Конспект урока на тему "ПАЛОЧКА-ВЫРУЧАЛОЧКА"




















ПАЛОЧКА-ВЫРУЧАЛОЧКА






Научно-методический материал

(обобщение опыта)

педагог Решетова Марина Георгиевна

МКОУ «ООШ № 164»

Кемеровская область, Таштагольский район, поселок Амзас






















СОДЕРЖАНИЕ






Перевод внесистемных единиц в СИ………….………………………………………………3

Говорящие приставки……………………………………………………………………….3

Длина, площадь, объем………………………………………………………………………4

Волшебная лесенка………..…………………………………………………………….4

Квадрат и куб……………..……………………………………………………………..5

Скорость и плотность………………………………………………………………………...6

Запоминание формул…………..………………………………………………………………..6

Работа с формулами………….………………………………………………………………….6

Вычисления по формулам………………………………………………………………………7






































Физику и математику в школе должны изучать все дети. У каждого из них разные

способности, склонности, предпочтения. Есть дети, которые все «схватывают на лету», а есть а есть и такие у которых все «очень сложно». Именно эти дети больше всего нуждаются в помощи, ведь к началу 7 класса они пришли с огромным багажом пробелов в знаниях, умениях и навыках, да еще с «пугалкой», которую им часто твердили родители: «Это еще что, вот начнется физика (алгебра, геометрия, химия и т.д)». В результате всего этого у них уже сформировалась начальная установка «Ничего не понимаю», «Это мне никогда не выучить» и т.п. Как можно помочь таким ученикам? Как разубедить их, изменить их настроение, отношение к изучаемому предмету? Это сложная задача и каждый учитель решает ее по-своему.

За многие годы учительской деятельности мной был накоплен материал, который в одних случаях помогает детям увидеть уже хорошо знакомые действия, а в других – дает подсказку, как легче справиться с проблемами. Я привожу нетрадиционные формы запоминания, приемы работы с физическими величинами и формулами.

Перевод внесистемных единиц в СИ

При решении задач необходимо еще при анализе условий перевести все физические величины в СИ. Здесь моментами, которые могут вызвать трудность могут быть:

  1. Применение дольных и кратных приставок.

  2. Перевод в СИ линейных, квадратных и кубических величин.

  3. Перевод в СИ единиц скорости и плотности.

Говорящие приставки

Здесь хорошо сделать небольшой экскурс в урок русского языка. Вспомним, что слова имеют корень и приставку. Пользуясь таблицей дольных и кратных приставок (она в кабинете всегда перед глазами) и уже хорошо знакомым единицам измерения грамм и метр, разберем следующие случаи:

Возьмем корень грамм

Кило = 1000, значит КИЛОграмм = 1000 грамм

Мили=0,001, значит МИЛИграмм=0,001грамма

И обратно: грамм = 0,001 КИЛОграмма

грамм = 1000 МИЛИграммов

При переводе граммов в килограммы следует вместо приставки произнести ее численное значение.

ПРИМЕР:

285 милиграмм – 280 тысячных грамма = 0,280 г

15 грамм – 15 тысячных килограмма = 0.015 кг

Возьмем корень МЕТР

КИЛОМЕТР=1000 МЕТРОВ МЕТР=0,001 КИЛОМЕТРА

ДЕЦИМЕТР =0,1 МЕТРА МЕТР=10 ДЕЦИМЕТРОВ

САНТИМЕТР=0,01 МЕТРА МЕТР=100 САНТИМЕТРОВ

МИЛИМЕТР=0,001 МЕТРА МЕТР=1000 МИЛИМЕТРОВ

ПРИМЕР:

25 КИЛОМЕТРОВ =25 тысяч МЕТРОВ=25000 м

54 САНТИМЕТРА= 54 сотых МЕТРА=0,54 м

28 МИЛИМЕТРОВ=28 тысячных МЕТРА=0,028 м

Именно проговаривая дважды приставку, сначала в виде приставки, а затем в виде ее численного значения ученик произносит величину в виде десятичной дроби, которую потом записывает.

Длина, площадь и объем

Волшебная лесенка

Нарисуем лесенку. С одной стороны возле ступенек расставим единицы длины, а с другой стороны укажем, во сколько раз эти величины отличаются друг от друга. Дальше, рассуждая, сто длина, выраженная в сантиметрах выглядит больше, чем в метрах, расставляем стрелки, указывая, что переводя метры в сантиметры, будем умножать, а переводя сантиметры в метры – делить на все числа, которые стоят с обратной стороны лесенки.

Если нужно перевести в СИ квадратные или кубические единицы, то разницу между ними тоже нужно возвести в квадрат или куб.

ПРИМЕР:

76 =76:100:100=0,0076

см



10 дм

10 м



см²



10² дм²

10² м²





Квадрат и куб

Если рядом нет таблицы дольных и кратных приставок



1 м · 1м = 1

100см · 100 см = 10000

1 м 1 = 10000





1 м

1 м

1 м

1 м · 1м · 1 м = 1

1 м 100см · 100 см · 100 см = 1000000

1 = 1000000





Скорость, и плотность

При переводе скорости из внесистемных единиц в СИ нужно километры, сантиметры, миллиметры переводить в метры, а часы, минуты и т.д. в секунды. Дальше надо придерживаться определенной формы записи:

72=

72 км

72000м

=20

1 час

3600с



При переводе единиц плотности в СИ действуют аналогично:

56=

56г

0,056кг

=56000

1

0,000001



Запоминание формул

Формулы, конечно, надо знать наизусть. Однако есть такое свойство человеческой памяти – забывать то, чем не пользуешься постоянно. Но есть некоторые приемы, которые позволяют закрепить в памяти некоторые факты, если они имеют какую-нибудь зацепку. Этот прием я подсмотрела в журнале «Физика в школе». Один мой коллега предложил давать формулам имена, в которых звучит их содержание. Особенно ценно в этом приеме еще и то, что названия ученики могут придумывать сами.

ПРИМЕР:

Масса = ров m=ρ·v

Ауитка A=UIt

Рожа F=ρgh

Жираф F=gρV

Свита, свет S=vt

Рельс R=ρ



Еще один способ для тех, кто знает или обращает внимание на единицы измерения величин.

НАПРИМЕР:

Скорость измеряется в , значит, чтобы найти скорость, надо метры делить на секунды.

υ= = =





Работа с формулами

Многие учащиеся испытывают затруднения при преобразовании формул. Здесь хорошей палочкой-выручалочкой станет магический треугольник. Любую формулу, записанную в виде произведения величин. Можно вписать в треугольник, разбитый на части. Букву, стоящую перед знаком равенства вписывают в верхнюю часть треугольника, а остальные – в нижние ячейки в произвольном порядке.





F U





m a I R













Q







C (- ) m



Теперь обращаем внимание, что каждый треугольник, по сути, является двухэтажной конструкцией, как и простая дробь, т.е. имеет числитель – верхнюю часть и знаменатель – нижнюю часть. Чтобы выразить из формулы искомую величину, нужно просто закрыть ее рукой. Тогда перед нами останется либо один этаж, т.е. все величины будут записаны в ряд через знаки умножения, либо в виде дроби с числителем и знаменателем,



Вычисления по формулам



Есть еще один способ, как справиться с формулой при решении задач. И хотя методисты меня осудят, я частенько его применяю, ведь, если нельзя выйти через дверь, приходится лезть через окно. Нужно просто показать ученикам, что формула, после того, как в нее подставить значения всех известных величин превращается в обыкновенное простейшее линейное уравнение, которое они хорошо умеют решать. Если же и этого недостаточно, можно заменить искомую величину привычной буквой Х.Существенным недостатком является то, что нет возможности проверить правильность решения, определив размерность найденной величины, и при подставлении значений в формулу единицы измерения тоже не вписываются. Но здесь опять же, цель оправдывает средства этим приемом пользуются только самые слабые ученики при решении простейших задач, а для них и это уже результат.



Основной моей целью было помочь ученикам запомнить «сухие» формулы, создать более комфортную атмосферу на уроке, облегчить процесс приобретения и сохранения знаний.

Хочется надеяться, что мой опыт и идеи, собранные по крупицам помогут ученикам по- иному взглянуть на предмет физики и почувствовать себя хотя бы немного увереннее.

8


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории физика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ