КОНКУРСНАЯ ПРОГРАММА «УМНИКИ И УМНИЦЫ» для 7-11 классов
МОУ СОШ п.Октябрьский
КОНКУРСНАЯ ПРОГРАММА
«УМНИКИ И УМНИЦЫ»
в рамках недели математики и физики.
Провела: учитель физики 1 категории
Щербинина Наталья Геннадьевна.
2009 – 2010 уч. год.
Конкурсная программа по физике "Умники и умницы"
Провела: Щербинина Н.Г. (18.02.2010г.)
Цель:
• развитие познавательного интереса учащихся;
• их активности;
• расширение кругозора;
• повторение пройденного материала.
Участники: ученики с 7–11 класс, МАГ, кот Матроскин, Шарик, почтальон Печкин
Учитель. Каждый, кто находится в этом зале, может сказать, что ему знаком школьный предмет физика. Физика наука о природе. И сегодня мы, продолжая разговор о физике, будем рассматривать, как объясняются некоторые природные явления с точки зрения физики. Я, надеюсь, что эта встреча будет интересной. На нашей встрече присутствует мой помощник МАГ.
Маг: Я, магистр физики ПОВЕЛИВАЮ: Провести встречу “Умники и умницы”.
Правила:
1. Не выкрикивай, ответ не зачтется.
2. С начала подумай, а потом отвечай.
3. Правильно ответил — получи жетон.
4. Победит тот, кто наберет большее количество жетонов.
5. Победитель получит приз.
Программа
I. Отборочный тур - поэтическо-физическая викторина.
II. Конкурс эрудитов.
III. Конкурс “Дальше, дальше, дальше...”
IV. Тур. Плоды деятельности человека.
V. Конкурс любителей загадок.
VI. Подведение итогов.
VII. Награждение.
1. Отборочный тур. Викторина
Маг: Всегда хочется чего-то необычного и красивого.
1.1. Кто автор этих строк? Как называется произведение? Что представляют, с точки зрения физики, “на стеклах легкие узоры”?
В окно увидела Татьяна
Поутру побелевший двор,
Куртины, кровли и забор,
На стеклах легкие узоры,
Деревья в зимнем серебре...
(А.С.Пушкин. “Евгений Онегин”. Кристаллики замерзшей воды, ее твердое состояние.)
1.2. М.Басё – японский поэт. “С треском лопнул кувшин..”
С треском лопнул кувшин;
Ночью вода в нем замерзла,
Я пробудился вдруг.
Какие физические явления имеют здесь место? Почему вода при замерзании разорвала кувшин? (При кристаллизации объем льда становится больше, чем объем воды.)
1.3. А.Вознесенский. “Мороз”
Помнишь время молодое?
Мы врывались на пари,
оставляя пол-ладони,
примороженной к двери.
Почему “пол-ладони” оказалось примороженной” к двери”? Объясните сточки зрения физики?
(Металл, обладая большей, чем дерево теплопроводностью, активно отводит “ тепло от руки, в следствии чего влага, имеющаяся в ее порах и на ней, быстро охлаждается до температуры кристаллизации и примерзает.)
1.4. А.Блок “Ночь на Новый год”.
Лежат холодные туманы,
горят багровые костры.
Душа морозная Светланы
В мечтах таинственной игры.
Скрипнет снег – сердца займутся –
Снова тихая луна.
За воротами смеются,
Дальше – улица темна.
Что такое “холодный туман”? Почему скрипит снег?
(Скрип снега вызван хождением по нему; при этом разрушались его ледяные кристаллики).
1.5. А.С.Пушкин
Опрятней модного паркета
Блистает речка, льдом одета.
Мальчишек радостный народ
Коньками звучно реже лед...
Из какого произведения великого Пушкина взято это четверостишье? Укажите строки, где говорится о соседстве двух состояний одного вещества. Почему коньки режут лед и почему они хорошо скользят по льду? Отчего речка, одетая льдом, “блистает”?
(Коньки скользят по льду, так как температура плавления льда снижается при увеличении внешнего давления; под давлением конькобежца лед подтаивает и коньки движутся по тонкой водяной пленке, которая служит смазкой.)
1.6. Кедрин “Мороз на стеклах”
Пейзаж тропического лета
Рисует стужа на окне.
Зачем ее розы? Видно, это
Зима тоскует по весне.
Какое физическое явление нашло отражение в этом отрывке? (Кристаллизация.)
1.7. Недогонов “Холм”
Мороз, туман речной сгущая,
гудит в просторе ледяном,
Криницы в стекла превращая,
Над Доном ходит ходуном.
И, вдосталь вымученный за ночь,
на белом поле под луной,
Как спящий витязь, Дон Иваныч
Лежит в кольчуге ледяной.
Почему в мороз над еще не замерзшим Доном был виден густой туман?
(Температура воды в реке выше, чем температура окружающего воздуха. Поднимающийся с поверхности водяной пар в воздухе охлаждается конденсируется в капельки влаги – образуется туман.)
18. А.Фет “Метель”
Все молчит, – лучина с треском
Лишь горит багровым блеском,
Да по кровле ветер шумит.
Почему лучина “горит с треском”?
(При горении лучины из ее древесины интенсивно испаряется влага; пар, увеличиваясь в объеме, с треском разрывает древесные волокна.)
Ведущий 2. Сегодня будет много сюрпризов. У нас в гостях герои из Простоквашино.
(Раздается стук в дверь)
Матроскин и Шарик: Кто там?
(Входит Печкин)
Печкин: Это я, почтальон Печкин. Вам тут посылка пришла от вашего мальчика. Только я вам ее не дам. У вас документов нету.
Шарик: Дядя Печкин, пожалуйста, отдайте нам посылку. Она нам очень нужна.
(Печкин мотает головой)
Матроскин: Лучше отдайте, а то мы на вас жаловаться будем!
Печкин: Ну и жалуйтесь! А посылку я вам все равно не отдам. Вот вам тут еще и телеграмма пришла. Читайте. (Отдает телеграмму Шарику)
Шарик (читает): Шарик и Матроскин!
Матроскин (отбирает телеграмму): Дай, это про меня. (Читает) Я приеду на Новый год. А пока хорошо примите моих друзей. Дядя Федор.
Шарик: Ура! У нас гости.
Матроскин: Какие такие гости?! А что они здесь делать будут?
Печкин: Вот вы все ругаетесь, а гостей за порогом держите. Непорядок!
Матроскин и Шарик: Где же они?
Печкин: Вот, знакомьтесь.
На сцену выходят эрудиты.
2.Конкурс эрудитов.
Маг: Дорогие друзья! Продолжаем нашу игру. Эрудиты, вам слово! Эрудит в переводе с латинского это человек, который имеет глубокие, всесторонние познания. Можно сказать это специалист широкого профиля. Памятуя ироничный парадокс великого английского писателя Бернарда Шоу: “Специалист – это человек. Который знает все больше и больше о все меньшем и меньшем, и в итоге он знает все ни о чем.”.
1. Какой из этих химических элементов при нормальных условиях светится в темноте?
а) магний; б) кремний; в) фосфор; г) сера.
2. Орбита какой из этих планет находится по соседству с земной?
а) Венеры; б) Меркурий; в) Плутона; г) Урана.
3. Какое из этих чисел является наибольшим общим делителем чисел 16 и 24?
а) 4; б) 6; в) 8; г) 12.
4. Какой прибор служит для измерения скорости?
а) термометр; б) спидометр; в) ареометр; г) вольтметр.
5. В каких единицах выражают объем?
а) метр; б) литр; в) кг; г) час.
6. Какое из приведенных слов означает вещество?
а) книга; б) линейка; в) свинец; г) мензурка.
7. Что из приведенного является физической величиной?
а) инерция; б) взаимодействие; в) молния; г) вес.
8. Кто является изобретателем радио?
а) Попов; б) Галилей; в) Ломоносов; г) Курчатов.
9. Какая из единиц массы самая большая?
а) тонна; б) грамм; в) центнер; г) кг.
10. Какой из материалов имеет наибольшую плотность при нормальных условиях?
а) водяной пар; б) вода; в) бензин; г) алюминий
11. Назовите наибольшую единицу времени.
а) век; б) год; в) минута; г) час.
12. Назовите самую большую кратную приставку.
а) кило- ; б) мега- ; в) тера- ; г) гекто-
13. Назовите единицу веса тела.
а) ньютон ; б) кг; в) тонна ; г) паскаль.
14. Какое из приведенных слов не является явлением?
а) инерция; б) диффузия; в) дождь; г) капля воды.
15. Какую часть от кПа составляет один Па?
а) миллионную; б) тысячную; в) десятую; г)сотую
16. Какую часть от квадратного м составляет квадратный см?
а) 0,1; б) 0,001; в) 0,0001; г) 0,000 001.
17. Если плотность тела больше плотности жидкости, то тело:
а) тонет; б) плавает внутри жидкости; в) всплывает; г) будет находиться на поверхности жидкости.
18. При резкой остановке автобуса человек, стоящий в нем отклонится:
а) влево; б) вперед; в) назад; г) вправо.
19. Под действием какой силы происходит свободное падение физического тела?
А) силы трения б) силы тяжести в) веса тела г) архимедовой силы
20. Сколько видов электрических зарядов существует в природе?
А) один б) два в) три г) четыре.
3 конкурс. Плоды деятельности человека.
Маг: Библейская гиена огненная, символизирующая ад, на самом деле была гигантским полигоном для сжигания городских отходов Иерусалима крупнейшего урбанизированного центра древней Иудеи, устроенным в Енномовой долине на месте дубовой рощи, посвященной языческому богу Молоху.
Желающие по одному подходят к “дереву”, на котором развешаны различные предметы. Нужно выявить проблему, связанную с этими предметами, и найти выход. На дереве висят:
1. Аэрозоль.
2. Лампочка.
3. Пакет целлофановый.
4. Модель автомобиля.
5. Пустая консервная банка.
На сцену выходят Матроскин и Шарик. Шарик показывает юмористический плакат: вороны играют в хоккей на льду реки.
Шарик: Смотри какой рисунок у меня. Смешной?
Матроскин: Не смешной, а неправильный!
Шарик: Почему?
Матроскин: Потому что вороны зимой сидят на деревьях! На льду холодно.
Шарик: Нет, на льду! Я сам видел, они на льду сидят!
Матроскин: Нет, только на деревьях!
Ведущий 2. Кто же из них прав? Можно ли зимой увидеть птиц на льду? Ворон, например? Правильный ответ – 4 балла
Ответ: В борьбе за существование птицы научились использовать в своих интересах законы физики. Например, они знают о фазовых переходах. При замерзании 1г воды в окружающую среду выделяется 70 кал теплоты. Во время сильных морозов происходит утолщение ледяного покрова, связанное с выделением теплоты, и птицы зимой на льду действительно греются!
Шарик: А знаете, о чем я мечтаю? Хорошо бы в нашем Простоквашино олимпиады проходили бы или какие другие соревнования…
Матроскин: Ты что, Шарик, хочешь спортсменом знаменитым стать? Ты это брось. У нас хозяйство. За ним смотреть надо! Вот пусть другие соревнуются!
Печкин: А я судья буду! Начинаем большую Простоквашинскую эстафету!
Ведущий . Следующий 4 конкурс “Простоквашинская эстафета” - все члены команды по очереди подходят к столу, на котором лежат билеты. В билете написан вопрос, даны 5 ответов для выбора, среди которых 1 верный. Ответ дается устно. Оценивание происходит так: если ответ дан с первой попытки – 5 баллов, со второй – 4 балла, с третьей – 3, с четвертой –2, с пятой –1балл. Билет необходимо громко прочитать.
Маг: А теперь пришла пора отгадать загадки физико-технического содержания.
V. Конкурс любителей загадок.
К дальним селам, городам
Кто идет по проводам?
Светлое величество
Это... (электричество).
Разноцветный мост
Встал на сто верст. (Радуга.)
Я увидел свой портрет, отошел –
Портрета нет. (Изображение.)
Клубится, а не дым,
Ложиться, а не снег. (Туман.)
Очень строгий контролер
Со стены глядит в упор.
Смотрит – не моргает:
Стоит только свет зажечь
Иль включить розетку в печь –
Все на ус мотает. (Счетчик.)
На стене весит тарелка,
По тарелке ходит стрелка,
Эта стрелка наперед
Нам погоду узнает. (Барометр.)
Голубой платок, красный
Колобок – по платку катается,
Людям усмехается. (Солнце.)
Зимой – греет, весной – тлеет,
Летом – умирает, осенью – летает. (Снег.)
Летит птица орел, несет в зубах огонь,
Огненные стрелы пускает,
Никто ее не поймает. (Молния.)
VI. Подведение итогов вечера.
Ведущий . Слово жюри для подведения итогов вечера.
Печкин: Вот что, Шарик и Матроскин. Хоть у вас и нет документов, я решил отдать вам посылку. Это ж я почему вредный был? Потому что у меня друзей не было. А теперь вон сколько!
Шарик и Матроскин: Ура! Спасибо! (Открывают посылку достают призы для участников)
Ведущий . Наша игра подошла к концу. Я поздравляю победителей сегодняшнего вечера
Победители награждаются отличными оценками, дипломами и призами.
Маг: Вот и закончился наш вечер. Надеюсь, дорогие друзья, вам было интересно, и вы узнали много нового. А закончить нашу встречу хочу словами великого ученого А.Энштейна.
“Этот большой мир существует независимо от нас, людей, и стоит перед нами как огромная вечная загадка, доступная, однако, по крайней мере отчасти, нашему восприятию и нашему разуму”. До новых встреч!
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории физика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ