Конспект урока по Физике "Три состояния вещества. Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов" 7 класс
МОУ ПАДОВСКАЯ средняя общеобразовательная школа
ПЕСТРАВСКОГО РАЙОНА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
Урок по физике в 7 классе
Тема: «Три состояния вещества. Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов»
Учитель физики Герасимова Е.С.
Октябрь,2009-2010 учебный год
УРОК ФИЗИКИ В 7 КЛАССЕ
Тема: Три состояния вещества. Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов.
Цель урока: Ознакомление учащихся со свойствами агрегатных состояний вещества на основе строения вещества, движения и взаимодействия частиц.
Образовательные задачи урока:
а) Повторить такие элементы знаний:
- физические величины, их единицы измерения, обозначение;
- существование взаимного притяжения и отталкивания между молекулами; - понятие смачивания , диффузии ,объема и формы тела;
б ) Познакомить учащихся с новыми элементами знаний:
- различное расположение молекул в твердых, жидких и газообразных телах ; - сохранение твердым телом формы и объема;
-сохранение жидким телом только объема;
- изменение у газообразного тела формы и объема;
в) объяснить свойства агрегатных состояний вещества на основе строения вещества.
Развивающие задачи урока:
А)развивать мышление учащихся путем решения качественных задач;
Б) Способствовать развитию творческого потенциала ученика, предлагая задания дифференцированного типа «Создать модель молекулы»;
Воспитательные задачи:
а) Способствовать формированию у учащихся чувств коллективизма , ответственности ;
б)Содействовать экологическому воспитанию учеников;
Тип урока: комбинированный
Оборудование: доска, учебник, пластилиновый шарик на нити , 3 мензурки с водой 100 мл, стакан, колба, пробирка, свечи, спиртовка, шприц, надувной шар, модели молекулы воды (18 штук),игрушка «Неваляшка», магниты.
ПЛАН УРОКА
Этап
Время, мин
Приемы и методы
1.Организационный момент
2.Актуализация опорных знаний
3.Изучение нового материала: строение твердых, жидких и газообразных тел, объяснение их свойств
4. Закрепление и обобщение изученного.
5.Домашнее задание
1-2
7-10
15-18
7-10
1-2
Приветствие, проверка готовности к уроку, информирование учащихся о целях и задачах урока.
Фронтальный опрос
Работа на доске и по карточке.
Устный мини- диктант
Ролевая игра
Рассказ учителя с элементами беседы.
Работа с учебником.
Проведение опытов
Запись задания на доске и в дневниках.
Пояснение задания.
Ход урока
Организационный момент.
Здравствуйте ! Если вы готовы к уроку, можете садиться. (, выясняются причины неподготовленности ,если они есть).Дежурные, назовите отсутствующих и домашнее задание(§10, придумать способ соединения сломанной пополам стеклянной трубочки и обосновать его с точки зрения строения вещества. Объяснить поговорку «Вышел сухим из воды, как гусь».Ответы записать в тетради).
Учитель (МОТИВАЦИЯ) Сегодня на уроке мы повторим с вами физические величины, их единицы измерения и обозначение, понятия притяжения и отталкивания молекул, и наконец-то «разберемся» с молекулой воды (вывешивается на доске модель молекулы ), которая не меняясь, не меняя свою форму и размеры, своей внешности может образовывать со своими «подружками- близняшками» ,и газообразное тело, и жидкое, и что самое удивительное- твердое тело. А потом экспериментально ,т.е. на опытах еще раз подтвердим наши теоретические знания.
Актуализация опорных знаний.
Работа с карточкой( 1 человек, за партой)
Физическая величина
Буквенное обозначение
Единица измерения
Длина
Площадь
Масса
Работа у доски заполнить таблицы №1 ,№2 ( 2 человека, письменно)
Таблица 1 (1 человек)
Физическая величина
Буквенное обозначение
Единица измерения
Скорость
Время
Расстояние
Объем
Таблица 2.
Твердое вещество
Жидкое вещество
Газообразное вещество
На доске перечень веществ: железо, водород, лед, бензин, углекислый газ, дерево, вода, пластмасса, водяной пар, керосин, стекло.
Учитель Выбрать из списка вещества, находящиеся в обычных условиях : в твердом состоянии, затем в жидком и газообразном и занести соответственно в таблицу№ 2.
Работа с таблицами и карточкой - 5 минут.
Как только выполните, садитесь и работаете с классом.
Параллельная работа с классом
Задание 3 (устно) Расскажите способы соединения стеклянной трубочки, которая нечаянно разбилась на прошлом уроке ,и обоснуйте ответ с точки зрения строения вещества.(зачитать по тетради)
Ученик. Стеклянную трубку можно соединить двумя способами: расплавив концы, сильно прижать друг к другу и подержать пока не затвердеет или применить клей для стеклянных поверхностей. В первом случае твердое стекло превратится в жидкое, и молекулы будут перемешиваться ,т.е. произойдет диффузия, стекло спаивается. Во втором случае молекулы клея сильнее взаимодействуют (притягиваются)с молекулами стекла и между собой.
Учитель Объясните поговорку «Вышел сухим из воды ,как гусь», с точки зрения физических законов.
Ученик. Перышки гуся смазаны жиром , а жир ,мы знаем, очень плохо смачивается водой, потому что молекулы жидкости притягиваются друг к другу сильнее, чем к молекулам жира.
Учитель Почему для водоплавающих птиц очень опасно , когда в водоем попадает нефть, мазут ,бензин и т.д.
Ученик Нефть, мазут, бензин расщепляют жир ,и перышки птиц намокают.
Учитель. Поэтому надо всегда помнить о наших меньших братьях, и не мыть автомобили, велосипеды, мотоциклы в водоемах.
(Проверить работающих учеников у доски)
Фронтальный опрос
Учитель.В1. Что мы знаем о строении вещества? Я начинаю предложение, вы его хором ,но вполголоса завершаете:
Все тела состоят из… молекул и атомов, которые движутся …беспорядочно ( хаотически) или… колеблются вокруг своего положения равновесия и друг с другом …взаимодействуют: либо …притягиваются , либо… отталкиваются.
УчительВ2. На этих знаниях о строении вещества постройте ответ на вопрос. Почему дым сигареты вреден даже для некурящего человека?
Ученик О2. Это объясняется явлением диффузии –перемешиваются молекулы дыма с молекулами воздуха и проникают в легкие некурящего человека при вдохе.
Учитель В 3. Резиновый шнур – твердое тело? Да. Как можно объяснить с молекулярной точки зрения растяжение резинового шнура?
Ученик О 3. Взаимодействие молекул резинового шнура между собой под действием силы растяжения уменьшается. После прекращения действия силы шнур возвращается в исходное положение.
Таблица № 2
Твердое вещество
Жидкое вещество
Газообразное вещество
Железо
Лед
Дерево
Пластмасса
стекло
Бензин
Вода
Керосин
Водород
Углекислый газ
Водяной пар
Учитель В4 А теперь, проверим заполнение таблицы 2 ….и ответим на вопрос. Назовите одно и то же вещество, которое встречается в таблице в 3-х состояниях?
Ученик О 4. Лед, вода, водяной пар.
Учитель.В5. Скажите, молекула воды в кофе, в чае, в молоке, пара над горячей водой, в сосульке одинаковы между собой?
Ученик. О5. Молекулы воды везде одинаковы
Учитель И я опять возвращаю вас к вопросу: Почему молекулы воды одинаковы , а вещество находится в разных состояниях? Что же мы еще не знаем до сих пор о строении вещества?… А давайте попробуем сравнить свойства твердых, жидких и газообразных тел, выдвинем гипотезу
( предположение) об их строении , а потом проверим ее экспериментально (на опытах).
2 . ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Ролевая игра
Учитель Сели удобно, спинка прямая.
Представьте себе, что вы – молекулы и образуете твердое тело (первый ряд от окна), жидкость (второй ряд ) и газ (третий ряд). «Твердое тело», ваша форма определяется границами первой и второй партами и проходами. «Жидкость», вы должны показать, как может измениться ваша «коллективная «форма от нынешних границ до …(определяет новые границы). «Газ», вам предоставлен объем…(определяет пространство для «газа»).
Помните, у молекул нет ртов, совещаться можно только шепотом. В вашем распоряжении – 5 минут. По истечении этого срока представитель вашей группы должен описать словами и продемонстрировать характер движения и взаимодействие молекул, расположение частиц , а затем заполнить второй и третий столбик в таблице №3, используя модели молекул и магнитики. Пользуйтесь таблицей в рабочей тетради, столбец «Расположение частиц».
( На демонстрационном столе - модели молекул и магниты в лоточках.
Учитель отмечает столбцы в таблице.)
(Ученики моделируют строение твердого тела, жидкости и газа Представители групп выступают и делают зарисовки в таблице №3)
Работа в группе
Работа в группе Работа в паре §11
стр.26-27
Работа в паре §11 Работа сам-льно
§12 стр.28-29
стр.26-27
Состояние вещества
Расположение частиц
Характер движения
Форма
Объем
Сжимаемость
Газ
Беспорядочное, хаотическое
Жидкость
Колебания и перескоки
Твердое тело
колебания
Учитель Спасибо , молекулы могут вернуться на свои места .Итак, расположение частиц в разном состоянии отличается друг от друга. Какие еще меняются свойства вещества в различных состояниях?
Попробуем сравнить такие свойства тел, как форма, объем и характер движения. Предлагаю вам заполнить в таблице №3 четвертый и пятый столбец. Вам поможет учебник, откройте §11 на стр. 26-27. Работаем в паре.
Время заполнения таблицы – 5 минут. Ответ достаточно записать одним глаголом.
Учитель проверяет задание 1 на доске
Физическая величина
Букв.обозначение
Единица измерения
Скорость
ν
м/с, км/ч, км/с, м/мин
Время
t
с, мин, ч, сут, год, век
Расстояние
S
м, мм,см, дм, км
Объем
V
м³, мм³, см³, дм³, км³, л, мл,
ФИЗМИНУТКА (1-2 минуты)
К нам на физминутку залетели две молекулы.
Они вам расскажут о своей жизни ,
а вы слушайте их внимательно,
чтобы не опростоволосится окончательно,
попробуйте побыть на их месте.
Повторяйте за ними вместе.
Девочки(с эмблемой молекул)
Мы маленькие частицы (присели ,руки вниз)
Блуждаем, где хотим(Вокруг себя поворачиваются)
А может и на месте ( шагают на месте)
Колебания создадим( качаются из стороны в сторону)
А если мы свободны, то скорость велика (вращение руками, хождение беспорядочное)
Теперь мы ждем ответ внимательного ученика.
Учитель Какие были названы состояния вещества?
Ответ. Жидкое, твердое , газообразное.
Учитель вызывает представителей групп заполнить таблицу или заполняет сам под диктовку и комментирование учеников.
Таблица №3
Работа в группе
Работа в группе Работа в паре §11
стр.26-27
Работа в паре §11 Работа самостоятельно
стр.26-27 §12 стр.28-29
Состояние вещества
Расположение частиц
Характер движения
Объем
Форма
Сжимаемость
Газ
Беспорядочное, хаотическое
Не сохраняет
Не сохраняет
Хорошая
Жидкость
Колебания и перескоки
сохраняет
Не сохраняет
Плохая
Твердое тело
колебания
сохраняет
сохраняет
Плохая
Учитель А теперь я предлагаю вам заполнить оставшийся столбец самостоятельно. Достаточно написать одно прилагательное.
Время работы 1 минута ( Записать Домашнее задание на доске)
ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ
Учитель Ну что же , а теперь пора проверить экспериментально справедливость наших высказываний и теоретических знаний.
Опыт №1 Кусок пластилина на нити опускаем в мензурку и измеряем объем.
Вывод: изменяя форму тела , при этом объем остается неизменным
Примеры: Твердые тела - стол, стул, книга, доска и т.д. сохраняют свою форму и объем.
Опыт №2 Подкрашенную жидкость емкостью 100мл переливают из одного сосуда в другой
Вывод: форма жидкости изменяется, объем остается один и тот же.
Примеры: «Замуровали» воду в каменном сосуде, попробовали сжать- вода просочилась сквозь камень. Шприц наполнили водой и закрыли отверстие – сжать воду очень трудно по сравнению с воздухом.
Опыт №3 Надувной шар легко меняет свой объем, если его сжать. Поменять форму шара также очень легко.
Вывод: Газы не сохраняют ни объем, ни форму.
Примеры: Кислородные ,водородные баллоны можно накачать сильно.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
§11-12, задание №84 Сб.з. Лукашик В.И. ,стр12,
творческое задание (по желанию): создать модель строения льда, пользуясь реальным пластилином и проволокой ,или воды и водяного пара в виртуальном мире программы Word или Paint.
Лучшие работы будут выставлены в кабинете физики.
Модель молекулы воды
Таблица 3
Состояние вещества
Расположение частиц
Характер движения
Объем
Форма
Сжимаемость
Газ
Жидкость
Тв.тело
Дом .зад.
§11-12, задание №84 Сб.З. Лукашик стр.12,
творческое задание:
создать модель строения льда, пользуясь реальным пластилином и проволокой ,или воды и водяного пара в виртуальном мире программы Word или Paint.
Таблица 1
Физ.вел
Букв. обозн
Единица
измерения
Таблица 2
Перечень веществ Тв тела
жидк
газы
Выставление и комментирование оценок
1 Таблица №1_(доска)_________________________________
2.Таблица №2 (доска)__________________________________
Д/з «Стеклянная трубка»(устно)_______________________
Д/з «Гусь сухой» ( устно) ____________________________
Вопрос о вреде сигаретного дыма _____________________
Вопрос о резиновом шнуре___________________________
Представитель группы «Газы»________________________
Представитель группы « Жидкость» ___________________
Представитель группы « Твердые тела» ________________
Вывод к опыту№1_________________________________
Вывод к опыту№2__________________________________
Вывод к опыту№3__________________________________
Мне кажется, что сегодня нам стали чуть-чуть ближе те крошечные частицы , из которых состоит вся наша огромная Вселенная.
Спасибо за урок !До свидания! Все свободны.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории физика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ