Рабочая программа по Экономике 10 класс (70 часов Кабакова Т.А) 2014/2015 учебный год
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Гимназия № 6 имени С.Ф. Вензелева
Рассмотрено на заседании МО
Протокол № 1 от «29» августа 2014г.
«Утверждено»
Директор МБОУ Гимназия № 6
Четверухина Г.А.
Приказ № ___ «__» ___________2014 г.
Рабочая программа по предмету «Экономика»
Учитель: Кабакова Татьяна Алексеевна
Год реализации программы: 2014/2015 учебный год
Класс: 10
Общее количество часов по плану: 70 часов;
Количество часов в неделю: 2 часа;
Рабочая программа составлена на основании программы «Основы экономической теории. Программа курса» Под ред. С. И. Иванова, Соответствующей федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта (утвержден приказом Минобразования РФ №1089 от 05 марта 2004 года) и Федеральному базисному учебному плану (утвержден приказом Минобразования РФ № 1312 от 09 марта 2004 года), Москва. Вита Пресс. 2008.
Учебники – Учебник: «Экономика. Основы экономической теории». Под ред. С.И. Иванова для 10 -11 класса. М., Вита Пресс 2007г.
.
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Экономика» для 10 класса разработана в соответствии с Обязательным минимумом содержания среднего(полного) общего образования и примерной программы по экономике М., Дрофа 2008.
Программа рассчитана на 70 учебных часов в год, 2 часа в неделю.
Настоящая программа раскрывает содержание общего курса экономических знаний, давая необходимые представляя не только о современных экономических системах хозяйственной деятельности, но и о поведении и мотивациях индивидов и фирм общества в целом.
В рамках обучения данной программы ставка делается на развитие у учащихся экономического мышления. Программа обеспечивает необходимыми условиями для формирования обобщенных, также частных предпринимательских умений и навыков, имеющих прежде всего практическую направленность.
Экономическое образование является неотъемлемой, важной частью общего среднего образования. Взаимосвязь экономики математикой, информатикой, историей, географией, правом, обществознанием позволяет создать у учеников адекватное представление об окружающем мире, сформировать личность современного всесторонне образованного человека и гражданина.
Экономические знания целенаправленно воздействуют и на нравственное развитие молодого человека.
Цель программы:
развитие гражданского образования, экономического образа мышления; потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин; способности к личному самоопределению и самореализации;
Задачи программы:
Изложение сведений, необходимых им для последующего выбора профессии и сферы деятельности освоение системы знаний об экономической деятельности фирм и государства, об экономике России для последующего изучения экономических дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;
Овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства; выносить аргументированные суждения по экономическим вопросам с применением элементов научного анализа;
Усвоение учащимися основных положений экономической науки о народном хозяйстве, о потребностях человека и общества, их природе и путях удовлетворения, о производстве, финансах и банк.
Воспитание ответственности за экономические решения; уважения к труду и предпринимательской деятельности;
Формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных экономических задач; освоения экономических знаний для будущей работы в качестве наемного работника и эффективной самореализации в экономической сфере.
Методы и формы обучения:
Для организации познавательной деятельности учащихся на уроках экономики целесообразно использовать разнообразные методы и формы обучения. Перспективные: (словесные, наглядные, практические) рассказ, лекция, беседа, семинары демонстрация, практические занятия. Ролевые игры.
Логические: (индуктивные и дедуктивные) логическое изложение и восприятие учебного материала учеником. (Анализ ситуации).
Гностический: объяснительно-репродуктивный, информационно поисковый, исследовательский. (Реферат. Доклад. Проектное задание)
Кибернетический: управления и самоуправления учебно-познавательной деятельностью.
Контроля и самоконтроля (устный, письменный).
Стимулирования и мотивации.
Самостоятельной учебной деятельности.
Фронтальная форма обучения, активно управляет восприятием информации, систематическим повторением и закреплением знаний учениками.
Групповая форма обеспечивает учёт дифференцированных запросов учащихся.
Индивидуальная работа в наибольшей мере помогает учесть особенности темпа работы каждого ученика.
- система оценки достижений учащихся;
Деятельность учащихся на уроках экономики оценивается с позиций современных образовательных технологий: личностного подхода в обучении, развивающего обучения и успешности деятельности учащихся. Задания носят посильный развивающий характер. Оценивание имеет форму стимулирования обучения и саморазвития школьника в рамках возможностей учащихся.
- инструментарий для оценивания результатов;
Контрольные работы, самостоятельные работы, индивидуальные задания, тесты, устный опрос, викторины – есть составляющие учебного процесса.
Содержание программы для 10 класса. (70 часов)
Тема №1. Предмет и методы экономической науки. (6часов)
Экономическая наука. Экономика как система хозяйственной жизни общества. Потребности людей и их виды. Причины, по которым потребности людей не могут быть удовлетворены полностью. Безграничность потребностей и ограниченность ресурсов. Проблема выбора. Альтернативные затраты. Фундаментальные проблемы экономики. Метод экономической науки. Измерение экономических величин.
Даровые (свободные) и экономические (ограниченные) блага. Специализация как способ увеличения производства экономических благ. Типы специализации. Понятие о производительности труда.
Тема №2. Системы хозяйствования. (6часов)
Понятие об экономических системах и основные критерии их разграничения. Традиционная экономическая система. Способы решения фундаментальных проблем. Командно-административная система. Рынок и его функции. Частная собственность как основа рыночной экономической системы. Роль механизма цен как ориентира для продавцов и покупателей. Причины эффективности рыночного механизма и источники его слабостей. Ограниченность возможностей рынка. Причины возникновения и успеха смешанной экономической системы. Командная система: ее особенности и минусы. Причины возникновения смешанной экономической системы. Основные признаки смешанной экономики. Роль рыночных механизмов в смешанной экономической системе.
Тема №3. Спрос, предложение и рыночное равновесие. (6часов)
Спрос и предложение: закон, факторы формирования, шкала, кривые, эластичность, величина. Рыночное равновесие. Нарушения рыночного равновесия. Равновесная цена и нарушение её. Механизмы формирования рыночного равновесия. Избыток и дефицит. Что такое розничная и оптовая торговля. Понятие о физическом (осязаемом) и незримом (неосязаемом) капитале. Сбережения и их превращение в капитал. Различия между собственным и заемным капиталом. Различия в мотивах рыночного поведения покупателей и продавцов.
Тема №4. Эластичность спроса и предложения. (7часов)
Ценовая эластичность спроса и доходы производителей. Факторы, влияющие на эластичность спроса. Перекрестная эластичность. Практическое применение теории эластичности.
Тема №5. Поведение потребителя. (8часов)
Общая и предельная полезность. Правило максимальной полезности. Кривые безразличности. Бюджетное ограничение. Равновесие потребителя. Индивидуальный спрос.
Тема №6. Фирма. Производство и издержки. (6часов)
Современная фирма. Продукт фирмы. Бухгалтерские и экономические издержки. Как изменяются издержки. Размер фирмы и его влияние на прибыль. Понятие о внешних и внутренних ресурсах и затратах фирмы. Разница между бухгалтерскими и экономическими затратами фирмы. Понятие о нормальной прибыли владельца фирмы. Понятие о постоянных и переменных затратах. Средние и предельные затраты..
Тема №7. Конкуренция и рыночные структуры. (7часов)
Типы рыночных структур. Совершенная конкуренция. Монополия. Олигополия. Монополистическая конкуренция. Классификация рынков по типу конкуренции
Тема №8. Рынки факторов производства. (7 часов)
Особенности рынков факторов производства. Рынок труда. Рынок земли. Капитал и процент. Инвестирование.
Тема №9. Деньги и банковская система. (8часов)
Роль денег и история их создания. Виды денег и их свойства. Банки. Кредит. Денежная система стран. Деньги как средство обмена. Деньги как средство соизмерения различных товаров. Понятие о бартере и причины его распространения при расстройстве денежного механизма страны. Деньги как средство сбережения. Плюсы и минусы накопления сокровищ в форме наличных денег.
Тема №10. Предпринимательство. (7 часов)
Понятие предпринимательства. Формы предпринимательства. Менеджмент. Маркетинг. Управление персоналом. Умение продавать и предлагать товар.
регулирования дифференциации доходов в экономике смешанного типа. Экономические аспекты бедности. Социальные программы как метод смягчения проблемы бедности. Плюсы и минусы программ поддержки беднейших групп общества.
Учебно-тематический план 10 класс.
№ модуля, раздела, темы
Наименование модулей, разделов, тем
Количество часов
Количество часов
теоретические
практические
Тема 1
Предмет и методы экономической науки.
6
5
1
Тема 2
Системы хозяйствования.
6
5
1
Тема 3
Спрос, предложение и рыночное равновесие.
6
5
1
Тема 4
Эластичность спроса и предложения.
7
6
1
Тема 5
Поведение потребителя.
8
7
1
Тема 6
Фирма. Производство и издержки.
6
5
1
Тема 7
Конкуренция и рыночные структуры.
7
6
1
Тема 8
Рынки факторов производства.
7
6
1
Тема 9
Деньги и банковская система.
8
7
1
Тема 10
Предпринимательство
7
6
1
Повторение
2
1
1
Всего часов
70
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Требования направлены на реализацию деятельностного и экономически оправданного подхода к решению жизненных задач; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в экономической среде, делать сознательный выбор в условиях альтернатив.
В результате изучения экономики на базовом уровне ученик должен
Знать/понимать
функции денег, банковскую систему, причины различий в уровне оплаты труда, основные виды налогов, организационно-правовые формы предпринимательства, виды ценных бумаг, факторы экономического роста.
Уметь
приводить примеры: факторов производства и факторных доходов, общественных благ, внешних эффектов, российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических проблем;
описывать: действие рынка, основные формы заработной платы и стимулирования труда, инфляцию, основные статьи госбюджета России, экономический рост, глобализацию мировой экономики;
объяснять: взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды инфляции, причины международной торговли.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
получения и оценки экономической информации;
составления семейного бюджета;
исполнения типичных экономических ролей;
решения практических задач, связанных с жизненными ситуациями;
совершенствования собственной познавательной деятельности
оценки происходящих событий и поведения людей с экономической точки зрения;
осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования экономической информации.
оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина.
Литература.
Основой теоретического материала, практических занятий программы являются:
Основы экономической теории: учебник для 10-11 кл Под ред С.И. Иванова. М.: Вита – Пресс,2004.
«Экономика», учебник И. Липсица, Москва. Вита Пресс. 2004
«Экономика и бизнес» Е. Фрейнкмана Москва. Вита Пресс. 2004.
Используемая дополнительная литература:
Бизнес. Энциклопедия для детей /под ред. М. Аксенова. М.: «Мир энциклопедий», 2005.
Липсиц И.В. Экономика. Базовый курс. Учебник для 10, 11 классов. М.: Вита – Пресс, 2005 г.
Неровня Т.Н. История экономики. Ростов н/ Д.: «Феникс» 1999 г.
Райзберг Б.А. Введение в экономику. М., 2004.
Рыбин Н.И. Введение в элементарную экономику. Барнаул: Алт.кн.изд-во, 2004.
Савицкая Е.В. Рабочая тетрадь по экономике в 2 частях. М.: Вита – Пресс, 2005 г.
Савицкая Е.В. Уроки экономики в школе. М.: Вита – Пресс, 2004 г.
Фрейнкман Е.Ю. Экономика и бизнес. Начальный курс. Учебное пособие для учащихся 10 – 11 классов. М.: «Начала – Пресс», 2005 г.
Элементарная экономика. /под ред. В.И. Крышки. Барнаул: Алт.кн.изд-во, 2005.
“Экономика, модуль 1 - 2 макроэкономика” C.С.Носова.
Москва. РосНоу, 2008.
“Популярная Экономика часть 1- 2 -3 ”
Москва. 2008.
Сборник практических заданий: “Сборник дач по экономике”
С.Равичев, С.Григорьев,
Москва. Вита Пресс. 2011
Тематический план 10 класс
№
п/п
Наименование разделов и тем
Количество часов
Содержание учебного материала
Д/З
Прмечание
Тема 1. 1 Предмет и методы экономической науки
6
Читать введение
1
Безграничность потребностей и ограниченность ресурсов
1
ограниченность ресурсов потребности человека и общества
№ 1
2
Проблема выбора
1
Что такое выбор и его значение в экономике
№1
3
Альтернативные затраты и кривая производственных возможностей.
1
факторы производства и факторные доходы максимальное удовлетворение при наименьших затратах экономические явления
№1
4
Фундаментальные проблемы экономики и предмет экономической науки
1
Проблема выбора, экономии затрат, ведение хозяйства
№2
5
Метод экономической науки. Измерение экономических величин
1
экономические принципы функционирования экономических систем
№2
6
Самостоятельная работа
1
Тема. № 2. Системы хозяйствования. 6 часов
7
Два способа решения фундаментальных проблем
1
Как решить проблему выбора и распределения ресурсов
№3
8
Административно-плановая система
1
План, администрация, плановая экономика
Экономический диктант. Решение задач.
9
Рынок и его функции
1
Рынок, предпринимательство, конкуренция
Составить таблицу. № 4
10
Кругооборот доходов в рыночной экономике
1
Свойство рынков и их возможности в жизни человека
Работа с учебником. Опрос по определениям. Решение
.
11
Ограниченность возможностей рынка. Смешанная экономика
1
Совмещение плана и рынка, возможность существования и рынка и плана
Экономический диктант. Решение задач.
12
Самостоятельная работа
1
Тема №3. Спрос, предложение и рыночное равновесие. 6 часов
13
Спрос и закон спроса
1
спрос, величина спроса, закон спроса, изменения спроса в зависимости от изменения формирующих его факторов
Составить таблицу «Формы рынка». Решение задач. №5
14
Предложение и закон предложения
1
Законы спроса и предложения парадоксы спроса
Краткий конспект. Опрос, задачи, построение кривых
15
Рыночное равновесие
1
теоретический процесс установления равновесной цены, изменения факторов производства
Тест по определениям. Задачи
16
Реакция рынка на изменение спроса и предложения
1
Кривая возможностей рынка
Тест
17
Воздействие внешних сил на рыночное равновесие.
1
Реакция рынка на воздействие внешних сил
Краткий конспект. Решение задач.
18
Самостоятельная работа
1
Тема №4. Эластичность спроса и предложения. 7 часов.
19
Ценовая эластичность спроса.
1
Эластичность спроса и её значение, способы нахождения
Построить график
20
Эластичность спроса и доход производителей
1
От чего зависит эластичность и её влияние на доход
Построить график
21
Факторы, влияющие на ценовую эластичность спроса
1
Что влияет на эластичность, изменение эластичности
Экономический диктант. Решение задач.
22
Эластичность спроса по доходу. Перекрестная эластичность
1
Доход расход сопоставимость в эластичности
Построить график
.
23
Ценовая эластичность предложения
1
Цена, факторы влияющие на неё, изменение эластичности и рынок товаров
Построить график
24
Практическое применение теории эластичности
1
Теория эластичности
Экономический диктант. Решение задач.
25
Самостоятельная работа
1
Тема №5. Поведение потребителя. 8 часов
26
Общая и предельная полезность.
1
Полезность товаров и их необходимость для рынка и потребителя
Решение задач
27
Закон убывающей предельной полезности
1
Закон полезности и его влияние на поведение потребителя.
Решение задач
28
Правило максимизации полезности
1
Правило максимизации полезности и его влияние на поведение потребителя.
Определения, формулы
29
Кривые безразличия
1
Почему безразличен товар и его влияние на изменение рынка
Определения, формулы
30
Бюджетное ограничение.
1
Бюджет его влияние на экономику, бюджет семьи составляющие
Определения, формулы
31
Равновесие потребителя
1
Что выбирает потребитель и почему, причины выбора
32
Индивидуальный и рыночный спрос
1
Индивидуальный и рыночный спрос, различия и сходство, составляющие
Определения, формулы
33
Самостоятельная работа
1
Тема№6. Фирма. Производство и издержки.
6
34
Современная фирма. Фирма коммерческая организация.
1
Причины появления, цели работы и задачи.
Решение задач.
35
Продукт фирмы
1
Что выпускает фирма
Составление графиков. Определения, формулы
36
Бухгалтерские и экономические издержки
1
Бухгалтерские и экономические издержки от чего зависят, в чем состоят.
Написать формулы издержек, формулы прибыли
37
Как изменяются издержки фирмы
1
как вычисляются бухгалтерские и экономические издержки формулы, зависимость.
Практическая работа
38
Какой размер фирмы считать оптимальным
1
Максимизация, минимизация размера фирмы.
Тест по определениям. Задачи
39
Самостоятельная работа
1
Тема№7
Конкуренция и рыночные структуры.
7
40
Типы рыночных структур
1
Знакомство с рыночными структурами
Фронтальный опрос
41
Совершенная конкуренция
1
Конкуренция. Её виды. Способы конкуренции
Выделить основные характеристики
Решение задач
Фронтальный опрос
42
Монополия
1
Монополия. Её виды. Способы монополизации рынков.
Рефераты
Таблицы сравнения
Письменный опрос по теме
43
Олигополия
1
Разновидность монополии, способы решения проблемы.
Опрос Тест Рефераты
44
Монополистическая конкуренция
1
Монополия и её поведение на рынке товаров. Государственные действия против монополии.
Задачи
45
Самостоятельная работа
1
Тема№8
Рынки факторов производства.
7
46
Особенности рынков факторов производства
1
Виды рынков и их работа
Экономический диктант. Решение задач.
47
Рынок труда и заработная плата
1
+Биржа труда, влияния на рынок труда
Анализ кривой Лоренса. Работа с учебником. Опрос по определениям. Решение задач
48
Государственное регулирование минимума заработной платы
1
Минимальный оклад труда, корзина потребителя, социальные льготы.
Работа с учебником. Опрос по определениям. Решение задач
49
Рынок услуг земли
1
Рынок земли цели и задачи.
Лекция. Решение задач
50
Капитал и процент
1
Рынок капитала. Возникновение процентной ставки.
Тест по определениям.
51
В каких случаях фирме целесообразно инвестировать
1
Инвестиции и их влияние на производство.
Работа с учебником. Опрос по определениям. Решение задач
52
Самостоятельная работа
1
Тема №9
Деньги и банковская система.
8
53
Роль денег в рыночной экономике
1
Причины появление денег, Концепция происхождения денег.
Экономический диктант. Решение задач.
54
Виды денег и их свойства
1
Деньги их виды и свойства. Золото, продукты, товары, история развития.
Работа с учебником. Опрос по определениям.
55
Функции денег
1
Что делают деньги на рынке товаров и услуг.
Тест по определениям. Задачи
56
Коммерческие банки
1
Появление банков, и их виды. Деятельность банков.
Работа с учебником. Опрос по определениям.
57
Потребительский кредит
1
Виды кредитов, их значение.
Работа с учебником. Опрос по определениям. Решение задач
58
Центральный банк
1
Работа ЦБ его задачи и цели.
Работа с учебником. Опрос по определениям.
59
Повторительно – обобщающий урок
1
Деньги и все о них
60
Самостоятельная работа
1
Тема№10
Предпринимательство
7
61
Понятие предпринимательства
1
Предприниматель цели и задачи работы.
Работа с учебником. Опрос по определениям.
62
Организационно-правовые формы предпринимательства.
1
Законы РФ о предпринимательстве.
Составить таблицу.
63
Менеджмент и его функции
1
Менеджер его работа и задачи.
Составить таблицу. Тест по определениям.
64
Мотивация как функция менеджмента
1
Как должен работать менеджер, как мотивировать его работу.
Работа с учебником. Опрос по определениям. Решение задач.
65
Маркетинг и его основные элементы
1
Умение презентации товара и его продажа.
Составить таблицу.
66
Повторительно – обобщающий урок
1
Маркетинг и менеджмент
67
Контрольная работа
1
68-70
Резервный урок
3

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории экономика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ