Конспект урока по Физике "МАССА ТЕЛ" 7 класс
МБОУ СОШ № 1 с. Измалково Измалковского муниципального района Липецкой области
Урок физики в 7 классе по теме:
По учебнику
Пёрышкина А. В. Физика. 7 кл.
Разработчик: Трубицина М. А.
учитель физики МБОУ СОШ № 1 с. Измалково Измалковского муниципального района
Липецкой области.
Тема урока: МАССА ТЕЛ.
Цели урока: - сформировать понятие о массе тела; выявить, что она характеризует; ввести единицы массы; познакомиться с прибором для измерения массы; закрепить изученное в ходе решения задач;
- продолжить формирование умений и навыков работы с приборами, справочной и дополнительной литературой; развивать умение наблюдать, сравнивать, анализировать и выделять главное, логично излагать свои мысли, развивать познавательный интерес и творческую инициативу ребят;
- продолжить формирование у учащихся понятия причинно- следственных связей явлений, познаваемости мира и его закономерностей.
Оборудование: весы, разновесы, трибометр демонстрационный, тележка с грузом, презентации к уроку; у каждого учащегося на парте задачник Лукашика со справочным материалом, штатив с желобом, шарик, три цилиндра разной массы, брусок с грузиком, весы, набор разновесов, два стеклянных пузырька с песком, линейка, флажок.
План урока.
I.Организация учащихся на урок.
1. Объявление темы урока (слайд № 1).
2.Сообщение цели и задач урока (слайд № 2).
II. Актуализация знаний.
1. Фронтальный опрос.
1) Что называется взаимодействием?
2) Что происходит в результате взаимодействия тел?
3) Как будет вести себя тело, если на него не будут действовать другие тела?
4) Как называется это явление?
2.Демонстрационный эксперимент.
Что произойдёт с грузом тележки при её остановке? Почему?
3. Фронтальный эксперимент.
Что произойдёт с грузом при резком начале движения? Почему?
4. Попробуйте теперь объяснить, почему пассажиры автобуса теряют равновесие при резком начале движения или резком торможении?
5. Игра «Поездка в автобусе» (с помощью флажка ребята показывают положение пассажиров в разные моменты движения автобуса).
III. Изучение нового материала.
1. Посмотрите внимательно на экран (слайд № 3). В чём сходство изображённых тел? Чем эти тела отличаются?
2. Попробуйте ответить на вопрос, что же такое масса тела? Какое свойство тела она характеризует?
3.Фронтальный эксперимент.
1)Положите на каждую ладонь пузырёк с песком. Чем они отличаются?
Поставьте их на чашки весов? Какой пузырёк тяжелее? Почему?
Вывод: масса характеризует количество вещества в однородных телах; масса тела складывается из массы всех его молекул.
2)Почему чашки весов с грузом опускаются вниз?
Почему все тела падают вниз?
Какой из пузырьков на весах опустился ниже?
Вывод: масса характеризует свойство тел притягиваться к Земле.
3)Поставьте на чашки весов металлические цилиндры; сравните их массы. Проверьте, на какое расстояние переместится каждый цилиндр при взаимодействии с шариком.
Вывод: масса характеризует свойство тел по-разному изменять свою скорость при взаимодействии (инертность).
Чем больше масса тела, тем меньше изменяется его скорость при взаимодействии. Если m1 > m2 в 2 раза, то v1<v2 в 2 раза.
=
6. Единицы массы.
[ m ] = [ 1 кг ]
1 т = 1000 кг = 103 кг
1 ц = 100 кг = 102 кг
1 кг = 1000 г = 103 г
1 г = 1000 мг = 103 мг
1 мг = 0,000001 кг = 10-6 кг
1 мг = 0,001 г = 10-3 г
7. Эталон массы ( слайд № 4 ).
Существует международный эталон килограмма, который хранится во Франции в городе Севре недалеко от Парижа.
8. А вот какие единицы массы были в древности (слайд № 5, сообщения учащихся ).
9. Знакомство с массами разных тел (работа с таблицей № 17 стр. 205 задачник Лукашика).
10. Приборы для измерения массы (слайд № 6).
Мы с вами будем работать с рычажными весами (слайд № 7).
Знакомство с устройством весов и разновесами (слайд № 8, 9).
Какую массу вы можете измерить данным набором гирь? Что делать, если потребуется гирька с массой меньше 1 г?
IV. Закрепление изученного.
1. Что такое масса тела? Какие свойства тела она характеризует?
2. Космонавт в космосе тянет за трос. Почему же космический корабль не приобретает значительной скорости в направлении космонавта?
3. Что более инертно: ружьё или пуля? Почему?
4. Почему в хоккее защитников выбирают помассивнее, а нападающих полегче, половчее?
5. Почему боксёров делят по весовым категориям?
6. Может ли масса тела быть равной нулю?
7. В воде всё становится легче. Означает ли это, что в воде масса тел уменьшается?
8. Работа по переводу единиц массы в систему СИ (слайд № 10).
V. Итог урока. Объявление оценок.
(Слайд № 11).
VI. Домашнее задание.
§ 19, упражнение № 6.
VII.Источники.
Ланина И.Я. Не уроком единым: развитие интереса к физике.
Перышкин А.В. Физика. 7 класс.
Суровегина И.Т., Фадеева А.А., Душенкова А.И. и др. Естествознание.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории физика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ