Методическая разработка урока «Тепловые явления» 8 класс
Методическая разработка урока
( 8 кл., «Тепловые явления» )
Тема урока: « Урок одной задачи ».
Цели урока:
Образовательные - рассмотреть широко распространенное тепловое
явление глазами физика; анализ физических явле-
ний, обработка результатов экспериментальной
работы.
Развивающие - способствовать развитию логического мышления,
умению обобщать, делать выводы; проведение
физического эксперимента.
Воспитательная - повысить интерес учащихся к познанию законов
природы, культуру общения.
Оборудование: лабораторная электроплитка, химическая посуда, штатив,
осветитель ОТП, термометр, короткофокусный проектор,
документ-камера, экран.
С Ц Е Н А Р И Й У Р О К А.
1. Учитель.
Я хочу, чтобы вы настроились на хорошую творческую работу.
Мы познакомились с вами с некоторыми понятиями, определениями, законами тепловых явлений, которыми занимается раздел физики «Термодинамика и молекулярная физика». И, как бы подводя итог нашей учебной деятельности, с целью оценки уровня усвоения темы «Тепловые явления» я хотел бы предложить вам сегодня решить одну экспериментальную задачу.
И так, тема сегодняшнего урока так и называется «Урок одной задачи».
Цель сегодняшнего урока (написана на доске).
2. Для решения задачи необходимо выполнить два этапа:
I этап - экспериментальный;
II этап - аналитический ( обработка результатов эксперимента ).
Для решения задачи мне нужны два помощника:
первый будет выполнять роль физика - экспериментатора, второй – физика - теоретика. (Два ученика выходят к доске).
3. Постановка задачи.
Физик-экспериментатор
(готовит лабораторное оборудова-
ние и проводит эксперимент)
1.Отмеряет 200г. холодной воды.
2.Измеряет начальную температуру воды to.
3.Ставит колбу с водой на разогре- тую плитку; учитель включает секундомер.
4.Через каждые 2 минуты фиксирует отсчет температуры воды в колбе; результаты записывает в таблицу (сетка таблицы и координатные оси для графика представлены на большом листе бумаги, закрепленном на доске).
5.Фиксирует время закипания воды Ткип.
6.Фиксирует температуру кипения воды tкип.
Физик-теоретик
(записывает исходные данные задачи, результаты эксперимента, делает расчет КПД тепловой установки)
Дано: СИ Решение
mв = 200г. 0.2кг
Ткип=…с КПД=АП/АЗ*100%
to=…оСАп=Q=сm(tкип - to)
tкип=…оС AЗ=N* Ткип.
КПД-?
N – электрическая мощность, пот-
ребляемая электроплиткой, Вт.
(значение этой физической величины находим в паспорте на э/плитку).
N = 300Вт.
(Запись решения задачи физик –теоретик проецирует через документ-камеру и проектор на экран, после чего садится на свое место в классе).
4.Обсуждение хода выполнения экспериментальной работы.
В процессе измерения температуры класс наблюдает за процессом нагревания воды. Идет обсуждение следующих вопросов:
- Что происходит в воде в первые минуты нагревания?
- Откуда образуются пузырьки в воде?
- Что находится внутри пузырьков?
- Как изменяются размеры пузырьков?
- Как изменяется их количество в колбе?
- Почему некоторые пузырьки поднимаются вверх?
- Что происходит с пузырьками при всплытии на поверхность воды?
- Что за шум, который предшествует кипению воды?
(Вода кипит, останавливаем секундомер, физик-экспериментатор фиксирует температуру кипения воды).
Вопрос классу: Что будет происходить с температурой кипящей воды:
- через 5 мин.;
- через 15 мин.;
- через 5 часов?
(Учитель демонстрирует процесс конденсации пара).
Вопрос классу:
Сколько воды окажется в сосуде в результате конденсации пара? Почему?
Куда подевалась недостающая часть воды?
Подводится итог обсуждения хода выполнения экспериментальной работы (акцент делается на тепловом цикле):
Н А Г Р Е В А Н И Е
К И П Е Н И Е
П А Р О О Б Р А З О В А Н И Е
К О Н Д Е Н С А Ц И Я
О Х Л А Ж Д Е Н И Е
(Отключается э/плитка.Вода продолжает кипеть).
Акцентируется внимание класса: экономия электроэнергии.
5.Обработка результатов эксперимента (построение графика) и решение
задачи.
Физик-экспериментатор строит график зависимости температуры воды от времени (остальные учащиеся проделывают аналогичную работу на своих рабочих местах на специально подготовленных бланках).
Физик-теоретик решает задачу у доски.
6.Заключительный этап работы.
Учащиеся отвечают на вопросы, представленные на оборотной стороне бланка.
7.Заключительное слово учителя.
Мы заканчиваем урок. Сегодня мы с вами получили уникальные результаты. Я почти на 100% уверяю вас, то что мы с вами делали сегодня на уроке, не получали ни в одной школе. Только нам пришла в голову безумная идея измерять КПД представленной установки. Я вспомнил слова великого физика XX столетия, лауреата Нобелевской премии в области физики Нильса Бора: «Все здесь согласны, что Ваша теория безумна. М ы можем лишь разойтись во мнениях о том, достаточно ли она безумна, чтобы быть правильной?».
Мы заканчиваем урок, но не заканчиваем нашу творческую работу. Спасибо за работу! До свидания!
6
5
4
7
3
2
1 8
Состав экспериментальной установки:
Осветитель ОТП.
Лабораторная электрическая плитка.
Термометр спиртовой.
Колба с водой.
Стеклянная трубка для отвода пара.
Металлическая пластина для демонстрации конденсации.
Сосуд для сбора конденсированного пара.
Лабораторный штатив.
Бланк результатов измерений.
ТЕМА УРОКА: «У Р О К О Д Н О Й З А Д А Ч И»
(Тепловые явления )
УЧЕНИК (ЦА) 8 __ КЛАССА __________________________________
( фамилия, имя )
toC
0 2 4 6 8 10 12 14 16 18 20 22 24 t,мин
t, мин
0
2
4
6
8
10
12
14
16
18
20
22
24
toC
Бланк результатов измерений
(обратная сторона бланка)
1.Может ли вода кипеть при температуре меньше или больше 1000С? При
каких условиях?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Почему КПД нашей тепловой установки получился такой низкий?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Перечислите тепловые явления, с которыми мы познакомились в 8 классе.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4.Что означает: Q < 0? ( ответ пояснить ).
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории физика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ