Урок – исследование «Сила трения»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №10»
Урок – исследование
«Сила трения»
Выполнила:
Поляница Лариса Юрьевна
учитель физики
МБОУ «СОШ №10», ул. Мира 3а
2014 год
Цели урока:
Создать условия для осмысления понятия «сила трения», закрепления знаний о силе тяжести, весе, силе упругости;
Создать условия для развития исследовательских умений: наблюдать, анализировать, выделять признаки изучаемого явления в процессе проведения лабораторного эксперимента, выражать собственную мысль в логической форме;
Прививать навык работы с лабораторным оборудованием;
Формировать умение рационально использовать время при проведении эксперимента.
Оборудование: динамометры, бруски, грузы, клеёнка, карандаши или груз цилиндрической формы.
Дидактический материал: карточки инструкций, дневник исследований, тесты.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Эпиграф: «Без сомнения, всё наше знание начинается с опыта»
Имануил Кант
1724-1804
ХОД УРОКА
Структура деятельности
Действия учителя
Действия учащихся
1.Организационный момент
Психологический настрой учащихся.
- Уважаемые коллеги! Нет, нет я не оговорилась, сегодня вы ученики 7 класса мои коллеги- физики- экспериментаторы, исследователи нового вида силы. Именно этой проблеме посвящена наша научная работа.
Готовятся к восприятию урока
2. Проверка домашнего задания
1. Фронтальная беседа:
Среди прочих наук, мы сегодня говорим о физике:
- Что такое физика?
- Что изучает физика?
- Как получают знания по физике?
Да, процесс исследования состоит из следующих звеньев: НАБЛЮДЕНИЕ—ГИПОТЕЗА—ЭКСПЕРИМЕНТ—ВЫВОДЫ
Прислушаемся к мудрости учёных: Аристотель советовал «Сперва собирать факты и только после этого связывать их с мыслью».
2.Тестовая проверка д/з
- прежде чем приступить к исследовательской работе надо получить допуск (проверить свои знания о физической величине сила) На работу 3 минуты.
1. Отвечают на вопросы
-Ф. наука о природе.
- Ф. изучает различные физические явления.
- Основные методы получения знаний: наблюдения и опыт.
2. Работа с тестами
3. Мотивационно-целевой компонент
1. Зачитывает фрагмент из книги Я.И. Перельмана «занимательная физика» книга № 2, стр 39
- Что за важная сила исчезает в гололедицу? Без этой силы мы беспомощны и рискуем упасть.
2.Записывает тему урока
1. Знакомятся с темой урока.
Сила трения.
2. Получают дневники исследований. Записывают тему урока.
4. Планирование.
Фронтальная беседа:
- Давайте подумаем, что мы можем узнать о силе трения?
- Как будем узнавать?
(Наблюдение - Гипотеза – Эксперимент – Выводы – Контроль- Оценивание)
Планируют свою работу:
1.Что такое сила трения (определение)?
2.Как обозначают?
3.Когда возникает?
4.Почему возникает?
5.Куда направлена?
6.К какому телу приложена?
7.От чего зависит?
8.Как измерить?
5.Реализация плана
1. Фронтальная беседа:
- За силой трения мы наблюдали в жизни, ею мы пользуемся, может быть лишь не задумывались об этом, и не знали что она так называется.
- На какой вопрос можем сразу ответить? Когда?
- Необходимо научиться измерять силу трения. Каким прибором необходимо воспользоваться?
1.Анализируют свой жизненный опыт.
Учатся грамотно выражать свою мысль используя терминологию физики.
- При движении одного тела по поверхности другого. Фиксируют в дневниках исследования.
Динамометр.
2 Обучает правилам работы с динамометром, способам измерения силы трения.
3. Акцентирует внимание, что динамометр показывает силу тяги руки
-Куда направлена сита трения?
4. Учит выдвигать гипотезы
(используя жизненный опыт)
- От чего зависит сила трения?
5. Лабораторная работа
(дозированный по времени эксперимент с пошаговым контролем на доске).
Опыт № 1 Зависимость силы трения от прижимающей силы.
Опыт №2. Зависимость от качества поверхности.
Опыт №3. Сравнения силы трения скольжения и трения качения.
Пример использования силы трения качения при реконструкции города Москвы, часть домов на улице Горького была передвинута именно так.
- На какие вопросы ещё мы можем ответить?
- Дайте определение силе трения.
6.Рисует изображение силы трения на доске.
7. Знакомит с видами сил трения в ходе заполения таблицы.
8. Фронтальный опыт.Трение покоя.
Подняв край доски брусок остаётся в покое. – Какая сила его удерживает на наклонной плоскости? Силатрения покоя позволяет удерживать в руках предметы, не рассыпается горка песка, удерживается вбитый гвоздь в стене, работают шкивы (демонстрирует ременную передачу)
2. Читают карточку инструкцию по работе с динамометром.
3-4. Учатся анализировать и делать выводы.
- В сторону противоположную движению (фиксируют).
5. Учатся проводить эксперимент делать выводы.
(работа в парах)
Учатся соотностить свои действия с планом.
Дают своё определение сравнивают с определением в учебнике.
6.Учатся правилам оформления сил.
7. Самостоятельно заполняют таблицу.
8.Знакомятся сновым видом силы – трение покоя
6.Рефлексия
1. Учит делать выводы.
- Подведём итоги запишем выводы.
- Что узнали на уроке?
- Чему учились?
1. Учатся делать выводы: письменно, самостоятельно в дневниках исследования
7. Домашнее задание
1.Инструктирует в выполнении домашнего задания.
П.30-32, стр.164, № 39-42 любые две.
2. Мотивирует на творческое задание написать сказку «Если бы исчезло трение».
1. Записываю д/з.
ПРАВИЛА РАБОТЫ С ДИНАМОМЕТРОМ
К деревянному бруску присоединить динамометр.
Держать динамометр горизонтально.
Двигать равномерно.
Динамометр показывает силу тяги равную силе трения. Эти величины равны по модулю и противоположны по направлению.
КАРТОЧКИ ИНСТРУКЦИИ
ОПЫТ №1
Измерить силу трения бруска без груза.
Измерить силу трения бруска с грузом.
Записать полученные величины.
Сделать вывод.
ОПЫТ №2
1.Измерить силу трения бруска по гладкой поверхности.
2.Измерить силу трения бруска по шероховатой поверхности.
3.Записать полученные величины.
Сделать вывод.
ОПЫТ №3
Измерить силу трения бруска имеющего форму цилиндра.
Записать полученные величины.
сделать вывод.
ДНЕВНИК ИССЛЕДОВАНИЯ
__________________________________________________
(Ф.И.)
Тема____________________________________________________________
Когда возникает___________________________________________________
Куда направлена __________________________________________________
Как обозначается___________________________________________________
Где точка приложения (покажи на чертеже)
От чего зависит_____________________________________________________
№
опыта
Величины
Значение
Вывод
1
2
3
Почему возникает___________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Сила трения – это сила, возникающая__________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Направленная______________________________________________________
Виды сил трения
Вывод:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории физика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ