Конспект урока на тему «Третий закон Ньютона»
Тема: «Третий закон Ньютона»
Цель урока:
Познавательная: познакомить учащихся с законом, углубление понятий «сила», «ускорение», «взаимодействие тел»
Развивающая: формирование умения анализировать, сравнивать, делать выводы, проводить наблюдения, переносить знания в новую ситуацию, выдвигать гипотезу, выработать начальные навыки по применению закона при решении задач.
Воспитательную: развитие познавательных и творческих способностей, воспитание активности, наблюдательности, познавательного интереса, тактичности, уяснение важности и практической значимости темы.
Оборудование: две тележки большой массы, шнур, две маленькие тележки с пружиной, два динамометра, штатив, два бруска, линейка.
Актуализация прежних знаний.
Учитель. Наша задача – научиться добывать знания, не отворачиваться от того, чего не понимаете. Как известно, знание- сила. Вот сейчас мы и посмотрим, насколько вы сильны. Надо отгадать кроссворд наоборот: по ответам составить вопросы.
На доске (или на экране ) изображен кроссворд с готовыми ответами. Учащиеся пытаются составить вопросы к ответам в кроссворде.
1)
З
А
К
О
Н
2)
И
Н
Е
Р
Т
Н
О
С
Т
Ь
3)
С
И
Л
А
4)
У
С
К
О
Р
Е
Н
И
Е
5)
И
С
О
6)
В
З
А
И
М
О
Д
Е
Й
С
Т
В
И
Е
Примерные ответы:
1). - связь, взаимодействие каких- либо явлений;
2). – свойство откликаться определённым ускорением на действие;
3).- мера взаимодействия F=ma;
4). – изменение скорости за единицу времени;
5).- инерциальная система отсчета (система, в которой выполняются законы Ньютон
6).- действие тел друг на друга.
Учитель: Поскольку определённый запас знаний у вас есть, объясним, почему происходит так, а не иначе.
1.стукните рукой по столу. Больно? Почему?
(стол действует с такой же по модулю силой)
2.два мальчика стоят на тележках, один тянет веревку, в движение приходят оба. Почему? (при взаимодействии обе тележки получают ускорение, на оба тела действуют F, равные по модулю и противоположные по направлению).
3. как имея два динамометра доказать, что сила взаимодействия между телами равны по модулю?
4. а есть ли народная формулировка закона? ( как стукнется, так и откликнется).
Процесс формирования навыков
А) решение качественных задач
1. Комар ударяется о лобовое стекло автомобиля. Что можете сказать о силах взаимодействия и об ускорениях, полученными телами? (F1=-F2 ; ак>>аА)
2. Земля притягивает вас с силой равной 600Н. С какой силой Вы действуете на Землю? (600Н)
3. Вы отталкиваетесь от Земли с силой равной 50Н. Можете ли Вы оттолкнуться с силой 100Н, если Ваши мышцы могут развить такую силу? (Да)
Работа с рисунком (на два варианта, выводится на экран или раздаётся индивидуально на каждого ребёнка)
1
1.
Д
50 Н 50 Н
Каковы показания динамометра Д?
А)100Н Б)50Н В)0Н
2
Вес тела?
А) 1
Б) 2
1 3 В) 3
Какие из пар сил могут быть силами
F3 F5 F6
F1 F2
F4
А)1-2 Б)3-4 В)F5-F6
4. При взаимодействии одно из тел получило а1=0,2м/с2; другое а2=1м/с2 . Массы тел:
А) одинаковы Б)m1>m2 В)m1> m1
На одном конце верёвки , перекинутой через неподвижный блок, держась руками, висит человек, на другом – груз, вес которого равен весу человека. Что произойдет, если человек будет на руках подтягиваться вверх по верёвке?
А)V1=V2=0 Б) V1>V2 В) V2>V1
Запись в тетради.
Третий закон Ньютона.
Из опытов и наблюдений:
1.Тела взаимодействуют (непосредственно и на расстоянии)
2. векторы силы направлены в противоположные стороны.
Тела действуют друг на друга с силами, равными по модулю и направленными в противоположные стороны, вдоль одной прямой.(равные силы изображают равными векторами)
F1=-F2
Особенности закона
F -только парами
-всегда при взаимодействии
-одной природы
-не уравновешиваются
- любой природы
Проявление и использование
Любое из наблюдаемых движений (ходьба человека, полёт птиц, …)
2
1.
20 Н 20 Н
Д Д
Каковы показания динамометров?
А) 20Н Б) 0Н В) 40Н
2. 3
Сила реакции опоры.
А) 1
1 Б) 2
2 В) 3
Действия и противодействия?
F1 F2 N F4
V
P F3
А) 1-2 Б) N-P В) 3-4
4. Массы взаимодействующих тел m1=5 кг, m2= 2 кг. Тела получают ускорения:
А) а1=а2 Б) а1>а2 В) а2>а1
Яблоко падает на Землю вследствие притяжения. На какое из тел действует большая сила?
А) одинаково Б) яблоко В) Земля
Домашнее задание: параграф 11,12 упр.12(1,2) письменно
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории физика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ