Конспект урока по теме: "Свет как источник информации человека об окружающем мире. Источники света" 6 класс
«Свет как источник информации человека об окружающем мире. Источники света».
в программе А.Е Гуревича, Д. А. Исаева, Л. С. Понтак, опубликованной в сборнике «Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия.7-11 кл.»/сост. В.А.Коровин, В.А. Орлов.- М. «Дрофа», 2009. с использованием ИКТ
№
Тема урока
Медиапособия
1
Свет как источник информации человека об окружающем мире. Источники света.
Презентация «Свет как источник информации человека об окружающем мире. Источники света».
2
Прямолинейное распространение света, образование теней.
Л.Р. №6 «Наблюдение теней и полутеней».
Видеоролик - анимация "Прямолинейное распространение света"
http://class-fizika.spb.ru/index.php/slaid/190-opt
Видеоролик - анимация "Образование тени"(N 170935)
Видеоролик - анимация "Образование тени и полутени" (N 172168)
3
Отражение света. Л.Р. №7 «Изучение отражения света».
Интерактивный рисунок "Закон отражения"
http://class-fizika.spb.ru/index.php/slaid/190-opt
Видеоролик - анимация "Закон отражения"
4
Зеркала. Л.Р. №8 «Наблюдение отражения света в зеркале».
Презентация «Зеркала»
Видеоролик "Отражение параллельных лучей в зеркале (плоском, вогнутом, выпуклом)"
5
Преломление света. Л.Р. №9 «Наблюдение преломления света»
Видеоролик - анимация"Преломление света"
http://class-fizika.narod.ru/vid.htm
Видеоролик "Иллюзия сломанной ложки"
6
Линзы, их типы и изменение с их помощью формы светового пучка.
Л.Р. №10 «Получение изображений с помощью линзы»
Видеоролик – анимация «Линзы, их типы и изменение с их помощью формы светового пучка».
7
Построение изображений в собирающей линзе.
Презентация «Построение изображений в собирающей линзе».
8
Оптические приборы.
Рисунок "Проектор"
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7abb747a-2705-4c4f-b1c8-40d88868848d/9_155.swf
Слайд-шоу "Фотоаппарат"
http://collection.edu.yar.ru/catalog/rubr/8b74c9c3-9aad-4ae4-abf9-e8229c87b786/74196/?
9
Глаз и очки.
Интерактивная модель "Исправление близорукости или дальнозоркости с помощью очков"
Слайд-шоу "Строение глаза"
Анимация "Как мы видим"
10
Разложение белого света в спектр. Радуга.
Л.Р.№11 «Наблюдение спектра солнечного света»
Определение "Разложение белого света"
Слайд - шоу "Опыт Ньютона по разложению белого света в спектр"
Слайд-шоу "Радуга"
11
К.Р. №1 по теме «Световые явления».
Занятная физика http://class-fizika.spb.ru/index.php/hom
Региональная коллекция Ярославской области http://collection.edu.yar.ru/
Классная физика для любознательных http://class-fizika.narod.ru/index.htm
Световые явления по программе А.Е Гуревича, Д. А. Исаева, Л. С. Понтак, опубликованной в сборнике «Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия.7-11 кл.»/сост. В.А.Коровин, В.А. Орлов.- М. «Дрофа», 2009.
Учебник: А.Е Гуревич, Д. А. Исаев, Л. С. Понтак «Физика. Химия 5-6 классы», М. «Дрофа» 2010
6 класс
Тема: Световые явления
Тема урока: Свет как источник информации человека об окружающем мире. Источники света.
Цель урока: познакомить учащихся с видами излучения, его источниками, физическими закономерностями излучения и его применением человеком.
Задачи урока:
Образовательная:
Ознакомить учащихся со световыми явлениями.
Дать понятие источника света.
Показать, что свет важнейший фактор жизни на Земле.
Воспитательная:
Формирование познавательного интереса к физике.
Воспитание стремления к познанию нового.
Воспитание уважения к товарищу.
Развивающая:
Развитие умения пользоваться языком физики и применять знания в новой обстановке.
Развитие элементов творчества.
Развитие речевых навыков.
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, экран, презентация, фонарик, свеча, елочная гирлянда, спички.
План урока:
Этап
Время
Приемы и методы
1. Организационный момент
3 мин
Приветствие учеников, выявление отсутствующих, сообщение цели урока
2. Проверка домашнего задания
5 мин
Устный опрос, индивидуальные карточки
3. Мотивационный этап. Подготовка к усвоению нового учебного материала
3 мин
Отгадывание кроссворда
4. Введение новых знаний
21 мин
Рассказ-беседа, просмотр презентации, записи в тетради и на доске.
5. Закрепление новых знаний
8 мин
Устный опрос учащихся, фронтальная проверка
6. Домашнее задание
3 мин
Сообщение и объяснение учителем домашнего задания
7. Подведение итогов урока
2 мин
Выставление отметок
Ход урока:
Учитель
Учащиеся
1.Организационный момент.
Приветствие учеников, проверяется готовность учащихся к уроку, выявление отсутствующих сообщается цель урока.
Сегодня на уроке мы начинаем изучать новую тему «Световые явления». Наша цель выяснить, что такое свет и какие бывают источники света.
Приветствие учителя, готовность к уроку.
2.Проверка домашнего задания.
Дома вы должны были нарисовать различные действия тока (нагревательное, магнитное, химическое) Приведите примеры.
Выдаются индивидуальные карточки – задания.
После проверки домашнего задания карточки собираются, и на следующий урок сообщается оценка.
Приводят примеры (утюг, камин, электропечь, микрофон, громкоговоритель, электродвигатель, никелирование, хромирование, золочение). Показывают зарисовки различных действий тока.
Выполняют индивидуальное задание
(приложение 1).
3. Мотивационный этап. Подготовка к усвоению нового учебного материала.
Для разминки разгадаем кроссворд:(1слайд)
- Заря – зарница, красная девица по небу ходила, лучи обронила. (Солнце)
- Сама нагая, а рубашка в запазухе. (Свеча)
- Насекомое, является хорошим проводникам в горах. Ночью летит к жилью. (Светлячок)
- В сказке «12 месяцев» все братья месяцы собрались у ………. (Костер).
Отгадав кроссворд, мы получили ключевое слово нашего урока: «Свет».(2слайд)
Записывается тема урока.(3слайд)
Отгадывают кроссворд:
- Солнце
- Свеча
- Светлячок
- Костер
Записывают тему урока.
4.Объяснение нового материала.
Вы в тетради, а я на доске нарисуем самый главный источник света – солнышко. (Учитель на доске прикрепляет желтый круг с надписью «Свет». По ходу рассказа к нему прикрепляется 5 лучей, на которых написано: восприятие мира, познание мира, изучение космоса, изучение микромира, жизнь и здоровье, энергия)
- Зрение позволяет нам узнать об окружающем мире больше, чем все остальные чувства вместе взятые. (Восприятие мира).
- свет используется при изучении небесных объектов, и астрономия возникла и развивается благодаря свету и зрению. (Познание мира. Изучение космоса.)
- помощью микроскопа удалось увидеть и различить клетки растений, бактерии и т.д. Поэтому законы света позволили заглянуть и микромир. (Изучение микромира).
- Свет нужен человеку для здорового развития организма, помогает бороться с болезнями, повышает иммунитет. Так что же такое свет? (Жизнь и здоровье).
- Наблюдения показывают, что свет, попадая на тела, передает им энергию. – тепло (Энергия).
Что такое свет и каково его значение в нашей жизни?
Закройте на несколько секунд глаза или прикройте их ладонями. А теперь представьте, что вам придется жить в темноте всю оставшуюся жизнь. Что произойдет?
Какой главный вывод можно сделать?
Все правильно, свет воспринимается органом зрения - глазом, который устроен так, что находящиеся вокруг предметы мы видим цветными.
Давайте запишем в опорный конспект: «Свет - источник информации».
Скажите, ребята, когда солнечные лучи падают на тела, что происходит с ними?
Правильно, т.е. свет передает им энергию своим излучением.
Давайте, задумаемся над вопросом: почему мы видим различные тела?
Вы знаете, что предметы хорошо видны днем и не видны ночью. Для того чтобы их увидеть ночью, что необходимо сделать?
Таким образом, предметы видны при освещении их светом.
Опыт: учитель фонариком освещает любое тело.
Сделаем следующую запись в тетради: «Свет это видимое излучение воспринимаемое глазом человека».(4слайд)
Опыт: учитель включает фонарик, гирлянду, зажигает свечу.
Скажите, так что называют источником света?
Правильно! Записываем:
Все тела, от которых исходит свет, называют источниками света.
Скажите, какие вы знаете источники света?
Жизненный опыт показывает, что Солнце не единственный источник света.
Все вами перечисленное является источниками света, и эти источники мы можем разделить на две большие группы. Как вы думаете на какие?
Правильно.(5слайд)
Записываем:
Источники света:
1. Естественные - молния, Луна, радуга, северное сияние, звезды, живые организмы – медуза, глубоководный удильщик, ночесветка..
2. Искусственные - факел, прожектора, салют, монитор компьютера.
Также источники света бывают излучающие и отражающие. Как вы понимаете эти определения?
Верно. Молодцы!(6слайд)
Делаем следующую запись в тетради:
3. Излучающие - Солнце, звезды, свеча.
4. Отражающие - небо, Луна, водная поверхность, песчаная поверхность пустыни, поверхность снегового покрова.
А еще источники света делятся на тепловые - дающие нам тепло. Излишнее излучения вызывают ожоги. Приведите пример ожога от теплового источника света.
Правильное чередование тепла и холода дает закалку организма от перепада температур. Люминесцентные – холодное свечение. Например, лампы дневного света, светлячки, экран телевизора.(7слайд)
Записываем:
5. Тепловые - дающие нам тепло: Солнце
6. Люминесцентные – холодное свечение: лампы дневного света, светлячки.(8слайд)
Минутка отдыха
Ребята, однажды великого мыслителя Сократа спросили о том, что, по его мнению, легче всего в жизни? Он ответил, что легче всего – поучать других, а труднее – познать самого себя.
На уроках физики мы говорим о познании природы. Но сегодня давайте познаем себя. Как мы воспринимаем окружающий мир? Как «художники» или как «мыслители»?
- Встаньте, поднимите руки вверх, потянитесь.
- Переплетите пальцы рук.
- Посмотрите какой палец левой или правой руки оказался у вас вверху? Результат запомните «Л» или «П»
- Скрестите руки на груди («поза Наполеона»). Какая рука сверху?
- Поаплодируйте. Какая рука сверху?
У кого получился результат «ЛЛЛ» - «художники», а «ППП» - «мыслители».
У кого получились разные буквы – гармонично развитые личности, которым свойственно, как логическое, так и образное мышление.(9слайд)
Рисуют, участвуют в беседе и записывают.
Отвечают:
Мы ничего не увидим. Мы будем слышать только звуки, сможем узнавать окружающие нас предметы только на ощупь.
Благодаря свету мы ориентируемся в пространстве и видим окружающие нас предметы – мы получаем информацию об окружающем мире…
Записывают.
Отвечают:
Свет, падая на тела, вызывает их нагревание.
Отвечают:
Включить электрическую лампу.
Наблюдают.
Записывают.
Отвечают:
Тела, от которых исходит свет.
Отвечают:
Солнце.
Лампа, звезды, Луна, свеча.
Те, которые создала природа, и те, которые создал человек.
Записывают.
Отвечают:
Те, которые сами излучают свет, и те, которые отражают падающий на них от других источников свет.
Записывают.
Отвечают:
От солнца летом загар.
Записывают.
Выполняют упражнения.
5.Закрепление:
- Какие из названных тел являются естественными источниками света, какие искусственными.
Я диктую источники света, а вы записываете в столбики:
Солнце, звезды, атмосферные разряды, электрические лампы, свечи, газовая горелка, светящиеся рыбы, люминесцентные лампы, светлячки, гнилушки.
Проверяем, молодцы, все справились.(10слайд)
Отвечаем на вопросы:
- «В темноте все кошки черные…». Почему?
- «Солнце сияет, а месяц светит». Чем отличаются данные источники света?
- отрывок из произведения «Незнайка на Луне»
«…Знайка положил на стол перед рассевшимися вокруг коротышкам лунный камень и принялся рассказывать о том, что в природе встречаются вещества, которые приобретают способность светиться в темноте, после того как подвергнутся действию лучей света».
О каком явлении рассказывал Знайка?
- Приведите примеры теплового действия света.
Молодцы!
Заполняют таблицу.
Отвечают:
- Потому что мы видим мир в отраженном свете.
- Солнце испускает свет, а Луна отражает. Луна не тепловой источник света.
- О люминесценции.
- Нагревание поверхности земли, воды, атмосферы…
6.Домашнее задание (11слайд)
Учебник стр.104 – прочитать.
Привести примеры, где свет оказывает пользу человеку – устно.
Найти загадки и пословицы про разные источники света – письменно.
Это домашнее задание также размещено на сайте Дневник.ру.
Делают записи в дневник.
7. Подведение итогов урока
- Какую роль свет играет в нашей жизни?
- Что же такое источник света?
- На какие группы можно разделить источники света?
Выставление отметок.
- Благодаря свету мы получаем информацию об окружающем мире.
- Все тела, от которых исходит свет.
- Искусственные и естественные, излучающие и отражающие, тепловые и люминесцентные.
Выставление отметок в дневник.
Вывод:
Одним из основных показателей становления личности является познавательный интерес. Важность развития познавательного интереса у учащихся в современных условиях обучения не вызывает никаких сомнений.
Ценность эффективного применения информационных технологий состоит в повышении уровня познавательного интереса учащихся.
Таким образом, можно сделать вывод, что одной из задач воспитания школьников является развитие познавательных интересов через использование информационно – коммуникационных технологий.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории физика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ