Конспект урока на тему «Решение задач на равноускоренное движение с помощью производных»
Методическая разработка урока.
Тема: «Решение задач на равноускоренное движение с помощью производных».
Цель урока: обобщить и углубить знания учащихся необходимые для решения задач на ускоренное движение, продолжить формирование математической и физической грамотности учащихся.
Обобщение и закрепление основных понятий, связанных с физическими величинами для описания механического движения.
Расширение знаний учащихся о применении производных при решении задач на прямолинейное равноускоренное движение
Развитие у учащихся логического и креативного мышления.
Цель урока будет достигаться путем решения ряда задач по формированию Универсальных Учебных Действий.
Метапредметные задачи урока:
В сфере личностных УУД.
Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новых поставленных задач;
Развивать способность к самооценке на основе успешности учебной деятельности.
Прививать чувство значимости, изучаемого на уроке материала..
В сфере регулятивных УУД.
Учить принимать и сохранять учебную задачу.
Формировать навык планирования своей деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Развивать самостоятельность при выполнении поставленных задач, умение оценивать правильность выполнения действий.
В сфере познавательных УУД.
Научить детей осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использований всех возможных источников.
Учить структурировать знания, делать обобщения и выводы.
Развивать речевые навыки при устных и письменных высказываниях.
Развивать навык поиска разнообразных способов решения задач.
В сфере коммуникативных УУД.
Развивать навык использования речевых средств для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Воспитывать культуру речи, доброжелательное отношение к мнению других.
Формировать договорные отношения при решении общих задач в совместной деятельности.
Тип урока: комбинированный
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы и приемы:
- словесные (рассказ, фронтальная беседа),
- наглядные (мультимедийная презентация (Приложение1);
- проблемно-поисковые: для отработки умений сравнивать, сопоставлять, анализировать, делать выводы;
- само- и взаимопроверка учащихся: для объективной оценки уровня знаний;
- рефлексия: проводится в конце урока для оценки деятельности учащихся на уроке.
Оснащение урока:
- компьютер;
- мультимедийный проектор;
- раздаточный материал;
Ход урока:
Выход на тему урока.
Учитель математики: - Здравствуйте, ребята! Сегодня мы проведем необычный урок – урок на перекрестке наук математики и физики. Мы будем решать задачи на движение.
Тема урока: «Решение задач на равноускоренное движение с помощью производных»
Учитель физики: А почему задачам на механическое движение уделяется такое внимание? Движение это то, что окружает человека человека повсеместно и ежедневно. Мы наблюдаем движение машин, молекулы во всех веществах двигаются, кровь в сосудах человека при систоле имеет скорость приблизительно 50 см/с.
Каждый из нас находится в постоянном движении на скорости 530 км/с , даже когда сидит. А все это благодаря тому, что внутри нашей Галактики мы движемся со скоростью 225 км/с, а сама наша Галактика - со скоростью 305 км/с. Ради интереса стоит сказать, что пока вы слушали эти слова, вы переместились на 2000 км.
Показываем несколько опытов, которые демонстрируют прямолинейное равноускоренное движение.
Учитель математики:
Сегодня мы покажем насколько тесно связана физика с математикой. Запишите тему урока в рабочем листе.(Приложение 2).
Мы покажем вам несколько способов решения задач: математический и физический.
А эпиграфом к нашему уроку мы взяли слова великого русского ученого Лобачевского Н.И. Слайд.
«Нет ни одной области в математике, которая когда-либо не окажется примененной к явлениям изучаемым физикой»
Для решения задач повторим теорию. Слайд.
1.В чем состоит геометрический смысл производной?
2.Какая функции называется дифференцируемой в точке?
3.Касательная наклонена под тупым углом к положительному направлению оси ОХ. Следовательно, …
4.Касательная наклонена под острым углом к положительному направлению оси ОХ. Следовательно, …
5.Касательная наклонена под прямым углом к положительному направлению оси ОХ. Следовательно, …
6.Касательная параллельна оси ОХ, либо совпадает.
Следовательно, ...
Разминка. Слайд.
Учитель физики:
А сейчас решим задачу. Слайд.
Материальная точка движется прямолинейно по закону x(t)= 2+20t+5t2 . Найти скорость и ускорение в момент времени t=2c.
Слайд.
Давайте немного вспомним теорию:
1. О каком движении говорится в задаче?
2. Какое движение называется равноускоренным? Запишите уравнение этого движения.
3. Что такое ускорение?
4. Что означает число перед t?
5. Что означает число t2?
Решим задачу:
Чему равна начальная координата? X0=2м,
Чему равна начальная скорость? v0=20м/с
Чему равно ускорение? a=10м/с2
По какой формуле можно найти мгновенную скорость? v=v0+at
Запишем ответ: v=40 м/c, a=20 м/c2
Учитель математики:
Хочу предложить другой способ решения задачи. Слайд
Каков механический смысл производной?
Решение задачи: Слайд.
x(t)= 2+40t+5t2
v=x/(t)=20+10t, t=2c, v=20+10x2=40м/c, a=v/(t)=10 м/c,
Ответ: v=40 м/c, a=10 /c2
Учитель физики:
Следующую задачу надо будет решить двумя способами у доски. Записываем решение задачи на рабочих листах.
Движение материальной точки описывается уравнением x(t)=5-8t+4t2, приняв массу точки равной 2 кг найти импульс тела через 2с.
1. Вспомним, что называется импульсом тела?
2. По какой формуле он рассчитывается?
В каких единицах измеряется?
Ответ: v=8 м/c, p=16кг*м/с.
Задачу решаем двумя способами на листах и на доске
Учитель математики:
Давайте решим еще одну задачу.
Слайд.
Материальная точка движется прямолинейно по закону x(t)=10+10t-t3. Найти скорость и ускорение в момент времени 2 с.
Учитель физики.
Какой вид движения описывает это уравнение? Можно ли решить задачу физическим способом?
Учитель математики.
А мы решаем математическим способом на доске и на рабочих листах.
v(t)=x/(t)=10-3t2, v= 10-3*4= -2м /c, a(t)= v/(t)= -6t, a=-12 м/c2
Проверочная работа.
Учитель математики: В качестве проверки знаний, полученных на уроке, вам предлагается небольшой тест на 7минут/слайд /
Проверьте работы друг друга и поставьте оценку.
/взаимопроверка и выставление оценки за тест//слайд18/
Итоги урока. Рефлексия.
Учитель математики: Способов решения задач много, выбирайте тот, который каждому из вас кажется более простым и понятным. Главное, чтобы задача была решена правильно.
Учитель физики: Недаром венгерский ученый, лауреат Нобелевской премии Дьёрдь де Хевеши сказал: «Мыслящий ум не чувствует себя счастливым, пока не удается связать воедино разрозненные факты, им наблюдаемые» /слайд /
Учитель математики: Наш урок подошел к концу, вам осталось только закончить несколько предложений и оценить свою работу на уроке /слайд / /Приложение 4/
Домашнее задание
Учитель математики:
1. В 8 № 119975. Материальная точка движется прямолинейно по закону:
(где х - расстояние от точки отсчета в метрах,t — время в секундах, измеренное с начала движения). Найдите ее скорость (в м/с) в момент времени t=9 с.
2. В 8 № 119976. Материальная точка движется прямолинейно по закону:
(где х — расстояние от точки отсчета в метрах, t — время в секундах. Измеренное с начала движения). Найдите ее скорость в (м/с) в момент времени t=6с.
Методические материалы:
Алгебра. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений, Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Суворова С.Б., изд. «Просвещение», Москва, 2012
Алгебра. 9 класс. Подготовка к итоговой аттестации-2009: Учебно-методическое пособие под редакцией Ф.Ф.Лысенко.- Ростов-на-Дону; «Легион», 2008г.
Аршанский Е.Я. Методика обучения химии в классах гуманитарного профиля. – М.: Вентана-Граф, 2006.
Гин А.А. Приемы педагогической техники. Пособие для учителя. 3-е изд., - М.: Вита-Пресс, 2001.
Материалы сайта «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».
Олехник С.Н., Нестеренко Ю.В., Потапов М.К. Старинные занимательные задачи.- М.; Наука,1988г.
Поурочные разработки по алгебре. 9 класс. К учебнику Ю.Н. Макарычева, Рурукин А.Н., Полякова С.А., изд. «ВАКО», Москва, 2010
Титова И.М. Уроки химии 8 класс. Система личностного развития учащихся: Пособие для учителя. – СПб.: КАРО, 2002.
Шевкин А.В. Текстовые задачи в школьном курсе математики. Лекции 5-8. – М.4 Педагогический университет «Первое сентября», 2010г
CD-ROM. Универсальное мультимедийное пособие по алгебре. 9 класс. К учебнику Ю.Н. Макарычева «Алгебра. 9 класс». ФГОС, изд. «Экзамен», Москва, 2013
Приложение 2
Рабочий лист
Тема урока:_________________________________________________________________
Задача №1
Сколько граммов уксусной эссенции и воды надо взять, чтобы приготовить 500 граммов 9% раствора уксуса из 75% раствора уксусной эссенции.
Химический способ:
m(раствора) = __________________________________
m(H2O) = _______________________________________
W(р-го в-ва) = 100%
1)
2)
3)
Ответ: Чтобы приготовить 500г 9% раствора уксуса, необходимо взять _______граммов уксусной эссенции и _________ граммов воды.
Математический способ:
Решение: _______________________________________
_______________________________________
________________________________________
________________________________________
Универсальный способ:
Если p - концентрация воды, q- концентрация 75% раствора, r – концентрация 9% раствора.
Если концентрацию растворов выразить не в процентах, а в частях, то по задаче имеем:
Лабораторная работа
Задача№2
Приготовить смесь из 20г 10% и 20г 20% растворов одной и той же соли. Выяснить массу полученной смеси и ее концентрацию.
Решение:
Вывод: Из двух исходных растворов приготовили раствор массой ____________ граммов с концентрацией растворенного вещества _______ %.
Приложение 3
1 ВАРИАНТ
Найти 15% от числа 60
А) 9
Б) 18
В) 3
К 1 части сахара добавили части воды. Какова процентная концентрация полученного раствора?
А) 10%
Б) 20%
В) 5%
10% раствор поваренной соли, это значит
А) что в 100г раствора содержится 10г поваренной соли и 90г воды
Б) что в 100г раствора содержится 90г поваренной соли и 10г воды
В 100г раствора содержится 5г соли, какова концентрация этого раствора?
А) 10%
Б) 20%
В) 5%
Чему равна масса соли в 50г 10% раствора?
А) 10г
Б) 5г
В) 0,5г
2 ВАРИАНТ
Найти число 12% которого равны 30
А) 500
Б) 250
В) 125
К 1кг соли растворили в 9 литрах воды. Какова процентная концентрация полученного раствора?
А) 10%
Б) 9%
В) 5%
Массовая доля растворенного вещества – это
А) отношение массы вещества к массе раствора
Б) отношение массы раствора к массе вещества
В 100г раствора содержится 10г соли, какова концентрация этого раствора?
А) 10%
Б) 20%
В) 5%
Чему равна масса соли в 80г 40% раствора?
А) 40г
Б) 8г
В) 32г
Приложение 4
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории физика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ