Конспект урока для 7 класса "Рычаг. Равновесие сил на рычаге"
Рычаг. Равновесие сил на рычаге.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: комбинированный
Цель урока: формирование компетенций учащихся по теме урока
Задачи урока:
Образовательная:
рассмотреть устройство и принцип действия рычага;
выяснить условие равновесия рычага.
Развивающая:
способствовать развитию умения анализировать, выдвигать гипотезы, предположения, строить прогнозы, наблюдать и экспериментировать;
способствовать развитию логического мышления;
развитие умения выражать речью результаты собственной мыслительной деятельности.
Воспитательная:
пробуждение познавательного интереса к предмету и окружающим явлениям;
формирование умений критически, но объективно оценивать предметы, явления, поступки и действия (свои и чужие).
Оборудование и средства обеспечения учебного процесса:
интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор, экран, оборудование для мини-эксперимента (гирьки по 40 г ), груз, весы рычажные, штатив, рычаг демонстрационный. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. .Каталог электронных образовательных ресурсов.
Конструктор детских качелей | Каталог
school-collection.edu.ru›Каталог›…d42f11f8-ad13-11db-ad09…
Ресурс: Конструктор детских качелей (N 189581). Вид ЦОР ... Практикум по созданию качелей с использованием нескольких параметров.
Конспект урока.
1этап. Организационный
Учитель:
2 этап. Актуализация знаний
Учитель:
Ответы обучающихся:
Учитель:
Ответы обучающихся:
Учитель:
Учитель:
Ответы обучающихся около доски.
3этап. Целеполагание и мотивация («Открытие» новых знаний).
Учитель:
Ответы обучающихся:
Учитель:
Ответы учащихся:
Учитель:
Учитель:
Ответы обучающихся:
Учитель:
Ответы обучающихся:
Учитель:
Учитель:
Учитель:
Учитель:
Учитель:
Учитель:
Учитель:
Ответы обучающихся:
Учитель:
Ответы обучающихся:
Учитель:
Ответы обучающихся:
Учитель:
Ответы обучающихся:
Учитель:
Ответы обучающихся:
Учитель:
Учитель:
Учитель:
4 этап Первичная проверка усвоения и понимания новых знаний
Учитель:
5 этап Первичное закрепление новых знаний
Ответы обучающихся:
6 этап.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
7 этап Подведение итогов урока (рефлексия учебных знаний)
8 этап Рефлексия учебных действий
-Здравствуйте.
-Садитесь. Сегодня у нас обычный урок. Прежде чем мы приступим к изучению новой темы. Я хочу, чтобы все настроились на урок. Расслабьтесь, прислушайтесь к своим ощущениям и скажите себе: "Я нахожусь на уроке и хочу узнать что-то мне неизвестное." Готовы? А сейчас давайте приступим к работе.
Что называют простыми механизмами?
-Приспособления ,служащие для преобразования силы ,называют механизмами.
Для какой цели применяют простые механизмы?
-Преодолеть или уравновесить силы, препятствующие движению.
Работа на интерактивной доске и нетбуках .
1. Заполните таблицу, используя маркеры различных цветов.
Простые механизмы
рычаг наклонная плоскость
блок ворот клин винт
2.Перенесите механизмы ,являющиеся разновидностью рычага ,в место для предназначенное ,перенесите механизмы ,являющиеся разновидностью наклонной плоскости, в место для них предназначенное. (Ресурс ОМS 81664 – условия равновесия рычага №1).
Работа с ресурсом : Конструктор детских качелей (N 189581). Вид ЦОР ... Практикум по созданию качелей с использованием нескольких параметров.
- Детские качели .На какое простейшее приспособление они похожи ?
- Рычаг.
-Задача. «ПОДБЕРИ КАЧЕЛИ ДЛЯ ДЕТЕЙ».
Выбери двух детей и поместите их на качели. Рассмотрите все варианты. Поскольку дети сильно отличаются по массе ,они не смогут качаться на обычных весах. Конструируя качели ,вы можете менять материал и длину балки ,ее сечение ,балку можно делать сплошной или пустотелой ,можно перемещать опору.
Проблемная (тупиковая) ситуация. Давайте остановимся на одном варианте.
Мальчик Дима ,ухаживая за девочкой Верой ,предложил ей покачаться с ним на рычажных качелях . Вера ,которая заботится о своей фигуре и имеет массу 32 кг ,села на одну сторону качели на самый край на расстоянии 1,8 м от места крепления качелей. Дима, который имеет массу 58 кг, плохо учится в школе и никак не может понять , на каком же расстоянии от точки крепления качелей ему нужно сесть, чтобы качели пришли в равновесие. помогите Диме определить это расстояние. Если вес играющих детей одинаков ,то они могут сидеть на равном расстоянии от точки крепления качелей, а если нет?
Дано:
m1=58кг
m2=32кг
r2=1,8 м
r1-?
(Учащиеся пытаются решить поставленную задачу. Правильно объяснить результат не получается.)
- Ребята, пусть эта проблема разрешится в конце урока .
-Сформулируйте цель урока.
Цель урока :
Изучить устройство и принцип действия рычага.
Выяснить условие равновесия рычага.
-Сформулируйте тему урока.
-Тема урока: «Рычаг. Равновесие сил на рычаге».
-Наше знакомство с рычагом должно осуществлять по определенному плану. Исходя из темы, целей урока и задачи попробуйте составить алгоритм знакомства с рычагом.
-Алгоритм .
-Работая в парах рассмотрите как устроен лабораторный рычаг. и дайте определение .
-Рычаг -твёрдое тело, способное вращаться вокруг неподвижной опоры.
- После того как мы выяснили что такое рычаг ,определим основные составляющие конструкции рычага.
Выполните следующее задание. С обеих сторон к рычагу подвесьте грузы. Масса одного груза 40г. Вес одного груза 0,4 Н. Установите равновесие рычага .
Действующие на рычаг силы равны весам этих грузов. Точка ,в которой мы приложили силу, называют точкой приложения силы. Стороны перекладины от точки опоры, называются "плечами" рычага. Плечо - это кратчайшее расстояние от точки опоры до линии действия силы (т.е. перпендикуляр, опущенный из точки опоры на линию действия силы).
- Покажите на лабораторном рычаге точку опоры, точки приложения сил? -Как найти плечо силы?
Ученики показывают и называют основные элементы рычага.
-Чтобы найти плечо силы, надо из точки опоры опустить перпендикуляр на линию действия силы. Длина этого перпендикуляра и будет плечом данной силы.
-Какое действие на рычаг оказывают силы?
-Действие сил выводит рычаг из положения равновесия , т.е. он начинает вращаться вокруг оси в двух направлениях: по ходу или против часовой стрелки. Силы действуют по обе стороны.
-Покажите схематически на рычаге: точку опоры, точку приложения силы, плечо силы.
-Правильный ответ изображается так:
В О А т О – точка опоры
т.А, В - точки приложения сил F1, F2
F2 F1 ОА-плечо силы F1 ,ОВ-плечо силы F2
- Давайте рассмотрим наиболее часто встречающиеся рычаги в быту, технике . Сделаем вывод .(Работая с ресурсом ОМS 67709 – рычаги 1 и 2 рода; диском «Работа. Мощность. Энергия.» - применение условия равновесия рычага 1 –го,2 рода) . -.
-Рычаги бывают различных видов.
-
- Как вы считаете, есть ли способ уравновесить большую силу меньшей?
-Да, нет.
-Установим на опыте условие, при котором рычаг находится в равновесии под действием приложенных к нему сил.( Эксперимент). Изучим эту особенность равновесия рычага количественно.
К рычагу слева от точки опоры подвесим 4 грузика весом 1,6 Н на расстоянии 5 см от точки опоры.
Уравновесьте рычаг ,поместив одну гирьку на нужном расстоянии с другой стороны от точки опоры. Результаты исследования запишите в таблицу .
Уравновесьте рычаг ,поместив две гирьки на нужном расстоянии с другой стороны от точки опоры. Результаты исследования запишите в таблицу .
-Сделайте вывод. № опыта
Сила F1 на левой части рычага, н
Плечо силы
L1, см
Сила F2 на правой части рычага, н
Плечо силы
L2, см
F1* L1
F2* L2
Отношение сил и плеч
F1 / F2
L2 / L1
1
2
-Видно из таблицы, независимо от того, на каких расстояниях от оси рычага приложены силы и каковы модули этих сил, равновесие рычага наступает, когда выполняется соотношение.
F1·l1 = F2·l2
- Отсюда следует, что если с одной стороны рычага приложена сила на некотором расстоянии от его оси, и мы хотим удержать рычаг в равновесии, прикладывая меньшую силу, то надо приложить ее на расстоянии от оси, во столько раз большем, во сколько раз приложенная нами сила меньше.
-Значит, если на рычаг действуют две силы, одна из которых стремится повернуть рычаг вокруг оси вращения по часовой стрелке, а другая – против часовой, то равновесие рычага наблюдается, когда бóльшая сила приложена на меньшем расстоянии от оси.
-Выразите математической формулой данный вывод.
Итак, мы вывели «условие-правило равновесия рычага».
Отношение сил обратно пропорционально отношению их плеч.
Именно это правило равновесия рычага и вывел Архимед.
« Рычаг находится в равновесии тогда ,когда силы ,действующие на него, обратно пропорциональны плечам этих сил».
-Ребята, мы изучили с вами теорию рычага.
-Давайте теперь правильно ответим на проблемный вопрос, поставленный в начале урока:- Как правильно расположить друзей на качелях?? Решим задачу.
(Работа около доски и на нетбуках с конструктором детских качелей) .
Предлагается выполнить следующие задания .
Самоконтроль. (Ресурс ОМS 81664 )
Дом. задание: §56, вопросы; кроссворд - наоборот; сообщение по теме «Интересные факты о рычаге»
-Я благодарю каждого из вас за плодотворную работу.
Для меня этот урок очень значимый.
А каким сегодняшний урок был для вас? Что новоговы узнали на уроке?
-Предлагает учащимся выбрать окончания фраз:
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я понял, что…
Я научился…
Меня удивило…
Спасибо за работу!!!

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории физика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ