Конспект по теме: «Методика использования ЭОР нового поколения в условиях реализации ФГОС»
Тема: «Методика использования ЭОР нового поколения в условиях реализации ФГОС»
Выступление: Булгакова О.М.- учитель физики
Актуальность: Сегодняшние учащиеся растут в цифровом мире.
Современная образовательная среда должна использовать те же технологии и устройства, которые они применяют для связи и развлечений вне школы: интернет, смартфоны, планшеты и переносные компьютеры. Но важно не то, что учеников привлекает технология, а то, что репродуктивное образование недостаточно приспособлено к потребностям современной экономики.
Современный учебный процесс, требует существенного расширения арсенала средств обучения.
В рамках реализации Федеральной целевой программы развития образования и проекта «Информатизации системы образования» было разработано свыше 130 тыс различных ЭОР. К ним относятся комплекты к школьным учебникам * , мультимедийные модули по предметам, интерактивные карты, виртуальные лаборатории, энциклопедии и словари, подборка музыкальных и художественных произведений в цифровом виде.
ЭОР можно классифицировать:
По цели создания
Педагогические информационные ресурсы
Культурные информационные ресурсы
По природе основной информации
Текстовые
Изобразительные
Звуковые
Мультимедийные
По функции в учебном процессе
Предъявление учебной информации, демонстрация объектов , явлений и процессов
Информационно-справочное обеспечение занятий
Моделирование объектов, явлений, процессов
Расширение сектора самостоятельной работы за счет использования активно – деятельностных форм обучения
Тренаж навыков и умений, решение задач
Контроль и оценка знаний учащихся
Поэтому цель использования ЭОР в своей педагогической практике считаю:
ЦЕЛЬ- Обеспечение нового качества образования, повышение образовательных результатов уч-ся за счет эффективного встраивания ЭОР в образовательный процесс.
Учебная работа включает аудиторные занятия с учителем и самостоятельные домашние задания. Электронные образовательные ресурсы позволяют выполнить дома более полноценные практические занятия – виртуальные лаборатории, наблюдения за производственными процессами, лабораторные эксперименты и пр. Также учащийся сможет самостоятельно провести анализ собственных знаний, умений и навыков без участия учителя или родителя. ЭОР помогают создать проблемную ситуацию на уроке.
Я использую ЭОР как в урочной деятельности, так и дистанционно.
На мотивационно-целевом этапе урока – использую вначале урока различные объекты или иллюстрации, которые активизируют внимание уч-ся и способствуют формированию внутренней мотивации уч-ся. Например при изучении темы Законов Ньютона в 10 кл, СЛАЙД
- ЧТО ОБЩЕГО МЕЖДУ ЭТИМИ ОБЪЕКТАМИ? это дает возможность выхода на тему и цель урока. Помимо иллюстрированных гипертекстовых материалов в модуль входит интерактивная анимация "Третий закон Ньютона".
Новый материал начинаю с актуализации знаний каждого по предлагаемой проблеме, что позволяет расширить свои представления знаниями других участников.
ПРИМЕР: 1) при изучении темы «Основные положения МКТ» использую информационные модули -СЛАЙД, которые носят еще и практический характер и можно использовать их в качестве первичного закрепления, к тому же прослеживается межпредметная связь с химией.
2) При изучении «Силы Лоренца» в 11 классе использую модуль с интерактивной моделью электронно-лучевой трубки, которая демонстрирует принцип работы и устройство, позволяя самостоятельно делать выводы о происходящих в ней процессах, тем самым развивая исследовательские компетенции.
3) А при изучении нового материала темы «Статика» в 10 классе использую информационный модуль «Равновесие тел» - СЛАЙД. Помимо иллюстрированных гипертекстовых материалов в него входит игровая модель "Равновесие брусков", для практического применения. После изучения основных понятий темы можно в качестве закрепления предложить практический модуль для фронтальной работы с классом. Учащиеся учатся слышать друг друга, отстаивать свою точку зрения. СЛАЙД
Но на уроке с помощью ЭОР можно осуществлять и индивидуальную работу с уч-ся, для проверки знаний. НАПРИМЕР: в 11 классе использую модули по теме «Сила Ампера» «Сила Лоренца» СЛАЙД. прохождение теста происходит на уроке 1 учеником, с последующей самопроверкой. Разное количество заданий и различный уровень заданий, помогают осуществлять индивидуальный подход на уроке, и экономить время.
На этапе закрепления и обобщения учебного материала использую следующие практические модули:
1. модуль включает в себя лабораторную работу и задания для закрепления знаний, в результате уч-ся должны подобрать такие данные эксперимента и занести их в таблицу, чтобы выполнялось условие равновесия тел. - СЛАЙД
2. при обобщении темы «Механика» в 10 кл, использую модуль закрепления знаний об основных законах и понятиях. В его состав входит информационный слайд и практические задания: на понимание законов Ньютона, на расчет ускорения и знания размерности при измерении силы. СЛАЙД
Данный модуль дает уч-ся возможность проверить себя и использовать подсказку, менять последовательность заданий возвращаться в предыдущие задания и использовать звуковое сопровождение.
Контроль знаний по изученной теме можно осуществлять с помощью итогового тестирования - СЛАЙД, но осуществить это в рамках урока сложно технически так потребуется для прохождения теста каждому ученику компьютер. Поэтому тут на помощь приходит ДО, элементы которого, я осуществляю через сетевой ресурс Net chkola. Где мной разработана большая тема для 10 класса, в каждом разделе которой для уч-ся предложены ЭОР: для получения учебной информации по изучаемой теме, тесты, контрольные вопросы и задания, домашние лабораторные работы, задачи на построение графиков, материал для повторения. СЛАЙД (обзор заданий, использование почты- обратная связь)
При выборе ЭОР обязательно учитывать методы обучения, формы работы и что бы они соответствовали цели и задачам урока, а так же уровню подготовки класса.
Трудности, возникающие при использовании ЭОР:
1. Использование ЭОР существенно увеличивает время подготовки педагогов к учебному процессу.
2. Не всегда возможно гармонично встроить использование ЭОР в программу по предмету учебного плана.
3. Возникновение технических трудностей, не зависящих от учителя и уч-ся.
4. Не желание уч-ся использовать ЭОР при ДО.
ВЫВОД:
Применение электронных образовательных ресурсов должно оказать существенное влияние на изменение деятельности учителя, его профессионально-личностное развитие, инициировать распространение нетрадиционных моделей уроков и форм взаимодействия педагога и учащихся, основанных на сотрудничестве, а также появлению новых моделей обучения, в основе которых лежит активная самостоятельная деятельность обучающихся.
Это соответствует основным идеям ФГОС, методологической основой которого является системно – деятельностный подход, согласно которому «развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования».
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории физика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ