 573
1 552
Долгосрочные
4 454
4 039
1 777
1 746
1 720
1 626
1 636
1 573
1 552
Прочие секторы
7 257
3 126
3 659
6 591
7 210
14 737
13 203
10 109
16 875
Краткосрочные
7 257
3 126
3 659
6 591
7 210
14 737
13 203
10 109
16 875
Ссуды и займы
22 128
22 570
25 351
24 511
23 831
29 125
57 910
93 711
141 020
Органы денежно-кредитного регулирования
0
79
142
153
0
0
0
0
0
Долгосрочные
0
0
47
153
0
0
0
0
0
Краткосрочные
0
79
94
0
0
0
0
0
0
Органы государственного управления
18 483
17 966
19 198
15 956
15 402
14 355
18 470
20 353
20 757
Долгосрочные
18 483
17 966
19 198
15 956
15 402
14 355
18 470
20 353
20 757
Банки
2 536
3 050
4 521
5 269
6 660
11 706
22 422
34 312
58 543
Долгосрочные
1 314
1 577
1 803
2 339
1 587
4 399
8 120
16 598
24 987
Краткосрочные
1 223
1 473
2 718
2 930
5 073
7 306
14 302
17 714
33 556
Прочие секторы
1 110
1 476
1 491
3 134
1 769
3 064
17 018
39 045
61 719
Долгосрочные
1 110
1 163
1 005
1 414
1 287
2 634
9 535
24 788
40 995
Краткосрочные
0
312
486
1 720
482
430
7 483
14 258
20 724
Наличная иностранная валюта и депозиты
62 393
63 931
65 009
59 182
61 002
66 274
70 218
67 190
135 173
Наличная иностранная валюта
47 658
49 708
52 024
47 503
47 959
49 092
39 747
24 311
53 269
Банки
635
924
1 189
1 898
2 013
2 406
3 037
2 896
7 445
Прочие секторы
47 023
48 784
50 835
45 605
45 947
46 686
36 710
21 415
45 825
Долгосрочные депозиты
388
358
400
226
727
890
3 311
8 402
10 407
Органы денежно-кредитного регулирования
22
2
123
63
50
50
40
30
30
Банки
366
356
278
163
677
840
3 271
8 372
10 377
Текущие счета и краткосрочные депозиты
14 348
13 865
12 585
11 453
12 316
16 292
27 160
34 477
71 497
Органы денежно-кредитного регулирования
1 346
1 538
1 207
832
701
435
313
35
88
Органы государственного управления
413
164
120
95
42
474
487
513
560
Банки
11 739
11 970
11 013
10 282
11 126
15 025
25 986
32 195
63 122
Прочие секторы
850
193
244
244
447
358
375
1 734
7 726
Просроченная задолженность
99 004
78 155
73 945
67 063
67 970
54 877
52 087
43 375
44 610
Органы государственного управления
98 940
77 993
73 777
66 886
67 931
54 846
52 044
43 340
44 397
Банки
64
163
167
177
39
32
43
36
213
Своевременно не полученная экспортная выручка, не поступившие товары и услуги в счет переводов денежных средств по импортным контрактам, переводы по фиктивным операциям с ценными бумагами
…
…
…
…
…
…
…
…
…
Задолженность по поставкам на основании межправительственных соглашений
3 584
3 948
4 168
3 916
3 526
1 633
1 559
1 828
1 811
Прочие активы
551
1 572
1 923
1 567
1 468
1 398
2 267
4 195
9 014
Органы денежно-кредитного регулирования
68
58
47
47
41
45
46
46
46
Долгосрочные
48
39
39
39
39
43
43
44
46
Краткосрочные
20
19
8
9
3
2
2
2
0
Органы государственного управления
237
264
298
345
637
686
1 052
1 136
1 704
Долгосрочные
235
251
283
329
586
590
820
893
1 545
Краткосрочные
1
13
15
16
51
95
232
243
159
Банки
246
484
628
1 172
789
661
1 155
2 221
3 636
Долгосрочные
15
10
9
14
76
28
107
392
1 343
Краткосрочные
231
474
619
1 158
713
633
1 048
1 828
2 293
Прочие секторы
0
767
949
2
1
7
15
792
3 628
Долгосрочные
0
368
947
0
0
0
0
0
0
Краткосрочные
0
398
2
2
1
7
15
792
3 628
Резервные активы
27 972
36 622
47 793
76 938
124 541
182 240
303 732
478 762
427 080
Монетарное золото
3 708
4 080
3 739
3 763
3 732
6 349
8 164
12 012
14 533
Специальные права заимствования (СДР)
1
3
1
1
1
6
7
1
1
Резервная позиция в МВФ
1
1
2
2
3
196
283
374
1 051
Прочие валютные активы
24 263
32 538
44 051
73 172
120 805
175 690
295 277
466 376
411 494
Обязательства
184 207
215 587
251 301
332 901
417 270
547 860
770 133
1 244 651
755 885
Прямые инвестиции в Россию
32 204
52 919
70 884
96 729
122 295
180 228
265 873
491 232
213 734
Участие в капитале и реинвестированные доходы
27 200
47 228
64 793
87 349
111 269
167 706
244 349
464 344
181 033
Прочий капитал
5 004
5 690
6 091
9 380
11 026
12 522
21 524
26 888
32 701
Портфельные инвестиции
32 132
52 317
66 911
93 358
130 822
166 340
265 800
363 018
111 425
Участие в капитале, кроме паев инвестиционных фондов
11 109
27 353
35 762
57 982
89 178
118 072
207 133
302 131
81 340
Банки
52
53
652
1 108
1 927
5 032
13 870
30 752
6 891
Прочие секторы
11 057
27 300
35 110
56 874
87 251
113 040
193 263
271 379
74 449
Паи инвестиционных фондов
…
…
…
…
40
224
747
1 732
1 112
Прочие секторы
…
…
…
…
40
224
747
1 732
1 112
Долговые ценные бумаги
21 023
24 964
31 149
35 376
41 605
48 043
57 919
59 155
28 973
Долгосрочные
20 698
23 953
30 086
34 598
40 573
46 856
56 391
56 692
27 417
Органы денежно-кредитного регулирования
36
0
0
0
0
0
0
0
0
Органы государственного управления
19 617
22 601
27 759
30 131
33 877
33 644
32 575
28 635
16 157
Банки
468
560
732
440
798
638
1 773
3 229
1 980
Прочие секторы
577
793
1 595
4 027
5 898
12 574
22 043
24 827
9 280
Краткосрочные
325
1 011
1 063
778
1 032
1 188
1 528
2 463
1 556
Органы государственного управления
23
36
27
0
0
0
0
0
0
Банки
302
975
1 036
778
1 032
1 188
1 528
2 463
1 556
Финансовые производные
…
…
…
31
189
52
178
875
10 396
Банки
…
…
…
31
189
52
178
875
10 396
Прочие инвестиции
119 871
110 352
113 507
142 783
163 964
201 240
238 283
389 526
420 330
Ссуды и займы
98 345
89 120
93 795
119 575
146 027
180 313
205 195
341 629
377 336
Органы денежно-кредитного регулирования
11 714
9 514
7 308
7 459
7 503
10 158
2 985
7 107
586
Долгосрочные – кредиты МВФ
11 613
7 433
6 481
5 069
3 562
0
0
0
0
Краткосрочные
102
2 080
826
2 390
3 941
10 158
2 985
7 107
586
Органы государственного управления
67 075
59 237
55 042
57 365
59 127
35 590
14 258
11 579
10 217
Долгосрочные
67 075
59 237
55 042
57 365
59 127
35 590
14 258
11 579
10 217
Банки
2 561
2 924
5 256
12 946
19 810
34 511
67 757
113 236
124 654
Долгосрочные
801
1 172
2 706
6 381
11 653
26 350
50 199
89 384
103 398
Краткосрочные
1 761
1 752
2 550
6 566
8 157
8 161
17 558
23 853
21 256
Прочие секторы
16 995
17 446
26 189
41 805
59 586
100 054
120 195
209 706
241 879
Долгосрочные
15 160
15 218
23 691
37 319
53 313
94 511
109 756
168 934
219 493
Краткосрочные
1 835
2 228
2 498
4 486
6 274
5 542
10 439
40 772
22 386
Наличная национальная валюта и депозиты
6 083
7 471
7 993
11 801
10 700
13 262
28 760
42 591
35 665
Наличная национальная валюта
162
198
199
316
499
572
919
1 863
2 718
Органы денежно-кредитного регулирования
162
198
199
316
499
572
919
1 863
2 718
Долгосрочные депозиты
312
528
818
1 352
1 578
2 519
9 041
15 741
15 805
Банки
312
528
818
1 352
1 578
2 519
9 041
15 741
15 805
Текущие счета и краткосрочные депозиты
5 610
6 744
6 976
10 133
8 624
10 172
18 800
24 987
17 142
Органы денежно-кредитного регулирования
6
22
24
32
242
223
23
48
43
Органы государственного управления
1 756
1 755
1 787
1 818
283
24
25
26
26
Банки
3 848
4 967
5 165
8 283
8 098
9 924
18 752
24 913
17 073
Просроченная задолженность
14 250
13 129
10 890
10 422
6 316
6 463
2 390
1 625
3 196
Органы государственного управления
13 528
12 392
10 515
10 417
6 312
6 458
2 382
1 621
1 518
Банки
723
736
375
5
4
5
7
4
2
Прочие секторы
0
0
0
0
0
0
0
0
1 676
Прочие обязательства
1 193
633
829
985
921
1 201
1 938
3 682
4 132
Органы денежно-кредитного регулирования
56
7
0
0
0
0
0
0
0
Краткосрочные
56
7
0
0
0
0
0
0
0
Органы государственного управления
34
11
40
36
30
27
29
67
106
Долгосрочные
0
0
31
25
19
12
6
0
0
Краткосрочные
34
11
9
12
12
14
23
67
106
Банки
546
547
711
938
881
1 164
1 894
2 876
3 500
Долгосрочные
157
82
77
67
125
178
267
478
592
Краткосрочные
389
465
634
871
756
986
1 627
2 398
2 908
Прочие секторы
557
69
78
11
10
10
14
740
526
Краткосрочные
557
69
78
11
10
10
14
740
526
Чистая международная инвестиционная позиция
64 545
43 911
37 179
3 924
-10 635
-31 448
-38 544
-145 316
254 063
Примечания.
По банковскому сектору отражены данные кредитных организаций и Внешэкономбанка.
Начиная с 1 января 2008 года ценные бумаги, учитываемые в составе резервных активов оцениваются по рыночной стоимости.
Накопленные суммы в строках "Торговые кредиты и авансы", "Ссуды и займы" и "Просроченная задолженность" по активам органов государственного управления приведены по балансовой стоимости. По результатам переговоров с заемщиками в рамках Парижского клуба кредиторов суммы требований будут пересмотрены в сторону уменьшения.
Данные по портфельным инвестициям (в том числе по государственным ценным бумагам) приведены по рыночной стоимости.
В данные по международной инвестиционной позиции могут вноситься изменения (преимущественно в течение года после первой публикации).
Таблица 3 - Структура иностранных инвестиций
Тип
2007 г.
Справочно: 2006 г.,
$ млн
в % к
в % к
2006 г.
итогу
2005 г.
итогу
прямые инвестиции
27797
в 2,0р.
23,0
104,6
24,8
взносы в капитал
14794
168,7
12,2
84,6
15,9
из них реинвестирование
351
80,7
0,3
в 3,4р.
0,8
лизинг
82
91,9
0,1
62,7
0,1
кредиты, полученные от зарубежных совладельцев организаций
11664
в 3,0р.
9,7
180,0
7,1
прочие прямые инвестиции
1257
136,4
1,0
в 2,3р.
1,7
портфельные инвестиции
4194
131,8
3,5
в 7,0р.
5,8
из них акции и паи
4057
140,5
3,4
в 8,8р.
5,2
прочие инвестиции
88950
в 2,3р.
73,5
95,3
69,4
торговые кредиты
14012
151,3
11,6
153,7
16,8
прочие кредиты
73765
в 2,6р.
61,0
84,3
51,6
на срок до 180 дней
3429
112,2
2,8
115,1
5,5
на срок свыше 180 дней
70336
в 2,8р.
58,2
81,7
46,1
прочее
1173
в 2,2р.
0,9
150,0
1,0
Всего
120941
в 2,2р.
100
102,7
100
Таблица 4 – Динамика инвестиций в основной капитал
1992
1995
2000
2003
2004
2005
2006
2007
2008
Инвестиции в основной капитал
2,7
267,0
1165,2
2186,4
2865,0
3611,1
4730,0
6716,2
8764,9
Индексы физического объема инвестиций в основной капитал:
в процентах к предыдущему году
60,3
89,9
117,4
112,5
113,7
110,9
116,7
122,7
109,8
в процентах к 1995 г.
166,4
100
84,6
107,7
122,4
135,8
158,4
194,4
в 2,1р.
Таблица 5 – Динамика объема инвестиций из стран СНГ в экономику России
2000
2005
2007
2008
Тыс.
долл.
США
В про-
центах
к итогу
Тыс.
долл.
США
В про-
центах
к итогу
Тыс.
долл.
США
В про-
центах
к итогу
Тыс.
долл.
США
В про-
центах
к итогу
Всего инвестиций
22375
100
1665257
100
4671350
100
4878611
100
в том числе из стран:
Азербайджан
831
3,7
54983
3,3
95165
2,0
116842
2,4
Армения
5
0,0
4541
0,3
24482
0,5
63897
1,3
Беларусь
1007
4,5
447135
26,9
955772
20,5
2141495
43,9
Грузия
207
0,9
7902
0,5
9275
0,2
11276
0,2
Казахстан
5632
25,2
732788
44,0
1468720
31,4
1258990
25,8
Киргизия
839
3,8
140168
8,4
534177
11,4
476025
9,8
Республика Молдова
1069
4,8
18100
1,1
21416
0,5
24590
0,5
Таджикистан
27
0,1
13843
0,8
30672
0,7
18727
0,4
Туркмения
1024
4,6
2288
0,1
2198
0,1
3344
0,1
Узбекистан
2738
12,2
10639
0,6
60498
1,3
73985
1,5
Украина
8996
40,2
232870
14,0
1468975
31,4
689440
14,1
Таблица 6 – Инвестиции из России за рубеж по странам – крупнейшим получателям инвестиций (млн. долларов США)
Накоплено на конец сентября 2009г.
В том числе
Справочно
направлено в январе-сентябре 2009г.
всего
в % к
итогу
прямые
порт-
фельные
прочие
Всего инвестиций
65562
100
43816
2534
19212
69955
из них в страны - крупнейшие получатели инвестиций
56431
86,1
39530
1597
15304
58518
в том числе:
Кипр
17139
26,1
12609
219
4311
4823
Нидерланды
13555
20,7
13108
37
410
9786
США
6176
9,4
5153
2
1021
1082
Швейцария
6097
9,3
2093
0,2
4004
33399
Виргинские о-ва (Брит.)
4042
6,2
1352
1150
1540
827
Соединенное Королевство (Великобритания)
2483
3,8
2125
52
306
1206
Германия
2364
3,6
109
0,0
2255
815
Беларусь
2239
3,4
1953
0,0
286
4936
Украина
1181
1,8
540
36
605
1439
Люксембург
1155
1,8
488
101
566
205
Таблица 7 – Структура инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности
1995
2000
2002
2003
2004
2005
2006
2007
2008
Инвестиции в основной капитал - всего
100
100
100
100
100
100
100
100
100
в том числе по видам
экономической деятельности:
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство
3,7
3,0
4,6
4,1
4,1
3,9
4,8
5,0
4,4
рыболовство, рыбоводство
0,2
0,2
0,2
0,1
0,1
0,1
0,1
0,1
0,05
добыча полезных ископаемых
14,2
18,1
16,9
15,9
15,4
13,9
14,6
13,8
14,1
из нее:
добыча топливно-энергетических
полезных ископаемых
13,0
16,7
15,5
14,4
14,0
12,4
13,3
12,5
12,8
добыча полезных ископаемых,
кроме топливно-энергетических
1,2
1,4
1,4
1,5
1,4
1,5
1,3
1,3
1,3
обрабатывающие производства
14,8
16,3
15,9
15,6
16,4
16,4
15,6
14,7
15,6
из них:
производство пищевых продуктов,
включая напитки, и табака
2,9
3,8
3,8
3,8
3,3
3,1
2,7
2,5
2,2
текстильное и швейное
производство
0,3
0,2
0,2
0,1
0,1
0,1
0,1
0,1
0,1
производство кожи, изделий из
кожи и производство обуви
0,03
0,02
0,03
0,03
0,04
0,03
0,05
0,04
0,03
обработка древесины и произ-
водство изделий из дерева
0,5
0,6
0,5
0,6
0,6
0,6
0,4
0,4
0,5
целлюлозно-бумажное
производство; издательская и
полиграфическая деятельность
0,6
0,8
0,8
0,8
0,8
0,7
0,7
0,6
0,6
производство кокса и
нефтепродуктов
1,5
1,9
1,8
1,5
1,4
1,4
1,4
1,3
1,5
химическое производство
1,4
1,4
1,4
1,4
1,3
1,6
1,7
1,6
1,6
производство резиновых и
пластмассовых изделий
0,3
0,3
0,3
0,4
0,5
0,5
0,4
0,5
0,4
производство прочих
неметаллических минеральных
продуктов
1,0
0,8
1,0
0,9
1,2
1,3
1,1
1,4
1,8
металлургическое производство и
производство готовых
металлических изделий
2,6
3,1
2,7
2,9
3,5
3,8
3,7
3,1
3,6
в том числе металлургическое
производство
2,5
2,8
2,4
2,5
3,2
3,4
3,4
2,7
3,2
производство машин и
оборудования
0,7
0,8
0,7
0,7
1,0
0,9
1,0
0,9
0,9
производство
электрооборудования,
электронного и оптического
оборудования
0,7
0,6
0,6
0,6
0,6
0,5
0,5
0,5
0,5
производство транспортных
средств и оборудования
1,6
1,4
1,4
1,3
1,2
0,9
1,0
1,0
1,2
в том числе:
производство автомобилей,
прицепов и полуприцепов
1,0
0,8
0,9
0,7
0,7
0,5
0,5
0,6
0,8
производство судов,
летательных и космических
аппаратов и прочих
транспортных средств
0,6
0,6
0,5
0,6
0,5
0,4
0,5
0,4
0,4
производство и распределение электроэнергии, газа и воды
7,6
6,0
5,8
6,6
6,9
6,8
6,3
6,9
7,7
строительство
4,5
6,4
5,4
4,9
3,5
3,6
3,7
4,0
3,4
оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования
2,0
2,7
3,6
3,5
3,5
3,6
3,5
4,3
3,1
из них:
торговля автотранспортными
средствами и мотоциклами, их
техническое обслуживание и
ремонт
0,2
0,2
0,3
0,3
0,2
0,4
0,4
0,6
0,6
оптовая торговля, включая
торговлю через агентов, кроме
торговли автотранспортными
средствами и мотоциклами
1,3
1,8
2,3
2,2
2,3
2,1
1,7
2,2
1,2
розничная торговля, кроме
торговли автотранспортными
средствами и мотоциклами;
ремонт бытовых изделий и
предметов личного пользования
0,5
0,7
1,0
1,0
1,0
1,1
1,4
1,5
1,3
гостиницы и рестораны
0,8
0,8
0,7
0,4
0,3
0,4
0,4
0,5
0,4
транспорт и связь
12,6
21,2
18,5
22,3
22,7
24,5
23,6
22,2
24,8
из них связь
1,4
2,7
3,4
4,8
5,4
5,4
4,5
3,7
3,4
финансовая деятельность
2,5
0,8
1,0
1,2
1,4
1,4
1,1
1,3
1,0
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг
25,3
15,2
18,1
17,7
17,3
16,8
17,0
18,3
16,7
из них научные исследования и
разработки
0,4
0,5
0,7
0,7
0,6
0,5
0,5
0,4
0,4
государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение
3,2
1,5
2,0
1,6
1,7
1,6
1,7
1,7
1,7
образование
1,8
1,3
1,5
1,5
1,8
1,9
2,1
2,2
2,0
здравоохранение и предоставление социальных услуг
2,5
2,6
2,0
2,0
2,5
2,6
2,7
2,5
2,4
предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг
4,3
3,9
3,8
2,6
2,4
2,5
2,8
2,5
2,7
Таблица 8 – Объем иностранных инвестиций, по видам
2000
2005
2007
2008
Млн. долл.
США
В про-
центах
к итогу
Млн. долл.
США
В про-
центах
к итогу
Млн. долл.
США
В про-
центах
к итогу
Млн. долл.
США
В про-
центах
к итогу
Всего инвестиций
10958
100
53651
100
120941
100
103769
100
в том числе:
прямые инвестиции
4429
40,4
13072
24,4
27797
23,0
27027
26,0
из них:
взносы в капитал
1060
9,7
10360
19,3
14794
12,2
15883
15,3
кредиты, полученные от
зарубежных совладельцев
организаций
2738
25,0
2165
4,0
11664
9,7
9781
9,4
прочие прямые инвестиции
631
5,7
547
1,1
1339
1,1
1363
1,3
портфельные инвестиции
145
1,3
453
0,8
4194
3,5
1415
1,4
из них:
акции и паи
72
0,7
328
0,6
4057
3,4
1126
1,1
долговые ценные бумаги
72
0,6
125
0,2
128
0,1
286
0,3
в том числе векселя
1
0,0
121
0,2
125
0,1
285
0,3
прочие инвестиции
6384
58,3
40126
74,8
88950
73,5
75327
72,6
из них:
торговые кредиты
1544
14,1
6025
11,2
14012
11,6
16168
15,6
прочие кредиты
4735
43,2
33745
62,9
73765
61,0
57895
55,8
в том числе на срок:
до 180 дней
2042
18,6
2656
4,9
3429
2,8
6617
6,4
свыше 180 дней
2693
24,6
31089
58,0
70336
58,2
51278
49,4
прочее
105
1,0
356
0,7
1173
0,9
1264
1,2
Таблица 9 – Объем инвестиций, поступивших в экономику России в 2008г., по основным странам – инвесторам.
Млн. долл. США
В процентах к итогу
Всего инвестиций
103769
100
из них из стран:
Кипр
19857
19,1
Соединенное Королевство (Великобритания)
14940
14,4
Нидерланды
14542
14,0
Германия
10715
10,3
Люксембург
7073
6,8
Франция
6157
5,9
Виргинские острова (Брит.)
3529
3,4
Швейцария
3062
2,9
Ирландия
2903
2,8
США
2773
2,7
Таблица 10 - Поступление иностранных инвестиций по типам
Январь-сентябрь 2009г.
Справочно
Январь-сентябрь 2008г.
в % к
млн.
долларов
США
в % к
январю-сентябрю 2008г.
итогу
январю-сентябрю 2007г.
итогу
Инвестиции
54738
72,2
100
86,2
100
из них:
прямые инвестиции
9975
51,9
18,2
97,7
25,3
в том числе:
взносы в капитал
4918
41,4
9,0
131,7
15,7
из них
реинвестирование
635
112,0
1,2
в 2,2р.
0,7
лизинг
101
74,9
0,2
в 2,5р.
0,2
кредиты, полученные от зарубежных совладельцев организаций
4131
65,9
7,5
64,3
8,2
прочие прямые инвестиции
825
90,4
1,5
111,1
1,2
портфельные инвестиции
1019
78,6
1,9
83,7
1,7
из них
акции и паи
348
34,2
0,6
68,8
1,3
прочие инвестиции
43744
79,1
79,9
82,8
73,0
в том числе:
торговые кредиты
9249
73,0
16,9
149,1
16,7
прочие кредиты
34214
82,4
62,5
72,0
54,8
из них:
на срок до 180 дней
3339
75,1
6,1
179,9
5,9
на срок свыше 180 дней
30875
83,3
56,4
67,1
48,9
прочее
281
25,6
0,5
в 2,0р.
1,5
Таблица 11 - Иностранные инвестиции по видам экономической деятельности (млн. долларов США)
Январь-сентябрь 2009г.
Накоплено на конец
сентября 2009г.
поступило
погашено
(выбыло)
переоценка
и прочие
изменения активов
и обяза-
тельств
всего
в %
к итогу
Всего
54738
50629
4160
262394
100
в том числе:
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство
277
126
3
1822
0,7
рыболовство, рыбоводство
39
25
1
156
0,1
добыча полезных ископаемых
5715
10319
13
45122
17,2
обрабатывающие производства
15029
15462
3557
77638
29,6
производство и распределение электроэнергии, газа и воды
386
252
241
4839
1,8
строительство
728
396
55
4702
1,8
оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования
16277
10799
156
55665
21,2
гостиницы и рестораны
123
48
5
602
0,2
транспорт и связь
8512
4647
93
24810
9,5
финансовая деятельность
1971
3871
-34
11851
4,5
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг
5593
4539
69
32484
12,4
государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение
-
26
0,1
1122
0,4
образование
0,2
-
-
3
0,0
здравоохранение и предоставление социальных услуг
23
2
1
149
0,1
предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг
65
117
-0,0
1429
0,5
Таблица 12 - Объем накопленных иностранных инвестиций в экономике России
по основным странам-инвесторам (млн. долларов США)
Накоплено на конец
сентября 2009г.
В том числе
Справочно
поступило
в январе-сентябре 2009г.
всего
в % к
итогу
прямые
порт-
фельные
прочие
Всего инвестиций
262394
100
104101
12136
146157
54738
из них по основным странам-инвесторам
219645
83,7
82778
11676
125191
38466
в том числе:
Нидерланды
49426
18,8
29172
5629
14625
8348
Кипр
47042
17,9
31195
2010
13837
5231
Люксембург
37947
14,5
1039
267
36641
8905
Соединенное Королевство (Великобритания)
25622
9,8
3641
2248
19733
4231
Германия
19811
7,6
7420
18
12373
5507
Ирландия
9240
3,5
433
5
8802
595
Франция
8516
3,2
2066
26
6424
1600
США
7608
2,9
2790
927
3891
1279
Виргинские острова (Брит.)
7444
2,8
4221
544
2679
1129
Япония
6989
2,7
801
2
6186
1641
Таблица 13 - Поступление иностранных инвестиций
по отдельным странам-инвесторам (млн.долларов США)
Поступило
в январе-сентябре 2009г.
В % к итогу
по виду
экономической
деятельности
В том числе
прямые
порт-
фельные
прочие
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство
277
100
167
0,1
110
из них:
Нидерланды
78
28,0
77
0,0
1
Швеция
33
11,9
0,4
-
33
Япония
29
10,3
4
-
25
Добыча полезных ископаемых
5715
100
2226
347
3142
из них:
Япония
1344
23,5
-
-
1344
Кипр
1118
19,6
532
347
239
Нидерланды
1049
18,3
580
-
469
из итога по добыче полезных ископаемых:
добыча топливно-энергетческих полезных ископаемых
4220
100
1999
7
2214
из них:
Япония
1344
31,9
-
-
1344
Нидерланды
1048
24,8
580
-
468
Кипр
562
13,3
405
7
150
Обрабатывающие производства
15029
100
2765
144
12120
из них:
Германия
2932
19,5
619
3
2310
Соединенное Королевство (Великобритания)
1882
12,5
152
1
1729
Швейцария
1212
8,1
20
10
1182
из итога по обрабатывающим производствам
производство пищевых продуктов, включая напитки и табака
1475
100
245
0,0
1230
из них:
Кипр
335
22,7
55
-
280
Люксембург
285
19,3
7
-
278
Нидерланды
179
12,2
19
-
160
обработка древесины и производство изделий из дерева
471
100
190
3
278
из них:
Финляндия
180
38,1
53
-
127
Виргинские о-ва (Брит.)
62
13,2
1
-
61
целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность
1052
100
182
0,3
870
из них:
Германия
268
25,5
31
-
237
Австрия
223
21,2
12
-
211
Финляндия
173
16,4
-
-
173
Нидерланды
164
15,6
0,4
-
164
производство кокса и нефтепродуктов
3053
100
0,0
127
2926
из них:
Соединенное Королевство (Великобритания)
1166
38,2
-
0,0
1166
Беларусь
773
25,3
-
-
773
Виргинские о-ва (Брит.)
297
9,7
-
1
296
химическое производство
989
100
167
1
821
из них:
Швейцария
337
34,1
0,3
0,3
337
Нидерланды
122
12,4
19
-
103
металлургическое производство и производство готовых металлических изделий
3380
100
303
9
3068
из них:
Германия
1416
41,9
9
0,1
1407
Швейцария
639
18,9
3
7
629
Кипр
314
9,3
26
0,5
288
Джерси
199
5,9
199
-
-
Виргинские о-ва (Брит.)
174
5,2
0,1
1
173
производство транспортных средств и оборудования
1864
100
327
0,2
1537
из них:
США
555
29,7
0,0
-
555
Соединенное Королевство (Великобритания)
360
19,3
1
-
359
Швеция
142
7,6
1
-
141
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды
386
100
86
109
191
из них:
Соединенное Королевство (Великобритания)
135
35,1
49
10
76
Кипр
67
17,4
26
33
8
Нидерланды
66
17,2
0,0
0,1
66
Строительство
728
100
518
1
209
из них:
Финляндия
413
56,7
352
-
61
Кипр
197
27,1
116
0,2
81
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования
16277
100
1657
6
14614
из них:
Люксембург
6315
38,8
3
-
6312
Нидерланды
5069
31,1
63
-
5006
Германия
2061
12,7
861
1
1199
Кипр
579
3,6
131
1
447
Транспорт и связь
8512
100
345
98
8069
из них:
Китай
5052
59,4
0,0
-
5052
Нидерланды
991
11,6
2
0,0
989
Люксембург
945
11,1
0,1
2
943
из итога по транспорту и связи
связь
3045
100
73
93
2879
из них:
Нидерланды
989
32,5
0,0
0,0
989
Люксембург
942
30,9
0,1
3
939
Соединенное Королевство (Великобритания)
410
13,5
-
0,3
410
Швеция
242
7,9
7
-
235
Финансовая деятельность
1971
100
402
296
1273
из них:
Кипр
699
35,5
177
230
292
Ирландия
260
13,2
2
-
258
Соединенное Королевство (Великобритания)
171
8,7
0,0
0,1
171
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг
5593
100
1711
18
3864
из них:
Кипр
1211
21,6
747
11
453
Соединенное Королевство (Великобритания)
976
17,4
25
3
948
Франция
873
15,6
93
-
780
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг
65
100
41
0,0
24
из них:
Кипр
29
45,4
20
0,0
9
США
8
12,0
3
-
5
Люксембург
8
11,7
5
-
3
1 Басовский, Л.Е., Басовская, Е.Н. Экономическая оценка инвестиций /Л.Е. Басовский, Е.Н. Басовская. – М.: ИНФРА-М, 2008. – с.5
2 Справочная правовая система «Консультант плюс» 2009г
3 констатиро вал президент Альфа-банка Петр Авен на Петербургском экономическом форуме.
4 Справочная правовая система «Консультант плюс» 2009г.

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории экономика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ