Расчет экономической части деятельности АТП


Министерство образования и науки Российской Федерации

ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра автомобильного транспорта


Допускаю к защите

Руководитель






РАСЧЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЧАСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АТП

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к курсовой работе по дисциплине

Эффективность, экономика сферы сервиса и основы предпринимательства



Выполнил студент группы АС– 07 - 1

Виноградов С.В.

Нормоконтроллёр

Позанова Е.Л

Курсовой проект защищен с оценкой





Иркутск 2011 г.


Содержание


ВВЕДЕНИЕ

1. ОПИСАНИЕ РЫНКА И КОНКУРЕНЦИИ

2. РАСЧЕТ ИНВЕСТИЦИЙ (КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЙ) В ПРОЕКТ

3. РАСЧЕТ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРЕВОЗОК

3.1 Производственная программа по эксплуатации ПС грузового АТП

3.2 Определение численности и ФОТ работников АТП

3.3 Смета затрат АТП

3.3.1 Материальные затраты

3.3.2 Отчисления на социальные нужды

3.3.4 Общехозяйственные расходы

3.3.5 Имущественные и транспортные налоги

3.3.6 Обязательное страхование автогражданской ответственности

4. ПЛАНИРОВАНИЕ ДОХОДОВ, ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ

5. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ПРОЕКТА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


Введение


Важную роль в развитии экономики страны занимает автомобильный транспорт. В настоящее время практически не существует таких экономических проблем, которые бы его не затрагивали. Основной задачей транспорта является полное и своевременное удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения в перевозках, повышение эффективности и качества работы транспортной системы.

Автомобильный транспорт обеспечивает экономию общественного времени в перевозках грузов, способствует развитию производительных сил общества, расширению межрегиональных связей.

Главными задачами находящихся на территории России автотранспортных предприятий и организаций являются полное удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения в автомобильных перевозках, выполнение автомобильным транспортом планов перевозок грузов, обеспечение сохранности перевозимых грузов и своевременной доставки их в пункты назначения.

Автотранспортные предприятия и организации, учреждения – грузоотправители и грузополучатели обязаны при перевозках грузов строго соблюдать государственные интересы и обеспечивать полное и ритмичное выполнение плана перевозок грузов автомобильным транспортом, рациональное использование подвижного состава, безопасность движения автомобилей и максимальное сокращение транспортных расходов в народном хозяйстве.

Автомобильные перевозки подразделяются на городские, пригородные, междугородные, межреспубликанские и международные.

Автотранспортные предприятия и организации обязаны систематически улучшать свою экономическую работу, совершенствовать методы перевозок и изыскивать дополнительные резервы для снижения себестоимости и повышения рентабельности перевозок.

Основным методом работы автотранспортных предприятий и организаций являются централизованные перевозки грузов.

Особенность экономики АТП заключается в том, что чем больше проезжает машина в месяц, тем выше выручка и тем ниже себестоимость километра пробега. Это связано с тем, что при сохранении переменных расходов (на топливо, резину, запчасти) постоянные расходы (на офис, лизинг и т.д.) «размазываются » более тонким слоем по каждому километру.

Умение экономически и технически грамотно организовывать автомобильные перевозки, найти и реализовать внутренние резервы производства, повысить эффективность транспортного производства – должно быть неотъемлемым качеством управленческих работников, занятых планирование и организацией перевозок грузов.



1. Описание рынка и конкуренции


Грузовой автомобильный транспорт превратился в один из основных и наиболее необходимых видов транспорта страны. Он широко обслуживает транспортные потребности городского и сельского населения, обеспечивая массовые и индивидуальный перевозки грузов возросшим парком грузовых автомобилей.

В России непрерывно возрастает как спрос на услуги, так и конкуренция на рынке предприятий. Клиенты предъявляют все больше требований к уровню обслуживания, к качеству предоставляемых услуг. Желание клиента — закон, и современные предприятия вынуждены модернизировать оборудование и расширять спектр услуг, находить иные пути привлечения клиентов: изменение ценовой политики, вложение денег в рекламу и т. д. Поэтому при планировании развития грузового предприятия на первый план выходят оперативный сбор и анализ текущих рыночных показателей, а также оценка рыночной ситуации.



2. Расчет инвестиций (капитальных вложений) в проект


В состав средств, необходимых для организации производственных объектов, включаются затраты на строительно-монтажные работы, демонтаж старого и монтаж нового оборудования, его приобретение и доставку.

Сумма вложений составляет, руб.


, (1)


где – стоимость всех автомобилей.

Стоимость единицы ПС=500000 руб.

Количество автомобилей Ас=25 ед.

Тогда

.


3. Расчет себестоимости перевозок


3.1 Производственная программа по эксплуатации ПС грузового АТП


Ходовой парк АТП рассчитывается:


, (2)


где - среднесписочное количество автомобилей;

- коэффициент выпуска автомобилей.

Тогда

ед.

Общая грузоподъёмность АТП, т


, (3)


где - средняя грузоподъёмность одного автомобиля, т.

Тогда

т.

Автомобиле - дни нахождения автомобилей в хозяйстве, а-дн


, (4)


где - число календарных дней в году (365 дней).

Тогда

.

Автомобиле - дни в работе (эксплуатации), а-дн


, (5)


где - коэффициент выпуска автомобилей на линию.

Тогда

.

Автомобиле - часы в работе (эксплуатации), ч


, (6)


Тогда

.

Число ездок с грузом одного автомобиля, езд.


, (7)


где - техническая скорость, км/ч;

- коэффициент использования пробега;

- длина ездки с грузом (среднее расстояние перевозки), км.

Тогда

.

Число ездок с грузом всего парка, езд.


, (8)


.

Среднесуточный пробег одного автомобиля, км

, (9)


.

Общий пробег автомобиля за год, км


, (10)


.

Пробег автомобиля с грузом, км


, (11)


.

Годовой объём перевозок грузов, т


, (12)


где - коэффициент использования грузоподъемности.

Тогда

.

Годовой грузооборот, ткм


, (13)


.

Выработка на одну среднесписочную автомобиле - тонну, ткм


, (14)


.

Годовая выработка, т


, (15)


.


Таблица 1 - Производственная программа по эксплуатации ПС грузового АТП

Показатели

Индекс

Числовое

значение

1.Среднесписочное кол-во автомобилей, ед,

Ас

25

2.Ходовой парк, ед.

Ах

16

3.Грузоподъемность автомобиля, т

5

4.Общая грузоподъемность парка, т

qобщ

125

5.Коэффициент выпуска автомобилей

в

0,64

6.Коэффициент использования пробега

0,5

7.Коэффициент использования грузоподъемности

0,45

8.Время в наряде, ч

Тн

10

9.Время простоя под погрузкой – разгрузкой, ч/езд.

tп-р

0,9

10.Техническая скорость, км/час

Vт

36

11.Длина ездки с грузом, км

ℓср

25

12. Автомобиле-дни в хозяйстве, а-дн.

АДх

9125

13.Автомобиле-дни в работе, а-дн.

АДр

5840

14.Автомобиле-часы в работе, ч

АЧр

58400

15.Среднесуточный пробег, км

ℓсс

218

16.Общий пробег, тыс.км

Lобщ

1273120

17.Пробег с грузом, тыс.км

Lгр

636560

18.Число ездок с грузом одного автомобиля в сутки, езд.

nезд

4

19.Число ездок всего парка в год, езд.

Nезд

23360

20.Объем перевозок, тыс.т

Q

57408

21.Грузооборот, тыс.ткм

P

1435200

22.Выработка на одну среднесуточную авто-тонну:



- в тоннах, тыс.т.

459,3

- в тонно-километрах, тыс.ткм

Wткм

11481,6


3.2 Определение численности и ФОТ работников АТП


Для определения численности работников предприятия и фонда оплаты труда проводим следующие расчеты:

Годовой фонд рабочего времени, ч


, (16)

грузовой автомобильный транспорт инвестиция

где - дней - число календарных дней в году;

- дня - число выходных дней в году;

- дней - число праздничных дней в году;

- дней - дни очередного отпуска;

2- дни неявок в связи с выполнением государственных обязанностей (принимается 0,5-1% от );

10 - дни неявок по болезни (принимается до 3% от );

- дни прочих неявок (дополнительный отпуск за непрерывный стаж работы и т.д.);

- продолжительность рабочего дня водителя.

Тогда

.

Численность водителей, чел.

, (17)


где - подготовительно-заключительное время работы водителей (принимается 4% от рабочего времени).

Тогда

.

Численность ремонтных рабочих, чел.


, (18)


.

Численность подсобно-вспомогательных рабочих соответствует 20-30% от численности ремонтных рабочих, чел.

.

Численность специалистов, служащих, младшего обслуживающего персонала принимаем, укрупнено, в размере 10-14% от суммарной численности водителей, ремонтных и вспомогательных рабочих, чел

.

Итого работающих в АТП, чел.


, (19)


.

Заработная плата считается отдельно по категориям работников, руб.

, (20)


где - часовая тарифная ставка работника;

- количество отработанных часов в месяц: ;

- премии и надбавки (10-20 % от ()), принимаем %;

- отдельная категория работников.

Заработная плата водителей, руб.

.

Заработная плата ремонтников, руб.

.

Заработная плата подсобно – вспомогательных рабочих, руб.

.

Заработная плата специалистов, руб.

.

Тогда

.

Фонд оплаты труда, руб.


, (21)


где - среднемесячная з/плата 1-го среднесписочного работника АТП;

- число месяцев в году;

- районный коэффициент (1,3-1,5), принимаем 1,3;

- численность работающих на АТП.

Тогда

.


3.3 Смета затрат АТП


Затраты предприятия группируются по следующим статьям:

  1. Материальные затраты;

  2. Фонд оплаты труда;

  3. Отчисления на социальные нужды: Единый Социальный налог 26% от ФОТ;

  4. Амортизация подвижного состава;

  5. Общехозяйственные расходы;

  6. Платежи и налоги, включенные в себестоимость в IV квартале 2008г.


3.3.1 Материальные затраты

Расход топлива, л.


, (22)


где - расход топлива на пробег, л.;

- расход топлива на ездку с грузом, л.;

- расход топлива на зимний период, л.;

- расход топлива на внутригаражные нужды, л..

Расход топлива на пробег, л.


, (23)


где - линейная норма топлива на 100 км, л.;

Тогда

.

Расход топлива на ездку с грузом, л.


, (24)


где - дополнительная норма расхода топлива на каждую ездку с грузом автомобиля-бортового принимаем согласно «НОРМЫ РАСХОДА ТОПЛИВ И СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ НА АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ». Руководящий документ Р3112194-0366-03. Принимаем для жидкого топлива.

Тогда

.

Расход топлива на зимний период, л


, (25)


где - величина среднегодовой зимней надбавки, %.

Среднегодовая зимняя надбавка, %


, (26)


где - число зимних месяцев в году (холодная умренная климатическая зона);

- зимняя надбавка, согласно Приложению №2 «ЗНАЧЕНИЯ ЗИМНИХ НАДБАВОК К НОРМАМ РАСХОДА ТОПЛИВА В РЕГИОНАХ РОССИИ ПО КЛИМАТИЧЕСКИМ РАЙОНАМ» документа «НОРМЫ РАСХОДА ТОПЛИВ И СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ НА АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ».

Руководящий документ Р3112194-0366-03.

Тогда

.

.

Расход топлива на внутригаражные нужды, л


, (27)


Тогда

.

Результаты расчёта затрат на топливо приводятся в таблице 2.


Таблица 2 - Затраты на топливо

Показатели

Значение

Общий пробег, тыс.км.

1273120

Количество ездок с грузом ( для бортового), езд.

23360

Нормы расхода топлива:


на 100 км пробега, л

25

на ездку (бортовой), л

0,25

Расход топлива:


на пробег, тыс.л

318280

на ездки, тыс.л

5840

ИТОГО НА ПЕРЕВОЗКИ, тыс.л

324120

Надбавка на работу в зимнее время, тыс.л

29170,8

Внутригаражный расход топлива 0,5% , тыс.л

1620,6

ОБЩИЙ РАСХОД ТОПЛИВА, тыс.л

354911,4

Цена 1 литра топлива, руб.

20

ВСЕГО ЗАТРАТ НА ТОПЛИВО, руб.

7098228


Затраты на смазочные и прочие эксплуатационные материалы, руб.


, (28)


где тыс.руб. - затраты на топливо (таблица 2).

Тогда

.

Затраты на износ и ремонт шин, руб.


, (29)


где - стоимость шины данной марки. Выбираем шины Ярославского шинного завода марки Я–529 (12.00 R 20), средняя оптовая стоимость составляет 8000 рублей за колесо.

- нормативный пробег шины (70 000 – 77 000) исходя из Таблицы 3, принимаем км.

Тогда

.


Таблица 3 - Нормативный пробег шин

ТИП ШИН

ПРОБЕГ, км

Диагональные шины (легковые автомобили)

Радиальные шины с текстильным брекером

Радиальные шины с металлокордом

Диагональные шины грузовых автомобилей

Радиальные шины с металлокордом (грузовые автомобили)

33 000

40 000

44 000

53 000 – 57 000

70 000 – 77 000

Затраты на ремонтный фонд, руб.


, (30)


где руб. - норма затрат на материалы на все виды технических воздействий на 1000 км пробега;

руб. - норма затрат на запчасти на ТР на 1000 км пробега;

- коэффициент, учитывающий изменение цен в последнем квартале;

- коэффициент, учитывающий затраты на ремонт пассивной части основных фондов.

Тогда

.

Затраты на воду, тепловую и электрическую энергию принимаем в размере 0,5-1% от суммы затрат на топливо, смазочные материалы, износ и ремонт шин, ремонтный фонд, руб.


, (31)


Тогда

.

Всего материальных затрат, руб.


, (32)


Тогда

.


3.3.2 Отчисления на социальные нужды

Отчисления на социальные нужды, руб.


, (33)


.


3.3.3 Амортизация


, (34)

где - амортизация подвижного состава;

- амортизация зданий и сооружений.

Амортизация подвижного состава, руб.


, (35)


где – норма амортизации в % от балансовой стоимости;

балансовая стоимость единицы ПС, руб. (берем по данным из СМИ).


, (36)


.

Тогда

.

Амортизация зданий и сооружений, руб.


, (37)


где – норма амортизации в % от балансовой стоимости;

балансовая стоимость сооружений, руб. (60% от стоимости всего ПС)

.

Тогда

.

Тогда

.


3.3.4 Общехозяйственные расходы

Общехозяйственные расходы, руб.


, (38)



3.3.5 Имущественные и транспортные налоги

Имущественные и транспортные налоги, руб.


, (39)


где - основные фонды, руб. ().

.

Тогда

.


3.3.6 Обязательное страхование автогражданской ответственности

Затраты на ОСАГО принимается 3949 руб. на один автомобиль, руб.


, (40)


Тогда

Результаты расчёта затрат заносятся в таблицу 4.


Таблица 4 - Смета затрат и калькуляция себестоимости перевозок

СТАТЬИ ЗАТРАТ

Сумма, руб.

Себестоимость на 1000 км (руб)

Стр - ра себест., %

Материальные затраты

15411120,29

12105

12,13

Фонд оплаты труда

6879511,5

5403,66

8,62

Отчисления на социальные нужды

1788673,02

1404,95

22,42

Амортизация ПС

12572060

9875

48,12

Амортизация зданий и сооружений

300000

235,6

1,16

Общехозяйственные расходы

3212000

2522,9

5,6

Имущественные и транспортные налоги

44000000

34560,76

1,7

ОСАГО

98725

77,5

0,17

ИТОГО ЗАТРАТ

117134149,9

92005,58

100


Себестоимость определяется по формуле, км (руб).


, (41)



4 Планирование доходов, прибыли и рентабельности


Доходы определяются исходя из принятого уровня рентабельности 35 % (т.е. общие затраты предприятия увеличить на 35% и получить расчетный доход).

Доход АТП, руб.


, (42)


.

Доходная ставка, руб.


,


Валовая прибыль АТП, руб.


, (43)


.

Налог на прибыль в госбюджет составляет 24% от суммы налогооблагаемой прибыли, руб.


, (44)


.

Чистая прибыль АТП, руб.

, (45)


Тогда

.

Рентабельность (%) определяется по отношению валовой прибыли к затратам по следующей формуле:


%, (46)


Производительность труда одного работающего, в рублях дохода


, (47)


Фондоотдача (руб.) определяется по следующей зависимости:


, (48)


где – стоимость производственных фондов АТП в рублях определяется по следующей формуле:


, (49)


,

Тогда

.

Фондовооруженность определяется по следующей формуле, руб.


, (50)


Фондооснащенность (коэффициент технической оснащенности) определяется следующим образом, руб.


, (51)


.

Все расчеты сводятся в таблицу 5.


Таблица 5 – Технико-экономические показатели

Показатели

Числов. значения

Объем перевозок, тонн

57408

Грузооборот, т.км

1435200

Среднесписочное количество автомобилей, ед.

25

Численность работающих, чел.

49

Производительность труда 1 работающего, руб.

3227165,4

Себестоимость перевозок, руб/100 км

92005,58

Доходная ставка, руб/1000 км

124207,54

Чистая прибыль АТП, руб.

31157683,9

Рентабельность к затратам, %

35

Фондоотдача, руб.

7,9

Фондовооруженность, руб.

408163,3

Фондооснащенность, руб.

800000



5. Определение экономической целесообразности проекта


Для расчета финансовой эффективности проекта применяют четыре главных метода инвестиционного анализа окупаемости капиталовложений; чистой текущей стоимости (иногда его называют методом чистого дисконтированного дохода); индекса доходности.

Метод окупаемости капиталовложений является весьма распространенным на практике. Но его существенный недостаток - игнорирование будущей стоимости денег с учетом дохода будущего периода (в условиях инфляции, резких колебании ставки процента и низкой нормы внутренних накоплений предприятия в реальной российской экономике этот метод недостаточно точен).

Окупаемость капиталовложений рассчитывается по формуле,


, (52)


.

Результаты расчетов заносят в таблицу 6.


Таблица 6 – Сводные технико-экономические показатели проекта

Показатели

По проекту

1. Объем перевозок, т.

57408

2. Списочное количество обслуживаемых автомобилей по маркам, шт.

Зил4331, 25шт.

3. Грузооборот, ткм.

1435200

4. Время в наряде, ч.

10

5. Среднее расстояние перевозки, км.

25

6. Суточная выработка на один автомобиль, т.

459,3

7. Годовые эксплуатационные затраты, руб.

117134149,9

8. Себестоимость перевозок, руб/км.

92005,58

9. Годовая чистая прибыль, руб.

31157683,9

10. Площадь участка (зоны), м2

-

11. Капиталовложение, руб.

20000000

12. Рентабельность основной деятельности, %

35

13. Окупаемость капиталовложений

0,454



Заключение


В данном курсовом проекте мы рассчитали экономические показатели и целесообразность рассчитываемого предприятия. Также расчет производился, для того чтобы понять и закрепить принцип расчета АТП в экономических целях, что пригодится нам в будущем. По расчетам мы получили, что капиталовложения меньше чистой прибыли и амортизации отсюда следует, что мое рассчитываемое предприятие окупается за один год.

Список используемой литературы


  1. Жарова О. М. Типовые задачи по экономике автомобильного транспорта: учебное пособие для автотрансп. спец. вузов. – М.: Высшая школа, 1991. – 223 с.

  2. Сербиновский Б. Ю. Экономика предприятий автомобильного транспорта: учебное пособие / Б. Ю. Сербиновский и др. – М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2006. – 494 с.

  3. Тозик А. А. Экономика автомобильного транспорта: учеб. пособие / А. А. Тозик. – 2-е изд. – Минск: УП «Технопринт», 2005. – 140 с.

  4. Туревский И. С. Экономика и управление автотранспортным предприятием: учебное пособие. – М.: Высшая школа, 2006. – 222 с.

  5. Алексеева И. М. Статистика автомобильного транспорта. – М.: Экзамен, 2005. –348 с.

  6. Программа информационной поддержки Российской науки и образования «Консультант Плюс: Высшая Школа». Осень 2005.

  7. «НОРМЫ РАСХОДА ТОПЛИВ И СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ НА АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ». Руководящий документ Р3112194-0366-03.


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории экономика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ