ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ НА УРОКАХ ФИЗИКИ
ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
НА УРОКАХ ФИЗИКИ
Щербакова Е. С.
МОУ «лицей № 9», г. Белгород
«Везде исследуйте всечасно, Что есть велико и прекрасно» - говорил гениальный русский ученый, поэт, просветитель, один из самых выдающихся светил мировой науки. Он обращал внимание на то, что «Разум с помощью науки проникает в тайны вещества, указывает, где истина. Наука и опыт — только средства, только способы собирать материал для разума».
И в наше время в образовании уделяется большое внимание учебно-исследовательской деятельности учащихся. Стандарты второго поколения декларируют компетентостный и системно-деятельностный подходы, которые, безусловно, должны обеспечивать активную учебно-познавательную деятельность обучающихся и формирование их готовности к саморазвитию и непрерывному образованию.
Итогом деятельности школы должен стать выпускник креативно мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность образования и науки, владеющий основами научных методов познания окружающего мира, способный осуществлять учебно-исследовательскую деятельность.
При изучении курса физики идет комплексное формирование и развитие компетентностей школьников. Одной из них является исследовательская компетентность. По окончанию курса физики учащиеся должны:
владеть основными методами научного познания;
уметь исследовать и анализировать разнообразные физические явления и свойства объектов;
владеть умениями выдвигать гипотезы, проверять их экспериментальными средствами, формулируя цель исследования;
владеть методами самостоятельного планирования и проведения физических экспериментов, описания и анализа полученной измерительной информации, определения достоверности полученного результата [1].
Исходя из этого, одной из задач учителя является формирование учебно-исследовательской компетентности учащихся. В её структуре определяются следующие взаимосвязанные компоненты: мотивационный, когнитивный, процессуальный, рефлексивный. Рассмотрим примеры, как можно формировать данные компоненты на учебных занятиях в 5, 7 и 8 классах с использованием пропедевтического курса физики «Познание мира» автора Н. Ю. Румянцевой и УМК «Архимед» автора О. Ф. Кабардина.
Мотивационный компонент учебно-исследовательской компетентности учащихся отражает потребности школьников заниматься учебно-исследовательской деятельностью. Для формирования потребности в овладении информацией учитель предлагает найти ответы на интересные вопросы. Например: почему все приборы остаются на месте, когда в цирке фокусник стаскивает скатерть со стола, при каком условии в приключенческом фильме герой сможет посадить самолет на крышу вагона движущегося относительно земли поезда, каким свойством капель воды пользуются собаки, отряхаясь после купания, каков рост того, кто "от горшка два вершка", а может ли он быть "семи пядей во лбу", как вы думаете, почему в Англии температура 98° у мальчика не вызывает тревоги у его мамы? [2, 3]
Потребность в общении со сверстниками, педагогами, родителями, в достижении успеха формируется при подготовке к урокам, на которых ученики защищают свои творческие задания. Учитель предлагает составить сообщение, используя ресурсы Интернета, библиотек и материалы учебника, текстового редактора, например, по темам: «Физические приборы в моей квартире», «История часов», «Как измерили радиус Земли», «Атомный эталон времени», «Расширение тел при нагревании в быту и технике», «Источники тока», «Открытие электрических явлений». В конце урока - представление творческих заданий проводится обсуждение. В заключении учитель даёт общие рекомендации по оформлению работ и подготовке выступлений.
Содержание когнитивного компонента исследовательской компетентности представляет собой систему знаний, необходимых для выполнения самостоятельного учебного исследования: знания об исследуемом объекте, о возможных способах поиска, обработки и использования информации, знания учащихся о научном познании, его функциях и способах осуществления учебного исследования.
Перед учащимися 5-7 классов еще рано ставить вопрос о серьезной проектной деятельности. Но в этом возрасте их можно научить правильно проводить наблюдения и опыты. В курсе физики «Познание мира» автора Н. Ю. Румянцевой третий урок посвящен источникам физических знаний – наблюдениям и опытам. Преподаватель знакомит школьников с тем, как происходит познание мира. Объясняет, что одним из важнейших методов исследования в научном познании является наблюдение, разбирает классификацию наблюдений по объектам и по месту наблюдения. Придерживаясь плана, проводит с учащимися простейшие наблюдения в классе или на школьной территории. Школьники разбиваются на группы, формулируют цель, выбирают объект и место наблюдения таким образом, чтобы удобно было его проводить. Затем группы выбирают свой способ кодирования информации. Это может быть словесное описание (устный рассказ), знаковая запись (зарисовка, с помощью чисел или графиков, словесная запись). Группа проводит наблюдение, делает вывод и отчитывается. В конце урока учитель объясняет, что знания можно добывать не только из наблюдений, но и из опытов, рассказывает сходство и отличие между наблюдениями и опытами. [2]
Осуществление самостоятельного учебного исследования предполагает также владение учеником системой исследовательских умений, составляющих содержание процессуального компонента исследовательской компетентности. Для формирования этих умений учитель предлагает нестандартные задания. Примером таких заданий является создание физических приборов и проведение домашних лабораторных работ. Например:
предложить способ определения плотности тела человека и найти приблизительное значение плотности своего тела; пронаблюдать в течение недели за атмосферным давлением, составить таблицу показаний барометра-анероида и построить график изменения атмосферного давления, объяснить, как атмосферное давление влияет на человека (7 класс);
изготовить и испытать источник тока из фруктов или овощей (8 класс);
изготовить самодельный музыкальный инструмент; сконструировать прибор для наблюдения за расширением газа при нагревании и сжатием при охлаждении, сконструировать песочные часы (5 класс). [2, 3, 4]
При проведении каждого экспериментального задания учащиеся могут использовать рекомендации учителя или инструкции из учебника и рабочей тетради.
Таким образом, пропедевтический курс физики «Познание мира» автора Н. Ю. Румянцевой и УМК «Архимед» автора О. Ф. Кабардина являются одним из методических условий для формирования исследовательской компетенций учащихся.
Литература
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года [Текст] // Распоряжение правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. №1756–р.
Румянцева Н. Ю. Рабочие тетради с печатной основой № 1 «Азбука физики», № 2 «Физические величины и их измерение», № 3 «Путешествие в мир движения» / Н. Ю. Румянцева. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2010 – 40 с.
Кабардин О. Ф. Физика. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / О. Ф. Кабардин. – М.: Просвещение, 2009. – 176 с.
Кабардин О. Ф. Физика. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / О. Ф. Кабардин. – М.: Просвещение, 2010. – 176 с.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории физика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ