Конспект урока по Физике "ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СТРОЕНИИ ВЕЩЕСТВА"

ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СТРОЕНИИ ВЕЩЕСТВА

(повторение темы)

Цели урока:

Обучающая: научить учащихся использовать свои знания на практике

Развивающая: развивать умения учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ и сравнение, делать необходимые выводы;

Воспитательная: воспитать внимательность, обучить правилам хорошего тона.


Ход урока


I. Проверка теоретических знаний учащихся по теме (устный заключительный фронтальный опрос).

Выполнение заданий по повторению темы «Первоначальные сведения о строении вещества» по карточкам-заданиям 4-х вариантов.

В каждом задании первый вопрос предполагает проверку знаний на уровне воспроизведения (первый уровень усвоения); второй - умение применять знания по образцу или умение сравнивать (второй уровень); третий вопрос позволяет проверить умение при­менять знания в измененной или новой ситуации (третий уровень усвоения).

Приводим примеры вариативных карточек-заданий.

Задание № 1

  1. Как можно схематически представить движение молекул в твердом теле?

  2. Чем отличаются физические свойства жидкостей от свойств паров?

  3. Объясните на основе учения о строении вещества явление диффузии.

Задание № 2

  1. Как можно схематически представить расположение молекул в жидкостях?

  2. Какое значение имеет диффузия в жизни растений и животных?

  3. Объясните на основе учения о строении вещества увеличение объема тела при повышении температуры.

Задание № 3

  1. Приведите примеры явлений, которые подтверждают движе­ние молекул.

  2. Чем отличаются физические свойства твердых тел от физических свойств жидкостей?

  3. Почему при одной и той же температуре диффузия в жидкостях протекает медленнее, чем в газах?

Задание № 4

  1. Приведите примеры явлений, подтверждающих взаимодействие молекул?

  2. В чем сходство физических свойств жидкостей и твердых тел?

  3. Объясните на основе учения о строении вещества сходство между водой и паром.


II. Сказка по теме «Первоначальные сведения о строении вещества»

Учитель. Ребята, этот этап мы проведем в форме сказки.

Слушайте внимательно да физику вспоминайте. Но и тетради приготовьте, они вам понадобятся. Итак:

«В некотором царстве, в некотором государстве жили-были царь с царицей. И была у них дочь - Настасья Премудрая. Краса­вица писаная, а уж рукодельница! Все умела! Но больше всего физику она любила. У нее даже комната была, где она целыми днями физические опыты проводила. И все шло хорошо. Но однажды налетел черный вихрь и унес Настасью неизвестно куда.

Кликнул тут царь клич: «Кто спасет мою дочь, тому я ее в жены отдам». Нашелся храбрец: Иван - крестьянский сын. Собрался он в дорогу и пошел, куда глаза глядят.

Идет, а навстречу ему старушка. «Куда путь держишь?»-спрашивает. Рассказал ей Иван. «Нелегко тебе придется, - говорит она. - Ведь спасти Настасью Премудрую может только тот, кто физику хорошо знает». «Вот и хорошо, - отвечает Иван. - Уж что-что, а физику-то я знаю!» Дала тогда ему старушка клубок и говорит: «Он отведет тебя куда нужно, но волшебным он станет лишь тогда, когда ты скажешь правильно: клубок - что это: вещество или физическое тело?»

Задумался Иван.

- А ну-ка, ребята, давайте ему поможем! (Учащиеся дают ответ.)

«Покатился клубок и привел Ивана к двум деревьям. А на них вместо зеленых листьев ленточки бумажные висят. Хотел Иван мимо пройти, да услышал голос: «Помоги нам, Иван! Развесь ленточки правильно: на одно дерево - с названиями веществ, а на другое - с названиями физических тел».

Принялся Иван за работу.

Ребята, а кто из вас может выполнить это задание?

К доске выходит - по желанию - ученик и на одной магнитной доске размещает карточки с названиями веществ, выбирая их из лежащих на демонстрационном столе, а на другой - карточки с названиями физических тел. Пока он это делает, прошу всех написать в своих тетрадях по три названия веществ и физических тел, а за­ем зачитать 2-3 записи.

«Не успел Иван справиться с заданием, а уж перед ним зеленой листвой шумят настоящие деревья: «Спасибо, Иван, за то, что оживил нас!»

Покатился клубок дальше. Идет Иван за ним, глядь - перед ним старичок на пеньке сидит. Хотел было Иван мимо пройти, а он и говорит: «Погоди, добрый молодец! Дальше не пройдешь, коли не ответишь на мои три вопроса». «Задавай», - говорит Иван.

- Что ты знаешь о молекулах?

- Можно ли отличить воду, полученную из сока, от воды, выделенной из молока или морской воды? Почему?

- Чем схожи и чем различаются холодная и горячая вода? Справился Иван с заданием («ну-ка скажите, что он ответил старичку?») и пошел дальше, а клубок покатился так быстро, что Иван за ним еле поспевал. Вдруг впереди болото: не обойти, не объехать. Что делать? Сел Иван на камень, да призадумался. И слышит, будто зовет его кто-то. Поднял голову, а на ветке синичка сидит. «Отодвинь, - говорит, - камень, на котором сидишь. Там - письмо заветное. Сумеешь, ответы найти - откроется тебе невиди­мая тропинка через болото, а не сумеешь - не видать тебе Настасьи Премудрой!»

Отодвинул Иван камень, а под ним и впрямь письмо, а в нем задания. Первое - дописать концы фраз:

  1. Взаимное проникновение соприкасающихся веществ друг в друга вследствие беспорядочного движения частиц, из которых они состоят, называется....

  2. То, из чего состоит физическое тело, называется....

  3. Частицы, из которых состоят молекулы, называются....

  4. Сохранение объема и формы - это свойство...

  5. Одним из основателей учения о молекулярном строении вещества был великий русский ученый...


(Ребята «вместе с Иваном» записывают в тетрадях: 1) диффузия, 2) вещество, 3) атомами, 4) твердых тел, 5) М. В. Ломоносов.)


«Да ... Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Справился Иван с первым заданием, взялся за второе, а оно непростое: надо показать схематично расположение молекул воды в различных состояниях (газообразном, жидком и твердом) и объяснить, чем вызвано различие свойств воды в этих состояниях».


Один из учеников моделирует на магнитной доске расположение молекул воды в различных состояниях с помощью цветных кружков и объясняет различие свойств.


«Как только выполнил Иван это задание, увидел он тропинку через болото, а клубок покатился по ней. Идет Иван, торопится. Вдруг остановился клубок. Пригляделся Иван, а впереди ров глубокий: не обойти, не перепрыгнуть. Что делать? Смотрит, а на самом краю рва камень огромный стоит, а на нем слова написаны: «Если найдешь физические ошибки в рассказе, то перекинется через ров мост, а не найдешь, - так и останешься на этой стороне».

Внимание, ребята! Слушаем рассказ. Найдите в нем физические ошибки.

Встретились однажды два друга - Коля и Витя. Давно они не виделись. «А я уже физику знаю», - хвалится Коля. «И я тоже знаю», - говорит Витя. И стали они друг перед другом своими знаниями хвастаться.

- Я знаю, - говорит Коля, - что мельчайшая частица данного вещества это - молекула.

- Подумаешь! - отвечает Витя. - Зато я знаю, что все молекулы состоят из атомов.

- А ты знаешь, - спрашивает Коля, - что молекулы можно увидеть в телескоп?

- Конечно, - говорит Витя. - В телескоп все можно увидеть! А вот ты, Коля, знаешь, что чем меньше скорость движения молекул, тем выше температура данного тела?

-Еще бы не знать! - отвечает Коля, - это каждому известно! А ты, Витя, слышал, что вещества могут находиться в трех состояниях: жидком, твердом и газообразном?

- Конечно, слышал, - улыбнулся Витя. - Я даже знаю их свойства. Жидкости сохраняют форму, но меняют объем. Газы имеют форму и объем, а твердые тела не сохраняют ни формы, ни объема.

- Постой, постой! - остановил его Коля. - По-моему, ты что-то перепутал!

- Ничего я не перепутал, - обиделся Витя. - Я физику как дважды два знаю.

- Ну тогда, - говорит Коля, - ответь на мой вопрос: одинаково ли быстро протекает диффузия в газах, жидкостях и твердых телах? Только подумай сначала.

- А что тут думать, - усмехнулся Витя. - Я и без обдумывания скажу, что одинаково. На то она, брат, и диффузия!

Иван точно (как и вы) указал все ошибки, тут же появился мост и он пошел дальше. Долго ли коротко ли шел Иван, но наконец пришел к замку, а войти в него не может - вокруг глухие стены до самого неба простираются. Отыскал он небольшую дверь в стене, но на ней замок висит многопудовый. Попытался, было Иван сбить его, да все напрасно. Стоит Иван, пригорюнился. Вдруг голос слышит: «Не печалься, Иван. Замок сам откроется, коли сумеешь ты указать физический смысл трех пословиц:

  1. Ложка дегтя бочку меда портит.

  2. Отрезанный ломоть к хлебу не приставишь.

  3. Как с гуся вода».


(Ребята объясняют суть этих пословиц с точки зрения физики.)


С последними словами Ивана замок упал на землю. Открыл он дверь, а перед ним стоит Настасья Премудрая. «Молодец, Иван! -говорит. - Не побоялся трудностей и испытаний! Все прошел. Осталась самая малость. Чтобы разрушить злые чары, надо рассчитать цену деления у всех мензурок изображенных на рис. 9 и 10 задачника, с. 7.

«Выполнил Иван и это задание. Рухнули злые чары, исчез заброшенный замок, и очутились Иван да Настасья дома. Обрадова­лись царь с царицей, сыграли свадьбу и стали все жить-поживать, да добра наживать. Тут и сказке конец. Кто слушал ее, да физику повторял, тот молодец!»


III. Итог урока.

Игра «Что? Где? Когда?»

  1. Вам удалось нажатием на поршень в цилиндре двигателя сократить объем воздуха, заключенного в нем. Что это означает с точки зрения физики?

  2. В баллоне колеса автомашины воздух подвергается сильному сжатию. Изменяются ли при этом расстояния между молекулами? Как?

  3. Изменятся ли расстояния, которые «пролетают» молекулы воздуха от одного столкновения до другого, если баллон колеса немного спустить? Как? Почему?

  4. Почему трудно отвинтить гайку, много времени находившуюся в туго завинченном состоянии? (Влияние ржавчины исключить: гайка и болт сделаны из нержавеющей стали.)

  5. Автомобиль стоял в гараже, затем находился в пути 1 ч в летний зной. Что вы можете сказать о поведении молекул в скатах его колес?

Ответы.

  1. Существующие между молекулами газа (воздуха) промежутки уменьшились.

  2. Да. Уменьшаются.

  3. Да. Расстояния увеличатся. Молекул станет меньше, и промежутки между ними возрастут.

  4. Сыграла свою роль диффузия: благодаря ей увеличилось «сцепление» между гайкой и болтом.

  5. Из-за того, что температура в баллонах повысилась, скорость движения молекул увеличилась, а это, в свою очередь, увеличило число соударений между молекулами и число их ударов изнутри о стенки скатов.


IV. Домашнее задание: § 11, 12 (повторить)

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории физика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ