Конспект урока для 7 класса "Действие жидкости на погруженное в нее тело"
Действие жидкости на погруженное в нее тело. (Физика 7 класс)
Цель:
Создать условия для осознанного усвоения сущности выталкивающей силы как физической величины
Задачи:
Формирование знаний о выталкивающей силе, умений применять полученные знания для решения качественных задач
Развитие исследовательских умений: ставить цели, наблюдать, анализировать, делать выводы
Формирование коммуникативных умений: взаимодействовать в паре, группе, высказывать свою точку зрения
Развитие рефлексивных умений: осуществлять самооценку, соотносить уровень своих знаний с требованиями программы.
обучение навыкам самостоятельного получения новых знаний;
формирование сознательной деятельности обучающихся при изучении нового материала;
формирование умения наблюдать, анализировать, делать выводы;
формирование навыков сотрудничества в процессе совместного познания.
Задачи урока:
Обучающие:
установить механизм возникновения выталкивающей силы
установить, от чего зависит выталкивающая сила
вывести формулу для расчета выталкивающая сила.
Развивающие:
совершенствовать навыки самостоятельной работы
формировать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
продолжить развитие умения работать с физизическими приборами
Воспитывающие:
способствовать развитию познавательного интереса к предмету, расширению кругозора обучающихся
развитие навыков коллективной работы, культуры общения
Планируемые результаты:
Личностные:
Проявление:
- Эмоционально - ценностного отношения к учебной проблеме;
- Творческого отношения к процессу обучения.
-формирование интереса к познанию окружающего мира;
- установление значения результатов своей деятельности для удовлетворения жизненных потребностей;
Метапредметные:
Познавательные
Регулятивные
Коммуникативные
Предметные
Умение:
- Вести наблюдение
- Анализировать, делать выводы
- выделение и формулировка учебной цели;
- структурирование знаний,
- произвольное и осознанное построение высказывания в устной форме;
Умение:
- Планировать действия в соответствии с целью;
- Выполнять учебное действие в соответствии с планом.
-Оформлять результаты работы
- постановка учебной задачи и планирование собственной деятельности в соответствии с тем, что известно и неизвестно;
- осознание качества и уровня усвоения;
- прогнозирование результата;
- осуществление самоконтроля и взаимоконтроля.
Умение:
- Формулировать высказывание;
- Согласовывать позиции и находить общее решение;
- Адекватно использовать речевые средства для представления результата.
- умение вести диалог;
- ориентирование на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- приходить к общему решению при работе в группе;
- умение точно и полно высказывать своё мнение и свои мысли, учитывая мнение собеседника.
- инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации
Умение:
- измерять выталкивающую силу, используя динамометр;
- различать в каких случаях эта сила больше(меньше)
- выяснить от чего зависит сила.
Тип урока комбинированный урок.
По дидактической цели: изучение нового материала
По методу обучения: проблемный
Организация образовательного пространства:
Ресурсы
- лабораторное оборудование: динамометр, стакан с пресной и соленой водой, грузы массой по 100г разного объема, весы;
- выход в ресурсы сети Интернет на сайт «Единая коллекция ЦОР» http:// school-collection.edu.ru;
- мультимедийный проектор (интерактивная доска)
Формы работы
- фронтальная
- работа в паре
- работа в группе
Методы обучения: частично-поисковый метод - эвристическая беседа (состоит из серии взаимосвязанных вопросов, каждый из которых является шагом на пути к решению проблемы), выполнение обучающимися отдельных шагов поиска; практические (работа с физическим оборудованием)
Формы организации познавательной деятельности: работа в статистической паре; групповая форма, индивидуальная форма работы.
Средства обучения: учебник Пёрышкин А.В. «Физика-7»; мультимедийная презентация; карточки с физическим лото; карточки с тестовым заданием; чаша с водой, теннисный мяч; набор лабораторного оборудования для работы в группах (динамометры, сосуды с водой, раствором соли, тела разной массы и одинакового объёма, тела различного объёма и одинаковой массы, пластилин).
Технология изучения темы
Этапы урока
Время
Цель
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Планируемые результаты
1.Самоопределение к деятельности
5 мин
- актуализировать имеющиеся знания, связанные с выталкивающим действием жидкости
- мотивировать обучающихся к изучению темы
Здравствуйте ребята! Сегодня мы продолжаем с вами знакомиться с удивительной наукой физикой.
Читает:
Наша Таня громко плачет
Уронила в речку мячик.
Тише, Танечка, не плачь
Не утонет в речке мяч.
Задает вопрос: Почему мяч не утонет?
Проблема №1 ? Как ее решить?
Предлагает обсудить ее в парах
Предложите.
Фиксирует в виде символов на доске.
.
( слайд 1 )
Какое главное условие опыта, эксперимента?
Напоминает о соблюдении ТБ при работе с оборудованием.
( Проделывает опыт у доски)
Анализируют. Исключают неверные ответы, оставляют верный( верные)
Предлагает сформулировать тему урока.
Вместе выясняют какая более точная.
(слайд 2) и записывает на доске.
Задание 2: Ответьте на вопросы: какой прибор имеется у вас на парте ?
Что им измеряют?
Что нужно знать про любую силу?
Давайте вспомним все о силе тяжести
Пример (слайд 3)
Предлагает поставить цели урока?
Фиксирует в виде схемы на доске.
Предлагает пронумеровать цели по степени их важности.
Слушают.
.
Обсуждают.
Предлагают варианты решения в том числе -
Экспериментом.
Опустить мяч в воду и пронаблюдать.
Отвечают: техника безопасности.
Наблюдают. .
Предлагают. Отвечают и формулируют тему урока
Динамометр.
Силу.
Вспоминают план -характеристику силы.
Отвечают.
Проговаривают цели, формулируют аспекты изучения силы.
Предлагают нумерацию.
Личностные: проявление интереса к теме;
Предметные: умение описывать наблюдение;
Коммуникативные:
Формулировать высказывание;
- Согласовывать позиции и находить общее решение;
- Адекватно использовать речевые средства для представления результата.
- умение вести диалог;
Регулятивные:
Выполнять учебное действие в соответствии с планом.
-Оформлять результаты работы
- постановка учебной задачи и планирование собственной деятельности в соответствии с тем, что известно и неизвестно;
2.Учебно - познавательная деятельность (изучение нового содержания)
20 мин
Научить:
- проводить исследования
- формулировать определение выталкивающей силы
У каждого из вас на столе лежит карта урока. В ходе урока нам предстоит ее заполнить, узнавая все больше о новой силе. Подпишите ее. Запишите тему урока. Ознакомтесь. Все ли мы указали в цели урока?
Работаем по плану.
Как же называется сила?
Как ее обозначим?
Заполните по возможности колонки таблицы.
Предлагает попробовать сформулировать определение выталкивающей силе и проговорить его друг другу.
Просит прокомментировать:
Совпали ли ваши определения?
Как проверить верно ли оно?
Сравните с моим определением
(слайд 4)
Куда она направлена?
Как проверить?
Это один из вариантов. Значит есть и другой.
Предлагает посовещаться и предложить другой вариант.
Напоминает оТБ.
Просит провести опы и проанализировать результат.
Просит отдельные пары прокомментировать вывод. Сравнивают выводы у других пар.
Куда двигалась стрелка прибора при погружении тела в воду?
Что это доказывает?
Можно ли сказать ,что эта сила направлена против силы тяжести?
Тогда в жизни она должна помогать силе тяжести или противодействовать?
Как проверить?
Соглашается с детьми.
Физкультминутка!
Чему равна выталкивающая сила?
По какой формуле рассчитать выталкивающую силу?
Где взять формулу?
Запишите результаты опыта в кару.
Озвучивает для всех: Определите вес тела в воздухе, потом в воде. Ответьте на вопросы:
Что произошло с весом тела в воде?
Почему так происходит?
Делает рисунок на доске, на нем изображает силы, действующие на тело в воде.
Вы еще раз доказали, что сила направлена вверх. Молодцы.
Записывает формулу на доске.
Запишите формулу в карту урока. Назовем ее формула-1.
Это наталкивает нас на мысль о том, что ……
Значит цели урока надо подкорректировать.
Фиксирует на доске Ф-2?
Какой вывод на данном этапе урока можно сделать?
Вспомните формулу для расчета давления жидкостей.
Записывает на доске.
От чего зависит давление?
Эти величины присутствуют в формуле?
Проблема?: как вы думаете: от чего зависит выталкивающая сила?
Учитель записывает все гипотезы на доске в виде таблицы..
Предлагает По количеству гипотез класс разделить на группы.
Если какой-то гипотезы не было выдвинуто, учитель предлагает свою.
Задание 4: Используя соответствующее оборудование -проведите исследование для доказательства вашей гипотезы.
Заполните карту группы. Консультирует учащихся.
Учитель обобщает выводы,
Фиксирует на доске в виде таблицы
Предлагает в учебнике стр.115 найти формулу-2.
Что в ней вам незнакомо?
На доске Расписывает Вес тела, массу, получают формулу-2
Предлагает сопоставить величины, входящие в формулу с результатами работы групп.
Вопрос учителя: Какова причина возникновения выталкивающей силы?
Предлагает найти подсказку в учебнике на стр
. 115 рис 136.
( слайд 5 )
Подсказка в ( фрагмент Дрофа-7 кл)
Предлагает посмотреть на слай№ 6.
Что он демонстрирует?
Сделайте вывод .
Приведите примеры.
Подписывают.
Знакомятся.
Добавляют.
Выталкивающая.
Предлагают. Записывают.
Проговаривают.
Комментируют.
Предлагают посмотреть в учебнике, в интернете и т.д.
Сравнивают. Записывают.
Вверх.
Предлагают взять предмет и, опустить его в воду и посмотреть куда он будет двигаться.
Обговаривают.
Предлагают: опытным путем.
Проводят.
Записывают результаты измерений. Делают вывод.
Вверх.
Сила направлена вверх.
Соглашаются с учителем.
Противодействует.
Опытом. Если бы
Она помогала силе тяжести- то любое тело не всплывало бы а тонуло.
Предлагают: в учебнике, вывести самим, получить на основе опыта.
Обсуждают. Предлагают:
Определить вес тела в воздухе
В воде
Найти разницу.
Выполняют.
Уменьшился
На тело действует сила, направленная вверх.
Записывают в карту .
Есть формула -2
Мы узнали , что выталкивающая сила действует на всякое погруженное в жидкость тело , численно равна разности веса тела в воздухе и жидкости, направлена вверх.
Проговаривают:
От плотности жидкости и глубины.
Выдвигают гипотезы
Разбиваются на группы.
Знакомятся. Проводят эксперимент.
Записывают.
Высказываются все команды, озвучивают выводы.
Смотрят. Записывают в карту.
Fвыт=gρжVт, т. к
Fвыт=gmж, т.к
Fвыт=Рж.
Записывают.
Рассуждают.
Обсуждают.
Отвечают:
можно говорить о выталкивающей силе не только в жидкостях, но и в газах.
Воздушный шарик.
.
Регулятивные: уметь планировать действие в соответствии с целью, выполнять в соответствии с планом, оформлять результаты работы.
- прогнозирование результата;
-
Предметные: измерять выталкивающую силу, используя динамометр; уметь давать определение силы Коммуникативные: уметь выполнять задания в паре, группе; уметь формулировать высказывание.
Познавательные:
произвольное и осознанное построение высказывания в устной форме.
3. Диагностика качества освоения темы
15 мин
Научить:
- применять полученные знания в знакомой и незнакомой ситуации
Задание 6: Качественные вопросы (слайд7-8)
Приложение 4
Каждая команда получила текст задачи. Решите ее.
Проверяют. Слайд 9-10
Выполняют группой, мотивируют свой выбор, опираясь на полученные знания.
Проверяют
Выполняют группой, отвечают, обосновывая свой ответ.
Предметные: уметь применять полученные знания
Коммуникативные: уметь формулировать высказывание
Регулятивные:
осознание качества и уровня усвоения;
- осуществление самоконтроля и взаимоконтроля
4. Рефлексивная деятельность
3 мин
Научить:
- соотносить полученный результат с поставленной целью
- оценивать результат своей деятельности
Задает вопросы:
Что нового узнали на уроке?
Для человека в жизни это важно?
На все ли вопросы мы смогли ответить?
Предлагает оценить работу каждого ученика в группе по критериям. Приложение 3
Кому-то можно дополнительно поставить оценку за урок? Предлагает прокомментировать.
Отвечают.
Оценивают.
Предлагают. Комментируют.
Личностные:
анализировать свою деятельность, оценить результаты своей деятельности
5.Д/з: п.48,
Приготовить легенду об Архимеде.
Сообщение о
соленых озерах Алтайского края. Желающим – вывод формулы-2
1 мин.
Консультирует
Слайд-11-13
Записывают
Приложение 1 Тема урока:
_________________ сила
Определение
Обозначение
Причина
возникновения
Формула
Вывод формулы 2:
Зависит от:
Направление
Вес тела в воздухе =
Вес тела в воде =
Выталкивающая сила =
Приложение 2 Задание для группы №4
Оборудование: рычжные весы,два одинаковых груза, стакан с чистой водой, стакан с раствором соли.
Цель исследования Проверить зависимость выталкивающей силы от плотности жидкости
Указания к работе:
Подвесить к весам два одинаковых тела,
Добейесь равновесия и погрузите одно тело в чистую вводу, а другое – в насыщенный раствор поваренной соли.
Пронаблюдайте нарушилось ли равновесие.
Сделайте вывод о зависимости выталкивающей силы от плотности жидкости.
Вывод
Задача Вес тела в воздухе 200Н. Определите вес этого тела в воде, если на него действует выталкивающая сила 50 Н.
Формула и расчет:
Ответ: напишите на стикере
Задание для группы №1
Оборудование: рычажные весы, 2 тела одинаковой массы, но разного объема, стаканы с водой, мензурка
Цель исследования Проверить зависимость выталкивающей силы от объема тела.
Указания к работе:
Подвесить к весам два тела равной массы, но разного объема ( два цилиндра из алюминия и латуни),
Добейтесь их равновесия, а затем погрузите оба тела в воду. Наблюдайте нарушилось ли равновесие.Сделать вывод о зависимости выталкивающей силы от объема тела.
Вывод
Задача Вес тела в воздухе 150Н. Определите вес этого тела в масле, если на него действует выталкивающая сила 30 Н.
Формула и расчет :
Ответ: напишите на стикере
Задание для группы №3
Оборудование рычажные весы, 2 тела разной массы, но одинакового объема, стаканы с водой, мензурка
Цель исследования Проверить зависимость выталкивающей силы от веса (или массы тела).
Указания к работе: Подвесить к весам два тела одного объема, но разной массы. Добиться их равновесия, а затем погрузить тела в воду.
Наблюдать нарушится ли равновесие весов. Сделать вывод о зависимости выталкивающей силы от массы тела.
Вывод
Задача Вес тела в воде 50Н. Определите вес этого тела в воздухе, если на него действует выталкивающая сила 20 Н.
Формула и расчет :
Ответ: напишите на стикере
Задание для группы №2
Оборудование рычажные весы, 2 тела одинаковой массы и одинакового объема, стакан с водой, мензурка с водой.
Цель исследования Проверить зависимость выталкивающей силы от глубины погружения тела в жжидкость.
Указания к работе:. Подвесить к весам два тела одинакового объема,
Добейтесь их равновесия, погрузите тела в воду на разную глубину.
Наблюдайте нарушилось ли равновесие. Сделать вывод о зависимости выталкивающей силы от глубины погружения в жидкость.
.Вывод
Задача Вес тела в воде 70 Н. Определите вес этого тела в воздухе, если на него действует выталкивающая сила 30 Н.
Формула и расчет:
Ответ: напишите на стикере
Задание для группы №5
Оборудование рычажные весы, 2 тела одинакового объема, но разной формы, стаканы с водой,.
Цель исследования Проверить зависимость выталкивающей силы от формы тела, погруженного в жидкость.
Указания к работе:.
Подвесить к весам два одинаковых тела, одинакового объема,но разной формы.
Добейтесь их равновесия, погрузите тела в воду на одну глубину.
Наблюдайте нарушилось ли равновесие.
Сделать вывод о зависимости выталкивающей силы от формы тела, погруженного в жидкость .
Вывод
Задача Вес тела в воде 50 Н. Определите вес этого тела в воздухе, если на него действует выталкивающая сила 10 Н.
Формула и расчет:
Ответ: напишите на стикере
Приложение 3 Лист оценки работы в группе №1
Фамилия ученика
Активность во время эксперимента
( 1-3 балла)
Умение применить знания на практике
( 1-3 балла)
1
2
3
4
5
Лист оценки работы в группе №2
Фамилия ученика
Активность во время эксперимента
( 1-3 балла)
Умение применить знания на практике
( 1-3 балла)
1
2
3
4
5
Лист оценки работы в группе №5
Фамилия ученика
Активность во время эксперимента
( 1-3 балла)
Умение применить знания на практике
( 1-3 балла)
1
2
3
4
5
Лист оценки работы в группе №3
Фамилия ученика
Активность во время эксперимента
( 1-3 балла)
Умение применить знания на практике
( 1-3 балла)
1
2
3
4
5
Лист оценки работы в группе №4
Фамилия ученика
Активность во время эксперимента
( 1-3 балла)
Умение применить знания на практике
( 1-3 балла)
1
2
3
4
5
Приложение 4
Качественные вопросы
1. Где больший вес имеют солидные караси, в родном озере или на чужой сковороде?
2. Почему в недосоленом супе ощипаная курица тонет, а в пересоленом спасается вплавь?
3. Первоклассник и десятиклассник нырнули в воду.
Кого вода выталкивает сильнее? Почему?
4. В какой воде и почему легче плавать: морской или речной?

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории физика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ