Конспект урока для 7 класса по теме «Определение массы и объема тела по плотности вещества»
Конспект урока для 7 класса
по теме «Определение массы и объема тела по плотности вещества»
Цель урока:
Повторение, обобщение и углубление изученного материала.
Формирование навыков постановки эксперимента и умения делать выводы по полученным результатам.
Развитие научного мировоззрения.
Задачи урока:
образовательные:
-углубить и закрепить знания учащихся по данной теме
-способствовать формированию умений применять полученные знания в новой ситуации;
развивающие:
внести вклад в развитие коммуникативных способностей учащихся, умения пользоваться справочной таблицей в учебнике (таблицей плотностей);
воспитательные:
-продолжить формирование культуры общения и умения работать в группах,
-воспитывать инициативу, творческое отношение к труду.
Тип урока: урок закрепления знаний.
Оборудование.
Приборы: весы с разновесами, мерный цилиндр (мензурка), сосуд с водой, тела неправильной формы.
Раздаточный материал: карточки с заданиями на два варианта.
Этапы урока:
1). Организационный момент- 1 минута.
2). Целеполагание- 3 минуты.
3). Актуализация знаний- 5 минут.
4). Применение знаний и умений- 25 минут.
5). Информация о домашнем задании- 1 минута.
6). Подведение итогов и рефлексия- 5 минут.
1 Этап. Организационный момент (1 минута).
На доске предварительно число, тема урока, эпиграф к уроку. Учитель приветствует учеников.
2 Этап. Целеполагание. Создание эмоционального настроения (3 минуты).
Демонстрируется опыт: в сосуд помещается сначала крупная фасоль, затем песок и в последнюю очередь воду. Каждый раз уточняется: полон ли сосуд? И так емкость одна, а вещества с каждым разом становится больше.
В физике разное количество молекул вещества в одном и том же объеме, носит название плотности вещества.
Во время демонстрации двое учащихся решают кроссворд на доске.
1, 2 – Источники физических знаний. (Опыт, наблюдение).
3 – Наименьшая частица вещества. (Молекула.)
4 – Линия, вдоль которой тело движется. (Траектория.)
5 – Прибор для измерения объема тела. (Мензурка.)
6 – Древнегреческий ученый, доказавший, что все вещества состоят из мельчайших частиц. (Демокрит.)
7 – Две сестры качались,
Правды добивались,
А когда добились,
То остановились. (Весы.)
8 – Тело, сохраняющее объем, но легко меняющее свою форму. (Жидкость.)
9 – Древнегреческий ученый, который ввел слово «физика». (Аристотель.)
О
П
Ы
Т
Н
А
Б
Л
Ю
Д
Е
Н
И
Я
М
О
Л
Е
К
У
Л
А
Т
Р
А
Е
К
Т
О
Р
И
Я
М
Е
Н
З
У
Р
К
А
Д
Е
М
О
К
Р
И
Т
В
Е
С
Ы
Ж
И
Д
К
О
С
Т
Ь
А
Р
И
С
Т
О
Т
Е
Л
Ь
В вертикальной колонке должно получиться слово «плотность».
- Ребята, а теперь давайте запишем тему урока, которую вы сейчас сами выяснили.
Учитель знакомит учащихся с целью и планом урока.
3. Актуализация знаний (5 минут).
Проводится проверка знаний определений физических величин, их обозначений, единиц измерения в СИ (плотности, массы, объема), формул для расчета.
Учащимся предлагается тест с выбором ответа в двух вариантах. При правильном «решении» теста из букв, обозначающих коды выбранных ответов, первый вариант получает слово «масса», второй вариант – слово «объем».
Тест.
Вариант 1.
Вариант 2.
1. Сколько граммов содержит 0,025 кг?
К - 250 г.
Л - 2500 г.
М - 25 г.
Н – 0,25 г.
1. Переведите единицу измерения в СИ 5 л = …м³ ?
Н – 0,05 м³;
О – 0,005 м³;
П – 50 м³.
2. По какой формуле вычисляют плотность?
А – m/v;
Б – v·t;
В – ρ/v.
2. Какой буквой обозначают массу тела?
А – ρ;
Б – m;
В – t;
Г – v.
3. В каких единицах СИ измеряют массу?
П – г;
Р – т;
С – кг;
Т – ц.
3. По какой формуле вычисляют массу?
Ъ – ρ·v;
Ы – m·v;
Ь – v/t;
Я – ρ/v.
4. Какой буквой обозначают объем тела?
О – m;
С – v;
П – t;
Р – ρ.
4. Сколько получим, если переведем плотность 1,8 г/см³ в кг/м³ ?
Д – 180 кг/м³;
Ё – 1 800 кг/м³;
Е – 0,0018 кг/м³.
5. Сколько получим, если переведем плотность 8 000 кг/м³ в г/см³ ?
А – 8 г/м³;
Б – 80 г/м³;
В – 800 г/м³;
Г – 0,8 г/м³.
5. От каких величин зависит плотность?
М – объема и массы;
Н – массы и длины тела;
О – объема и скорости;
П – пути и высоты.
4. Применение знаний и умений (25 минут).
И так, ребята, мы познакомились с вами с плотностью вещества и на первый взгляд в повседневной жизни не так часто употребляем это понятие. Но вокруг нас происходят различные процессы, явления тесно связанные с плотностью. Давайте познакомимся с некоторыми из них.
Один из учащихся работает с карточкой у доски.
Карточка с задачей.
Сколько килограммов мёда содержит литровая банка?
Класс вместе с учителем обсуждает решение 1 и 2 задачи .
Задача 1 «Почти даром».
Пират Билли Бонс недорого продает алмазный кубик массой 857,5 г, площадь всей поверхности кубика 294 см². Купите ли вы его?
Примечание. Плотность алмаза равна 3500 кг/м³.
Задача 2 «Чепуха на постном масле (репортаж с «дикого» рынка)».
-Хозяин, Вы мне утром продали бидон постного масла и сказали, что берете деньги за 40 л.
Я пришла домой, взвесила ваше масло, а его оказалось не 40 кг, а всего лишь 37,2 кг.
Добавьте масла или верните деньги!
Разберитесь, должен ли продавец выполнить требование покупательницы?
Напомним, что литр – единица объема, а килограмм – единица массы. Путаница возникла из-за того, что покупательница считала: литр всегда имеет массу ровно килограмм. Легко убедиться, что это не так: например, в литровую бутылку помещается около 2 килограммов меда.
Поскольку продавец брал деньги за 40 литров, покупательнице он не должен.
Всегда ли совпадает число литров и число килограммов?
Литр вмещает в точности килограмм только для одного вещества – воды, да и то, если она имеет температуру 4 ºС. Это совпадение происходит потому, что килограмм когда – то и определили как массу одного литра вот такой холодной воды.
Решение экспериментальных задач по вариантам.
Перед проведением этой части урока проводится короткий инструктаж по правилам техники безопасности в обращении с приборами, также учащимся напоминают как пользоваться весами, мензуркой, определение цены деления мензурки.
Учащиеся 1 ряда получают карточки с 1 вариантом, 2 ряда-2 варианта, 3 ряда-3 варианта.
Задание 1 варианта. Во сколько раз ваша масса больше, чем масса воздуха в этом классе.
Задание 2 варианта. Определите металл, из которого изготовлен ключ.
Задание 3 варианта. Узнайте, какую горную породу нашел геолог (дается кусок камня). (или) Узнайте какой объём имеет фарфоровая чашка?
5. Информация о домашнем задании (1 минута).
На доске записывается домашнее задание: § 22, 23 - повторение, решить одну из предложенных задач (выдаются учащимся карточки с задачами).
1. Задача «Продавец воздуха».
Остап Бендер продает марсианам натуральный воздух черноморского побережья в запечатанных литровых бутылках. За килограмм воздуха марсиане дают 100 г золота. Отправка одной бутылки на Марс обходится в 1 мг золота. Помогите Остапу Бендеру подсчитать прибыль. Марсианам требуется тонна воздуха.
2. Практическая задача. Из крана капает вода. Пользуясь подручными средствами (выберите их сами), определите массу одной капли.
6. Подведение итогов и рефлексия (5 минут).
- Сегодня мы повторили тему «Плотность вещества».
А теперь давайте вспомним еще раз, о чем мы говорили на уроке:
1. Какие приборы измеряют объем и массу тела? (Мензурка, весы).
2. Как найти плотность?
3. Плотность воды 1000 кг/м³. Что это означает?
4. Какие способы определения объёма вы знаете?
5. Кто имеет большую плотность: первоклассник или семиклассник? А, может быть, выпускник?
Выставляются оценки за урок самым активным участникам.
- Я надеюсь, что все знания, которые получили на уроках физики, пригодятся вам в дальнейшей жизни.
Используемые материалы:
1. ресурсы интернета
http://festival.1september.ru/articles/411578/
http://bibliofond.ru/view.aspx?id=465307
http://krasnoe-school.narod.ru/fizika.doc
2. Камин А.Л. Физика. Развивающее обучение. Книга для учителей. 7 класс. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2003.
3. Полянский С.Е. Поурочные разработки по физике. 7 класс. – М.: «ВАКО», 2004.
4. Физика: Занимательные материалы к урокам. 7 класс / Авт. – сост. А.И.Сёмке.- М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории физика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ