Формирование познавательной компетентности учащихся на уроках физики
Казахстанско-Российская школа-гимназия № 54 им. И.В. Панфилова
Формирование познавательной компетентности учащихся на уроках физики
Учитель физики, зав. МО «Естественно-научных дисциплин»:
Журавлева Юлия Вячеславовна
Алматы 2014 год
Формирование познавательной компетентности учащихся на уроках физики
В условиях быстро развивающегося научно-технического прогресса, перед школой стоит задача вооружить своих выпускников системой прочных знаний и умениями самостоятельно пополнять их и развивать свои познавательные способности.
Важнейший фактор успешного формирования прочных знаний по физике – развитие учебно-познавательного интереса учащихся на уроках, которое достигается интеллектуальной и эмоциональной подготовкой школьников к восприятию нового учебного материала. Последнее предполагает широкое применение системы средств обучения в условиях комплектно оборудованного кабинета физики, позволяющего учителю с наименьшей затратой времени и усилий использовать любые средства обучения в комплексе, в системе.
Познавательная компетентность определяется как «уровень индивидуальной познавательной деятельности, который соответствует существующей в культуре социума системе принципов, ценностей, методов познания». То есть, перед учеником стоит задача не просто изучить основы наук, а расширить, усложнить индивидуальные познавательные ресурсы в процессе овладения предметом. Так как эффективен не тот, кто просто знает, а тот, у кого сформированы механизмы приобретения, организации и применения знания, например, такие, как умения, обеспечивающие нахождение, переработку и использование информации для решения задач, умение определять и решать проблемы и др.
Задача формирования положительных мотивов учения является также одной из самых главных воспитательных целей обучения физике, так как высокий уровень мотивации учебной деятельности на уроке и интереса к учебному предмету создает основу для эффективности современного урока.
Активизация познавательной деятельности учащихся должна начинаться с использования различных средств, обеспечивающих глубокое и полное усвоение учащимися материала, излагаемого учителем.
Каждый учитель стремится обеспечить глубокое понимание материала учащимися, избегая механического запоминания изучаемого. И это понимание зависит от нескольких факторов:
- организация восприятия нового материала учащимися;
- использование доказательных приемов объяснения;
- учет методологических требований и психологических закономерностей;
- обучение работе с учебником.
При правильно построенном объяснении материала учитель не только дает учащимся знания, но и организует их познавательную деятельность.
Большое значение, например, имеет то, как учитель вводит тему урока. Тема урока не должна просто сообщаться учащимся, надо убеждаться в их логической необходимости изучения каждого следующего вопроса программы. А для этого нужно раскрывать логику развертывания темы, взаимосвязь ее отдельных вопросов и естественно подводить учащихся к необходимости изучения материала урока.
Кроме того, учитель должен попытаться вызвать у учащихся интерес к теме: привести интересные факты, связанные с историей установления закона; показать опыты, на которые учащиеся могут найти ответ в ходе объяснения и т.д. Важно лишь при этом не затратить много времени и не отвлечь внимания учащихся от предстоящего объяснения. Перед объяснением учитель должен не только назвать и записать тему урока, привлечь к ней внимание учащихся, но и указать им те познавательные задачи, которые на данном уроке будут решаться.
Сформулированные познавательные задачи урока являются целью предстоящей деятельности, учащихся, они должны ясно представлять, как эта задача будет решаться: будет ли ответ найден из наблюдений и анализа опыта или выведен теоретически на основе ранее изученных законов и закономерностей.
В конце объяснения целесообразно делать вывод и подчеркивать, какой вопрос был поставлен в начале объяснения, какой ответ на него получен и каким образом.
К методам устного монологического изложения материала учителем относятся рассказ и объяснение. Характер физики как науки, отраженный в познавательных задачах школьного курса, требует, чтобы основным методом монологического изложения материала было объяснение, т.е. строго логически обоснованное раскрытие изучаемых вопросов. Доказательное изложение познавательных задач на уроках физики обеспечивает более глубокое усвоение материала.
И нам, учителям физики, необходимо знать, что излагать материал урока доказательными приемами - это значит, его нужно выводить либо из опыта, либо теоретически, используя при этом умозаключения по индукции, дедукции и аналогии.
Дедукция представляет собой рассуждение только от общего к частному, а индукция – от частного к общему.
Применение индуктивных приемов объяснения в процессе обучения способствует развитию конкретно-образного мышления учащихся, учит их наблюдать явления и замечать в них нечто общее, существенное. Применение дедуктивных приемов способствует развитию у учащихся теоретического, абстрактного мышления, учит их рассуждать.
Одним из приемов объяснения материала на уроках физики является прием аналогии. При построении умозаключения по аналогии:
- анализируют изучаемый объект;
- обнаруживают его сходство с ранее изученным или хорошо известным объектом;
- переносят известные свойства ранее изученного объекта на изучаемый объект.
В процессе обучения нужно выбрать такие пути, которые были бы обращены к различному уровню развития познавательного интереса учащихся и находили опору в различных сторонах обучения: в содержании, в организации процесса деятельности (самостоятельная работа), в приемах побуждения и активизации учащихся.
Большое значение имеет глубокая и вдумчивая работа учителя по отбору содержания учебного материала, который составляет основу формирования научного кругозора учащихся, столь необходимого для появления и укрепления их познавательных интересов.
На уроках можно:
- знакомить учащихся с новыми фактами и сведениями, которые могут показать учащимся современный уровень науки и перспективы ее движения;
- раскрывать перед ними интересующие вопросы: зарождение идеи, научные поиски, результаты открытий, трудности;
- при помощи проблемного обучения ставить учащихся перед противоречиями и учить диалектическому подходу в осмыслении научных фактов и идей;
- показать необходимость научных выводов для объяснения явлений жизни, знаний, приобретенных личным опытом:
- раскрывать перед учащимися практическую силу научных знаний, возможность применения приобретенных в школе знаний в жизни человека, на производстве, в сельском хозяйстве, при решении бытовых и практических вопросов.
В организации процесса учения можно разнообразить самостоятельную работу учащихся, постоянно совершенствовать способы их познавательной деятельности, при этом:
- постоянно усложнять познавательные задачи, по каждому предмету наметить систему усложненных задач, требующих овладения новыми, более совершенными познавательными умениями;
- вводить задачи на догадку, развитие сообразительности, побуждая к различному подходу в их решении;
- ставить задачи, требующие исследовательского подхода, проверки опытным путем полученных знаний;
- практиковать задачи на применение знаний в жизни и быту;
- развивать и поддерживать в самостоятельной работе творческое начало, требующее активности наблюдения, воображения, реконструкци и опыта, самостоятельности мысли;
- дифференцировать познавательные задачи для различных групп учащихся. Составлять несколько вариантов задач различной степени сложности, предлагать их свободный выбор.
Также необходимо всячески побуждать детей к поиску новых знаний:
- оживлять уроки элементами занимательности, имея в виду решение поставленной на уроке задачи;
- использовать всестороннее воздействие средств искусства;
- побуждать учащихся задавать вопросы учителю и одноклассникам;
- развивать на уроках коллективный анализ процесса и результатов работы отдельных учащихся;
- практиковать индивидуальные задания, требующие знаний, выходящих за пределы программы;
- использовать широкий кругозор отдельных учащихся в интересующей их области, как дополнительный источник знаний для других;
- рекомендовать дополнительную литературу;
Большую роль в формировании познавательной компетенции учащихся играет и внеклассная работа по предмету: вечера вопросов и ответов, конкурсы смекалки, КВН, викторины, диспуты и т.д.
Родители так же помогают в формировании новых положительных переживаний, связанных с познанием, своим участием в деятельности ребенка, представлением ему возможностей к осуществлению познавательной и трудовой деятельности до школы, а позже – в свободное от школьных занятий время. Их роль, таким образом, в основном имеет значение для подготовки почвы, предпосылок к формированию интереса. Реже родители участвуют в организации деятельности, формирующей интерес.
Каждый учитель имеет свой опыт по активизации познавательной деятельности учащихся при обучении физике. Но нередко случается так, что описанный в литературе метод или отдельный прием не дает ожидаемых результатов. Причина в том, что: во-первых, у каждого конкретного класса свой опыт познавательной деятельности и свой уровень развития, во-вторых, меняются времена, а вместе с ними и нравы, и интересы детей. Поэтому, проблема активизации познавательной деятельности будет существовать во все времена.
Использованная литература:
1. Воробьев М.Н. «Групповая деятельность учащихся на уроках физики» // Физика в школе. - 2006 . - №7
2. Усова А.В., Завьялов В.В. «Воспитание учащихся в процессе обучения физике». – М.: Просвещение, 2009
3. Якиманская, С.И. «Личностно ориентированное обучение в современной школе» М.: Сентябрь, 2000.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории физика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ