Модель развития и экономические реформы в России: механизм взаимодействия

Модель развития и экономические реформы в России: механизм взаимодействия

 

В.И. Пефтиев, Л. А. Титова

Всем известно, что ни о чем нельзя сказать настолько точно, чтобы смысл сказанного нельзя было бы извратить.

Пьер Абеляр

Начало ХХ1 в. - время перемен, возможностей и ограничений для России. Тематика и факторы перемен - предмет регулярных и оживленных дискуссий,одна из которых состоялась в ИМЭМО РАН (апрель 2011). Особенно интересны доклады Е. М. Примакова, А. Г. Аганбегяна, М. Л. Титаренко и др. [10]. Чаще всего критикуется сырьевая модель, ориентирующаяся преимущественно на экспорт нефти и газа [5]. В нашей статье предлагается экспресс-анализ осуществляемых и намечаемых реформ в контексте разработки и обсуждения обновленной версии стратегии развития «Россия - 2020». Необходимость внесения существенных корректив в данную стратегию обусловлена кризисом глобализации, долгами периферии зоны евро, заявкой на формирование Евразийского экономического союза (ЕврАзЭС) (октябрь 2011 г.).

Трансформация экономики и общества в России за истекшие 20 лет (1991-2011 гг.) прошла несколько этапов: 1) становление рыночной экономики (90-е гг. ХХ в.); 2) экономический рост, прерванный глобальным кризисом (2008-2010 гг.). Нынешний этап должен ознаменоваться кардинальными переменами в отношениях между Федерацией и регионами, властью, населением и бизнесом, формированием контура гражданского общества в России.

Экономическая трансформация может осуществляться спонтанно, по инициативе хозяйствующих субъектов, управляющих рыночными силами. Этот эволюционный и длительный путь может повернуться вспять из-за инерции атомистических тенденций. Путь реформ (радикальных перемен) с более высокой результативностью, но почти всегда сопряжен с сопротивлением противников преобразований. Россия обладает ценным, но малоизученным опытом реформирования, особенно в годы НЭПа [4].

Россия на протяжении своей более чем тысячелетней истории не единожды приступала к реформам: эпоха Петра I, преобразования Екатерины II, денежная реформа С. Ю. Витте (1895-1897 гг.), аграрные реформы П. А. Столыпина (1906-1911 гг.), НЭП (денежная реформа, пятилетние планы, хозрасчет), Перестройка (1895-1991 гг.). Обобщим авторские тезисы по дилеммам реформирования.

Быстро или, напротив, медленно реформировать отсталую экономику и архаичное хозяйство? Каждый вариант имеет свои достоинства и недостатки.

С чего начинать экономические реформы? НЭП - отмена продразверстки и замена ее продналогом. Перестройка - гласность, политические реформы. Китай - ослабление тотального контроля в сельском хозяйстве и на селе. Россия - либерализация цен (январь 1992 г. и далее). Оценки выбора не только не совпадают, но порой и диаметрально противоположны.

Что является главной задачей? Варианты приоритетов. Инфляция (опиум народного хозяйства). Развитие производства (ГОЭЛРО, Госплан, пятилетки). Безработица (30-е гг., США и Великобритания, Дж. Мейнард Кейнс). Международная конкурентоспособность национальной экономики (эпоха глобализации). Модернизация и инновации (Россия).

Выявление и поддержка сторонников реформ. Нейтрализация противников реформ. Сожительство с «попутчиками». Стратегия и дорожная карта реформ. Пределы компромиссов в ходе реформирования.

Состав и функции команды реформаторов. Кто на «виду» и кто в «тени»?

Каждая реформа - это инициатива верховной власти по преодолению отставания в конкретной сфере экономической или иной деятельности по сравнению с потребностями (императивами) эпохи. Одну реформу отличают от другой целевые установки, сроки и маршрут проведения («дорожная карта»), состав действующих лиц. Реформы в отдельности и вместе взятые призваны обеспечить масштабное и полнокровное обновление (модернизацию) экономики и общества, а по отдельным направлениям - внедрение прорывных технологий (инноваций).

В России запущены военная реформа, реформа образования и науки, пенсионная реформа (первые шаги). Идут дискуссии о путях реформирования государственных корпораций (ГК) и государственных унитарных предприятий (ГУП), проведения Большой приватизации, происходит пересмотр полномочий федерации и ее субъектов и др. Тотальной ревизии подлежат базовые кодексы: гражданский (ГК), налоговый (НК), трудовой (ТК), бюджетный (К) и др. Постараемся кратко ответить на вопрос, что сделано и не сделано по названным реформам.

Военная реформа актуальна и для профессионалов (военнослужащих, персонала обороннопромышленного комплекса), и для населения (семьи военнослужащих), и для политических партий. Несмотря на трудности и преграды объективного и субъективного свойства, предварительные итоги реформы в общем и целом позитивны.

Постараемся рассмотреть то, что было сделано для армии, военнослужащих, страны. Созданы военные округа по стратегическим направлениям с приданием каждому округу частей разных родов и видов войск. Формируется стратегическая группировка в Арктике. Регулярно проводятся интенсивные учения с проверкой боеготовности бригад - модернизированного звена российской армии. Обеспечивается должное финансирование оборонного заказа. Осуществляется обустройство границ на подступах к зонам стратегической и оперативной напряженности. Ускорен процесс комплектования сил быстрого реагирования в ОДКБ. Увеличены масштабы строительства жилья для ветеранов и служебных квартир. Упорядочены основания для получения отсрочки от службы в армии. В российскую армию стали поступать новые образцы военной техники и вооружений. Военнослужащие освобождаются от работ, не связанных с несением воинской службы. Начато строительство благоустроенных общежитий взамен традиционных казарм; одежда и обувь военнослужащих приближается к современным стандартам.

Не скроем, все еще существуют недостатки и пробелы в военной реформе. Медленное перевооружение российской армии с учетом уроков Кавказской войны (август 2008 г.), особенно в сравнении с боеготовностью армий НАТО (укажем на широкое использование высокоточного оружия и беспилотников в Афганистане, Пакистане и Ливии). Относительно слабое индивидуальное оснащение спецназа. Часты неудачи с запусками ракет стратегического назначения. До сих пор не упразднены проявления дедовщины в армии. Россия практически не присутствует в мировом океане. За двадцатилетие Россия построила ничтожно мало военных судов экстракласса. Россия еще не готова ответить на вызовы планетарного масштаба. ВМФ России от случая к случаю участвует в сопровождении гражданских судов, подвергающихся атакам пиратов.

Пора приступить к очередному и, возможно, самому ответственному этапу военной реформы - реформированию оборонно-промышленного комплекса. В нем задействовано огромное количество предприятий, НИИ и КБ (1700 хозяйствующих субъектов). ОПК - комплекс громоздкий, с разной конкурентоспособностью и по критериям национальной экономики, и по меркам мировых вооружений. Обо- ронэкспорт часто проигрывает конкурсы на размещение военных заказов, проводимых ведомствами Индии, Юго-Восточной Азии и Латинской Америки. Имеют место срывы поставок по заключенным контрактам и/или некачественное их исполнение. Гражданское общество (наряду с властью) может и должно поднять престиж армии, пресекая попытки молодежи уклониться от выполнения своей конституционной обязанности.

Реформа образования и науки протекает мучительно сложно в России, и Евросоюзе - инициаторе Болонского образовательного процесса. В каждом звене образовались свои достижения и проблемы.

Общеобразовательная школа. Преодолен начальный рубеж - введение Единого государственного экзамена (ЕГЭ). Тесты и задания совершенствуются. Процедуры проведения ЕГЭ усложняются, но скандалы не утихают. Готовится эксперимент по проведению ЕГЭ в трех городах России независимыми экзаменационными комиссиями. Еще не одобрены стандарты образования по классам и дисциплинам. Зарплата учителей в регионах подтягивается к среднему уровню доходов субъекта Федерации. Не согласованы до конца схемы финансирования школ разного типа с оптимизацией платности и бесплатности образовательных услуг.

Вузы. Подготовлена и оформляется документация по стандартам третьего поколения, которые, тем не менее, не лишены бюрократических излишеств. Мало внимания уделяется содержанию учебных программ. Укрепляют свои позиции федеральные университеты. Сеть вузов и их филиалов (государственных и негосударственных) пока еще далека от оптимальных параметров. Зарплата преподавателей вузов ниже критического минимума. Не отработана система оценки компетентности студентов. Из-за слабого знания иностранных языков количество студентов, обучающихся в иностранных вузах, остается крайне малым.

Научные исследования и разработки (НИР). Неудовлетворительное состояние НИР в университетах, отраслевых НИИ и КБ, в академических институтах системы РАН. Приобретает реальные очертания проект Сколково. Активизировались научновнедренческие контакты ГК «РОСНАНО» со столичными и периферийными вузами и НИИ. Но реформирование науки пока происходит лишь небольшими очагами, без достижения критической массы открытий и изобретений. Бюджетные ассигнования и гранты (отечественные и зарубежные) надо предоставлять малым коллективам (лабораториям) с реальным потенциалом. Не продвигается в жизнь инициатива по проведению всестороннего аудита научных учреждений и подразделений. Не налажен обмен научной продукцией (особенно малотиражной и провинциальных изданий) в общероссийском масштабе. Не отвечает задачам дня раздел «Критика и библиография» в научных журналах. Зарубежные издательства действуют оперативнее российских коллег.

Необходимость пенсионной реформы признается властью и оппозицией, профессионалами и самими пенсионерами. Проведению пенсионной реформы препятствует много факторов. Угрожающе растет дефицит Пенсионного фонда России (ПФР). Повышение ставок страховых платежей работодателей вызвало протест малого и среднего бизнеса (МСБ). Крупный коммерческий капитал уже давно и успешно использует схемы уклонения от уплаты страховых платежей. Под давлением общественности в 2012 г. будут действовать скорректированные ставки. Но еще не найдена компенсация выпадающим доходам. Паевые инвестиционные фонды (ПИФы) еще не умеют масштабно и выгодно работать с накопительными взносами граждан. Исключение составляет лишь государственная программа софинансирования пенсий. Россия по многим причинам и обстоятельствами не может рисковать с повышением пенсионного возраста, что вынуждены были сделать из-за стремительного старения нации такие страны, как Франция, Испания, Италия, Украина и др. Не может быть и речи об участии граждан в финансировании пенсионного фонда, что стало правилом в Евросоюзе, причем ставки взносов примерно одинаковы как для работодателей, так и для работающего населения. Для многих пенсионеров размер пенсии не обеспечивает прожиточного минимума. Эти факты и тенденции общеизвестны [8].

Однако конструктивных предложений по пенсионной реформе пока еще очень мало. Приведем некоторые из них: привлечь ресурсы Фонда национального благосостояния (ФНБ) и отдельных банков; выпустить специальные облигации; разрешить использовать средства ПФР под инвестиционные проекты с коротким сроком окупаемости; переаттестовать рабочие места после модернизации с целью сокращения профессий, дающих право на льготный порядок выхода на пенсию и др. [6].

Как видим, экономические реформы второго поколения (первое поколение было представлено либерализацией цен, ваучерной и денежной приватизацией, внутренней конвертируемостью российского рубля в 90-е гг. ХХ в.) относятся к разряду «тонкой настройки» инструментов рыночного и государственного регулирования. Эти реформы на порядок сложнее предыдущих, поэтому их проведение должно быть многоступенчатым, продолжительным по времени и с широкой общественной дискуссией. Нынешние реформы пока еще не вышли на оперативный простор, а незаконченному процессу нельзя давать категорические заключения. Реформируемые и нереформируемые сегменты российской экономики (под нереформированностью понимается пространство отложенных по разным основаниям реформ, а не принципиальная невозможность реформы как таковой. - авторы статьи) подлежат модернизации, а там, где созданы необходимые предпосылки, и «созидательному разрушению» (Й. Шумпетер) инноваций любого ранга. Модернизация с инновационным компонентом - многоплановое явление. Здесь должны найти разумное сочетание технологические новации, инвестиционно-структурные сдвиги, пространственное освоение ресурсов, улучшение благосостояние и быта россиян (человеческое измерение модернизации). Из названных выше слагаемых модернизации могут быть выделены три подвида: 1) модернизация нефтегазового комплекса; 2) реиндустриализация страны; 3) новые инструменты пространственного развития (макрорегионы, кластеры, агломерации).

Нефтегазовый комплекс (НГК). Всеобщая критика сырьевой модели развития непродуктивна. Нефть и газ на ближайшее десятилетие останутся стратегическим ресурсом России в ближнем и дальнем зарубежье. После 2015 г., по прогнозу Международного энергетического агентства (МЭА), ожидается превышение спроса над предложением энергоносителей. В ряде сфер потребления нефть и газ незаменимы, даже с учетом нарастания потенциала альтернативной энергетики (ветровая энергия, солнечные батареи, энергия приливов, геотермальные источники, биотопливо). Шансы нефтегазового комплекса далеко не исчерпаны. Модернизация НГК может осуществляться по разным направлениям:

создание и внедрение технологий добычи нефти и газа подо льдом, на шельфе и в других средах;

выпуск труб большего диаметра с улучшенными показателями;

диверсификация рынков сбыта и маршрутов магистральных нефтегазопроводов;

участие НГК в программах энергосбережения;

повышение глубины переработки нефти и извлечения газа из месторождений;

привлечение иностранных инвесторов по формуле «технология в обмен на доступ к ресурсам» и/или «технология в обмен на долю в акционерном капитале».

Реиндустриализация экономики. Экономика знаний не препятствует, а, может быть, и стимулирует индустриализацию остающихся крупных сфер ручного труда и неоиндустриализацию «старой экономики» (заводов и фабрик, построенных в годы пятилеток). Трудность реиндустриализации определяется не столько верховенством финансового капитала (со значимым навесом фиктивности и виртуальности), но и дилеммой приоритетов. В реиндустриализации нуждаются отрасли группы Б (пищевая индустрия, легкая и текстильная промышленность, деревообработка), товары длительного пользования для населения;

промышленность строительных материалов и инфраструктурные объекты (жилье, офисы, склады, мосты, дороги и др.);

сельское хозяйство и сопряженные отрасли;

социокультурная среда (образование, здравоохранение, культура, спорт, досуг и др.);

множество отраслей машиностроения (энерго- и станкостроение, судостроение, авиастроение и др.);

отрасли и подразделения АПК.

Реиндустриализация должна опираться на государственно-частное партнерство (ГЧП). Российский бизнес лишь недавно освоил приемы первоначального накопления капитала и пока не обладает в должной мере мотивацией к модернизации и инновациям. Его (бизнес) надо к этому принуждать экономическими и другими санкциями.

Пространственная экономика. «Ушибленность пространства» (Ф. М. Достоевский) - вековая судьба России. Ее знаковые приметы известны каждому: бездорожье и захолустье за пределами обеих столиц и десятка городов. После длительного забвения возрождается пространственная экономика [9]. К обновленной стратегии до 2020 г. будет приложена генеральная схема размещения производительных сил (по комплексам, отраслям и регионам). Одобрены неотложные меры по освоению Севера России, Сибири и Дальнего Востока. В инвестиционных программах видное место занимает «привязка» объекта к территории, инфраструктуре, маршрутам поставок комплектующих и сбыта готовой продукции. Начинают применяться такие инструменты пространственного развития, как макрорегионы, кластеры и агломерации. Федеральные округа [8] становятся макрорегионами инвестиционной активности. Благодаря Волге Ярославская область имеет продуктовые и транспортные выходы на основные макрорегионы Европейской России (Москва, Санкт- Петербург, Поволжье, Юг). Кластеры воспринимаются как способ сближения фирм, отраслей и производства, которые расположены на конкретном пространстве, как инструмент «мягкой» интеграции. Помимо традиционных кластеров (дизелестроение, автокомпоненты, нефтехимия), в Ярославской области формируются новые (туризм и фармацевтика). Основу агломерации составляют города и поселки с общей численностью населения более чем 1 млн человек [11]. Ярославский край может стать ядром такой агломерации по трем маршрутам собирания земель, экономики и обустройства: Ярославль - Рыбинск, Ярославль - Ростов Великий, Ярославль - Кострома. Если будет одобрена эта стратегическая цель, потребуются ресурсы и инвестиции для выхода из депрессии таких промежуточных звеньев, как Гаврилов Ям, Тутаев, Семибратово, Некрасовское и другие малые города области.

Постараемся кратко обозначить внешние факторы модификации стратегии развития России на очередное десятилетие.

Кризис глобализации. Квинтэссенция глобализации - взаимозависимость, которая может быть асимметричной, неэквивалентной. Зависимость от нефтегазовых доходов может быть последовательно ослаблена за счет ориентации на внутренний рынок, потребительский спрос, на форсированное возведение предприятий и объектов в России. Не отвергая экспорта российского капитала за рубеж, стоит подумать всерьез о мерах по минимизации оттока капитала из России. Для этого придется оптимизировать методику составления и анализа статей платежного баланса [13].

Долговой кризис в зоне евро может иметь текущие и среднесрочные неоднозначные последствия для России. Имеются сигналы неблагополучия в банковской системе России: нехватка ликвидности, снижение рейтингов, сжатие объема кредитования, угроза банкротства отдельных банков и др.

Реальная угроза второй волны глобального кризиса вынуждает руководство России активизировать усилия по развитию евразийской интеграции. Одобрены основные документы по единому экономическому пространству в таможенном союзе (Россия, Белоруссия, Казахстан). Объявлено о предполагаемом создании зоны свободной торговли в СНГ (8 стран, включая Украину). До декабря 2011 г. должна быть подготовлена декларация об учреждении Евразийского экономического союза (ЕврАзЭС). Москва имеет шансы стать расчетным центром в СНГ с использованием переводного рубля эпохи Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) [12].

В научной литературе высказываются различные точки зрения о направлениях модификации стратегии «Россия - 2020». Академик С. Ю. Глазьев давно выступает за приоритетное развитие инноваций V и VI технологических укладов [3]. Академик А. Аган- бегян настаивает на укреплении международных позиций России [1]. Р. Кучуков видит выход из кризиса деиндустриализации в повышении нормы накопления - до не менее 25 % против нынешних 18 % [7]. Многие ученые предлагают жить с дефицитным бюджетом, использовать на инвестиции Резервный фонд, Фонд национального благосостояния и валютные резервы России. Минфин России считает своей непреложной обязанностью сохранить умеренную долговую нагрузку. Для достижения этой стратегической цели предлагается учредить Российское финансовое агентство в виде ОАО со 100 % государственным участием [2].

На наш взгляд, обновленная стратегия в России должна найти оптимальное равновесие инвестиций в модернизацию и в человеческий капитал (образование, здравоохранение, ЖКХ и дороги). Без последних двух элементов (ЖКХ и дороги) невозможно в кратчайшие сроки обеспечить населению России достойные условия жизни. А это сверхзадача любого варианта стратегиисоциально экономического развития России.

Список литературы

Аганбегян, А. О месте экономики России в мире (по новым данным о международных сравнениях ВВП) [Текст] / А. Аганбегян // Вопросы экономики. - 2011. - № - С. 43-55.

Вышковский, К. В. Стратегическая задача - сохранение умеренной долговой нагрузки [Текст]/ К. В. Вышковский // Финансы. - 2011. - № 39. - С. 5-7.

Глазьев, С. Об альтернативной системе мер государственной политики модернизации и развития отечественной экономики (предложения ученых отделения общественных наук) [Текст] / С. Глазьев // Российский экономический журнал (РЭЖ). - 2011. - № 4. - С. 68-85.

Голанд, Ю. Сравнение реформ периода НЭПа и постсоветской России [Текст] / Ю. Голанд // Вопросы экономики. - 2010. - № 4. - С. 82-99.

Гурьев, С. Экономический механизм сырьевой модели развития [Текст] / С. Гурьев, А. Плеханов, К. Сонин // Вопросы экономики. - 2010. - № 3. - С. 4-22.

Гурвич, Е. Принципы новой пенсионной реформы [Текст] / Е. Гурвич // Вопросы экономики. - 2011. - № 4. - С.4-31.

Кучуков, Р. Государственный сектор и его роль в стратегии - 2020 [Текст] / Р. Кучуков // Экономист. - 2011. № 9. - С. 3-14

Материалы Статкомитета СНГ [Текст] // Общество и экономика. - 2011. - № 3. - С. 185-189.

Минакир, П. А. Пространственная экономика: эволюция подходов и методологии [Текст] / П. А. Минакир // Экономическая наука современной России. - 2010. - № 3. С. 7-26.

МЭ и МО. - 2011. - № 9. - С. 3-7.

Нещадин, А. Городская агломерация как инструмент динамики социально-экономического развития регионов [Текст] / А. Нещадин, А. Прилепин // Общество и экономика. - 2010. - № 12. - С. 121-139.

Навой, А. В. Институциональные проблемы создания международного финансового центра в России (точка зрения) [Текст] / А. В. Навой // Деньги и кредит. - - № 9. - С. 9-12.

Эксперт. - 2011, 17-23 октября. - № 41. - С.21-24.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории экономика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ