Дети «группы риска» на уроке физики

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа№41»

г. Саратов









Статья


Дети «группы риска» на уроке физики













Автор: Гусева Наталия Павловна









2011 г

Дети «группы риска» на уроке физики



Самый главный человек – тот, с которым ты в данную минуту, самое главное время – то, в котором ты сейчас живешь, самое главное дело – сделать добро тому, с кем ты сейчас общаешься!

Л.Н. Толстой



Многим детям свойственны временные отклонения от поведения. Как правило, они легко преодолеваются усилиями родителей, учителей, воспитателей. Но поведение какой-то части детей выходит за рамки допустимых шалостей и проступков. Таких детей относят к категории «группа риска».

Общая характеристика детей «группы риска»:

Дети, не получившие родительской заботы.







Они не любят себя, не ценят себя и других.

Часто – это дети из семей алкоголиков, осужденных родителей и неблагополучных семей.







Это дети – изгои, их не “принимает” социум, общеобразовательные школы, взрослые и сверстники.







Они потеряли веру во все, не умеют дружить, сопереживать, сочувствовать, ценить доброе отношение.









И вот такой ребенок приходит в 7 классе на первый урок физики. Новый предмет. Новые эмоции. Интересные демонстрации опытов, приборов. Решение и обсуждение качественных задач, объясняющих явления окружающего мира, подтверждающих его личный жизненный опыт. У ребёнка пробуждается неподдельный интерес к учёбе. Идиллия, но не долгая. Сложности наступают на последующих уроках, когда начинается более сложный учебный материал. Интерес ученика может угаснуть. И как следствие - низкая успеваемость и плохая дисциплина. Ребёнок возвращается к привычному для себя состоянию «ничего неделания».

Желание учиться возникает тогда, когда всё или почти всё получается. Поэтому в работе с детьми «группы риска» рационально:

1. Ориентироваться на индивидуальную зону ближайшего развития ученика. Зона ближайшего развития - это расхождения между уровнем актуального развития (он определяется степенью трудности задач, решаемых ребёнком самостоятельно) и уровнем потенциального развития (которого ребёнок может достигнуть, решая задачи под руководством взрослого и в сотрудничестве со сверстниками).

2. Использовать разноуровневый метод обучения. Суть метода – каждый учащийся получает право и возможность самостоятельно определять, на каком уровне он усвоит учебный материал (с обязательным для всех учащихся знанием ядра изучаемого материала). При этом осуществляется адресная коррекция знаний учащихся с учётом индивидуальности развития ребёнка. Создаётся ситуация, ориентирующая учащихся на достижение успеха, а не на избежание неудачи.

3. Использовать методы и приёмы психолого-педагогического воздействия на детей "группы риска" на уроке:

  • проявление доброты, внимания, заботы;

  • просьба;

  • поощрение (одобрение, похвала, награда, доверие, удовлетворение определенных интересов и потребностей, выражение положительного отношения);

  • "авансирование" личности – высказывание положительного мнения о ребенке, хотя он этого в настоящее время в полной мере еще не заслуживает;

  • обходное движение – защита воспитанника от обвинения коллектива;

  • прощение;

  • проявление огорчения;

  • проявление умений и мастерства учителя;

  • убеждение и личный пример;

  • доверие;

  • моральная поддержка и укрепление веры в свои силы;

  • вовлечение в интересную деятельность;

4.Для создания ситуации значимости и востребованности, подростку необходимо заниматься общественно-полезным трудом. Внеклассная работа в кабинете физики дает возможность ученику выбрать такое занятие, с которым он мог бы успешно справляться. Восстановить свой « престижный статус» в коллективе сверстников, педагогов, родителей. Активное привлечение детей «группы риска» во внеклассную работу физических кружков, особенно кружков по изготовлению наглядных пособий и ремонту лабораторных приборов, в состав ученического актива кабинета физики даёт хороший результат.

Образовательным продуктом внеклассной деятельности таких детей может стать:

  • физическая стенгазета («Занимательная физика», «День космонавтики» и т.д.);

  • стенд (« Новости науки и техники», «В мире физики» и т.д.);

  • альбом («Ученые физики», «Вселенная глазами телескопа Хаббл» и т.д.);

  • небольшая исследовательская работа («Воздействие громкой музыки на остроту слуха», «Зависимость влажности воздуха от проветривания кабинета» и т.д.);

  • компьютерная презентация отдельной темы физики;

  • самодельный прибор (модель фонтана, термоскоп, детекторный радиоприемник и т.д.).

Представляя свои результаты работы перед учащимися младших и параллельных классов в рамках проведения «Недели физики», перед родителями, соседями, преподавателями в школьные «Дни открытых дверей», дети испытывают состояние успеха.

В.А.Сухомлинский писал: «Успех в учении – единственный источник внутренних сил, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться».

Конечно в работе с детьми «группы риска» высоких образовательных результатов достичь трудно. Но значение маленьких «побед» в процессе обучения и воспитания этой группы детей велико как в плане становления личности ребенка, так и в развитии профессиональных компетенций педагога.

Литература

Дроздов С.Ю. Сопровождение учащихся "группы риска" в учебно-воспитательном процессе. Журнал "Справочник классного руководителя" № 2, 2011г.

Зверев Владимир Анатольевич. Диссертация «Разноуровневый подход к оценке знаний учащихся на уроках физики» http://www.dissercat.com

Проблема "группы риска" среди подростков. Документация школьного психолога - Информация школьному психологу. Автор: Administrator http://vashpsixolog.ru







Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории физика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ