Конспект урока по теме: "Свет как источник информации человека об окружающем мире. Источники света" 6 класс

«Свет как источник информации человека об окружающем мире. Источники света».

в программе А.Е Гуревича, Д. А. Исаева, Л. С. Понтак, опубликованной в сборнике «Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия.7-11 кл.»/сост. В.А.Коровин, В.А. Орлов.- М. «Дрофа», 2009. с использованием ИКТ

Тема урока

Медиапособия

1

Свет как источник информации человека об окружающем мире. Источники света.

Презентация «Свет как источник информации человека об окружающем мире. Источники света».

2

Прямолинейное распространение света, образование теней.

Л.Р. №6 «Наблюдение теней и полутеней».

Видеоролик - анимация "Прямолинейное распространение света"

http://class-fizika.spb.ru/index.php/slaid/190-opt

Видеоролик - анимация "Образование тени"(N 170935)

http://collection.edu.yar.ru/catalog/res/17b26d20-7a55-407b-ab9b-d3bd38d8c937/?sort=order&from=8b74c9c3-9aad-4ae4-abf9-e8229c87b786&&rubric_id[]=74176

Видеоролик - анимация "Образование тени и полутени" (N 172168)

http://collection.edu.yar.ru/catalog/res/27b287ce-78b3-40be-bcdd-01642b4b6c03/?sort=order&from=8b74c9c3-9aad-4ae4-abf9-e8229c87b786&&rubric_id[]=74176

3

Отражение света. Л.Р. №7 «Изучение отражения света».

Интерактивный рисунок "Закон отражения"

http://class-fizika.spb.ru/index.php/slaid/190-opt

Видеоролик - анимация "Закон отражения"

http://class-fizika.spb.ru/index.php/slaid/190-opt

4

Зеркала. Л.Р. №8 «Наблюдение отражения света в зеркале».

Презентация «Зеркала»

Видеоролик "Отражение параллельных лучей в зеркале (плоском, вогнутом, выпуклом)"

http://class-fizika.spb.ru/index.php/slaid/190-opt

5

Преломление света. Л.Р. №9 «Наблюдение преломления света»

Видеоролик - анимация"Преломление света"

http://class-fizika.narod.ru/vid.htm

Видеоролик "Иллюзия сломанной ложки"

http://class-fizika.spb.ru/index.php/slaid/190-opt

6

Линзы, их типы и изменение с их помощью формы светового пучка.

Л.Р. №10 «Получение изображений с помощью линзы»

Видеоролик – анимация «Линзы, их типы и изменение с их помощью формы светового пучка».

http://class-fizika.narod.ru/vid.htm

7

Построение изображений в собирающей линзе.

Презентация «Построение изображений в собирающей линзе».

8

Оптические приборы.

Рисунок "Проектор"

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7abb747a-2705-4c4f-b1c8-40d88868848d/9_155.swf

Слайд-шоу "Фотоаппарат"

http://collection.edu.yar.ru/catalog/rubr/8b74c9c3-9aad-4ae4-abf9-e8229c87b786/74196/?

9

Глаз и очки.

Интерактивная модель "Исправление близорукости или дальнозоркости с помощью очков"

Слайд-шоу "Строение глаза"

Анимация "Как мы видим"

http://class-fizika.spb.ru/index.php/slaid/190-opt

10

Разложение белого света в спектр. Радуга.

Л.Р.№11 «Наблюдение спектра солнечного света»

Определение "Разложение белого света"

Слайд - шоу "Опыт Ньютона по разложению белого света в спектр"

Слайд-шоу "Радуга"

http://class-fizika.spb.ru/index.php/slaid/190-opt

11

К.Р. №1 по теме «Световые явления».


Занятная физика http://class-fizika.spb.ru/index.php/hom

Региональная коллекция Ярославской области http://collection.edu.yar.ru/

Классная физика для любознательных http://class-fizika.narod.ru/index.htm



Световые явления по программе А.Е Гуревича, Д. А. Исаева, Л. С. Понтак, опубликованной в сборнике «Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия.7-11 кл.»/сост. В.А.Коровин, В.А. Орлов.- М. «Дрофа», 2009.

Учебник: А.Е Гуревич, Д. А. Исаев, Л. С. Понтак «Физика. Химия 5-6 классы», М. «Дрофа» 2010


6 класс

Тема: Световые явления

Тема урока: Свет как источник информации человека об окружающем мире. Источники света.


Цель урока: познакомить учащихся с видами излучения, его источниками, физическими закономерностями излучения и его применением человеком.


Задачи урока:


Образовательная:

Ознакомить учащихся со световыми явлениями.

Дать понятие источника света.

Показать, что свет важнейший фактор жизни на Земле.


Воспитательная:

Формирование познавательного интереса к физике.

Воспитание стремления к познанию нового.

Воспитание уважения к товарищу.


Развивающая:

Развитие умения пользоваться языком физики и применять знания в новой обстановке.

Развитие элементов творчества.

Развитие речевых навыков.


Тип урока: урок формирования новых знаний.

Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, экран, презентация, фонарик, свеча, елочная гирлянда, спички.


План урока:


Этап


Время


Приемы и методы


1. Организационный момент

3 мин

Приветствие учеников, выявление отсутствующих, сообщение цели урока

2. Проверка домашнего задания

5 мин

Устный опрос, индивидуальные карточки


3. Мотивационный этап. Подготовка к усвоению нового учебного материала

3 мин

Отгадывание кроссворда


4. Введение новых знаний

21 мин

Рассказ-беседа, просмотр презентации, записи в тетради и на доске.


5. Закрепление новых знаний

8 мин

Устный опрос учащихся, фронтальная проверка


6. Домашнее задание

3 мин

Сообщение и объяснение учителем домашнего задания


7. Подведение итогов урока

2 мин

Выставление отметок




Ход урока:


Учитель

Учащиеся

1.Организационный момент.

Приветствие учеников, проверяется готовность учащихся к уроку, выявление отсутствующих сообщается цель урока.

Сегодня на уроке мы начинаем изучать новую тему «Световые явления». Наша цель выяснить, что такое свет и какие бывают источники света.


Приветствие учителя, готовность к уроку.

2.Проверка домашнего задания.

Дома вы должны были нарисовать различные действия тока (нагревательное, магнитное, химическое) Приведите примеры.

Выдаются индивидуальные карточки – задания.

После проверки домашнего задания карточки собираются, и на следующий урок сообщается оценка.

Приводят примеры (утюг, камин, электропечь, микрофон, громкоговоритель, электродвигатель, никелирование, хромирование, золочение). Показывают зарисовки различных действий тока.

Выполняют индивидуальное задание

(приложение 1).

3. Мотивационный этап. Подготовка к усвоению нового учебного материала.

Для разминки разгадаем кроссворд:(1слайд)

- Заря – зарница, красная девица по небу ходила, лучи обронила. (Солнце)

- Сама нагая, а рубашка в запазухе. (Свеча)

- Насекомое, является хорошим проводникам в горах. Ночью летит к жилью. (Светлячок)

- В сказке «12 месяцев» все братья месяцы собрались у ………. (Костер).

Отгадав кроссворд, мы получили ключевое слово нашего урока: «Свет».(2слайд)

Записывается тема урока.(3слайд)

Отгадывают кроссворд:

- Солнце

- Свеча

- Светлячок

- Костер









Записывают тему урока.

4.Объяснение нового материала.

Вы в тетради, а я на доске нарисуем самый главный источник света – солнышко. (Учитель на доске прикрепляет желтый круг с надписью «Свет». По ходу рассказа к нему прикрепляется 5 лучей, на которых написано: восприятие мира, познание мира, изучение космоса, изучение микромира, жизнь и здоровье, энергия)

(приложение 2)

- Зрение позволяет нам узнать об окружающем мире больше, чем все остальные чувства вместе взятые. (Восприятие мира).

- свет используется при изучении небесных объектов, и астрономия возникла и развивается благодаря свету и зрению. (Познание мира. Изучение космоса.)

- помощью микроскопа удалось увидеть и различить клетки растений, бактерии и т.д. Поэтому законы света позволили заглянуть и микромир. (Изучение микромира).

- Свет нужен человеку для здорового развития организма, помогает бороться с болезнями, повышает иммунитет. Так что же такое свет? (Жизнь и здоровье).

- Наблюдения показывают, что свет, попадая на тела, передает им энергию. – тепло (Энергия).

Что такое свет и каково его значение в нашей жизни?

Закройте на несколько секунд глаза или прикройте их ладонями. А теперь представьте, что вам придется жить в темноте всю оставшуюся жизнь. Что произойдет?


Какой главный вывод можно сделать?





Все правильно, свет воспринимается органом зрения - глазом, который устроен так, что находящиеся вокруг предметы мы видим цветными.

Давайте запишем в опорный конспект: «Свет - источник информации».


Скажите, ребята, когда солнечные лучи падают на тела, что происходит с ними?

Правильно, т.е. свет передает им энергию своим излучением.


Давайте, задумаемся над вопросом: почему мы видим различные тела?

Вы знаете, что предметы хорошо видны днем и не видны ночью. Для того чтобы их увидеть ночью, что необходимо сделать?

Таким образом, предметы видны при освещении их светом.

Опыт: учитель фонариком освещает любое тело.


Сделаем следующую запись в тетради: «Свет это видимое излучение воспринимаемое глазом человека».(4слайд)

Опыт: учитель включает фонарик, гирлянду, зажигает свечу.

Скажите, так что называют источником света?

Правильно! Записываем:

Все тела, от которых исходит свет, называют источниками света.


Скажите, какие вы знаете источники света?

Жизненный опыт показывает, что Солнце не единственный источник света.

Все вами перечисленное является источниками света, и эти источники мы можем разделить на две большие группы. Как вы думаете на какие?

Правильно.(5слайд)

Записываем:

Источники света:

1. Естественные - молния, Луна, радуга, северное сияние, звезды, живые организмы – медуза, глубоководный удильщик, ночесветка..

2. Искусственные - факел, прожектора, салют, монитор компьютера.


Также источники света бывают излучающие и отражающие. Как вы понимаете эти определения?

Верно. Молодцы!(6слайд)

Делаем следующую запись в тетради:

3. Излучающие - Солнце, звезды, свеча.

4. Отражающие - небо, Луна, водная поверхность, песчаная поверхность пустыни, поверхность снегового покрова.


А еще источники света делятся на тепловые - дающие нам тепло. Излишнее излучения вызывают ожоги. Приведите пример ожога от теплового источника света.

Правильное чередование тепла и холода дает закалку организма от перепада температур. Люминесцентные – холодное свечение. Например, лампы дневного света, светлячки, экран телевизора.(7слайд)

Записываем:

5. Тепловые - дающие нам тепло: Солнце

6. Люминесцентные – холодное свечение: лампы дневного света, светлячки.(8слайд)


Минутка отдыха

Ребята, однажды великого мыслителя Сократа спросили о том, что, по его мнению, легче всего в жизни? Он ответил, что легче всего – поучать других, а труднее – познать самого себя.


На уроках физики мы говорим о познании природы. Но сегодня давайте познаем себя. Как мы воспринимаем окружающий мир? Как «художники» или как «мыслители»?

- Встаньте, поднимите руки вверх, потянитесь.

- Переплетите пальцы рук.

- Посмотрите какой палец левой или правой руки оказался у вас вверху? Результат запомните «Л» или «П»

- Скрестите руки на груди («поза Наполеона»). Какая рука сверху?

- Поаплодируйте. Какая рука сверху?


У кого получился результат «ЛЛЛ» - «художники», а «ППП» - «мыслители».


У кого получились разные буквы – гармонично развитые личности, которым свойственно, как логическое, так и образное мышление.(9слайд)



Рисуют, участвуют в беседе и записывают.
























Отвечают:

Мы ничего не увидим. Мы будем слышать только звуки, сможем узнавать окружающие нас предметы только на ощупь.




Благодаря свету мы ориентируемся в пространстве и видим окружающие нас предметы – мы получаем информацию об окружающем мире…






Записывают.



Отвечают:

Свет, падая на тела, вызывает их нагревание.







Отвечают:

Включить электрическую лампу.



Наблюдают.


Записывают.





Отвечают:

Тела, от которых исходит свет.




Отвечают:

Солнце.

Лампа, звезды, Луна, свеча.



Те, которые создала природа, и те, которые создал человек.



Записывают.






Отвечают:

Те, которые сами излучают свет, и те, которые отражают падающий на них от других источников свет.


Записывают.





Отвечают:

От солнца летом загар.









Записывают.














Выполняют упражнения.

5.Закрепление:

- Какие из названных тел являются естественными источниками света, какие искусственными.

Я диктую источники света, а вы записываете в столбики:

Солнце, звезды, атмосферные разряды, электрические лампы, свечи, газовая горелка, светящиеся рыбы, люминесцентные лампы, светлячки, гнилушки.

Проверяем, молодцы, все справились.(10слайд)

Отвечаем на вопросы:

- «В темноте все кошки черные…». Почему?

- «Солнце сияет, а месяц светит». Чем отличаются данные источники света?

- отрывок из произведения «Незнайка на Луне»

«…Знайка положил на стол перед рассевшимися вокруг коротышкам лунный камень и принялся рассказывать о том, что в природе встречаются вещества, которые приобретают способность светиться в темноте, после того как подвергнутся действию лучей света».

О каком явлении рассказывал Знайка?

- Приведите примеры теплового действия света.

Молодцы!

Заполняют таблицу.











Отвечают:

- Потому что мы видим мир в отраженном свете.

- Солнце испускает свет, а Луна отражает. Луна не тепловой источник света.








- О люминесценции.

- Нагревание поверхности земли, воды, атмосферы…

6.Домашнее задание (11слайд)

Учебник стр.104 – прочитать.

Привести примеры, где свет оказывает пользу человеку – устно.

Найти загадки и пословицы про разные источники света – письменно.

Это домашнее задание также размещено на сайте Дневник.ру.


Делают записи в дневник.

7. Подведение итогов урока

- Какую роль свет играет в нашей жизни?


- Что же такое источник света?

- На какие группы можно разделить источники света?

Выставление отметок.


- Благодаря свету мы получаем информацию об окружающем мире.

- Все тела, от которых исходит свет.

- Искусственные и естественные, излучающие и отражающие, тепловые и люминесцентные.

Выставление отметок в дневник.


Вывод:

Одним из основных показателей становления личности является познавательный интерес. Важность развития познавательного интереса у учащихся в современных условиях обучения не вызывает никаких сомнений.

Ценность эффективного применения информационных технологий состоит в повышении уровня познавательного интереса учащихся.

Таким образом, можно сделать вывод, что одной из задач воспитания школьников является развитие познавательных интересов через использование информационно – коммуникационных технологий.



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории физика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ