Мастер-класс по теме: «Использование Лего-конструкторов в учебном процессе в начальной школе и не только…»

А.А.Росчинская,

учитель физики

МОУ СОШ № 1 с УИОП

г. Надым

Мастер-класс по теме:

«Использование Лего-конструкторов в учебном процессе в начальной школе и не только…»


1. Видеофрагмент

2. Теоретическая часть

3. Практическая часть

4. Рефлексия

Россия нуждается в инженерах, а не в юристах.

Инженеры, специалисты - компьютерщики,

биологи, физики, химики, - люди, которые

должны сформировать инновационную среду…

Д. А. Медведев

Современный учитель – учитель XXI века задает себе вопросы: «Чему учить?», «Как учить?», «Зачем учить?», «Кого учить?», «И с помощью чего учить, чтобы урок был интересным?». (Слайд 3)

XXI век – это век новейших компьютерных разработок и цифрового оборудования. Огромное разнообразие технических средств даёт учителю возможность сделать познание окружающего мира увлекательным для ребёнка любого возраста. Одной из таких новинок является набор LEGO Education, включающий в себя конструкторы, специально созданные для младших школьников, в том числе и популярный перворобот LEGO Education WeDо™. (Слайд 4)

Он предназначен для учеников 2–4-х классов. Входящие в набор 158 элементов позволяют сконструировать и запрограммировать большое количество подвижных и разнофункциональных роботов. В инструкции описано пошаговое конструирование 12 моделей, которые учитель может использовать на уроках и внеурочных занятиях.

Перворобот WeDo представляет собой не только средство развития памяти, внимания, мышления, сенсорики учащихся, но и средство достижения целей, сформулированных во ФГОС второго поколения как результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования (ООП НОО). (Слайд 5) Личностные результаты освоения ООП НОО включают навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение выходить из спорных ситуаций, стойкую мотивацию к творческому труду, работу, нацеленную на достижение результата, бережное отношение к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты предполагают развитие способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, освоение способов решения проблем творческого и поискового характера, умение планировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей, понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать в любых ситуациях, навыки в использовании знаково-символических средств представления информации и схем, активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения задач, умение слушать собеседника и вести диалог, умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Таким образом, главная цель современного школьного образования – научить детей учиться, т.е. самостоятельно ставить перед собой учебные цели, разрабатывать пути их достижения, оценивать свои достижения. В соответствии с ФГОС НОО это становится возможным благодаря формированию совокупности универсальных учебных действий (УУД), представленных четырьмя блоками: личностным, регулятивным, познавательным и коммуникативным. Особый интерес представляют для нас регулятивные УУД, которые отражают способность учащегося строить учебно-познавательную деятельность, учитывая все её компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценку).

Какие же регулятивные УУД можно развивать у младших школьников, используя в учебной деятельности конструктор LEGO Education WeDo™?

1. Развитие способности к целеполаганию. Самостоятельно разрабатывая модель робота, ребёнок учится ставить перед собой учебную задачу.

2. Развитие способности к планированию. Поставив перед собой цель, учащийся составляет план деятельности

по созданию нового робота или модификации знакомой модели. При этом ребёнок учится действовать как по

имеющимся в инструкции схемам, так и по схемам, разработанным им самостоятельно. Указания по выполнению плана могут быть как письменными или графическими, так и устными.

3. Развитие способности к прогнозированию. Младший школьник учится предвидеть результаты своей деятельности, выбирая различные способы выполнения одного и того же задания, так как, изменяя схему или последовательность сбора модели, он получает различные варианты одного робота.

4. Формирование действия контроля. Получив ту или иную модель, учащийся имеет возможность самостоятельно проверить правильность её выполнения. При этом ребёнок может объективно оценить не только результат своей деятельности, но и работу своих одноклассников.

5. Формирование действия коррекции. Обнаружив ту или иную ошибку в своей работе, младший школьник имеет возможность внести коррективы на любой стадии сборки модели. Он учится критично относиться к результатам своей деятельности и деятельности окружающих. Таким образом, происходит формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

6. Развитие способности к оценке. Младший школьник получает возможность сравнивать свою модель с

моделями одноклассников, а значит, способен оценить уровень выполнения своей работы: сложность, функциональность, внешнюю эстетичность, рациональность робота. На основе полученных результатов ребёнок может сделать выводы об уровне своих знаний и умений.

7. Формирование волевой саморегуляции. Процесс сборки модели требует терпения. Если по каким-то причинам учащемуся приходится выполнять работу сначала, возвращаясь к уже пройденной стадии, ему необходимо приложить некоторое волевое усилие для успешного устранения недочётов. При общении с напарником по заданию ребёнку необходим самоконтроль, поскольку в ходе планирования или выполнения модели у детей могут возникать разногласия.

Отдельно хотелось бы остановиться на привлекательности перворобота LEGO Education WeDo™ для младших школьников. Во-первых, с поделками из деталей конструктора ребёнок может играть, ощупывать их, не рискуя испортить, тогда как рисунки, аппликации или фигурки из пластилина не всегда пригодны для организации развивающей и познавательной игры. Во-вторых, при использовании конструктора LEGO у ребёнка получаются красочные и привлекательные поделки вне зависимости от имеющихся у него навыков, что «гарантирует» ему переживание состояния успеха. И наконец, конструктор безопасен.

Несмотря на широкий спектр возможностей использования набора LEGO WeDo, зачастую на уроках в начальной школе этот конструктор остаётся невостребованным из-за недостаточно разработанной методической базы. Как правило, изготовив с учениками предлагающиеся 12 моделей, учителя не знают, что делать с конструктором дальше. Да и без применения основ программирования и образовательной робототехники, теряется заложенный в LEGO WeDo развивающий потенциал. (Слайд 6)

В качестве своеобразного алгоритма применения перворобота LEGO Education WeDo™ приведём примеры его использования на уроках окружающего мира в рамках Образовательной системы «Школа 2100». (Слайд 7-)

1. Тема урока «Путешествие в Африку». Детям предлагается кроссворд, который заполняется по мере выступления учащихся с докладами о животных Африки (в клетки кроссворда вписываются названия животных).

Вслед за этим учитель предлагает командам из 5–6 учащихся или парам собрать из деталей конструктора любое понравившееся им животное африканского континента. Модели некоторых из них уже разработаны в прилагающейся инструкции (например, «Голодный аллигатор» и «Обезьяна барабанщица»). Есть животные, модели которых могут быть собраны на основе имеющихся (например, павлин – на основе модели «Порхающая птица», гепард – на основе модели «Рычащий лев»), либо модели должны быть разработаны детьми самостоятельно (например, зебра или жираф).

Сначала следует обсудить с детьми способы выполнения задания:

Какие атрибуты (признаки) позволяют узнать в животном гепарда или павлина?

Что необходимо изменить в готовых моделях?

Как произвести эти изменения? Команды собирают модели новых животных на основе уже разработанных (пользуясь подробной инструкцией по сборке «Порхающей птицы» и «Рычащего льва»), но с внесением

в них изменений, присущих гепарду и павлину. При этом техническая сторона модели может остаться прежней.

Поскольку дети работают в командах, им будет легче справиться с заданием. Например, чтобы изготовить павлина, нужно из имеющихся в исходной модели деталей сделать большой веерообразный хвост и хохолок. Чтобы изменить льва на гепарда, необходимо убрать у исходной модели детали, изображающие гриву, и изменить цветовое решение робота для передачи пятнистой окраски животного. Выполнение моделей зебры и жирафа требует более высокого уровня сформированности навыков конструирования. Учитель должен обратить внимание детей на схожие и отличительные признаки этих животных. Например, и то и другое животное напоминает лошадь, но у жирафа в отличие от зебры длинная шея. Кроме того, они различаются окраской. Значит, при конструировании следует это учесть. Функциональность моделей можно обсудить всем классом, а можно предоставить каждой команде решить, по какой программе будет работать сконструированное животное и т.д.

Все комплекты Лего полностью соответствуют индивидуальным возможностям каждого учащегося и способствуют успешному обучению. (Слайд 8-10)

Использование Лего-конструкторов во внеурочной деятельности повышает мотивацию учащихся к обучению, т.к. при этом требуются знания практически из всех учебных дисциплин от искусств и истории до математики и естественных наук. Межпредметные занятия опираются на естественный интерес к разработке и постройке различных деталей. Разнообразие конструкторов Лего позволяет заниматься с учащимися разного возраста и по разным направлениям. Дети с удовольствием посещают занятия, участвуют и побеждают в различных конкурсах.

Лего-конструирование – это современное средство обучения детей. Главное – Лего должно быть интересно самому учителю, тогда и с детьми очень легко и увлекательно работать. Лего-конструкторы задуманы таким образом, что учителя могут постоянно черпать в них новые идеи, позволяющие привлечь и удержать внимание учащихся. Дополнительные элементы, содержащиеся в каждом наборе конструкторов, позволяют учащимся создавать модели собственного изобретения.


Давайте и мы перейдём к практической части и я предлагаю каждому из вас выбрать себе модель по душе и будем строить и программировать согласно инструкции: (Слайд 11-14)

Неудивительно, что конструкторы ЛЕГО любят и дети, и взрослые. Дети играют в ЛЕГО не потому, что так надо, а потому что это занимательно и они хотят сами, без помощи взрослых изобретать разные вещи. Ведь игрушки ЛЕГО не только увлекательные, но помогают во время игры формировать личность ребенка, ведь это еще и развивающие игрушки. Этот факт доказывает превосходство конструкторов ЛЕГО над другими игрушками для детей.

Конструкторы незаменимы для развития способности к концентрации, мелкой моторики рук, мышления, ловкости, и даже интеллекта, а также помогут раскрыть творческие способности ребенка. Все детали конструктора имеют четкие геометрические фигуры, а значит, помогут развить математическое восприятие – круглое, квадратное, длинное или короткое. При конструировании ребенок сможет проверит способности и найти применение своим возможностям. В процессе игры, ребенок будет фантазировать и воображать все новые и новые игровые сцены.

При организации работы с лего встает целый ряд вопросов, которые необходимо решить: чему, как, кого, с помощью чего и зачем учить. Вот и мне так же пришлось отвечать на эти вопросы.

ИГРАЙТЕ в Lego! (Слайд 15)

Характерная черта нашей жизни – нарастание темпа изменений. Мы живем в мире, который совсем не похож на тот, в котором мы родились. И темп изменений продолжает нарастать.

Сегодняшним школьникам предстоит:

  • работать по профессиям, которых пока нет,

  • использовать технологии, которые еще не созданы,

  • решать задачи, о которых мы можем лишь догадываться.

Школьное образование должно соответствовать целям опережающего развития. Для этого в школе должно быть обеспечено:

  • изучение не только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем,

  • обучение, ориентированное как на знаниевый, так и деятельностный аспекты содержания образования.

Таким требованиям отвечает робототехника.

Единственное, чему все дети с удовольствием посвящают время, кроме сна и еды – это игры.

Игра – это состояние души, это веселый опыт познания окружающего мира. Различного рода игры помогают детям развивать в себе те качества, которые заложены в человеке от природы – ловкость, интуицию, воображение, мышление, способность общаться и умение правильно выражать свои мысли.

Образовательные конструкторы LEGO Education WeDo, Mindstoms представляют собой новую, отвечающую требованиям современного ребенка "игрушку".(Слайд 16-17)


Рефлексия:

То, что я хочу познать — это яблоня,

Что я познаю — это ветвь яблони,

То, что я передаю ученику — это яблоко,

То, что он возьмёт от меня — это семечко.

Но из семечка может вырасти яблоня.

Мастер класс наш сегодня заканчивается. За это время выросло удивительное дерево, благодаря которому каждый из вас может показать пользу или бесполезность нашего общения.

Если мастер класс для вас прошел плодотворно, и вы остались довольны - прикрепите к дереву плоды – яблоки.

Если он прошел хорошо, но могло быть и лучше – прикрепите цветы.

Если мастер класс не отличается от прежних мастер классов, и ничего нового не принес – зеленые листочки.

А уж если совсем напрасно было потрачено время сегодня, то – желтый, чахлый лист. (Слайд 18)

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории физика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ