Конспект урока по Физике "Три состояния вещества. Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов" 7 класс

МОУ ПАДОВСКАЯ средняя общеобразовательная школа

ПЕСТРАВСКОГО РАЙОНА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ








Урок по физике в 7 классе

Тема: «Три состояния вещества. Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов»


Учитель физики Герасимова Е.С.













Октябрь,2009-2010 учебный год



УРОК ФИЗИКИ В 7 КЛАССЕ

Тема: Три состояния вещества. Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов.

Цель урока: Ознакомление учащихся со свойствами агрегатных состояний вещества на основе строения вещества, движения и взаимодействия частиц.

Образовательные задачи урока:

а) Повторить такие элементы знаний:

- физические величины, их единицы измерения, обозначение;

- существование взаимного притяжения и отталкивания между молекулами; - понятие смачивания , диффузии ,объема и формы тела;

б ) Познакомить учащихся с новыми элементами знаний:

- различное расположение молекул в твердых, жидких и газообразных телах ; - сохранение твердым телом формы и объема;

-сохранение жидким телом только объема;

- изменение у газообразного тела формы и объема;

в) объяснить свойства агрегатных состояний вещества на основе строения вещества.

Развивающие задачи урока:

А)развивать мышление учащихся путем решения качественных задач;

Б) Способствовать развитию творческого потенциала ученика, предлагая задания дифференцированного типа «Создать модель молекулы»;

Воспитательные задачи:

а) Способствовать формированию у учащихся чувств коллективизма , ответственности ;

б)Содействовать экологическому воспитанию учеников;

Тип урока: комбинированный

Оборудование: доска, учебник, пластилиновый шарик на нити , 3 мензурки с водой 100 мл, стакан, колба, пробирка, свечи, спиртовка, шприц, надувной шар, модели молекулы воды (18 штук),игрушка «Неваляшка», магниты.

ПЛАН УРОКА

Этап

Время, мин

Приемы и методы

1.Организационный момент





2.Актуализация опорных знаний



3.Изучение нового материала: строение твердых, жидких и газообразных тел, объяснение их свойств



4. Закрепление и обобщение изученного.


5.Домашнее задание

1-2





7-10



15-18






7-10



1-2

Приветствие, проверка готовности к уроку, информирование учащихся о целях и задачах урока.


Фронтальный опрос

Работа на доске и по карточке.

Устный мини- диктант


Ролевая игра

Рассказ учителя с элементами беседы.

Работа с учебником.



Проведение опытов


Запись задания на доске и в дневниках.

Пояснение задания.



Ход урока

  1. Организационный момент.

Здравствуйте ! Если вы готовы к уроку, можете садиться. (, выясняются причины неподготовленности ,если они есть).Дежурные, назовите отсутствующих и домашнее задание(§10, придумать способ соединения сломанной пополам стеклянной трубочки и обосновать его с точки зрения строения вещества. Объяснить поговорку «Вышел сухим из воды, как гусь».Ответы записать в тетради).

Учитель (МОТИВАЦИЯ) Сегодня на уроке мы повторим с вами физические величины, их единицы измерения и обозначение, понятия притяжения и отталкивания молекул, и наконец-то «разберемся» с молекулой воды (вывешивается на доске модель молекулы ), которая не меняясь, не меняя свою форму и размеры, своей внешности может образовывать со своими «подружками- близняшками» ,и газообразное тело, и жидкое, и что самое удивительное- твердое тело. А потом экспериментально ,т.е. на опытах еще раз подтвердим наши теоретические знания.

  1. Актуализация опорных знаний.

Работа с карточкой( 1 человек, за партой)

Физическая величина

Буквенное обозначение

Единица измерения

Длина



Площадь



Масса




Работа у доски заполнить таблицы №1 ,№2 ( 2 человека, письменно)

Таблица 1 (1 человек)

Физическая величина

Буквенное обозначение

Единица измерения

Скорость



Время



Расстояние



Объем




Таблица 2.

Твердое вещество

Жидкое вещество

Газообразное вещество




На доске перечень веществ: железо, водород, лед, бензин, углекислый газ, дерево, вода, пластмасса, водяной пар, керосин, стекло.

Учитель Выбрать из списка вещества, находящиеся в обычных условиях : в твердом состоянии, затем в жидком и газообразном и занести соответственно в таблицу№ 2.

Работа с таблицами и карточкой - 5 минут.

Как только выполните, садитесь и работаете с классом.

Параллельная работа с классом

Задание 3 (устно) Расскажите способы соединения стеклянной трубочки, которая нечаянно разбилась на прошлом уроке ,и обоснуйте ответ с точки зрения строения вещества.(зачитать по тетради)

Ученик. Стеклянную трубку можно соединить двумя способами: расплавив концы, сильно прижать друг к другу и подержать пока не затвердеет или применить клей для стеклянных поверхностей. В первом случае твердое стекло превратится в жидкое, и молекулы будут перемешиваться ,т.е. произойдет диффузия, стекло спаивается. Во втором случае молекулы клея сильнее взаимодействуют (притягиваются)с молекулами стекла и между собой.

Учитель Объясните поговорку «Вышел сухим из воды ,как гусь», с точки зрения физических законов.

Ученик. Перышки гуся смазаны жиром , а жир ,мы знаем, очень плохо смачивается водой, потому что молекулы жидкости притягиваются друг к другу сильнее, чем к молекулам жира.

Учитель Почему для водоплавающих птиц очень опасно , когда в водоем попадает нефть, мазут ,бензин и т.д.

Ученик Нефть, мазут, бензин расщепляют жир ,и перышки птиц намокают.

Учитель. Поэтому надо всегда помнить о наших меньших братьях, и не мыть автомобили, велосипеды, мотоциклы в водоемах.

(Проверить работающих учеников у доски)

Фронтальный опрос

Учитель.В1. Что мы знаем о строении вещества? Я начинаю предложение, вы его хором ,но вполголоса завершаете:

Все тела состоят из… молекул и атомов, которые движутся …беспорядочно ( хаотически) или… колеблются вокруг своего положения равновесия и друг с другом …взаимодействуют: либо …притягиваются , либо… отталкиваются.

УчительВ2. На этих знаниях о строении вещества постройте ответ на вопрос. Почему дым сигареты вреден даже для некурящего человека?

Ученик О2. Это объясняется явлением диффузии –перемешиваются молекулы дыма с молекулами воздуха и проникают в легкие некурящего человека при вдохе.

Учитель В 3. Резиновый шнур – твердое тело? Да. Как можно объяснить с молекулярной точки зрения растяжение резинового шнура?

Ученик О 3. Взаимодействие молекул резинового шнура между собой под действием силы растяжения уменьшается. После прекращения действия силы шнур возвращается в исходное положение.

Таблица № 2

Твердое вещество

Жидкое вещество

Газообразное вещество

Железо

Лед

Дерево

Пластмасса

стекло

Бензин

Вода

Керосин

Водород

Углекислый газ

Водяной пар


Учитель В4 А теперь, проверим заполнение таблицы 2 ….и ответим на вопрос. Назовите одно и то же вещество, которое встречается в таблице в 3-х состояниях?

Ученик О 4. Лед, вода, водяной пар.

Учитель.В5. Скажите, молекула воды в кофе, в чае, в молоке, пара над горячей водой, в сосульке одинаковы между собой?

Ученик. О5. Молекулы воды везде одинаковы

Учитель И я опять возвращаю вас к вопросу: Почему молекулы воды одинаковы , а вещество находится в разных состояниях? Что же мы еще не знаем до сих пор о строении вещества?… А давайте попробуем сравнить свойства твердых, жидких и газообразных тел, выдвинем гипотезу

( предположение) об их строении , а потом проверим ее экспериментально (на опытах).

2 . ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Ролевая игра

Учитель Сели удобно, спинка прямая.

Представьте себе, что вы – молекулы и образуете твердое тело (первый ряд от окна), жидкость (второй ряд ) и газ (третий ряд). «Твердое тело», ваша форма определяется границами первой и второй партами и проходами. «Жидкость», вы должны показать, как может измениться ваша «коллективная «форма от нынешних границ до …(определяет новые границы). «Газ», вам предоставлен объем…(определяет пространство для «газа»).

Помните, у молекул нет ртов, совещаться можно только шепотом. В вашем распоряжении – 5 минут. По истечении этого срока представитель вашей группы должен описать словами и продемонстрировать характер движения и взаимодействие молекул, расположение частиц , а затем заполнить второй и третий столбик в таблице №3, используя модели молекул и магнитики. Пользуйтесь таблицей в рабочей тетради, столбец «Расположение частиц».

( На демонстрационном столе - модели молекул и магниты в лоточках.

Учитель отмечает столбцы в таблице.)

(Ученики моделируют строение твердого тела, жидкости и газа Представители групп выступают и делают зарисовки в таблице №3)



Работа в группе

Работа в группе Работа в паре §11

стр.26-27

Работа в паре §11 Работа сам-льно

§12 стр.28-29

стр.26-27

Состояние вещества

Расположение частиц

Характер движения

Форма

Объем

Сжимаемость

Газ




Беспорядочное, хаотическое





Жидкость








Колебания и перескоки









Твердое тело



колебания








Учитель Спасибо , молекулы могут вернуться на свои места .Итак, расположение частиц в разном состоянии отличается друг от друга. Какие еще меняются свойства вещества в различных состояниях?

Попробуем сравнить такие свойства тел, как форма, объем и характер движения. Предлагаю вам заполнить в таблице №3 четвертый и пятый столбец. Вам поможет учебник, откройте §11 на стр. 26-27. Работаем в паре.

Время заполнения таблицы – 5 минут. Ответ достаточно записать одним глаголом.

Учитель проверяет задание 1 на доске

Физическая величина

Букв.обозначение

Единица измерения

Скорость

ν

м/с, км/ч, км/с, м/мин

Время

t

с, мин, ч, сут, год, век

Расстояние

S

м, мм,см, дм, км

Объем

V

м³, мм³, см³, дм³, км³, л, мл,





ФИЗМИНУТКА (1-2 минуты)

К нам на физминутку залетели две молекулы.

Они вам расскажут о своей жизни ,

а вы слушайте их внимательно,

чтобы не опростоволосится окончательно,

попробуйте побыть на их месте.

Повторяйте за ними вместе.

Девочки(с эмблемой молекул)

Мы маленькие частицы (присели ,руки вниз)

Блуждаем, где хотим(Вокруг себя поворачиваются)

А может и на месте ( шагают на месте)

Колебания создадим( качаются из стороны в сторону)

А если мы свободны, то скорость велика (вращение руками, хождение беспорядочное)

Теперь мы ждем ответ внимательного ученика.

Учитель Какие были названы состояния вещества?

Ответ. Жидкое, твердое , газообразное.

Учитель вызывает представителей групп заполнить таблицу или заполняет сам под диктовку и комментирование учеников.

Таблица №3


Работа в группе

Работа в группе Работа в паре §11

стр.26-27

Работа в паре §11 Работа самостоятельно

стр.26-27 §12 стр.28-29

Состояние вещества

Расположение частиц

Характер движения

Объем

Форма

Сжимаемость

Газ




Беспорядочное, хаотическое

Не сохраняет

Не сохраняет


Хорошая

Жидкость








Колебания и перескоки


сохраняет


Не сохраняет




Плохая

Твердое тело



колебания


сохраняет


сохраняет


Плохая

Учитель А теперь я предлагаю вам заполнить оставшийся столбец самостоятельно. Достаточно написать одно прилагательное.

Время работы 1 минута ( Записать Домашнее задание на доске)

  1. ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ


Учитель Ну что же , а теперь пора проверить экспериментально справедливость наших высказываний и теоретических знаний.

Опыт №1 Кусок пластилина на нити опускаем в мензурку и измеряем объем.

Вывод: изменяя форму тела , при этом объем остается неизменным

Примеры: Твердые тела - стол, стул, книга, доска и т.д. сохраняют свою форму и объем.

Опыт №2 Подкрашенную жидкость емкостью 100мл переливают из одного сосуда в другой

Вывод: форма жидкости изменяется, объем остается один и тот же.

Примеры: «Замуровали» воду в каменном сосуде, попробовали сжать- вода просочилась сквозь камень. Шприц наполнили водой и закрыли отверстие – сжать воду очень трудно по сравнению с воздухом.


Опыт №3 Надувной шар легко меняет свой объем, если его сжать. Поменять форму шара также очень легко.

Вывод: Газы не сохраняют ни объем, ни форму.

Примеры: Кислородные ,водородные баллоны можно накачать сильно.


  1. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

§11-12, задание №84 Сб.з. Лукашик В.И. ,стр12,

творческое задание (по желанию): создать модель строения льда, пользуясь реальным пластилином и проволокой ,или воды и водяного пара в виртуальном мире программы Word или Paint.

Лучшие работы будут выставлены в кабинете физики.




Модель молекулы воды

Таблица 3

Состояние вещества

Расположение частиц

Характер движения

Объем

Форма

Сжимаемость

Газ








Жидкость






Тв.тело







Дом .зад.

§11-12, задание №84 Сб.З. Лукашик стр.12,

творческое задание:

создать модель строения льда, пользуясь реальным пластилином и проволокой ,или воды и водяного пара в виртуальном мире программы Word или Paint.


РАСПРЕДЕЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА НА ДОСКЕ




Таблица 1

Физ.вел

Букв. обозн

Единица

измерения




















Таблица 2

Перечень веществ

Тв тела

жидк

газы

































Выставление и комментирование оценок

1 Таблица №1_(доска)_________________________________

2.Таблица №2 (доска)__________________________________

  1. Д/з «Стеклянная трубка»(устно)_______________________

  2. Д/з «Гусь сухой» ( устно) ____________________________

  3. Вопрос о вреде сигаретного дыма _____________________

  4. Вопрос о резиновом шнуре___________________________

  5. Представитель группы «Газы»________________________

  6. Представитель группы « Жидкость» ___________________

  7. Представитель группы « Твердые тела» ________________

  8. Вывод к опыту№1_________________________________

  9. Вывод к опыту№2__________________________________

  10. Вывод к опыту№3__________________________________


Мне кажется, что сегодня нам стали чуть-чуть ближе те крошечные частицы , из которых состоит вся наша огромная Вселенная.

Спасибо за урок !До свидания! Все свободны.

12


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории физика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ