ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ НА УРОКЕ ФИЗИКЕ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ НА УРОКЕ ФИЗИКЕ
Автор: Апросинкина Наталья Владимировна, учитель физики и информатики МОУ СОШ №3 города Георгиевска Ставропольского края
Адрес: 357821 Ставропольски й край город Георгиевск 1, а/я 12
Телефон: 89283772130 или 89614949132
Электронный адрес: aprosinkina_nata@mail.ru
Повышение качества образования и формирование у учащихся ключевых компетенций – важнейшая задача модернизации школьного образования, которая предполагает активную самостоятельную позицию учащихся в учении.
Важнейшая проблема, волнующая всех учителей, перед образованием на всех его звеньях стоит задача существенного повышения качества и эффективности урока. Снижение уровня знаний учащихся в значительной степени объясняется качеством урока: однообразием, шаблоном, формализмом и скукой. Сегодня в общеобразовательных учреждениях стали активно освещать вопрос использования исследовательской деятельности, как педагогами, так и учащимися. Человек, обладающий элементарными навыками научно – исследовательской работы, сможет применить и развить их в различных областях деятельности. Совершенно очевидно, что школа не в состоянии обеспечить ученика знаниями на всю жизнь, он она может и должна вооружить его методами познания, сформировать познавательную самостоятельность.
Ведущим направлением в преподавании физики для меня остается отбор оптимальных способов, средств и технологий обучения. Из нетрадиционных форм проведения занятий чаще всего можно применять уроки- исследования. При изучении материала использую элементы исследовательской работы, ставя перед учащимися познавательную задачу, которая выводит ученика за пределы имеющихся у него знаний. При этом в проблеме есть что — то неизвестное, требующее поиска, мыслительной деятельности, творчества. Чтобы включить познавательную деятельность учащихся и направить ее на решение возникшей проблемы исследовательского характера, в ней должно быть что — то известно, заданы отправные данные для размышления, для творческого поиска. Начиная вместе с классом заниматься исследованиями на уроках, некоторые ребята осознают необходимость продолжения исследовательской деятельности самостоятельно по интересующим их темам. Таких ребят я обучаю навыкам исследовательской деятельности во внеурочное время. Начиная от выбора конкретной темы исследования, ребята подходят к ее реализации. Затем следует обучение подготовке к выступлению на школьных и муниципальных конференциях, подготовка презентации работы, выступление и рефлексия. Темы работ самые разнообразные, иногда они связаны с изучаемым на уроках материалом (“Экологические проблемы использования автомобильного транспорта”, “Термометры. Температура”, “Измерение атмосферного давления”, “Ультразвук и инфразвук”), а иногда - с тем, что интересует ребят в данный момент (“Искусственные солнечные затмения”, “Физические основы прыжков с парашютом” , «Влияние сотовой связи на организм человека»и т.д.).
На первых уроках физики, давая представление о физических величинах, рассказывая об основных методах физики - наблюдениях и опытах, приводя примеры, раскрывающие их значение в научных исследованиях, необходимо использовать исследовательский метод обучения, этапы которого позволят учащимся проводить сравнение, осмысливать цели наблюдений, выполнять правильные приемы измерений, при этом можно использовать памятки по развитию общеучебных умений и навыков учащихся, создавать модели, например, модели кубического метра (из проволоки, на углах скрепляя ее картофелем), модели школы, вулкана... использовать систему межпредметных логико- аналитических задач, решение которых совершенствует конкретные операции и приемы мышления. В качестве домашнего задания учащиеся выполняют расчет площади своей комнаты, как один вариантов подготовки учащихся к исследовательской деятельности может быть создание учащимися домашней лаборатории, в которой, пользуясь только подручными средствами, можно выполнить не менее 5 опытов по любой теме.
Научившись пользоваться линейкой и рулеткой или сантиметром в классе, предлагаю измерить при помощи этих приборов длины следующих предметов и расстояний:
а) длину указательного пальца;
б) длину локтя, т. е. расстояние от конца локтя до конца среднего пальца;
в) длину ступни от конца пятки до конца большого пальца;
г) окружность шеи, окружность головы;
д) длину ручки или карандаша, спички, иголки, длину и ширину тетради.
Оглянувших вокруг, можно найти много вопросов, требующих исследований.
Например:
-Почему жужжит пчела?
-Что поднимает в воздух самолет?
-В чем причина полярных сияний?
-Через какое время после того, как в цепи пошел ток, лампочка начинает светиться?
Использование исследований на уроках способствует сближению образования и науки, так как в обучение внедряются практические методы исследования объектов и явлений природы – наблюдения и эксперименты, которые являются специфичной формой практики. Их педагогическая ценность в том, что они помогают учителю подвести учащихся к самостоятельному мышлению и самостоятельной практической деятельности; способствуют формированию у школьников таких качеств, как вдумчивость, терпеливость, настойчивость, выдержка, аккуратность, сообразительность; развивают исследовательский подход к изучаемым технологическим процессам.
Хочется закончить свое выступление словами
«...Для того, чтобы усовершенствовать ум,
надо больше размышлять, чем заучивать»
Р.Декарт
Если в учебном году разработаете и выполните один исследовательский проект, это замечательно. Творите, если у вас есть желание. А дети получать определенные навыки работы с проектами, и может быть кто – то, когда - то скажет вам большое спасибо за это.
Список литературы:
Активация познавательной деятельности учащихся на уроках физики при изучении нового материла. Л. А. Иванова, М.,1978.
Лазарев В.С. Рекомендации по развитию исследовательских умений учащихся. – М., 2007. – с. 3-4.
Лакоценина Т. П., Алимова Е. Е., Оганезова Л. М. Современный урок. Часть 4:
Научно-практическое пособие для учителей, методистов, ИПК. – Ростов н/Д: Изд-во «Учитель», 2007.
Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся (сборник статей). [http://www.researcher.ru]
Малафеев Р.И. Проблемное обучение физике в средне школе. Из опыта работы. Пособие для учителей.-М.:Просвещение,1980.-127с.
Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА» [http://news.kremlin.ru/news/6683]
Опыты и наблюдения в домашних заданиях по физике. С. Ф. Покровский, М., 1963
Опыты без приборов. Ф. В. Рабиза. М., Детская литература, 1988
Теория и методика обучения физике в школе. Общие вопросы под ред. С. Е. Каменецого. Издательский центр Академия, 2000
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории физика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ