Конспект урока физики в 7 классе по теме "Давление. Способы увеличения и уменьшения давления" с презентацией

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2 города Красноармейска Саратовской области»






Конспект урока по физике
в 7 классе

«Давление. Способы увеличения и уменьшения давления»»



подготовила

учитель физики Самохвалова Ирина Павловна
















г. Красноармейск

2014








Открытый урок физики в 7Б классе.

Тема урока: Давление. Способы увеличения и уменьшения давления.

Тип урока: Изучение нового материала с элементами проблемного исследования.

За несколько дней до урока дается исследовательское задание: наступить ногой в ботинке в снег и измерить глубину погружения, и наступить там же в снег, стоя на лыже и измерить глубину погружения, результаты опыта представить на фотографиях, чтобы было видно разницу погружения и подготовить отчёт к уроку.

При работе с учащимися применяются следующие методы:

Исследовательский; организация работы в мини-группах на уроке и во внеурочное время.

В процессе урока школьники обучаются умениям:

- Определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования;

- Выдвижение гипотез по решению проблемы;

- Обсуждение методов исследования;

- Оформление конечных результатов;

- Анализ полученных данных;

Формулировка выводов.

Оборудование:

  1. Мультимедиа, презентация «Давление. Способы увеличения и уменьшения давления»;

  2. Демонстрационное оборудование: кювета с песком, дощечка с гвоздями, груз;

  3. Лабораторное оборудование: кюветы с песком, стаканчики, 2 груза разной массы.

Цели и задачи урока:

  1. Сформировать понятие о новой физической величине «Давление», используя проблемный эксперимент, выявление зависимости давления от веса тела и величины приложенной силы;

  2. Развитие умений делать выводы, обобщать, выделять главное, выработать умение быстро мыслить, развитие монологической речи и умений аргументировано отстаивать свою мысль.

  3. Воспитание ответственности за порученное дело, способствовать привитию культуры умственного труда, создать условия для повышения интереса к изучаемому материалу.





Этапы урока:

  1. Организационный момент. Объявление темы урока, целей и задач урока.(Тему урока записываем в тетрадь)(1 слайд)

  2. Актуализация знаний.

Вопросы к учащимся:

  1. Что такое сила? Векторная это величина или скалярная? Как её обозначают и в каких единицах измеряется сила? (2слайд)

  2. От чего зависит результат действия силы? (3 слайд)

3. Изучение новой темы путём создания проблемной ситуации через постановку проблемного вопроса.

Остановимся подробнее на последнем утверждении. Накануне было дано задание двум ученикам – Юхачёву Антону и Дмитриеву Сергею. Дадим слово Антону. (4,5 слайды)

Антон: Нам было дано задание: наступить ногой в ботинке в снег и измерить глубину погружения, и наступить там же в снег, стоя на лыже и измерить глубину погружения, результаты опыта представить на фотографиях, чтобы было видно разницу погружения и подготовить отчёт к уроку. Вот что у нас получилось: когда Сергей наступил в снег ногой в ботинке, то глубина погружения в снег оказалась равна 16 см. Когда он наступил там же в снег, стоя на лыже, то глубина погружения в снег оказалась равна 1,5 см.


У: Спасибо Антону и Серёже. Ребята, действительно, глубина погружения разная. Давайте обсудим сложившуюся ситуацию с научной точки зрения. Скажите, вес Серёжи менялся?

Направление силы менялось? Точка приложения силы менялась? Так почему же результат действия силы в этих двух случаях оказался разным?

Ученики: Вес распределяется на разные площади опоры.


У: Повторим ситуацию, поставив лабораторный опыт (дощечка с гвоздями)

Вывод: Результат действия силы зависит от площади той поверхности, на которую эта сила действует.(Записать в тетрадь)





У: Значит, в данном случае результат действия силы есть некая физическая величина, которая будет связывать силу, с которой тело давит на поверхность, и площадь поверхности. Этой физической величиной является давление. (6 слайд)

Рассмотрев результаты опытов, можно сказать следующее:

1.Серёжа без лыж и в лыжах производит разное давление на снег; (7 слайд)

2. Гвозди вниз шляпкой и вниз остриём производят разное давление на песок (8 слайд)

Сегодня на уроке мы знакомимся с физической величиной «давление», с единицами давления; выясняем, от чего зависит давление; рассмотрим примеры изменения давления в природе, быту и технике.

Итак, Что же показывает давление? Давление показывает, как распределяется действующая сила по площади опоры, или более научно: какая сила приходится на единицу площади опоры. При этом важно, что сила должна действовать перпендикулярно поверхности. Такая сила будет называться силой давления.

И первая наша задача: записать формулу для расчёта давления.

, (9 слайд)

У: Итак, при делении силы давления на всю площадь поверхности, перпендикулярно которой действует эта сила, мы узнаем, какая сила действует на единицу площади.

Определение :Давление – это физическая величина, которая равна отношению силы, действующей перпендикулярно поверхности, к площади этой поверхности.( Запишем в тетрадь

За единицу давления в системе Си принят 1 Па (Паскаль)

Единица давления 1Па=1Н/1 м2;


У: 1 Па – это такое давление, которое оказывает сила 1Н на площадь поверхности1 м2.


Производные единицы: 1 кПа=1000 Па;

1МПа= 1000000 Па; 1 гПа=100Па; (На доске)


У: Единица измерения давления [1Па]- Паскаль, названная так в честь французского ученого Блеза Паскаля, который жил в 17 веке, занимался математикой, философией, физикой, изобрел арифметическую машину, изучал давление воздуха, жидкости. Учитель показывает портрет ученого.(10слайд)


У: Большое практическое значение имеет проблема увеличения и уменьшения давления. Я предлагаю вам практическое задание, где вы должны выдать рекомендации по способам увеличения и уменьшения давления. Перед вами на столе лежат необходимые предметы: стаканчики, песок, 2 груза, а также инструкция по выполнению задания и составлению отчёта.

Карточка-инструкция

Задача: подготовить рекомендации по способам увеличения и уменьшения давления.

Ход работы:

  1. Возьмите крышку и поставьте на песок ребром вниз. Сверху поставьте стальной груз. Затем аккуратно поднимите крышку и заметьте глубину погружения её в песок.

  2. Возьмите крышку и поставьте на песок дном вниз. Сверху поставьте стальной груз. Затем аккуратно поднимите крышку и заметьте глубину погружения её в песок.

  3. Ответьте на вопросы: В каком случае площадь опоры была больше? В каком случае давление на песок было больше? Результаты внесите в таблицу

Таблица 1

Положение крышки

Площадь опоры

(больше/меньше)

Давление

(больше/меньше)

1

Вниз ребром



2

Вниз дном



  1. Возьмите крышку и поставьте на песок ребром вниз. Сверху поставьте стальной груз. Затем аккуратно поднимите крышку и заметьте глубину погружения её в песок.

  2. Возьмите крышку и поставьте на песок ребром вниз. Сверху поставьте алюминиевый груз. Затем аккуратно поднимите крышку и заметьте глубину погружения её в песок.

  3. Ответьте на вопросы: Одинакова ли была площадь опоры? В каком случае сила давления была больше? Результаты внесите в таблицу.

Таблица 2

Положение крышки

Сила давления

(больше/меньше)

Давление

(больше/меньше)

1

Вниз ребром



2

Вниз ребром



  1. Запишите рекомендации по увеличению и уменьшению давления в виде:

Для увеличения давления нужно ______________________ силу давления

или __________________ площадь опоры.

Для уменьшения давления нужно______________________ силу давления

или__________________ площадь опоры. (вставить слова увеличить/уменьшить).







Ученики отчитываются по результатам эксперимента. (ВЫВОД С НУЖНЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ НА СЛАЙДЕ 11)

У: Ребята, вы абсолютно правы. На самом деле, проблема увеличения и уменьшения давления существует и в быту, и в технике, и в природе и в основном решается за счёт изменения площади опоры.

ФИЗКУЛЬМИНУТКА (СЛАЙД 12)

У:Рассмотрим примеры (слайды13, 14, 15).

Ответим на вопрос: За счёт чего увеличивается или уменьшается давление в каждом случае.

У: А теперь потренируемся дополнительно, чтобы успешнее выполнить самостоятельную работу. Рассмотрим тесты и потом проверим себя. (слайды 16, 17, 18)

У: (СЛАЙД 19) Продолжим работу. Переверните карточки – инструкции и подпишите их. Затем выполните задания, предложенные там.

СЛАЙД 20

У:Сдаём работы.

Что узнали на уроке. РЕФЛЕКСИЯ (СЛАЙД 22)

У: Подведём итоги урока. Оценки.

У: Запишем домашнее задание (СЛАЙД 21)



Пчелка труженик известный,

Дарит людям мед и воск,

А врагам покажет жало

Будут помнить целый год!



Как-то раз спросили розу,

Отчего чаруя око,

Ты колючими шипами

Нас царапаешь жестоко.



Тебе по болоту ходить довелось?

Легко тебе было? вот то-то!.

Тогда почему же огромнейший лось,

Так быстро бежит по болоту?.








САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА _____________________________________________7Б

ЗАДАНИЕ 1. ТЕСТИРОВАНИЕ.

1.Не совсем прилежная ученица, пытаясь определить своё давление на кресло, всё время делила площадь поверхности на свою прилагаемую силу. Твой совет:

А) Продолжай дальше; Б) дели силу на площадь; В) перестань мучить кресло.

2. Посоветуй своим одноклассникам, в каких единицах им лучше выражать давление на уроке физики:

А) в ньютонах; Б) в паскалях; Г) в килограммах.

3. Посоветуй Незнайке, как можно изменять давление:

А) меняй силу и площадь поверхности тела; Б) смазывай поверхность разными смазками; В) меняй цвет тела.

4. Ученица второго класса захотела оказать большее давление на ступеньку порога школы. Что ты ей посоветуешь?

А) надеть туфли на каблуках; Б) надеть лыжи; В) не заниматься ерундой.

5. Дай совет спасателям, которые пытаются вытащить из проруби утопающего:

А) бежать бегом к нему по тонкому льду; Б) идти медленно по тонкому льду; В) ползти на животе по тонкому льду.



ЗАДАНИЕ 2. На каком рисунке давление на поверхность больше и почему:

а) б)

ОТВЕТ:















САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА _____________________________________________7Б

ЗАДАНИЕ 1. ТЕСТИРОВАНИЕ.

1.Не совсем прилежная ученица, пытаясь определить своё давление на кресло, всё время делила площадь поверхности на свою прилагаемую силу. Твой совет:

А) Продолжай дальше; Б) дели силу на площадь; В) перестань мучить кресло.

2. Посоветуй своим одноклассникам, в каких единицах им лучше выражать давление на уроке физики:

А) в ньютонах; Б) в паскалях; Г) в килограммах.

3. Посоветуй Незнайке, как можно изменять давление:

А) меняй силу и площадь поверхности тела; Б) смазывай поверхность разными смазками; В) меняй цвет тела.

4. Ученица второго класса захотела оказать большее давление на ступеньку порога школы. Что ты ей посоветуешь?

А) надеть туфли на каблуках; Б) надеть лыжи; В) не заниматься ерундой.

5. Дай совет спасателям, которые пытаются вытащить из проруби утопающего:

А) бежать бегом к нему по тонкому льду; Б) идти медленно по тонкому льду; В) ползти на животе по тонкому льду.



ЗАДАНИЕ 2. Зачем для проезда по болотистым местам делают настил из хвороста, брёвен или досок?

ОТВЕТ:















САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА _____________________________________________7Б

ЗАДАНИЕ 1. ТЕСТИРОВАНИЕ.

1.Не совсем прилежная ученица, пытаясь определить своё давление на кресло, всё время делила площадь поверхности на свою прилагаемую силу. Твой совет:

А) Продолжай дальше; Б) дели силу на площадь; В) перестань мучить кресло.

2. Посоветуй своим одноклассникам, в каких единицах им лучше выражать давление на уроке физики:

А) в ньютонах; Б) в паскалях; Г) в килограммах.

3. Посоветуй Незнайке, как можно изменять давление:

А) меняй силу и площадь поверхности тела; Б) смазывай поверхность разными смазками; В) меняй цвет тела.

4. Ученица второго класса захотела оказать большее давление на ступеньку порога школы. Что ты ей посоветуешь?

А) надеть туфли на каблуках; Б) надеть лыжи; В) не заниматься ерундой.

5. Дай совет спасателям, которые пытаются вытащить из проруби утопающего:

А) бежать бегом к нему по тонкому льду; Б) идти медленно по тонкому льду; В) ползти на животе по тонкому льду.



ЗАДАНИЕ 2. Когда вы производите большее давление на лёд: на коньках или без коньков?

ОТВЕТ:













САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА _____________________________________________7Б

ЗАДАНИЕ 1. ТЕСТИРОВАНИЕ.

1.Не совсем прилежная ученица, пытаясь определить своё давление на кресло, всё время делила площадь поверхности на свою прилагаемую силу. Твой совет:

А) Продолжай дальше; Б) дели силу на площадь; В) перестань мучить кресло.

2. Посоветуй своим одноклассникам, в каких единицах им лучше выражать давление на уроке физики:

А) в ньютонах; Б) в паскалях; Г) в килограммах.

3. Посоветуй Незнайке, как можно изменять давление:

А) меняй силу и площадь поверхности тела; Б) смазывай поверхность разными смазками; В) меняй цвет тела.

4. Ученица второго класса захотела оказать большее давление на ступеньку порога школы. Что ты ей посоветуешь?

А) надеть туфли на каблуках; Б) надеть лыжи; В) не заниматься ерундой.

5. Дай совет спасателям, которые пытаются вытащить из проруби утопающего:

А) бежать бегом к нему по тонкому льду; Б) идти медленно по тонкому льду; В) ползти на животе по тонкому льду.



ЗАДАНИЕ 2. На каком рисунке давление на поверхность больше и почему:

а) б)

ОТВЕТ:









САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА _____________________________________________7Б

ЗАДАНИЕ 1. ТЕСТИРОВАНИЕ.

1.Не совсем прилежная ученица, пытаясь определить своё давление на кресло, всё время делила площадь поверхности на свою прилагаемую силу. Твой совет:

А) Продолжай дальше; Б) дели силу на площадь; В) перестань мучить кресло.

2. Посоветуй своим одноклассникам, в каких единицах им лучше выражать давление на уроке физики:

А) в ньютонах; Б) в паскалях; Г) в килограммах.

3. Посоветуй Незнайке, как можно изменять давление:

А) меняй силу и площадь поверхности тела; Б) смазывай поверхность разными смазками; В) меняй цвет тела.

4. Ученица второго класса захотела оказать большее давление на ступеньку порога школы. Что ты ей посоветуешь?

А) надеть туфли на каблуках; Б) надеть лыжи; В) не заниматься ерундой.

5. Дай совет спасателям, которые пытаются вытащить из проруби утопающего:

А) бежать бегом к нему по тонкому льду; Б) идти медленно по тонкому льду; В) ползти на животе по тонкому льду.



ЗАДАНИЕ 2. Почему железная лопата легко входит в землю, когда на неё нажимают ногой, а деревянная лопата при таком же нажиме в землю не входит?

ОТВЕТ:

























.













.





























Работа по индивидуальным карточкам с последующей самопроверкой (на закрытой доске заранее даны верные ответы)

1-й вариант.

1. На каком рисунке давление на поверхность больше:

а) б)

2. Если площадь увеличилась в два раза, как при той же силе изменилось давление?

3. Если силу давления уменьшили в 3 раза, как изменилось давление?

4. Сила давления равна 4 Н, действует на поверхность площадью 2 см2. Чему равно давление?

5. Назовите единицу измерения веса тела

2-й вариант.

1. На каком рисунке давление на поверхность больше:

а) б)

2. Если площадь уменьшилась в три раза, как при той же силе изменилось давление?

3. Если силу давления увеличили в 2 раза, как изменилось давление?

4. Сила давления равна 3 Н, действует на поверхность площадью 1 см2. Чему равно давление?

5. Назовите единицу измерения силы тяжести.




СОВЕТЫ ОТ ЗНАТОКА ФИЗИКИ

(Ф. и. ученика)…………………………………

1. Не совсем прилежная ученица, пытаясь определить своё давление на кресло, всё время делила площадь поверхности на свою прилагаемую силу. Твой совет:

А) Продолжай дальше; Б) дели силу на площадь; В) перестань мучить кресло.

2. Посоветуй своим одноклассникам, в каких единицах им лучше выражать давление на уроке физики:

А) в ньютонах; Б) в паскалях; Г) в килограммах.

3. Посоветуй Незнайке, как можно изменять давление:

А) меняй силу и площадь поверхности тела; Б) смазывай поверхность разными смазками; В) меняй цвет тела.

4. Ученица второго класса захотела оказать большее давление на ступеньку порога школы. Что ты ей посоветуешь?

А) надеть туфли на каблуках; Б) надеть лыжи; В) не заниматься ерундой.

5. Дай совет спасателям, которые пытаются вытащить из проруби утопающего:

А) бежать бегом к нему по тонкому льду; Б) идти медленно по тонкому льду; В) ползти на животе по тонкому льду.

.




















Список использованной литературы

  • Лукашик В.И. сборник вопросов и задач по физике. 7-8 кл. – М.: Просвещение, 2002.

  • Марон А.Е., Марон Е.А. Контрольные работы по физике. 7-9 кл. – М.: Просвещение, 2003.

  • Марон А.Е., Марон Е.А. Дидактические материалы. 7-8 кл. – М.: Просвещение, 2002.

  • Постников А.В. Проверка знаний учащихся по физике.6-7 кл. – М.: Просвещение, 1986.




Использованные материалы и Интернет-ресурсы


1. Физика. Библиотека наглядных пособий 7-11 классы

2. «Открытая физика» (Физикон)

3. Уроки физики 7-11 классы. Мультимедийное приложение к урокам

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории физика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ