Конспект урока по Физике "МАССА ТЕЛ" 7 класс

1


МБОУ СОШ № 1 с. Измалково Измалковского муниципального района Липецкой области





Урок физики в 7 классе по теме:



По учебнику

Пёрышкина А. В. Физика. 7 кл.



Разработчик: Трубицина М. А.

учитель физики МБОУ СОШ № 1 с. Измалково Измалковского муниципального района

Липецкой области.






Тема урока: МАССА ТЕЛ.


Цели урока: - сформировать понятие о массе тела; выявить, что она характеризует; ввести единицы массы; познакомиться с прибором для измерения массы; закрепить изученное в ходе решения задач;

- продолжить формирование умений и навыков работы с приборами, справочной и дополнительной литературой; развивать умение наблюдать, сравнивать, анализировать и выделять главное, логично излагать свои мысли, развивать познавательный интерес и творческую инициативу ребят;

- продолжить формирование у учащихся понятия причинно- следственных связей явлений, познаваемости мира и его закономерностей.



Оборудование: весы, разновесы, трибометр демонстрационный, тележка с грузом, презентации к уроку; у каждого учащегося на парте задачник Лукашика со справочным материалом, штатив с желобом, шарик, три цилиндра разной массы, брусок с грузиком, весы, набор разновесов, два стеклянных пузырька с песком, линейка, флажок.



План урока.


I.Организация учащихся на урок.

1. Объявление темы урока (слайд № 1).

2.Сообщение цели и задач урока (слайд № 2).


II. Актуализация знаний.

1. Фронтальный опрос.

1) Что называется взаимодействием?

2) Что происходит в результате взаимодействия тел?

3) Как будет вести себя тело, если на него не будут действовать другие тела?

4) Как называется это явление?


2.Демонстрационный эксперимент.

Что произойдёт с грузом тележки при её остановке? Почему?



3. Фронтальный эксперимент.

Что произойдёт с грузом при резком начале движения? Почему?




4. Попробуйте теперь объяснить, почему пассажиры автобуса теряют равновесие при резком начале движения или резком торможении?

5. Игра «Поездка в автобусе» (с помощью флажка ребята показывают положение пассажиров в разные моменты движения автобуса).

III. Изучение нового материала.

1. Посмотрите внимательно на экран (слайд № 3). В чём сходство изображённых тел? Чем эти тела отличаются?

2. Попробуйте ответить на вопрос, что же такое масса тела? Какое свойство тела она характеризует?

3.Фронтальный эксперимент.

1)Положите на каждую ладонь пузырёк с песком. Чем они отличаются?

Поставьте их на чашки весов? Какой пузырёк тяжелее? Почему?

Вывод: масса характеризует количество вещества в однородных телах; масса тела складывается из массы всех его молекул.


2)Почему чашки весов с грузом опускаются вниз?

Почему все тела падают вниз?

Какой из пузырьков на весах опустился ниже?

Вывод: масса характеризует свойство тел притягиваться к Земле.

3)Поставьте на чашки весов металлические цилиндры; сравните их массы. Проверьте, на какое расстояние переместится каждый цилиндр при взаимодействии с шариком.


Вывод: масса характеризует свойство тел по-разному изменять свою скорость при взаимодействии (инертность).

Чем больше масса тела, тем меньше изменяется его скорость при взаимодействии. Если m1 > m2 в 2 раза, то v1<v2 в 2 раза.

=

6. Единицы массы.

[ m ] = [ 1 кг ]

1 т = 1000 кг = 103 кг

1 ц = 100 кг = 102 кг

1 кг = 1000 г = 103 г

1 г = 1000 мг = 103 мг

1 мг = 0,000001 кг = 10-6 кг

1 мг = 0,001 г = 10-3 г

7. Эталон массы ( слайд № 4 ).

Существует международный эталон килограмма, который хранится во Франции в городе Севре недалеко от Парижа.

8. А вот какие единицы массы были в древности (слайд № 5, сообщения учащихся ).

9. Знакомство с массами разных тел (работа с таблицей № 17 стр. 205 задачник Лукашика).

10. Приборы для измерения массы (слайд № 6).

Мы с вами будем работать с рычажными весами (слайд № 7).

Знакомство с устройством весов и разновесами (слайд № 8, 9).

Какую массу вы можете измерить данным набором гирь? Что делать, если потребуется гирька с массой меньше 1 г?


IV. Закрепление изученного.

1. Что такое масса тела? Какие свойства тела она характеризует?

2. Космонавт в космосе тянет за трос. Почему же космический корабль не приобретает значительной скорости в направлении космонавта?

3. Что более инертно: ружьё или пуля? Почему?

4. Почему в хоккее защитников выбирают помассивнее, а нападающих полегче, половчее?

5. Почему боксёров делят по весовым категориям?

6. Может ли масса тела быть равной нулю?

7. В воде всё становится легче. Означает ли это, что в воде масса тел уменьшается?

8. Работа по переводу единиц массы в систему СИ (слайд № 10).


V. Итог урока. Объявление оценок.

(Слайд № 11).

VI. Домашнее задание.

§ 19, упражнение № 6.

VII.Источники.

Ланина И.Я. Не уроком единым: развитие интереса к физике.

Перышкин А.В. Физика. 7 класс.

Суровегина И.Т., Фадеева А.А., Душенкова А.И. и др. Естествознание.



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории физика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ