Конспект урока по теме: «Отражение света. Законы отражения света» 8 класс
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
«Отражение света. Законы отражения света»
(Тема урока)
1
ФИО (полностью)
Чулкова Надежда Андреевна
2
Место работа
МОУ «Солдатско - Степновская СОШ»
3
Должность
Учитель физики и математики
4
Предмет
физика
5
Класс
8
6
Тема и номер урока в теме
Отражение света. Закон отражения света
№ 2
7
Базовый учебник
Перышкин А.В.: Физика 8 класс — М.: Дрофа. 2012.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные результаты: понимание сущности определения понятий «угол падения», «угол отражения», «обратимость световых лучей», «отражение света».
Метапредметные результаты: понимание и способность объяснить такое физическое явление как отражение света, понимание смысла закона отражения света.
Личностные результаты: понимание значения закона отражения света в жизни человека и умение использовать полученные знания в повседневной жизни.
Решаемые учебные задачи:
ввести понятия отраженный луч, преломленный луч, угол падения, угол отражения, обратимость световых лучей;
формирование понятия отражения света и знания о законе отражения света;
рассмотрение особенностей распространения света на границе раздела двух сред;
раскрыть огромное значение отражения света в жизни.
Тип урока изучение нового материала.
Формы работы учащихся фронтальный эксперимент, индивидуальная работа, самостоятельная работа.
Необходимое техническое оборудование: ПК, мультимедийный проектор, принтер, интерактивная доска.
Дидактические средства: презентация, раздаточный материал, карточки с заданиями, ЭОР.
Методы обучения: диалогический, информационный, практический, репродуктивный, исследовательский.
-
№
Этап урока
Формируемые результаты обучения
Название используемых ЭОР
Деятельность
учителя
Деятельность
ученика
Объем затраченного времени
1
Оргмомент
Приветствие учащихся, отмечает отсутствующих, ставит учебные задачи.
Слушают.
1 мин.
2
Актуализация знаний
Знать: закон прямолинейного распространения света. Понимать смысл понятий тень и полутень
Учитель демонстрирует ресурс 1.
Учитель проверяет качество усвоения домашнего задания методом фронтального опроса.
1.Что изучает оптика?
2.В чем состоит суть закона прямолинейного распространения света?
3.Приведите примеры: а) естественных; б) искусственных источников света.
4.Как доказать, что свет в однородной среде распространяется прямолинейно?
5.При каких условиях от предмета получается лишь полутень?
6.Что больше – размеры самолета или его полной тени, когда он летит горизонтально в полдень над экватором?
7.Что длится дольше – полное затмение Солнца или полное затмение Луны?
8.Почему тень ног на земле резко очерчена, а тень головы более расплывчата? При каких условиях тень всюду будет одинаково отчетлива?
Ученики индивидуально отвечают на вопросы.
5 мин.
3
Изучение нового материала
Знать определения понятий «угол падения», «угол отражения», «обратимость световых лучей», «отражение света», «зеркальное отражение», «рассеянное отражение», закон отражения света
Учитель ставит перед учащимися проблему.
Свет по всем направлениям распространяется одинаково. Мы его не видим. Почему свет становится видимым, если в комнате пыль? Почему мы видим окружающие нас тела? Над этой проблемой мы и будем сегодня работать.
Введем несколько определений.
Демонстрация ресурса 2.
Угол α между падающим лучом и перпендикуляром к границе раздела, восстановленным к поверхности в точке падения луча, носит название угол падения.
Угол β между отражённым лучом и тем же перпендикуляром, носит название угол отражения.
Демонстрация ресурса 3 и 4.
Выведем законы отражения.
При отражении света всегда выполняются две закономерности:
Первая. Лучи, падающий и отраженный, лежат в одной плоскости с перпендикуляром, проведенным к границе раздела двух сред в точке падения луча.
Вторая. Угол падения равен углу отражения.
Свойство световых лучей - их обратимость.
При падении света на разные поверхности возможны два варианта.
Первый.
Пучок света, падающий на поверхность, отражается ею также в виде пучка. Такое отражение света называется зеркальным отражением, а поверхность называется зеркальной.
Второй.
Пучок света, падающий на поверхность, отражается ею во всех направлениях. Такое отражение света называют рассеянным отражением или просто рассеянием света, а поверхность называют диффузной.
Учащиеся проводят эксперимент, с целью выявления проблем
Учащиеся наблюдают, делают вывод и проверяют закон отражения света.
Учащиеся наблюдают и делают вывод.
20 мин.
4
Закрепление учебного материала
Уметь строить отраженный луч; решать задачи на закон отражения света; уметь решать графические задачи на восстановление пропущенных фрагментов.
С целью закрепления изученного материала учитель предлагает следующие задачи. Демонстрация ресурса 5. 1.Чему равен угол падения луча на зеркальную поверхность, если угол между лучом и зеркальной поверхностью равен 600?
2.Чему равен угол падения луча на зеркальную поверхность, если угол между падающим и отраженным лучами равен 500?
3.На плоскую зеркальную поверхность падают два луча, угол между которыми 100. Каким будет угол между отражёнными лучами?
4.Луч света падает на плоскую зеркальную поверхность. Угол падения в 4 раза больше, чем угол между падающим лучом и зеркальной поверхностью. Чему равен угол отражения?
5.Солнечные лучи падают под углом 600 к горизонту. как нужно расположить плоскую зеркальную поверхность, чтобы отраженные лучи осветили дно глубокого колодца? Сделайте схематический рисунок, поясняющий ваше решение.
Угол падения увеличили на 150 . Угол отражения (увеличился на 150)
Свет падает на поверхность под углом 600. Каким будет угол падения (300)
Угол между падающим и отраженным лучом равен 400. Чему равен угол падения. (200)
Учащиеся решают задачи.
10 мин.
5
Подведение итогов урока, рефлексия
Уметь отстаивать точку зрения, аргументировать ее, подтверждая фактами
Учитель выводит на доску тест. Демонстрация ресурса 8. Учитель организует совместное обсуждение в выборе нужных ответов. Выставляет оценки.
Учащиеся выполняют тест.
Анализируют свою работу на уроке, обсуждают, высказывают свое мнение.
2 мин.
6
Домашнее задание
Уметь приобретать опыт самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием новых информационных технологий
Учитель дает домашнее задание. §63 учебника.
Выполнить упражнение 30
Сообщения по темам: "История создания и принцип действия перископа", "История создания и принцип действия калейдоскопа", "Фокусы с зеркалами", "Дворец иллюзий", "Пытка зеркалами"
Ученики записывают домашнее задание
2 мин.
Приложение к плану-конспекту урока
Тема: «Отражение света. Законы отражения света»
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№
Название ресурса
Тип, вид ресурса
Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
1
« Родная природа в творчестве художников. Левитан»
информационный ресурс
иллюстрация.
2
"Закон отражения"
информационный ресурс
3D-модель, анимация
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/ed19caf9-3b92-4214-b9b6-ef7b25044987/?
3
« Отражение света. Закон отражения света».
информационный, контрольный ресурс
иллюстрация, тест, модель.
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669ba07e-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/5_3.swf
4
"Закон отражения"
информационный ресурс
видеоролик, анимация
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/f6c71b4d-ecb7-49a4-b30b-fc920e73cfb8/?
5
Задача по физике N 2187
контрольный ресурс
текст/текст с иллюстрациями
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/6641baae-b227-11dc-a4c2-db17ea7b9f0b/?
6
Тест к уроку "Отражение света. Законы отражения света"
контрольный ресурс
тест, интерактивное задание
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/669b796b-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/?
7
Калейдоскопы
информационный ресурс
текст/текст с иллюстрациями
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/bc9bb121-4c48-6306-db86-8b527c2a8051/?interface=catalog
8
3D-модель "Зеркальный перископ"
информационный ресурс
анимация
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/2cab6963-5a15-42dc-b966-25b5adc600fd/?interface=catalog
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории физика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ