Занятие по теме: "МИР ТЕПЛА И ХОЛОДА" 11 класс

1001 и одна идея интересного занятия с детьми

МИР ТЕПЛА И ХОЛОДА

Рындина Юлия Николаевна, муниципальное бюджетное вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение «Открытая (сменная) общеобразовательная школа № 35», учитель физики, Белгородская область, город Старый Оскол, улица Комсомольская, дом 33/36.

Предмет – Физика

Направление – разработка урока

Возраст детей – 11 – а, 11 – б классы

Место проведения – МБВСОУ «ОСОШ № 35»




Везде исследуйте всечасно

Что есть велико и прекрасно,

Что еще не видел свет?

М.В.Ломоносов

План урока.

1.Выступление ведущих.

2.Доклады:

- «Развитие учения о теплоте».

- «Что такое температура, и как она измеряется».

- «Низкие и сверхнизкие температуры. Холод на службе человека».

- «Современные тепловые двигатели».

3.Экскурсия по портретной галерее «Эти они открыли окно в мир тепловых явлений».

4.Решение экспериментальных и расчетных задач.

5.Викторина «Умей найти, умей сделать, умей объяснить» (Ответы на качественные экспериментальные задачи).

6.Викторина «Кто быстрее сообразит?»

7.Проверка домашнего задания.

8.Подведение итогов соревнования.

Первый ведущий:

Цель нашего урока: расширить наши знания по одному из важных разделов физики, а заодно и выяснить, насколько глубоко мы понимаем законы, которым подчиняются тепловые явления.

Второй ведущий:

- Да, в природе все происходит сообразно ее законам, нет случайных событий, нет сверхъестественных открытий. Еще римский поэт Лукреций Кар, живший в I веке до н. э.,

в своей поэме «О природе вещей» писал:

«Из ничего не творится ничто по божьей воле,

И оттого только страх всех смертных объемлет, что много

Видят явлений они на земле и на небе нередко,

Какие причины никак усмотреть и понять не умеют,

И полагают, что все это божьим велением творится.

Если же будем мы знать, что ничто не способно возникнуть

Из ничего, то тогда мы гораздо яснее увидим

Наших знаний предмет: и откуда являются вещи,

И каким образом все происходит без помощи свыше»


- Объявление начала соревнования и его условия.


Содержание учебного материала

1.Организационный момент.

2.Проведение урока – соревнования.

а) Представление команды классов:

11 «А» класс – «Джоули».

Капитан: Афанасьева Наталия.

11 «Б» класс – «Дети Ньютона».

Капитан: Серпуховитина Юлия.

б) Выполнение заданий.

Задание № 1 Определите среднюю мощность пламени горящей спички.

Оборудование: весы, спички, разновес, секундомер, вода в небольшом сосуде, таблица физических величин, бумага, карандаш.


Ответ: N =74 Вт g 10 м/c²

Викторины.

I. «Умей найти, умей сделать, умей объяснить».

1.В стеклянный сосуд погружают лед (чтобы не всплыл, его нужно придавить небольшими грузами). На поверхность воды осторожно налить эфир и поджигают его, но лед от пламени не тает. Почему?

Ответ: Вода – плохой проводник тепла.

2.Пробирку с водой нагревают в пламени спиртовки. Когда вода закипает, пробирку закрывают пробкой, через которую пропущена стеклянная трубка с резиновой грушей на конце. Если грушу сжать, кипение прекращается, если отпустить – вода закипает снова. Как объяснить это явление?

Ответ: При сжимании груши повышается давление в пробирке, следовательно, t кипения воды. При отсутствии груши давление в пробирке уменьшается, t кипения тоже уменьшается.

II. «Кто быстрее сообразит».

1.Почему плодовые деревья вблизи больших озер долго не распускаются?

Ответ: Вода имеет большую удельную теплоемкость. Вследствие этого вода весною нагревается медленнее в озерах и поэтому длительное время поглощает тепло их окружающей среды. Поэтому деревья распускаются позднее.

2.Что будет эффективно в качестве горелки: кирпич m = 1кг, нагретый до 100° С или литровая бутылка, наполненная до краев водой той же температуры?

Ответ: Более эффективным будет литровая бутылка, т. к. удельная теплоемкость воды больше теплоемкости кирпича.

3.Почему: «на морском берегу, разбивающем волны, платье сыреет всегда, а, вися на солнце, оно сохнет" (Лукреций Кар)?

Ответ: Относительная влажность воздуха на морском берегу больше, чем вдали от него, вследствие этого одежда сыреет. Испарение влаги с одежды, разложенной в солнечном месте, происходит быстрее, т. е. воздух сухой.

4.Почему сады и виноградники весной страдают от заморозков больше в низменностях, чем на возвышенностях?

Ответ: Потому что при заморозках холодный воздух опускается в низменности.

5. Будет ли гореть спичка, зажженная внутри искусственного спутника земли, выведенного на орбиту?

Ответ: Нет, т. к. в невесомости нет конвекции воздуха, а значит, и притока кислорода

зажженной спички.

6.Почему 35° С, зной, в Молдавии переносится легче, чем 24° С, жара, в Ленинграде?

Ответ: В Ленинграде относительная влажность больше, чем в Молдавии, поэтому испарение влаги с поверхности человеческого организма происходит медленно, вследствие этого организм перегревается.

7.Изменится ли U таяния льда, внесенного в теплую комнату, если накрыть его шубой?

Ответ: Таяние замедлится, т. к. шуба обладает плохой теплопроводностью, и вследствие этого приток тепла ко льду уменьшится.

III. Проверка домашнего задания.

1.Как называется крупнейшая электростанция Молдовы? Какова ее проектная

мощность? Когда закончено ее строительство?

Ответ: МГРЭС; 1.200.000кВт; 1967 год.

2.Кто и в каком году написал: «Настанет, вероятно, со временем такая эпоха, что угля из земли вынимать не будут, а там, в земле, его сумеют превратить в горючие газы, их по трубам будут распределять на далекие расстояния?» Применяется ли данный метод в настоящее время? Если да, то где?

Ответ: Д.И.Менделеев, 1888 год, Шатская ЭС (Тульская область), работающая на газе, полученном при подземной газификации угля, построена в нашей стране в 1957 году, а у нас, в городе Старом Осколе, газификация – частный сектор, пригородные деревни и села, микрорайоны и т. д.

3.Почему в нашей стране прекращен выпуск паровозов? Каково КПД современных тепловозов?

Ответ: До 28%, сверхскоростные поезда еще выше.

4. Где построен самый крупный в Европе или Азии промышленный холодильник для хранения рыбы и на сколько тонн он рассчитан?

Ответ: В РФ (СССР) в порту Находка. Холодильник рассчитан на 17 тыс. тонн рыбы.

5. Кто автор этих строк?

«Везде исследуйте всечасно

Что есть велико и прекрасно,

Что еще не видел свет?»

Ответ: М.В.Ломоносов.


Жюри подводит итоги, объявляет результат (какой класс победил в соревновании). Награждение (отмечают особо отличившихся учащихся). Всем участникам выносится благодарность за активную работу на уроке.

Урок окончен.



ЛИТЕРАТУРА

1.Евгений Лебедев, Ломоносов /Жизнь замечательных людей. Серия биографий/, Москва «Молодая гвардия», 1990г.

2.А.А.Марюлис, Н.Е.Парфентьева, Л.А.Иванова, Практикум по физическому эксперименту, страница 145-153, Москва «Просвещение», 1977г.

3.В.Г.Разумовский, Р.Ф.Кривошапова, Контроль знаний учащихся по физике, страница 49-54, Москва «Просвещение», 1982г.

4.В.А.Буров, Б,С.Зворыкин, А.А.Покровский, И.М.Румянцев, Фронтальные лабораторные занятия по физике в средней школе, страница 86-103, Москва «Просвещение», 1970г.

5.Э.М.Браверман, Вечера по физике в средней школе (пособие для учителя), страница 189-199, Москва «Просвещение», 1969г.


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории физика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ