Занятие по теме: "МИР ТЕПЛА И ХОЛОДА" 11 класс
1001 и одна идея интересного занятия с детьми
МИР ТЕПЛА И ХОЛОДА
Рындина Юлия Николаевна, муниципальное бюджетное вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение «Открытая (сменная) общеобразовательная школа № 35», учитель физики, Белгородская область, город Старый Оскол, улица Комсомольская, дом 33/36.
Предмет – Физика
Направление – разработка урока
Возраст детей – 11 – а, 11 – б классы
Место проведения – МБВСОУ «ОСОШ № 35»
Везде исследуйте всечасно
Что есть велико и прекрасно,
Что еще не видел свет?
М.В.Ломоносов
План урока.
1.Выступление ведущих.
2.Доклады:
- «Развитие учения о теплоте».
- «Что такое температура, и как она измеряется».
- «Низкие и сверхнизкие температуры. Холод на службе человека».
- «Современные тепловые двигатели».
3.Экскурсия по портретной галерее «Эти они открыли окно в мир тепловых явлений».
4.Решение экспериментальных и расчетных задач.
5.Викторина «Умей найти, умей сделать, умей объяснить» (Ответы на качественные экспериментальные задачи).
6.Викторина «Кто быстрее сообразит?»
7.Проверка домашнего задания.
8.Подведение итогов соревнования.
Первый ведущий:
Цель нашего урока: расширить наши знания по одному из важных разделов физики, а заодно и выяснить, насколько глубоко мы понимаем законы, которым подчиняются тепловые явления.
Второй ведущий:
- Да, в природе все происходит сообразно ее законам, нет случайных событий, нет сверхъестественных открытий. Еще римский поэт Лукреций Кар, живший в I веке до н. э.,
в своей поэме «О природе вещей» писал:
«Из ничего не творится ничто по божьей воле,
И оттого только страх всех смертных объемлет, что много
Видят явлений они на земле и на небе нередко,
Какие причины никак усмотреть и понять не умеют,
И полагают, что все это божьим велением творится.
Если же будем мы знать, что ничто не способно возникнуть
Из ничего, то тогда мы гораздо яснее увидим
Наших знаний предмет: и откуда являются вещи,
И каким образом все происходит без помощи свыше»
- Объявление начала соревнования и его условия.
Содержание учебного материала
1.Организационный момент.
2.Проведение урока – соревнования.
а) Представление команды классов:
11 «А» класс – «Джоули».
Капитан: Афанасьева Наталия.
11 «Б» класс – «Дети Ньютона».
Капитан: Серпуховитина Юлия.
б) Выполнение заданий.
Задание № 1 Определите среднюю мощность пламени горящей спички.
Оборудование: весы, спички, разновес, секундомер, вода в небольшом сосуде, таблица физических величин, бумага, карандаш.
Ответ: N =74 Вт g 10 м/c²
Викторины.
I. «Умей найти, умей сделать, умей объяснить».
1.В стеклянный сосуд погружают лед (чтобы не всплыл, его нужно придавить небольшими грузами). На поверхность воды осторожно налить эфир и поджигают его, но лед от пламени не тает. Почему?
Ответ: Вода – плохой проводник тепла.
2.Пробирку с водой нагревают в пламени спиртовки. Когда вода закипает, пробирку закрывают пробкой, через которую пропущена стеклянная трубка с резиновой грушей на конце. Если грушу сжать, кипение прекращается, если отпустить – вода закипает снова. Как объяснить это явление?
Ответ: При сжимании груши повышается давление в пробирке, следовательно, t кипения воды. При отсутствии груши давление в пробирке уменьшается, t кипения тоже уменьшается.
II. «Кто быстрее сообразит».
1.Почему плодовые деревья вблизи больших озер долго не распускаются?
Ответ: Вода имеет большую удельную теплоемкость. Вследствие этого вода весною нагревается медленнее в озерах и поэтому длительное время поглощает тепло их окружающей среды. Поэтому деревья распускаются позднее.
2.Что будет эффективно в качестве горелки: кирпич m = 1кг, нагретый до 100° С или литровая бутылка, наполненная до краев водой той же температуры?
Ответ: Более эффективным будет литровая бутылка, т. к. удельная теплоемкость воды больше теплоемкости кирпича.
3.Почему: «на морском берегу, разбивающем волны, платье сыреет всегда, а, вися на солнце, оно сохнет" (Лукреций Кар)?
Ответ: Относительная влажность воздуха на морском берегу больше, чем вдали от него, вследствие этого одежда сыреет. Испарение влаги с одежды, разложенной в солнечном месте, происходит быстрее, т. е. воздух сухой.
4.Почему сады и виноградники весной страдают от заморозков больше в низменностях, чем на возвышенностях?
Ответ: Потому что при заморозках холодный воздух опускается в низменности.
5. Будет ли гореть спичка, зажженная внутри искусственного спутника земли, выведенного на орбиту?
Ответ: Нет, т. к. в невесомости нет конвекции воздуха, а значит, и притока кислорода
зажженной спички.
6.Почему 35° С, зной, в Молдавии переносится легче, чем 24° С, жара, в Ленинграде?
Ответ: В Ленинграде относительная влажность больше, чем в Молдавии, поэтому испарение влаги с поверхности человеческого организма происходит медленно, вследствие этого организм перегревается.
7.Изменится ли U таяния льда, внесенного в теплую комнату, если накрыть его шубой?
Ответ: Таяние замедлится, т. к. шуба обладает плохой теплопроводностью, и вследствие этого приток тепла ко льду уменьшится.
III. Проверка домашнего задания.
1.Как называется крупнейшая электростанция Молдовы? Какова ее проектная
мощность? Когда закончено ее строительство?
Ответ: МГРЭС; 1.200.000кВт; 1967 год.
2.Кто и в каком году написал: «Настанет, вероятно, со временем такая эпоха, что угля из земли вынимать не будут, а там, в земле, его сумеют превратить в горючие газы, их по трубам будут распределять на далекие расстояния?» Применяется ли данный метод в настоящее время? Если да, то где?
Ответ: Д.И.Менделеев, 1888 год, Шатская ЭС (Тульская область), работающая на газе, полученном при подземной газификации угля, построена в нашей стране в 1957 году, а у нас, в городе Старом Осколе, газификация – частный сектор, пригородные деревни и села, микрорайоны и т. д.
3.Почему в нашей стране прекращен выпуск паровозов? Каково КПД современных тепловозов?
Ответ: До 28%, сверхскоростные поезда еще выше.
4. Где построен самый крупный в Европе или Азии промышленный холодильник для хранения рыбы и на сколько тонн он рассчитан?
Ответ: В РФ (СССР) в порту Находка. Холодильник рассчитан на 17 тыс. тонн рыбы.
5. Кто автор этих строк?
«Везде исследуйте всечасно
Что есть велико и прекрасно,
Что еще не видел свет?»
Ответ: М.В.Ломоносов.
Жюри подводит итоги, объявляет результат (какой класс победил в соревновании). Награждение (отмечают особо отличившихся учащихся). Всем участникам выносится благодарность за активную работу на уроке.
Урок окончен.
ЛИТЕРАТУРА
1.Евгений Лебедев, Ломоносов /Жизнь замечательных людей. Серия биографий/, Москва «Молодая гвардия», 1990г.
2.А.А.Марюлис, Н.Е.Парфентьева, Л.А.Иванова, Практикум по физическому эксперименту, страница 145-153, Москва «Просвещение», 1977г.
3.В.Г.Разумовский, Р.Ф.Кривошапова, Контроль знаний учащихся по физике, страница 49-54, Москва «Просвещение», 1982г.
4.В.А.Буров, Б,С.Зворыкин, А.А.Покровский, И.М.Румянцев, Фронтальные лабораторные занятия по физике в средней школе, страница 86-103, Москва «Просвещение», 1970г.
5.Э.М.Браверман, Вечера по физике в средней школе (пособие для учителя), страница 189-199, Москва «Просвещение», 1969г.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории физика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ