Конспект урока по теме "Прямолинейное распространение света"

Урок изучения нового материала построен с применением приемов ТРКМ, ИКТ.

I. Этап "Вызов"

Учитель: Еще в глубокой древности ученые интересовались природой света. Что же такое свет?


Прием "Корзина идей"
Дети пишут на листочках свои мысли о том, что такое свет.

Учитель: Что Вы знаете о природе света?
Что не понятно?
О чем хочется поговорить сегодня на уроке?

Учащиеся: Мы хотим узнать природу света, какие тела или вещества излучают свет. Как свет распространяется в пространстве.

Учитель: Итак, тема урока "Источники света. Прямолинейное распространение света. Образование тени". (Презентация "Прямолинейное распространение света", слайд 1)

II. Этап "Осмысление"

Учитель: Источники света – тела, от которых исходит свет. (Презентация "Прямолинейное распространение света", слайд 2)
Демонстрация учащимся различных источников света (горящая спичка, свеча, светящая лампочка).
Разделите все источники света на виды по какому-нибудь признаку.
Учащиеся: Источники света подразделяются на естественные и искусственные. К естественным источникам света можно отнести Солнце, звезды, светящиеся объекты животного и растительного мира, например, светлячки. (рисуют кластер).
Учитель дополняет: Искусственные разделяют на тепловые (свеча, лампа накаливания) и люминесцирующие (лампа дневного света). (Презентация "Прямолинейное распространение света", слайд 3)
- Что произойдет, если на пути света расположить непрозрачный предмет?

Учащиеся: Свет сквозь него не проходит. Образуется тень.

Учитель: Тень всегда одинаковая?
Учащиеся вспоминают, что она может быть длинее или короче, очень черная или серая.
Учитель: От чего это зависит?
Учащиеся выдвигают гипотезы, руководствуясь жизненным опытом. (Презентация "Прямолинейное распространение света", слайд 4,5)
Учитель: Давайте проверим ваши гипотезы на опыте.
Проводится опыт с разными источниками (большие и точечные - лампа и свеча), предмет располагаем на разных расстояниях. Видим, что в разных случаях тень различна, при точечном источнике образуется четкая тень, а при большом есть еще и полутень.

Учитель: попробуйте нарисовать схемы этих опытов и объяснить различия.
Дети рисуют и обсуждают в парах, потом в четверках. После чего рисунок демонстрируется на слайде. (Презентация  "Прямолинейное распространение света", слайд 6,7)

Учитель: Тень – область пространства, в которую не попадает световая энергия от источника света. Полутень – область пространства, в которую световая энергия от источника света попадает частично.
Полутень может получить, если использовать не один, а два источника света.

В 2008 году ученица 3 класса Фомина Ксения выполняла исследование по теме "Тайны Солнечного королевства", в которой она изучала затмения и наблюдала солнечное затмение, которое было 1 августа 2008 года. Посмотрим ее презентацию. (презентация "Затмения")



3. Практическая работа “Обнаружение тени и полутени”.
Практическую работу выполняем на компьютерах. На рабочем столе имеется иконка.
 
Задания к практической работе высвечиваются на доске (рекомендации к практической работе).
(используются ресурсы единой коллекции цифровых образовательных ресурсов  (тень и полутень).

III. Этап "Рефлексия"

Что понравилось на уроке?

Что не понтравилось?

Что было не понятно?

Что было трудно?

Оцените свою работу по освоению новой темы.

Составьте синквейн на тему "Свет", "Затмения"


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории физика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ