МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ФИЗИКИ В 8-М КЛАССЕ по теме: "ОТРАЖЕНИЕ СВЕТА. ПРЕЛОМЛЕНИЕ СВЕТА"
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ФИЗИКИ В 8-М КЛАССЕ
Урок построен в технологии учебного проблемного исследования. Данная технология позволяет реализовать системно-деятельностный подход в обучении, так как учащиеся на уроке, включаясь в деятельность по открытию нового знания, овладевают способами этой деятельности. Структура урока соответствует структуре продуктивного мыслительного процесса: постановка проблемы поиск путей решения формулировка вывода проверка вывода. Основной метод в этой технологии – метод открытия или исследования. Способы организации деятельности учащихся – индивидуальная и групповая работа. Активное применение групповой формы позволяет учителю успешно решать задачу формирования коммуникативных учебных действий.
Технология учебного проблемного исследования предоставляет учителю возможности планировать достижение не только предметных результатов обучения, но и личностных, и метапредметных, что соответствует требованиям новых образовательных стандартов. Помимо цели урока, планируется цель на каждом этапе. Это позволяет сделать цель урока диагностируемой, так как цели этапа, по сути, являются задачами урока.
Методическая разработка адресована учителям физики, а также будут представлять интерес для преподавателей естественнонаучных дисциплин и для всех, кто готов внедрять эффективные образовательные технологии реализации требований ФГОС ООО.
Тема урока: Отражение света. Преломление света. 8 класс
Цели урока: обеспечить условия для достижения следующих планируемых результатов обучения:
Личностные:
развитие самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений;
развитие у учащихся умения оценивать результаты своей собственной деятельности.
Метапредметные: развитие у учащихся универсальных учебных действий:
проводить эксперимент по предложенному плану;
на основании результатов эксперимента формулировать обобщающий вывод;
соотносить полученный вывод с гипотезами и на этом основании делать вывод о верности гипотез;
работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.
Предметные:
формирование представлений учащихся о явлениях отражения и преломления света.
Оборудование и материалы:
заготовка схемы для этапа мотивации – по 2 листа в каждую группу;
оборудование для экспериментального исследования;
рабочий лист – по одному в каждую группу;
карточки с заданиями для каждой группы;
опорный конспект с пропусками для домашнего задания;
компьютерная презентация «Законы отражения и преломления»;
компьютер, проектор, ноутбуки;
листы для диагностической проверочной работы.
Ход урока
Мотивация
Цель: создание проблемной ситуации, связанной с отсутствием знаний у учащихся о поведении светового луча на границе двух сред.
Учитель
Учащиеся
Какую тему начали изучать на прошлом уроке?
Что такое оптика?
Оптика.
Оптика – раздел физики, изучающий световые явления.
Сформулируете главный закон оптики.
В окружающей нас действительности существует множество различных однородных сред, например, воздух, вода, снег и т.п. В каждой из этих сред, согласно основному закону оптики, свет распространяется прямолинейно. А что произойдет со световым лучом, когда он достигнет границы раздела двух разных однородных сред?
Обсудите в группе свои предположения и изобразите их на листах.
В однородной среде свет распространяется прямолинейно.
В течение 1-2-х минут обсуждают предположения о возможном поведении светового луча, когда он достигает границы двух сред, и изображают свои предположения на схеме (приложение 3).
Учащиеся активно включаются в работу. Варианты своих идей вывешивают на доску.
Появляется несколько вариантов различных предположений (гипотез):
Мы видим разные точки зрения. Можем провести классификацию предложенных гипотез.
Первая группа гипотез – луч возвращается в первоначальную среду, вторая группа – световой луч проходит в другую среду, изменяя своё направление.
Проверим наши предположения.
Что для этого нужно сделать?
Провести исследование.
Результат: Появилось несколько вариантов гипотез, что вызвало необходимость их проверки.
Исследование
Цель: проверка правильности гипотез.
Учитель: На уроках физики мы применяем два вида исследования: теоретическое и экспериментальное. Какое исследование вам нравится проводить больше? (Учащиеся, как правило, отвечают, что им больше нравится проводить экспериментальные исследования). Сегодня вам предоставляется возможность провести экспериментальное исследование.
В силу объемного содержания урока и ограничения временными рамками, учащимся предлагается готовый план исследования. Для трех групп, выполняющих эксперимент на явление отражения, предлагается задание №1. Для двух групп, выполняющих эксперимент на явление преломления света, предлагается задание №2. На проведение исследования отводится 15 минут.
Использование разного материала для изучения, при наличии нескольких поисковых групп, значительно расширяет информационно-поисковое поле для учащихся, позволяет посмотреть на проблему с разных сторон и «разными глазами», порождает у учащегося психологический смысл представления «своих находок» для одноклассников. Естественным образом происходит переход к следующему этапу.
Результат: три группы провели эксперимент по наблюдению за поведением луча при отражении света, две группы – при преломлении света. На основании результатов эксперимента сформулировали выводы.
Обмен информацией
Цель: представить результаты работы группы всему классу и уточнить формулировки выводов.
Группы разместили заполненные рабочие листы на доску. Во время представления группами результатов своей работы учащимся предлагалось обратить внимание на полноту и правильность формулировки выводов, на соответствие формулировки вывода цели исследования.
Выводы групп №1, 2, 3.
На границе раздела двух сред наблюдается явление отражения, при этом угол отражения равен углу падения (=).
Выводы групп №4, 5: На границе раздела двух сред наблюдается явление преломления. При этом при переходе луча из одной среды в другую изменяется направление распространения луча и соответственно угол между лучом и перпендикуляром к границе раздела двух сред.
На данном этапе учащиеся представили своё решение другим ученикам, с одной стороны, и в то же время соотносили со своим вариантом решения других групп. Мыслительная работа по соотнесению «своего» и «чужого» вызвала необходимость дальнейшего мыслительного процесса по поиску решения. Продуктивность этого процесса зависит от анализа и синтеза полученной информации на этапах связывания информации и формулирования вывода.
Результат: были внесены корректировки в формулировки выводов групп.
Связывание информации и формулирование вывода
Цель: сделать вывод о верности гипотез.
Учащимся предлагается сформулировать общий вывод о поведении светового луча на границе раздела двух сред, с чем они легко справились. Затем необходимо вернуться к гипотезам, выдвинутым учениками в начале урока, и соотнеся их с полученными выводами, сделать вывод о их верности.
Учащиеся без труда сумели выделить гипотезы, которые подтвердились, и отбросить неверные.
Результат: был сформулирован общий вывод о поведении луча на границе двух сред и сделан вывод о верности гипотез.
Применение
Цель: закрепление изученного материала.
Для уточнения представлений учащихся о явлениях отражения и преломления света учитель предлагает им посмотреть компьютерную презентацию и составить комментарии к ней, опираясь на материал учебника. Продолжительность комментария не более одной минуты. На выполнение задания отводиться три минуты. Три группы выполняли работу к слайду №2, две другие - к слайду № 3.
Результат: учащиеся закрепили изученный материал.
Диагностическая проверочная работа
Цель: контроль и самоконтроль усвоения нового материала.
С целью самоконтроля за уровнем усвоения нового материала учащимся предлагается выполнить задание со слайда «Проверь себя», провести самоконтроль.
Результат: оценили уровень усвоения учащимися учебного материала на первоначальном этапе.
Домашнее задание
1. Опорный конспект: заполнить пропуски, используя информацию из §§ учебника;
2. Экспериментальное задание.
Во время обсуждения домашнего задания обращается внимание учащихся на то, какие исследовательские и интеллектуальные умения будут тренироваться у них при выполнении задания в такой форме.
Рефлексия
Учащимся предлагается оценить собственную деятельность на уроке и обсудить перспективы дальнейшей работы по теме. В процессе беседы учащиеся вовлекаются в обсуждение вопросов: достигнута ли поставленная задача, в какой мере, как близко были к истине выдвинутые в начале урока гипотезы, что было сложно, а что не вызвало никаких затруднений, что осталось невыясненным и нуждается в уточнении.
Пустотина А.М. МБОУ «Гимназия» Новоуральский городской округ
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории физика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ