Конспект урока по Физике "Электрические и тепловые явления" 8 класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Лицей
Муниципальный конкурс
Методических разработок
«Мой лучший урок»
Предмет: физика
Тип урока: урок изучения нового материала
Тема: «Электрические и тепловые явления»
Продолжительность: 1 урок – 45 минут
Автор работы:
Учитель физики высшей категории
Лучина Татьяна Владиславовна
г. Узловая
2013
Эпиграф урока: «Не стыдно не знать, стыдно не учиться»
(русская пословица)
Урок изучения нового материала в 8-ом классе проводится на начальном этапе изучения темы «Электрические и тепловые явления».
Цель:
В увлекательной форме расширить и углубить знания, полученные на уроках, показать их широкое использование в повседневной жизни.
Задачи урока на языке наблюдаемых действий учащихся:
Учебно-организационные
Продолжить формирование умений и навыков:
организовать своё рабочие место;
нацелить себя на выполнение поставленной задачи;
осуществлять само и взаимоконтроль.
Учебно-интеллектуальные
анализировать, выделять главное;
логически и последовательно использовать освоенный материал для решения поставленных задач;
применять знания на практике;
объяснять полученные результаты.
Учебно-информационные
умение пользоваться разными источниками для извлечения необходимой информации, представленной в разных видах;
точно следовать установленному алгоритму выполнения задания.
Учебно-коммуникативные
умение слушать и слышать;
пользоваться языком научной физической терминологией;
сотрудничать в разновозрастной группе в процессе достижения общих целей;
умение применять знания в новой ситуации.
Пояснительная записка к уроку
По какому
направлению представлена работа
По физике
Тема урока
«Электрические и тепловые явления»
Программа, используемая в
работе
Рабочая программа по физике для 7–9 классов составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и требоваеий к уровню подготовки выпускников среднего (полного) общего образованияв соответствии с требованиями государственной программы по физике для общеобразовательных учреждений (2009г., авторы программы Е. М. Гутник и А. В. Перышкин).
Учебник и его
разделы
Е. М. Гутник и А. В. Перышкин – 2009 г., раздел «Тепловые явления» и раздел «Электрические явления»
Количество часов в
неделю
2 часа в неделю, 210 часов в год
Место урока в
изучаемой теме
Урок изучения нового материала актуален на начальном этапе изучаемого раздела
Этапы урока
- 1 этап: Мотивация знаний
- 2 этап: Экспериментальная часть
- 3 этап: Применения знаний – в конкретной ситуаций
- 4 этап: Рефлексия
Используемые средства обучения
Компьютерные технологии – презентация, экспериментальное оборудование
Ход урока:
№ п/п
Этап урока
Действия
Задачи
УУД
учителя
учеников
1
2
3
4
5
1
Мотивация
1/
Здравствуйте дорогие ребята! Я очень рада приветствовать вас в кабинете физики на нашем необычном уроке.
Мы живем в мире удивительных природных явлений. Их множество.
-Какие вам известны физические явления природы?
Приводят примеры физических явлений:
- кругооборот воды в природе,
- вращение планет;
- ветер;
- атмосферные осадки;
- времена года;
- извержение гейзеров;
- шаровые молнии;
-землетрясения;
- смерчи и цунами.
Нацелить на выполнение поставленной задачи.
Целеполагание соотнесение того, что уже освоено с тем, что ещё не известно
Какие выводы можно сделать о нашей планете?
Наша красивая планета полна загадок. Природные явления далеко еще не познаны. Их насчитывается многие сотни на нашей планете – от самых обычных и привычных до самых экзотических явлений. Одним словом – Их множество
А чтобы узнать тайны физических процессов и явлений как поступают ученые?
Проводят эксперименты и опыты.
Догадались, чем будем заниматься сегодня?
Ставить опыты и проводить эксперименты.
2
Экспериментальная часть
10/
Опыт 1 Наэлектризованный стакан: я не снимая стакана и, значит, не дотрагиваясь до стрелки, заставлю стрелку вращаться.
- Что нужно сделать, чтобы это произошло?
- Почему так происходит? (Для этого достаточно потереть стакан шерстяной тряпкой стакан – в этом месте наэлектризуется, и стрелка повернётся острием к тряпке, потому что наэлектризованное стекло притягивает ее, как магнит).
Взаимообучение приемам саморегуляции
Опыт 2 (Лимон в качестве батарейки)
Кто догадался, какие явления мы продемонстрировали?
Электрические.
Электричество кругом,
Полон им завод и дом.
Везде заряды: там и тут,
В любом атоме «живут»
А если вдруг они бегут,
То тут же токи создают,
Нам токи очень помогают
Жизнь кардинально облегчают!
Удивительное оно,
На благо нам обращено,
Всех проводов «величество»
Зовётся: «Электричество»!
Проявим нынче мы умение,
Законы объясним, явления:
Электризацию, сопротивление
И мощность, как работу за мгновение.
И проведем эксперименты.
Энергия – экономия – экология
Применение – простота исполнения – интерес и творчество – вот, что является основой того, что вы сейчас увидите.
Эксперимент1 Микроэлектродвигатель – создание доступной модели мини электродвигателя полностью удовлетворяет правилам техники безопасности.
Эксперимент 2 Дома у всех найдется магнит, магнит на холодильник, но интереснее всего когда его можно сделать своими руками.
Эксперимент 3 Новогодние праздники ассоциируются с красотой, весельем и ярким светом. Гирлянды, сделанные своими руками украсят дом ещё лучше.
2
Эксперимент 4 Очень часто мы все волнуемся и нам в этот момент как никогда нужен вентилятор.
Систематизировать информацию, которую предоставили авторы опытов
Дополнить полученную информацию собственными умозаключениями
Прогнозирование результата и уровня усвоения материала
Эксперимент 5 Мне хочется вам представить один из способов приготовления великолепного коктейля для подкрепления сил, сделанного при помощи своего оборудования.
Эксперимент 6 Оборудование, которое поможет мне вымыть посуду, так изготовлено из подручных средств.
Эксперимент 7 Я очень люблю смотреть на движущиеся предметы и мне не составило никакого труда, зная законы физики собрать такого электронного жучка.
Эксперимент 8 Моя бабушка и мама любят вязать, комбинировать цвета, им в помощь я собрал мини агрегат.
Что можно сказать об использовании энергии электрического тока, что она дает человеку?
Использование энергии электрического тока дает человечеству все больше удобств и благ. Развитие цивилизации немыслимо без использования энергии электрического тока.
Как вы думаете, какие значимые положительные результаты может иметь использование этих научных открытий при использовании в дальнейшем?
Знание технических характеристик, особенностей электробытовых приборов и оборудования позволит правильно их эксплуатировать, удлинить срок службы, поможет своевременно принять меры по устранению небольших неисправностей, уберечь себя и окружающих от поражения электрическим током, избежать пожара.
Явления природы завораживают своей красотой. Обратимся к опыту.
Опыт 3 «Загадочная свеча»
А теперь самое интересное. Раствор немного остыл, можно коснуться жидкости пальцем. Попробуем. Что происходит?
Почему же жидкость кристаллизовалась после того, как мы её коснулись?
Опыт 4 «Горячий лед»
Высказывают предположения: Это произошло из-за того, что в жидкости появился центр кристаллизации и она мгновенно перешла в твердое состояние.
-О каких явлениях шла речь в этих опытах
О тепловых явлениях
Прежде чем пригласить гостей к столу, мы, конечно, вскипятим чай и при этом несложном процессе применим физические законы. Какие мы сейчас узнаем с помощью Леонида.
Эксперимент 9
Нагревательный элемент
3
Этап применения знаний – в конкретной ситуаций
10
Много мы посмотрели экспериментов и опытов. Сейчас вам предлагаются ситуации, объяснить которые вам необходимо с точки зрения физики.
Работа в группах
Осознанное и произвольное построение высказывания
Анализ представленной ситуации, планирование сотрудничества со сверстниками
1. Стакан с чаем и ложка
(Почему прежде, чем налить в стакан кипяток, в стакан опускают чайную ложку? Как происходит нагрев ложки в чае?)
Прежде чем налить в стакан кипяток, в стакан опускают чайную ложку. Благодаря высокой теплопроводности металла это предотвращает стакан от резкого перегрева и разрушения.
2. Кружка и блюдце.
(Где быстрее остынет чай в стакане или в блюдце и почему?)
Чай быстрее остынет в блюдце, так как площадь с которой происходит испарение больше. А при испарении жидкость охлаждается.
3. Чай и молоко
(Когда чай остынет быстрее, когда в него сразу налить молоко или спустя некоторое время?)
4. Кружки металлические и фарфоровые.
(Почему мы обжигаем губы, когда пьем чай из металлической кружки?)
Мы обжигаем губы, когда пьем чай из металлической кружки, так как благодаря высокой теплопроводности температура стенок металлической кружки высока. У фарфора теплопроводность значительно ниже, температура стенок такой кружки не так высока.
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Управление поведением участников команды, группы
5.В каком чайнике вода скорее нагреется: в новом или старом, на стенках которого имеется накипь? (Чайники одинаковые.)
Вода быстрее нагреется в новом чайнике. За счет слоя накипи теплопроводность старого чайника ниже, чем нового.
6. В каком случае процесс теплообмена произойдет быстрее, если в горячую воду наливать холодную; в холодную наливать горячую той же массы?
Процесс теплообмена произойдет быстрее, если холодную воду налить в горячую (плотность холодной воды больше плотности горячей и при прочих равных условиях перемешивание воды произойдет быстрее).
9. Если мы выпьем 200 г (стакан) горячего чая при t=600С, то, какое количество теплоты получит наш организм.
Учащиеся вспоминают формулу расчета кол-ва теплоты, работают со справочником, анализируют ответ. (33600 Дж теплоты)
Почему каждый ребенок желает получить ответ на свой вопрос?
Наблюдаемые в быту и природе явления и процессы могут быть осмыслены и объяснены, если ребенок сам пытается их смоделировать или провести эксперимент. Он чувствует себя первооткрывателем. Сознание успеха окрыляет ребенка. В этом заключается радость учения с увлечением, радость творчества
4
Рефлексия
3/
Ну что ж, ребята сегодня мы повторили основные вопросы по теме: «Тепловые и электрические явления».
Что бы сказали, о той информации, которую сегодня получили вы. Закончите предложения:
• На уроке для меня самым важным было...
• В нашем общении для меня самым главным было...
• На месте преподавателя я бы.
Демонстрация чудо печки. Опыт с воздушным шариком. Фокус с карточками, мин и роботы.
Чудо конвертик
Контроль и оценка процесса и результата деятельности
Вся физика многогранна и интересна, как сказал Роджерс “Физика- это наука понимать природу”
Список литературы:
1. А.В.Перышкин «Физика - 8», Дрофа, 2009 г;
Ж/л «Физика в школе» № 3, 2007 г;
Приложение «Физика» к газете «1 сентября» № 7 2004г, № 8 2004г, № 33 2009г, № 43 2008г;
И.Я.Ланина «Внеклассная работа по физике», «Просвещение», 2010 г;
С.В.Дендебер, Л.В.Зуева, Т.В.Иванникова и др. «Электив 9. Физика. Химия. Биология», ООО «5 за знания», 2006г;
Т.В.Куренева «Живое электричество», Методическая разработка бинарно-интегрированного урока, Казань, 2008 г;
Т.М.Гребенкина «Физика. 10 класс. Внеклассная работа», «Корифей», 2009 г;
С.В.Боброва «Физика 7-10 классы. Нестандартные уроки», «Учитель», 2007 г;
Л.А.Горлова «Нетрадиционные уроки, внеурочные мероприятия. 7-11 классы», «Вако», 2010 г;
В.П.Синичкин, О.П.Синичкина «Внеклассная работа по физике», «Лицей», 2002г.
Самоанализ урока в 8-ом классе по теме:
«Электрические и тепловые явления»
Урок в 8-ом классе по теме: «Электрические и тепловые явления» направлен на развитие творческих способностей учащихся, расширение и углубление учебного материала, ознакомление с новыми сведениями за счёт обращения к различным литературным источникам.
Методические приемы данного урока осуществляются с целью приобретения навыков учащихся для выполнения исследовательских работ.
Такой урок, как одна из форм организации исследовательской деятельности учащихся помогает делать свои "открытия", казалось бы в обыкновенных и повторяющихся ежедневно действиях.
Содержание урока:
Первый этап – мотивация:
Основные задачи этапа: нацелить учащихся на выполнение поставленной задачи, целеполагание - соотнесение того, что уже освоено с тем, что ещё не известно. Опираясь на знания полученные при изучении курса природоведения, географии, учащиеся называют явления природы. Делают вывод, что мы живем в мире удивительных природных явления. И узнать тайны физических процессов нам помогут исследования, эксперименты, опыты.
Второй этап - Экспериментальная часть:
Цель этапа – взаимообучение, систематизировать информацию, которую предоставили авторы опытов.
На этом этапе проводим беседу, обсуждаем все увиденное и формируем вопросы, на которые хотелось бы получить ответы. Из множества вопросов выбираем самые значимые и формулируем гипотезы предполагаемого результата.
Почему? Каждый ребенок желает получить ответ на этот вопрос. Наблюдаемые в быту и природе явления и процессы могут быть осмыслены и объяснены, если ребенок сам пытается их смоделировать или провести эксперимент. Он чувствует себя первооткрывателем. Сознание успеха окрыляет ребенка. В этом заключается радость учения с увлечением, радость творчества.
Третий этап - Этап применения знаний в конкретной ситуаций.
Цель этапа: Анализ представленной ситуации, планирование сотрудничества со сверстниками - на этом этапе учащиеся работают совместно, предлагаются на выбор ситуации, объяснение которых необходимо представить с точки зрения физических процессов и явлений. Учащиеся с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Четвертый этап - рефлексия - оценка процесса и результата деятельности.
При подготовке к мероприятию использовались различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории физика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ