Прогнозирование и планирование в условиях рынка

План


  1. Индивидуальные интуитивные методы

  2. Регулятивное и индикативное планирование: идеи и содержание

  3. Прогнозирование демографических процессов

  4. Практическое задание № 8

Список использованной литературы


  1. Индивидуальные интуитивные методы


Метод – это способ исследования явлений, происходящих в природе и обществе; это путь познания, алгоритм процесса познания. Соответственно, метод прогнозирования национальной экономики – это способ, алгоритм разработки прогноза развития национальной экономики.

Эвристика – совокупность исследовательских методов, способствующих обнаружению ранее неизвестного.

Специалисты насчитали около 200 методов прогнозирования, но на практике применяется примерно 10-15 способов.

Существуют различные классификации по степени формализации, где выделяются три основные группы: эвристические, фактографические (формализованные) и комплексные (комбинированные) методы.

К эвристическим методам прогнозирования относятся способы экспертных оценок, к фактографическим – логические и математические модели.

Комплексные методы включают различные отдельные способы в зависимости от целей прогнозирования, наличия информации и степени определенности связей между показателями развития. Согласно описаниям достаточного числа авторов можно построить цепь синонимов, описывающих методы прогнозирования: эвристические – интуитивные – экспертные.

Интуитивные методы прогнозирования используются в тех случаях, когда невозможно учесть влияние многих факторов из-за значительной сложности объекта прогнозирования, когда присутствует большая степень неопределенности и нестабильности функционирования объекта.

Экспертные оценки применимы как для поискового, так и нормативного прогнозирования. Широко используются интуитивные методы в долгосрочном прогнозировании, так как они не предъявляют к исходной информации требований, характерных для математических моделей. Экспертиза позволяет обойти трудности долгосрочного учета качественных изменений объекта прогнозирования, связанных как с внутренней логикой его развития (взаимосвязей качественных признаков), так и с изменениями внешних факторов (фона). Например, влияние развития науки, техники и технологии на макроэкономические показатели в целом по стране и по отраслям, а также различных экономических ограничений (инвестиций частного сектора, потребности в продукции и услугах и т.п.) учитывается в основном экспертными методами.

Ввиду сложности социально-экономической системы страны и факторов неопределенности и случайности в ее развитии в основном используются комплексные, или комбинированные методы, включающие различные отдельные методы в зависимости от целей прогнозирования, наличия информации и степени определенности связей между показателями развития. Но и сами отдельные методы не являются «чистыми». Так, например, метод сценария относится некоторыми авторами к эвристическим методам, так как сценарии разрабатываются прогнозистом (или группой прогнозистов) на основе его интуиции, подкрепленной знанием и опытом. В то же время, прогнозист, разрабатывая сценарий, может применять и метод исторических аналогий, и метод экстраполяции тренда, и эконометрические модели, и даже экономико-математические модели.

А в самих эконометрических моделях используется метод индивидуальных и коллективных экспертных оценок, например, в части прогнозирования значений экзогенных факторов и т.д.

К группе интуитивных методов относят:

    • метод индивидуальных экспертных оценок;

    • метод коллективных экспертных оценок.

Экспертные методы, относящиеся к первой группе, предполагают индивидуальную работу исследователей с каждым из привлеченных экспертов. При этом может быть задействован и один эксперт, если его квалификации достаточно для снятия информационной неопределенности по проблеме, однако обычно привлекают несколько экспертов для повышения надежности экспертизы.

Индивидуальность заключается в том, что эксперты не собираются вместе, не знакомятся с оценками других экспертов, разных экспертов могут опрашивать относительно разных аспектов одной проблемы, также могут быть различны и процедуры опроса разных экспертов. Чаще всего при индивидуальном экспертном опросе используются следующие методы:

  1. Стандартизированный экспертный опрос. Данный метод требует от исследовательской команды предварительного четкого структурирования проблемы и определения перечня всех вопросов, на которые должны быть получены однозначные ответы. Для реализации опроса разрабатывается стандартизированная анкета с вопросами закрытого типа (с предложением вариантов ответа). Анкетирование может проводиться как при личной беседе интервьюера с экспертом, так и путем «самозаполнения». В этом случае присутствие интервьюера необязательно, анкета может быть отправлена по обычной или электронной почте, однако требуется заключение предварительной договоренности с экспертом об опросе. Метод предполагает высокую квалификацию специалистов-исследователей на этапе постановки задачи и планирования исследования, однако весьма прост в части организации и проведения опроса, а также в части обработки полученной информации. Требования к анкетам (структура, формулировка вопросов и вариантов ответов) достаточно стандартны и аналогичны требованиям, предъявляемым к опросам неэкспертного уровня. Одно из основных требований - использование общепринятого профессионального языка, однозначность трактовки используемых терминов.

  2. Нестандартизированный экспертный опрос. Метод представляет собой личное интервью с экспертом по определенной проблеме. Степень формализации интервью может быть различной. Низкий уровень формализации опроса - неформальная беседа, для которой определяется только тема, а далее эксперт сам решает, как ее освещать (интервьюер при этом задает уточняющие или наводящие вопросы). Высокий уровень формализации предполагает разработку четко структурированного опросника с вопросами открытого типа. Данный метод по сравнению с предыдущим более сложен как на этапе проведения опроса (требует высокой квалификации интервьюера), так и на этапе интерпретации полученной информации и требует высокой квалификации исследователя. Недостатком этого способа является психологическое давление на эксперта (правда, незначительное).

  3. Аналитический метод, или метод «индивидуального блокнота». Метод предполагает длительную и тщательную самостоятельную работу эксперта над анализом тенденций, оценкой состояния и путей развития прогнозируемого объекта. Этот способ позволяет эксперту использовать всю доступную информацию об объекте прогноза. Свои соображения эксперт оформляет в виде докладной записки. Эксперт получает блокнот, на первой странице которого описана проблема, и затем в течение оговоренного периода времени (определяемого сложностью проблемы и срочностью ее решения) заносит в этот блокнот все свои мысли, идеи, замечания, касающиеся поставленной задачи, после чего сдает блокнот исследователям. Существенную сложность представляет последующая обработка информации и ее интерпретация. Психологическое давление на эксперта в этом случае минимально. Метод требует значительного вовлечения эксперта и, следовательно, предполагает высокий уровень оплаты его труда.

Основными принципами методов индивидуальных экспертных оценок являются максимальная возможность использования индивидуальных способностей эксперта и незначительная степень психологического давления на него.

Однако индивидуальные экспертные методы мало пригодны для прогнозирования наиболее общих стратегий развития ввиду ограниченности знаний одного эксперта по всем сферам экономики, науки и техники и других смежных областей теории и практики.

Экспертиза позволяет обойти трудности долгосрочного учета качественных изменений объекта прогнозирования, связанных как с внутренней логикой его развития, зависящей от взаимосвязей качественных признаков, так и с изменением внешних факторов.

В целом надежность сформированной экспертизы определяется двумя основными факторами. Во-первых, квалификацией экспертов, их способностью к решению задач данного уровня сложности. Во-вторых, квалификацией исследовательской команды, ее способностью отобрать компетентных экспертов, «извлечь» и аккумулировать экспертные знания о проблеме.


  1. Регулятивное и индикативное планирование: идеи и

содержание


Регулятивному планированию соответствует смешанная экономика.

В государстве одинаково существенны доля государственной собственности и частной собственности, либо доминирующая форма собственности значительно ограничена. Во втором случае или государственная собственность доминирует над частной или частная ограничивает государственные приоритеты и преференции (предпочтения).

К конкретным целям планирования, здесь, относятся не только распределение государственных ресурсов, не только управление и согласование деятельности предприятий в рамках государственного сектора, но и активное воздействие на функционирование частного сектора и его поведение. План и рынок, имея одинаковую значимость, выполняет разные задачи. Участники рынка способны действовать абсолютно свободно, что заставляет государство корректировать свои действия с учетом рынка, тем самым как макроэкономические, так и микроэкономические точки зрения имеют одинаковый вес, хотя планирование, если того требуют интересы общества, в состоянии реализовать свои задачи в сфере рынка путем введения государственных регуляторов.

Главное содержание индикативного планирования состоит в обосновании целей, задач, направлений и методов реализации государственной социально-экономической политики и является действенной формой организации взаимодействия всех звеньев системы федеральных органов управления в интересах совершенствования всей экономической системы и отдельных ее элементов в соответствии с задачами социально-экономического развития.

Индикативные планы позволяют органично и взаимосвязано соединить в едином документе концепции социально-экономической политики государства, прогнозы функционирования экономики, государственные программы, систему экономических регуляторов, программы государственных поставок и государственных капитальных вложений, вопросы управления государственными предприятиями. При индикативном планировании используются централизованно определенные цели для координации инвестиций как в государственный, так и в негосударственный («частный») сектора экономики, а также планов функционирования предприятий.

Индикативное планирование – это процесс формирования системы параметров (индикаторов), характеризующих состояние и развитие экономики страны, соответствующее государственной социально-экономической политике, а также становление мер государственного воздействия на социальные и экономические процессы с целью достижения указанных индикаторов. В индикативном планировании преобладают косвенные методы регулирования экономики.

В качестве индикаторов социально-экономического развития используются показатели, характеризующие динамику, структуру и эффективность экономики, состояние финансов, денежного обращения, рынка товаров и ценных бумаг, движение цен, занятость, уровень жизни населения, внешнеэкономические связи. Взаимоувязанная и внутренне сбалансированная система этих показателей (индикаторов) должна давать количественную характеристику социально-экономической политики государства, на реализацию которой направляются все меры государственного регулирования.

Применение индикативного планирования в сочетании с современными информационными технологиями позволяет эффективно управлять как на макроэкономическом, так и на микроэкономическом уровнях.

В мировой практике большинство теоретических и методических положений индикативного планирования остаются дискуссионными и недостаточно разработанными.

Прогнозирование в рамках системы индикативного планирования выступает его первой обязательной аналитической стадией. Планирование объективное – закономерное продолжение и развитие прогнозной деятельности, в процессе которой осуществляется взаимопроникновение и взаимовлияние прогнозных и плановых процедур. Плановое решение должно содержать две группы характеристик:

    • характеристики желаемых состояний объекта управления в опорных точках (индикаторах);

    • характеристики способов достижения этих состояний (регуляторов).

Центральное понятие системы индикативного планирования – индикатор – интегральный показатель (мультипликатор), количественно определяющий качественные характеристики того или иного процесса, состояния.

Осуществление влияния на объект управления предполагается при помощи регуляторов – особых механизмов поддержания оптимального функционирования процессов. Регулятор – это механизм реакции на значение индикатора.

По степени экономической значимости объекты делятся на две категории:

    • бюджетообразующие, жизнеобеспечивающие. Для них предусмотрен жесткий режим управления через регуляторы;

    • менее значимые – для них система индикаторов и регуляторов действует в отслеживающем режиме.

Показателем самодостаточности станет устойчивый экономический рост, оценка которого производится с помощью сформированного набора индикаторов.

Индикаторы определяются как параметры границ, в пределах которых система, включающая организационные механизмы, технологические связи, материальные и финансовые потоки, может устойчиво функционировать и развиваться. В отличие от «показателя», дающего лишь количественную констатацию, индикатор носит векторный, направленный характер. Индикаторы имеют предельные пороговые (минимальные и максимальные) уровни прибыльности, налоговых ставок, режимов развития многоресурсных систем.

Особое место занимает определение и использование пороговых значений индикаторов, призванных сигнализировать о приближении критического состояния объекта управления и необходимости изменения стратегии развития объекта, т.е. включение регуляторов:

    • индикаторы «тревоги»;

    • индикатор «экстремального положения»;

    • индикатор «банкротство» и т.д.

Внутри предельных границ образуется «коридор», необходимый и достаточный для принятия управленческого решения, но при этом следует установить адекватные пороговые значения «коридора». Реальность действия индикатора определяется не только количественными характеристиками. Важно, чтобы индикатор был инструментальным, для которого существуют регуляторы прямого воздействия на объект управления.

Формирование индикаторов – процесс, увязанный во временном аспекте. В данном случае ставится цель получить единый индикатор, характеризующий состояние объекта управления. Актуален вопрос о величине удельного веса каждого из отдельных регуляторов при их агрегировании. Если какие-либо регуляторы линейно или нелинейно зависят друг от друга, то в системе присутствует ненужная информация, искажающая результаты анализа, прогнозирования и, как следствие, результаты планирования. Для этих целей необходим множественный анализ всей совокупности заданных показателей.

Разрабатываемые многими странами индикативные планы фактически являются планами-прогнозами, так как ресурсная обеспеченность плановых заданий в перспективе имеет прогнозный характер, хотя в отношении государственного сектора такие планы более детализированы.


  1. Прогнозирование демографических процессов


Демография – это наука о закономерностях воспроизводства населения в общественно-исторической обусловленности этого процесса.

Демографические прогнозы являются важным элементом комплексного долгосрочного социально-экономического планирования. Практически очень трудно найти какую-либо область экономики и социальной жизни, где бы при долгосрочном планировании не использовались данные демографических прогнозов.

Демографический прогноз – это расчет ожидаемой численности и половозрастной структуры населения мира, региона, страны или ее части на основе фактической структуры и существующих или предлагаемых уровней рождаемости и смертности в разных возрастах, а также тенденций миграции.

В демографическом прогнозе определяется также средняя продолжительность предстоящей жизни, соотношение между браками и разводами, средний возраст вступления в брак, распределение населения на находящееся в трудоспособном и нетрудоспособном возрасте, устанавливаются сроки начала трудовой деятельности и выхода на пенсию и т.д.

История развития демографического прогнозирования во многом определялась требованиями практики, потребностями правительств, различных государственных органов в данных о населении, пониманием роли демографического фактора в развитии общества, состоянием научных исследований в сфере экономики, статистики, математики.

Первоначальные попытки определения «демографического будущего», чаще всего сводились к определению на перспективу общей численности населения в условиях, когда темпы изменения численности, и его возрастно-половая структура были в среднем на протяжении длительного периода, практически неизменными. Напомним, что в большинстве стран Западной Европы, во всяком случае, до начала XIX века, типичной была высокая рождаемость и смертность, и сравнительно стабильная возрастно-половая структура населения.

Основной функцией демографического прогноза является прогнозирование движения (миграции) населения страны и регионов, воспроизводства трудовых ресурсов по половозрастному составу, уровню занятости трудоспособного населения, квалификации профессионального состава.

Основным результатом прогноза является информация о численности семей, их средней величине, направлении и интенсивности миграционных потоков населения, средней продолжительности жизни, продолжительности активной трудовой деятельности, возможных структурных изменениях и т.п.

В составе базовых условий социально-экономического развития страны показатели демографической ситуации имеет особое значение.

Рост численности населения оказывает непосредственное влияние на степень освоения территории страны, ее регионов. Для России это особенно актуально, так как хозяйственная освоенность значительной части ее территории крайне недостаточна. В результате большой объем природных ресурсов не используется, что отрицательно влияет на темпы экономического и социального развития страны.

Не меньшее влияние на характер социально-экономического развития оказывает качество населения, которое проявляется как совокупность свойств отдельных личностей. На уровне всей массы населения они трансформируются в качественные характеристики его интеллектуальных, творческих и физических способностей.

Параметры качественного состояния населения определяют уровень эффективности хозяйственно-трудовой деятельности, производительности труда. А динамика эффективности труда влияет на социально-экономические результаты, численность населения.

Огромное влияние на развитие экономики, социальной сферы оказывает возрастная структура населения. С увеличением доли лиц трудоспособного возраста в общей численности населения увеличиваются, при прочих равных условиях, темпы, масштабы социально-экономического развития, и наоборот.

Это происходит потому, что влияние демографического фактора проявляется, прежде всего, посредством реализации трудового потенциала населения, который определяется численностью трудовых ресурсов, их составом, структурой – профессиональной, квалификационной, образовательной и др. Формирование трудового потенциала осуществляется в процессе воспроизводства населения. Управление воспроизводством населения осуществляется посредством разработки и реализации демографической политики, основу которой образуют демографические прогнозы.

Демографическая политика – это совокупность социальных, экономических, юридических и других мероприятий, направленных на изменение процесса воспроизводства населения. Например, меры поощрения деторождения (пособия и др.) или его сдерживание. Демографическая политика тесно связана с социальной политикой.

Разработка демографических прогнозов происходит в несколько стадий.

Первая стадия – аналитическая. Ее содержание – анализ демографической ситуации в стране, регионах на начало прогнозируемого периода, оценка демографических результатов развития общества за истекший период, сопоставление их с прогнозными значениями показателей, выявление диспропорций и негативных тенденций, возникших в демографическом развитии страны.

Вторая стадия – целевая. На этой стадии обосновывается состав целей демографического прогноза. В составе целей выделяются по характеру их возникновения две группы целей.

1-ая группа – это цели, достижение которых представляет собой решение тех проблем, которые возникли в демографическом развитии страны истекшего периода.

2-ая группа целей – это цели, достижение которых предопределено изменением демографических условий в прогнозируемом периоде, характером тех требований, которые предъявит развитие экономики и социальной сферы к демографической ситуации страны в прогнозном периоде.

Третья стадия – расчетная. Ее содержание заключается в обосновании системы прогнозных показателей: численности населения, естественного прироста, структуры населения (половозрастной, территориальной, образовательной) и др.

Демографические прогнозы разрабатываются на различные периоды времени:

- краткосрочные – на период от 1 до 10 лет;

-среднесрочные – от 10 до 25 лет;

-долгосрочные – от 25 до 50 лет;

-сверхдолгосрочные – свыше 50 лет.

С увеличением срока прогнозирования точность прогнозов снижается. По оценкам специалистов-демографов, наибольшую практическую ценность имеют прогнозы, разрабатываемые на период до 20 лет. Однако велика потребность и в разработке прогнозов с временным горизонтом свыше 20 лет, несмотря на их снижающуюся достоверность.

Она определяется тем, что для управления, регулирования экономическими и социальными процессами в стране, такими, как оптимизация размещения производительных сил, разработка генеральных схем развития городов, регионов, рационализация использования природных, трудовых ресурсов требуется информация, которая может содержаться только в долгосрочных демографических прогнозах.

Варианты демографических прогнозов отражают возможное влияние экономических, социальных, экологических, внешнеэкономических, внутриполитических и других факторов на демографическую ситуацию в стране.

Выделяют следующие основные варианты демографических прогнозов: минимальный, максимальный, средний, наиболее вероятный. Их совокупность отражает возможные основные тенденции демографического развития. Максимальный и минимальный варианты определяют границы демографического развития. Наиболее вероятный прогноз является основным ориентиром для обоснования управленческих решений на федеральном и региональном уровнях.

Демографический прогноз нельзя понимать упрощенно – как ответ на вопрос о том, сколько будет жителей в таком-то году в стране или какой-либо ее части. В современном представлении результат демографического прогноза – понятие комплексное, состоящее из связанных между собой элементов. Например, перспективы развития населения региона нельзя определить без прогноза миграции. В свою очередь миграция существенно влияет на возрастной состав населения. Но изменение возрастного и полового состава населения сильно сказывается на динамике рождаемости и смертности. Комплексность, в свою очередь, во многом определяет методику демографических прогнозов.

Исходя из характера демографических процессов последнего десятилетия, а также демографических предпосылок более ранних лет, можно сделать прогнозную оценку основных тенденций развития демографической ситуации в стране на перспективу. В основе прогноза лежит предположение о необратимости происшедших в России изменений в репродуктивном поведении населения, в результате которых происходит распространение модели семьи, имеющей одного, реже - двух детей, которая характерна сегодня для большинства развитых европейских стран.

Численность населения в ближайшие 10-15 лет будет снижаться в стране в целом и в абсолютном большинстве регионов. Положительный миграционный прирост не компенсирует уменьшение численности населения за счет превышения смертности над рождаемостью. По всей видимости, не претерпит качественных изменений репродуктивное поведение российских семей. Суммарный коэффициент рождаемости (число родившихся на одну женщину в течение жизни) будет значительно ниже, чем это требуется для замещения поколения родителей.

В ближайшие десять лет следует ожидать уменьшения численности лиц моложе трудоспособного возраста. Численность населения трудоспособного возраста будет увеличиваться в ближайшие 6-7 лет. Впоследствии в эту группу начнут вступать поколения 90-х годов рождения, когда началось резкое снижение рождаемости, а выходить многочисленные поколения родившихся в послевоенный период. Через 6-7 лет начнется снижение численности в трудоспособном возрасте.

Уже с 2000 г. удельный вес группы населения старше трудоспособного возраста стал выше, чем группы моложе трудоспособного возраста. И в дальнейшем этот разрыв будет увеличиваться. Таким образом, дальнейшее развитие получит процесс демографического старения населения.

Предполагается, что численность детей и подростков до 16 лет за 2003-2015 гг. сократится на 8,4 млн. человек (на 28%), а их доля во всем населении уменьшится на 4,8 процентных пункта. На протяжении большей части прогнозируемого периода поколения родившихся будут заметно уступать поколениям, выходящим за пределы данной возрастной группы.

По мере старения населения важнейшей проблемой для экономики страны будет становиться растущее давление на государственный бюджет и обострение потребности в финансировании систем пенсионного обеспечения и социальной защиты населения. Процесс старения населения будет влиять на экономику не только через давление на государственный бюджет, но также может повлечь за собой изменение экономического поведения рабочей силы. Увеличение доли старших возрастных групп в трудоспособном населении может отразиться на способности рабочей силы воспринимать инновации в мире высоких технологий.

Изменения возрастной структуры создадут проблемы и для системы здравоохранения. В течение нескольких последующих десятилетий самые высокие показатели заболеваемости и смертности будут приходиться на группы старших возрастов. По всей вероятности следует ожидать в ближайшие 10-15 лет дальнейшей постепенной репатриации русского и русскоязычного населения в Россию. Согласно расчетам, численность населения России в ближайшие 8-12 лет будет продолжать снижаться по 0,3-0,4% в год и составит в 2015 году от 130 до 140 млн. человек. Численность городского населения может уменьшится на 5,3 млн. человек, а число умерших превысить число родившихся на 9,4 млн. человек.


4. Практическое задание


Имеется временной ряд показателя объема валовой продукции в регионе в сопоставимых ценах за 7 лет. Используя метод скользящей средней, сделать прогноз валового выпуска продукции в регионе на последующий год (Р = 3).

Динамика ВРП в регионе (в сопоставимых ценах)


Год

1

2

3

4

5

6

7

ВРП, млн руб.

125

85

70

120

100

75

85


Решение:

Для любого интервала скользящая средняя исчисляется по формуле:


Yk = ,


где Xk-i – реальное значение показателя в момент времени tk-i;

Р – интервал скольжения;

Yk – значение скользящей средней для момента времени tk.

Используя метод скользящей средней, определяем сглаженный временной ряд. Считаем, что Р = 3, тогда

Y4 = (125+85+70) / 3 = 93

Y5 = (85+70+120) / 3 = 92

Y6 = (70+120+100) / 3 = 97

Y7 = (120+100+75) / 3 = 98

Y8 = (100+75+85) / 3 = 87

Результаты расчетов представим в таблице:


Год

1

2

3

4

5

6

7

8 (прогноз)

ВРП, млн руб.

фактический

125

85

70

120

100

75

85

-

ВРП, млн руб.

сглаженный

125

85

70

93

92

97

98

87


Ответ: Прогнозируемый объем валового выпуска в 8 году исследования в регионе составит 87 млн руб.


Список использованной литературы


  1. Прогнозирование и планирование в условиях рынка : программа курса, методические указания и темы контрольных работ для студентов 2–5-го курсов всех специальностей заочной формы обучения / сост. канд. эконом. наук, доцент О. В. Сидоренко, канд. эконом. наук, доцент Л. В. Коношко. – Хабаровск : РИЦ ХГАЭП, 2006. – 28 с.

  2. Басовский Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2001 г.

  3. Владимирова Л.П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебное пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2004 г.

  4. Лапушинская Г.К., Петров А.Н. Планирование в условиях рынка: Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2003 г.

  5. Прогнозирование и планирование экономики: Учебное пособие / Под общ. ред. В.И. Борисевича, Г.А. Кандауровой – Мн.: Интерпрессервис; Экоперспектива, 2001 г.

  6. Егоров В.В., Парсадонов Г.А. Прогнозирование национальной экономики: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2001 г.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории экономика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ