Организация учебной деятельности учащихся при изучении курса физики в условиях коррекционной школы в контексте реализации Федеральных Государственных Образовательных Стандартов второго поколения
Введение
Федеральные государственные образовательные стандарты – один из основных инструментов реализации конституционных гарантий права человека и гражданина на образование. Установление государственных образовательных стандартов представляет собой конституционную норму. В статье 43 Конституции России, излагающей содержание и гарантии права на образование, говорится: «Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования».
Стандарты способны одновременно обеспечить преемственность и обновление системы образования лишь в том случае, если они основаны на получивших широкое признание в России и мире психологических и педагогических подходах и идеях.
В условиях новых социальных реалий в России, перехода человечества к постиндустриальному, информационному этапу своего развития и экономике, основанной на информационных технологиях и знаниях, образование становится важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного развития страны.
Признаком времени является повышенная профессиональная мобильность. Современному человеку в течение жизни приходится неоднократно менять сферу занятости и осваивать новые профессии. Это привело к тому, что на смену ведущего при построении и развитии образовательных систем лозунга «Образование для жизни» пришел лозунг «Образование на протяжении всей жизни».
«Развивающемуся обществу, - подчеркивается в «Концепции модернизации Российского образования», - нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения … прогнозируя их возможные последствия, отличатся мобильностью… способны к сотрудничеству… обладают чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание».
Появление новых вызовов времени вынуждает отвечать на них модернизацией школьного образования. Эти вызовы порождают принципиально новые требования к образованию и его результатам и поэтому требуют разработки нового поколения стандартов.
Особенностями Федеральных Государственных Стандартов второго поколения, принятие которых ожидает средняя и старшая школа в ближайшее время, является ориентация образовательного процесса на результат, развитие личности учащегося, максимальное вовлечение его в учебную деятельность. Образовательные результаты освоения ребенком программ, согласно Федеральным Государственным Программам второго поколения, «должно быть ориентировано на познавательные возможности школьников разных возрастных групп и связаны с условиями, в которых осуществляется образовательный процесс, причем условия отражают возможности общества (государства) в обеспечении образования».
Целью данного дипломного проекта является определение оптимальных условий организации учебной деятельности учащихся при изучении курса физики в условиях коррекционной школы в контексте реализации образовательных стандартов второго поколения.
Объектом исследования служит реализация учебного предмета физики в школе для детей с глубокими нарушениями органа зрения.
Предметом исследования являются технологические карты процесса обучения элементам тестирования на уроках физики, разработанные в рамках Федеральных Государственных Образовательных Программ второго поколения.
Гипотезы исследования.
Преподавание курса физики в школе для детей с глубокими нарушениями органа зрения будет отвечать Федеральным Государственным Образовательным Стандартам второго поколения в том случае, если
определены планируемые результаты обучения;
подобраны адекватные формы работы с учениками;
детально разработаны содержания занятий;
разработаны технологические карты учебного процесса.
Задачи дипломной работы.
Провести анализ литературы по проблеме организации учебной деятельности учащихся при изучении курса физики в условиях коррекционной школы в контексте ФГОС второго поколения.
Разработать технологическую карту «Обучение элементам тестирования на уроках физики в контексте ФГОС второго поколения в классах детей с глубокими нарушениями органа зрения.
Определить эффективность предложенных технологических карт в практической деятельности.
Глава 1
Специфика обучения слепых и слабовидящих детей элементам тестирования на уроках физики.
1.1 Особенности учащихся с глубокими нарушениями органа зрения.
Я преподаю физику в специальной коррекционной школе для детей с глубокими нарушениями органа зрения. Все ребята, обучающиеся в данном учебном заведении, из-за глубокой зрительной депривации а также сопутствующих вторичных заболеваний, в ходе образовательного процесса вынуждены сталкиваться с целым рядом специфических проблем, связанных с патологиями своего здоровья. Как следствие заболевания, у них наблюдается резкое обеднение сенсорного восприятия окружающего мира, а значит и серьезное затруднение в овладении учебными умениями и навыками, которыми дети без данных патологий, как правило, овладевают достаточно быстро и успешно.
Возрождение тестовых методов обучения учащихся и контроля за уровнем их знаний и умений, введение Государственной итоговой аттестации и Единого государственного экзамена в нашей стране, как формы итоговой аттестации выпускников, принятие Федеральных Государственных Стандартов второго поколения диктует пересмотр образовательных технологий во всем учебном процессе. Это связано с тем, что для успешной сдачи итоговой аттестации с помощью тестирования необходим соответствующий опыт, знание хотя бы элементарных приемов составления тестовых заданий, т. е. всего того, что в психологии обозначается понятием «искушенность тестовая». Под этим термином психологи подразумевают индивидуальный опыт человека, приобретенный им при выполнении различных тестов.
Психологическое понятие «искушенность тестовая» я, как учитель – предметник, преломляю, как умение ребенка общаться с тестом. Последние годы внедрения в учебный процесс тестовых методов контроля знаний и умений выявили целый ряд трудностей и проблем, с которыми встречаются учащиеся. Особенно это касается детей, имеющих тяжелую зрительную патологию. К таким трудностям относятся:
проблемы восприятия учеником текста задания;
проблема осмысления им задания и содержания текста;
неумение правильно и точно в предложенном формате формулировать ответ;
неумение грамотно планировать время работы с тестом;
проблемы с детализацией условия задания, т. е. затруднения с пониманием того, какую величину нужно найти или выявить самостоятельно как дополнительное условие в тексте данного задания.
Кроме того, у учащихся со зрительной депривацией, как правило, наблюдается целый ряд сопутствующих осложнений как соматического, так и психического характера. Среди них:
повышенная тревожность;
эмоциональная нестабильность;
повышенная мнительность;
проблемы зрительного восприятия;
связанные с ними проблемы формирования предметных представлений;
пониженная скорость зрительного восприятия информации;
трудности с ориентацией в большом и малом пространстве;
быстрая утомляемость;
трудности, связанные с концентрацией внимания.
Все эти проблемы в сочетании с другими индивидуально – личностными особенностями слабовидящих учащихся приводят к наличию у этих детей целого ряда специфических трудностей в формировании у них общеучебных умений и навыков. Вот некоторые из них.
Проблемы в развитии интеллектуальных умений и навыков:
не всегда информация воспринимается с первого предъявления;
определенная группа детей с нарушением органа зрения нуждается в дополнительных разъяснениях, а некоторые – в пошаговом предъяв-
лении информации;
достаточно велика группа учащихся, которые с трудом выделяют главное в предложенной информации , нуждаются в дополнительных уточняющих вопросах или разъяснениях;
у многих детей со зрительной депривацией снижен темп интеллектуальной деятельности;
наблюдается больший процент учеников, которые затрудняются дать развернутый ответ и аргументировать свое решение.
Проблемы в развитии организационных умений и навыков:
больший процент детей, по сравнению с учащимися массовой школы, испытывают трудности в планировании своей деятельности;
очень немногие учащиеся осознают, что нуждаются в помощи, еще меньше ребят обращаются за ней и умеют ей воспользоваться.
Проблемы в развитии коммуникативных умений и навыков:
значительная часть слабовидящих учащихся затрудняется самостоятельно и точно излагать свои мысли и грамотно доносить их до других;
многие дети имеют недостаточный словарный запас, что не позволяет им грамотно формулировать мысли;
зачастую ребята не могут аргументировано и корректно отстаивать свою позицию, работая в группе;
у подавляющего большинства учеников наблюдаются проблемы, связанные с неумением гибко разумно и осознанно менять свою позицию, даже если они понимают необходимость этого шага;
часть учащихся, зачастую, не может удерживать социальную дистанцию в ходе общения.
1.2 Методика процесса обучения элементам тестирования на уроках физики учащихся с глубокими нарушениями органа зрения.
Тестовая культура – важная составляющая общей культуры в сегодняшнем современном высокотехнологичном обществе. Преимущества тестовых технологий обучения состоят в том, что они качественно улучшают образовательный процесс, так как помогают выявить индивидуальный темп обучения каждого учащегося, проблемы текущей и итоговой подготовки учеников, дают возможность каждому обучающемуся самостоятельно осваивать материал и контролировать качество его усвоения. Тестовые технологии являются здоровьесберегающими, так как устраняют проблему « ученик – учитель», отвечают требованиям мобильности в контексте образовательного процесса, могут быть кратковременными и проводиться одновременно как в рамках класса в разных по уровню освоения материала группах учащихся, так и в рамках классных параллелей с учетом образовательных потребностей класса. Кроме того, тестовые образовательные технологии максимально снижают риск субъективности оценки, временные затраты учителя на проверку знаний.
Как и любой технологический процесс, тестовые технологии требуют от участников определенного набора знаний, умений и навыков, которыми они должны свободно владеть для того, чтобы успешно пользоваться данным видом учебной деятельности.
Кроме того, нельзя забывать о том, что освоение учебной программы учениками в школе слепых и слабовидящих детей сопряжено с решением большого количества проблем специфического характера, о чем было изложено выше.
Исходя из вышеизложенных соображений, я считаю, что грамотно построенная коррекционная работа по подготовке к тестированию детей с глубокими нарушениями органа зрения требует определенных изменений в системе технологии обучения наших учеников так, чтобы на каждом уроке физики в той или иной форме присутствовали различные элементы тестирования.
Постоянная конкретная точечная переработка информации в процессе урока методом «короткий вопрос – короткий ответ» позволяет каждому ребенку постоянно уточнять представления о данном физическом процессе или объекте и помогает каждому учащемуся в индивидуальном порядке и комфортном для каждого темпе избавиться от ошибок в понимании того или иного физического термина.
Постоянно, методично и дозировано, от простого к сложному, вводя различные элементы тестовых опросов, мы увеличиваем у детей со зрительной депривацией скорость восприятия информации, расширяем их представление о предмете исследования, дисциплинируем учащихся, способствуем установлению у них правильной самооценки, оттачиваем умение четко и точно отвечать на поставленный вопрос, вырабатываем навык четкого и правильного оформления ответа точно по предложенному алгоритму.
Следует упомянуть о том, что при введении различных элементов тестовых заданий в каждый урок, необходимо соблюдать принцип последовательности.
Принимая во внимание всю выше изложенную специфику восприятия и переработки учебной информации учениками с глубокой степенью зрительной патологии, я предлагаю начинать работу по освоению тестовой грамоты с первых уроков физики, работая с карточками физических величин.
В своей дипломной работе я предлагаю рассмотреть поурочную технологическую карту работы на уроках физики в седьмых классах с карточками физических величин.
Карточка физической величины представляет собой лист плотной бумаги заданного формата, на одной стороне которой ученик изображает условное обозначение только что изученное им физической величины, а на другой – единицы ее измерения. У преподавателя так же имеется свой набор карточек.
Работа с карточками предусматривает последовательную реализацию различных уровней мыслительной и операционной деятельности учащихся, только начинающих овладевать физической терминологией и знаниями по предмету. Работа с карточками является очень удобной формой самостоятельной работы учащихся дома с целью успешного усвоения учебного материала. Кроме того, такая форма работы на уроке позволяет решать проблемы истощаемости внимания учеников. Вариативность приемов работы с карточками физических величин дает возможность на протяжении всего учебного процесса, включая этот вид работы, как правило, в начале урока, решать проблемы связанные с восприятием учащимися текста задания, правильного и точного формулирования ответа на поставленный вопрос. А так же игровые элементы работы, с карточками реализующиеся на уроках активизируют внимание ребят, увеличивают их заинтересованность в процессе обучения и тем самым повышают эффективность усвоения ими информации.
Первый уровень работы с карточками – репродуктивный.
На данном уровне предлагается последовательная реализация следующих дидактических заданий.
Учитель показывает карточку с условным обозначением или единицами измерения той или иной физической величины. Дети должны назвать как признак величины, так и ее название.
Н F
Вызванный преподавателем ученик произносит: «Условное обозначение силы».
Учитель называет признак физической величины, а дети показывают ему карточку с нужным обозначением.
Н Н
Работа в парах.
Ученик, названный преподавателем, выбирает из учащихся класса и называет ему признак какой – либо физической величины. Тот, отыскав нужную карточку, показывает ее. Первый учащийся проверяет правильность выбора партнера.
Второй уровень работы с карточками – частично – поисковый.
Начинаем его реализацию после того, как ученики освоили предыдущий уровень.
Преподаватель произносит определение какой – либо физической величины и просит показать ему определенный ее признак. Ребята выбирают нужную, по их мнению, карточку и демонстрируют ее педагогу.
Например: «Покажите мне единицы измерении я физической величины, являющейся мерой взаимодействия тел». Дети показывают карточку
Н
Учитель показывает карточку с данным признаком физической величины, а ребята дают ее определение.
Работа в парах.
Первый ученик произносит определение физической величины и просит выбранного им партнера показать ее конкретный признак. Тот, в свою очередь, поняв, о какой величине идет речь, демонстрирует карточку нужной стороной. Далее ребята меняются ролями.
Третий уровень работы с карточками – творческий.
Учитель просит выложить на парте формулу для расчета конкретной физической величины. Учащиеся выполняют эту работу. Затем преподаватель просит перевернуть все карточки выложенной формулы единицами измерения наверх. Вместе с классом проводится анализ размерности данной величины исходя из размерностей величин, входящих в формулу.
Таким образом, в ходе данной работы ребятам дается возможность рассмотреть и опробовать аналитический подход к процессу запоминания необходимых формул и размерностей физических величин и их взаимосвязь.
Работа в парах.
Один в паре дает задания по расчету физических величин, другой ее выполняет. Затем участники меняются ролями.
Кроме того работа с карточками может быть использована в дидактической игре «Приведи в соответствие». Этот вид работы можно использовать на уроках обобщающего характера и на уроках повторения материала.
Для каждой физической величины изготавливается набор из четырех карточек. На одной написано название физической величины, на другой – ее условное обозначение, на третьей – определение данной величины, на четвертой – формула, ее определяющая.
Н Р
ВЕС
СИЛА, С КОТОРОЙ ТЕЛО ИЗ – ЗА ПРИТЯЖЕНИЯ ЗЕМЛИ ДЕЙСТВУЕТ НА ОПОРУ ИЛИ ПОДВЕС
P=mg
Игра может проводиться как в индивидуальном порядке, так и в команде.
Можно также проводить своего рода соревнования между учащимися или их группами: кто быстрее и безошибочнее приведет в соответствие и разложит колонками по четыре карточки: - «название величины»
- «условное обозначение»
- «определение»
- «формула».
Этот вид работы помимо развития общеучебных умений и навыков помогает научить детей правильно планировать свои действия в условиях ограниченного времени.
Начиная со второй четверти первого года обучения предмету, параллельно работе с карточками можно вводить самый простой вид тестовых заданий – тестовые задания по изученному параграфу с выбором верного ответа. Сегодня можно найти достаточное количество дидактической литературы с тестовыми заданиями в помощь учителю.
Данный вид работы, так же, как и предыдущие виды работ, лучше вводить поэтапно.
Первый этап – работа вместе с классом.
Учитель выдает заранее подготовленные тексты тестовых заданий ребятам.
Далее он сообщает, по каким основным правилам выстраиваются тестовые вопросы и ответы к ним, и работает с учениками в следующем порядке.
Сначала читаем вопрос или задание; читаем столько раз, сколько необходимо для четкого понимания вопрос или ясного представления предложенной ситуации.
Самостоятельно, не заглядывая в варианты ответов, формулируем ответ на поставленный вопрос.
Смотрим на варианты ответов и выясняем, в каком формате нам предложено дать ответ.
Согласовываем свой ответ с предложенным в тестовом задании форматом. Выбираем номер верного на наш взгляд ответа, совпавшего в текстом ответов в тестовом задании.
Записываем в предложенной учителем и записанной на доске форме ответ.
Второй этап. Самостоятельная работа учащихся с тестами в классе с последующим обсуждением результатов работы в классе.
На данном этапе ученики самостоятельно выполняют тестовые задания. Затем под руководством учителя происходит обсуждение как правильности содержания ответов, так и правильности формата их записи. На этом этапе целесообразно предложить учащимся самостоятельно оценить ответы на тестовые задания.
Третий этап. Ученики самостоятельно выполняют тесты первого уровня, сами придумывают тестовые задания, обмениваются ими, проверяют правильность их решения одноклассниками.
Рассмотрим все эти приемы и виды учебной деятельности по овладению учащимися основными элементами тестовой грамотности на уроках физики в контексте разработки технологической карты темы «Взаимодействие тел» курса физики 7 класса.
Темы уроков.
Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение.
Скорость, единицы скорости.
Решение задач. Расчет пути и времени движения.
Инерция.
Взаимодействие тел. Кратковременная самостоятельная работа.
Масса тела. Единицы массы.
Лабораторная работа «Измерение массы тела на рычажных весах».
Плотность вещества.
Лабораторная работа «Измерение объема тела и определение его плотности».
Расчет массы и объема тела по его плотности.
Решение задач. Подготовка к контрольной работе.
Контрольная работа по теме «Механическое движение. Плотность вещества».
Сила.
Явление тяготения, сила тяжести.
Сила упругости. Закон Гука.
Вес тела.
Связь между массой тела и силой тяжести.
Динамометр. Лабораторная работа «Градуирование пружины и измерение сил динамометром».
Решение задач.
Самостоятельная работа по теме «Сила тяжести, сила упругости, вес тела».
Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сил.
Сила трения. Трение покоя. Трение в природе и технике.
Контрольная работа по теме « Взаимодействие тел».
Глава 2
Специфика реализации технологии процесса обучения элементам тестирования на уроках физики в 7 классе при изучении темы «Взаимодействие тел».
2.1 Разработка технологической карты процесса обучения элементам тестирования в 7 классе при изучении темы «Взаимодействие тел».
Цели:
сформировать представление о механическом движении, взаимодействии тел, силе, как мере взаимодействия тел;
ввести понятия: сила, сила тяжести, сила упругости, вес тела, деформация, сила трения, масса тела, плотность вещества, равнодействующая сил;
развить у учащихся правильные представления о природных процессах и явлениях, умения различать различные физические термины и правильно ими оперировать;
развить у учащихся навык работы с различными тестовыми заданиями, умение вести диалоговую беседу, выслушивать товарищей, критично относиться к себе и другим.
Основное содержание темы, термины, понятия.
Содержание темы включает изучение терминов и понятий: механическое движение, траектория, путь, скорость, инерция, масса, плотность вещества, сила, сила тяжести, сила упругости, деформация, вес тела, сила трения, равнодействующая сил, инертность; формул для расчета скорости, средней скорости, плотности вещества, силы тяжести, силы упругости, веса тела, равнодействующей сил.
Планируемый результат
Личностные умения: осознание факта, что мы живем в мире тел, неразрывно и постоянно связанных друг с другом различными процессами и явлениями, расширение знаний об окружающем мире.
Метапредметные умения:
Познавательные: умение пользоваться секундомером, динамометром, весами, таблицами; умение определять по условному обозначению или изображению силу, находить равнодействующую линейных сил; умение решать простейшие задачи с использованием простейших формул; умение различать разные признаки физических величин, правильно понимать поставленные вопросы и отвечать на них в заданном формате; умение использовать приобретенные навыки при понимании и построении научной речи.
Регулятивные: умение выполнять учебное задание при работе с карточками физических величин в соответствии с целью; умение согласовывать позиции и находить общее решение; умение выбрать верный алгоритм работы с карточками физических величин при выполнении учебного задания; умение соотносить учебное задание с выбранным алгоритмом работы с карточками физических величин; умение действовать в соответствии с планом.
Коммуникативные: умение формулировать высказывание при определении признака физической величины, постановки вопросов по определению признаков физических величин, ответов на вопросы о различных признаках физических величин и озвучиванию формул, определяющих физические величины; умение согласовывать позиции и находить общее решение при работе с карточками физических величин в парах или в группе; умение выслушивать собеседника во время обсуждения ответов учащихся и во время работы с карточками физических величин в группе и в парах; умение критично относиться как к своему высказыванию, так и к высказываниям товарищей при бсуждении результатов работы с карточками физических величин.
Предметные умения
Строить правильную научную речь; распознавать по определениям, условным обозначениям или изображениям различные силы; пользоваться мензуркой, весами, динамометром, таблицами плотности; решать простейшие задачи с применением формул; правильно понимать поставленный вопрос и давать ответ в заданном формате; применять полученные знания для объяснения некоторых наблюдаемых природных процессов и явлений; читать и строить графики зависимости пути от времени при равномерном прямолинейном движении.
Технология процесса обучения элементам тестирования в 7 классе при изучении темы « Взаимодействие тел».
Планирование уроков по теме «Взаимодействие тел».
Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение.
Скорость, единицы скорости.
Решение задач. Расчет пути и времени движения.
Инерция.
Взаимодействие тел. Кратковременная самостоятельная работа.
Масса тела. Единицы массы.
Лабораторная работа «Измерение массы тела на рычажных весах».
Плотность вещества.
Лабораторная работа «Измерение объема тела и определение его плотности».
Расчет массы и объема тела по его плотности.
Решение задач. Подготовка к контрольной работе.
Контрольная работа по теме «Механическое движение. Плотность вещества».
Сила.
Явление тяготения, сила тяжести.
Сила упругости. Закон Гука.
Вес тела.
Связь между массой тела и силой тяжести.
Динамометр. Лабораторная работа «Градуирование пружины и измерение сил динамометром».
Решение задач.
Самостоятельная работа по теме «Сила тяжести, сила упругости, вес тела».
Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сил.
Сила трения. Трение покоя. Трение в природе и технике.
Контрольная работа по теме « Взаимодействие тел».
2.2 Апробации технологических карт процесса обучения элементам тестирования при изучении темы «Взаимодействие тел».
Технологические карты процесса обучения нацеливают учителя на формирование определенных качеств личности в предметном обучении.
Например, для формирования предметных умений учащихся наиболее эффективными являются приемы работы с карточками физических величин репродуктивного уровня. К ним относятся виды работ с карточками физических величин, рассмотренные на уроках № 2 – 8.
Для формирования метапредметных умений и навыков учеников наиболее эффективными являются приемы работы с карточками физических величин частично – поискового и творческого уровней.
Для формирования познавательных метапредметных умений учащихся эффективным приемом работы будет работа в парах по определению признака физической величины по ее определению и различные модификации этого вида работы, предложенные в уроках № 9 – 11 технологической карты.
Для формирования регулятивных умений учащихся наиболее эффективными приемами работы будут как работа частично – поискового уровня, предложенная в уроках № 9 – 11, так и творческого уровня. Приемы работы с карточками физических величин творческого уровня представлены в уроках № 18 – 19. Это работа с формулами физических величин и определение размерности физической величины по ее формуле и наоборот.
Для формирования коммуникативных метапредметных умений учащихся наиболее эффективными будут все виды групповой работы. Это работа в парах, которая представлена как в репродуктивном, так и в частично – поисковом и творческом уровне работы с карточками физических величин. Но особенно ярко выражен этот вид учебной деятельности в дидактической игре «Физический пасьянс», которая представлена в технологической карте в уроках № 21 – 22.
Таким образом, технологическая карта процесса обучения позволяет рационально организовать деятельность учителя при подготовке к уроку и помогает мобильно реагировать на любые изменения восприятия учебного материала школьниками и корректировать ход урока в зависимости от тех проблем, с которыми сталкиваются учащиеся по мере овладения знаниями, умениями и навыками по предмету.
Глава 3
Проверка эффективности реализации технологической карты процесса обучения элементам тестирования при изучении темы «Взаимодействие тел» в процессе преподавания курса физики 7.
3. 1 Методы проверки эффективности реализации технологической карты процесса обучения элементам тестирования при изучении темы «Взаимодействие тел».
Для оценки эффективности реализации технологической карты процесса обучения элементам тестирования при изучении темы «Взаимодействие тел», была разработана шкала экспертных оценок.
В этой шкале каждая позиция оценивается следующими баллами: 0; 1; 2.
0 – признак не проявился вообще;
1 – признак проявился недостаточно;
2 – признак полностью присутствует.
Критерии оценки разработанной технологической карты.
Четкость, понятность и доступность представленной информации.
Реальность использования в учебном процессе приемов работы, представленных в разработанной карте.
Соответствие данной технологической карты поставленным задачам.
Хотели бы Вы использовать данную карту в своей работе?
Возможна ли, на Ваш взгляд, самостоятельная разработка подобной технологической карты?
Данные технологические карты были представлены для оценки десяти экспертам, в качестве которых были учителя физики высшей категории.
По результатам данных экспертами оценок по представленным пяти критериям Вашему вниманию представлен график совокупности экспертных оценок.
График совокупности экспертных оценок эффективности реализации технологической карты процесса обучения элементам тестирования при изучении темы «Взаимодействие тел» в 7 классе.
Анализ полученных данных экспертных оценок эффективности реализации разработанной мной технологической карты приводит к следующим выводам.
Во – первых, все эксперты не испытывали никаких затруднений в навигации по предложенной им технологической карте.
Во – вторых, единогласно была признана актуальность выбранной мной темы технологической разработки и дана стопроцентная оценка реальности ее использования в учебном процессе. При этом эксперты отмечали высокую вариативность предложенных видов учебной деятельности по работе с карточками физических величин и возможность внесения самостоятельных изменений и дополнений в ход подобного рода работ.
В – третьих, оценивая соответствие технологической карты поставленным задачам, часть экспертов высказали собственное видение решения проблемы освоения учащимися приемами тестовой культуры. Этот факт, в свою очередь, еще раз доказывает, что выбранная мной тема дипломного проекта является одной из самых актуальных на сегодняшний день. Разные подходы к работе с учащимися по освоению тестовой культуры только расширяют палитру приемов, помогая тем самым успешно реализовать генеральную линию образовательного процесса – воспитание активного человека, умеющего успешно работать в предложенных обстоятельствах.
В – четвертых, тот факт, что небольшая часть экспертов с осторожностью отнеслись к предложению включить данную разработку в свою практическую деятельность, говорит о том, что каждый преподаватель высшей категории имеет свое видение организации учебного процесса и для реализации поставленных им учебных задач имеет право выбора приемов и технологий.
В – пятых, снижение оценочного критерия, отвечающего на вопрос о возможности самостоятельной разработки подобных технологических карт, с одой стороны является логическим продолжением различного видения организации учебного процесса педагогами – экспертами. С другой стороны, как все новое, данный вид подготовки учителя к учебному процессу вызывает некоторые затруднения в понимании детальной разработки всех позиций технологической карты. Поэтому, на мой взгляд, именно этот оценочный критерий вызвал у экспертов наибольшие затруднения в постановке баллов.
В целом же, анализируя представленную Вам диаграмму совокупности экспертных оценок эффективности реализации технологической карты процесса обучения элементам тестирования при изучении темы «Взаимодействие тел», можно сделать вывод о том, что данный вид деятельности по подготовке к уроку эффективен, мобилен, востребован, достаточно прост в реализации, а значит, конкурентоспособен.
3.2 Результативность использования технологических карт в учебном процессе.
В течение 2009 – 2010 учебного года мной проводилась работа с учащимися 7 класса по обучению элементам тестирования согласно представленной технологической карте процесса обучения. На протяжении всего процесса обучения, начиная с сентября, учащимся регулярно предлагались диагностические тестовые работы с целью выявить динамику процесса освоения учащимися этого класса основных навыков работы с тестовыми заданиями.
Измерение уровня успешности учащихся данного класса при выполнении тестовых заданий различного содержания за период с сентября 2009года по май 2010 года представлен в виде графика.
На графике:
Вертикальная ось, обозначенная, как «%», показывает процент уровня успешности выполнения тестовых заданий учащимися;
Горизонтальная ось, обозначенная, как «время»,показывает промежуток времени, за который была проведена диагностическая тестовая работа.
График уровня успешности выполнения диагностических тестовых заданий учащимися 7 класса за период с сентября 2009года по май 2010года.
Анализ графика оказывает, что проводимая в течение учебного года планомерная целенаправленная работа по обучению элементам тестирования с использованием педагогом технологических карт дает надежный положительный результат.
Заключение.
В ходе данной дипломной работы мной были определены оптимальные условия организации учебной деятельности учащихся при изучении курса физики в условиях коррекционной школы в контексте реализации образовательных стандартов второго поколения.
Реализация поставленных в начале дипломной работы задач была достигнута с помощью разработки технологической карты процесса обучения элементам тестирования на уроках физики в рамках Федеральных Государственных Образовательных Программ второго поколения.
Разработанная в ходе дипломной работы технологическая кара процесса обучения элементам тестирования при изучении темы «Взаимодействие тел» для учащихся 7 класса была предложена десяти преподавателям высшей категории для экспертной оценки. По результатам экспертной оценки были сделаны выводы о том, что данный вид деятельности по подготовке к уроку современен, эффективен, мобилен, востребован, а значит, конкурентоспособен.
Представленные в дипломной работе приемы обучения учащихся элементам тестирования на примере работы с карточками физических величин были внедрены в учебную деятельность в 7 классах на уроках физики.
Результаты годовой работы с учениками по овладению приемами тестовой грамотности на уроках физики контролировались с помощью ежемесячных диагностических работ. Обобщенные итоги динамики освоения учащимися тестовых заданий различного уровня сложности были представлены в данном дипломном проекте в форме обобщенного графика уровня успешности выполнения диагностических тестовых заданий.
Анализ обобщения годовой работы с учащимися 7 классов показал, что если детально разработать содержание занятий по овладению тестовой грамотностью, подобрать адекватные формы работы с учениками, предварительно определить планируемые результаты обучения и, в соответствии с ними разработать технологические карты обучения учащихся, то преподавание курса физики в школе для детей с глубокими нарушениями органа зрения будет отвечать Федеральным Государственным Образовательным Стандартам второго поколения.
Организация познавательного пространства
Межпредметные связи
Ресурсы
Формы работы
Алгебра: тема – «Построение графиков», «Алгебраические преобразования».
История науки: тема – «Исаак Ньютон».
Учебник «Физика 7», А. В. Перышкин, Дрофа 2007;
«Сборник задач по физике 7 – 9», В. И. Лукашик, М.: Просвещение 1999.
Наглядный материал: карточки с условными обозначениями физических величин, таблицы.
Фронтальная
Индивидуальная
В паре
В группе
7 класс
Физика
Технологическая карта процесса обучения элементам тестирования при изучении темы « Взаимодействие тел»
Цели деятельности
Ситуативное задание
Планируемый результат
Познакомить учащихся с карточками физических величин, показать приемы работы с ними с целью организовать учебную деятельность, которая поможет более прочному усвоению физической информации, так как идет через все каналы восприятия.
1 этап работы с карточками физических величин – репродуктивный уровень.
Урок № 2
Работа проводится в конце урока, как закрепление пройденного материала. Продолжительность работы – 7 мин.
Учитель демонстрирует карточки с условным обозначением физических величин, объясняет, как их нужно изготовить учащимся; проводит первую демонстрацию приемов работы с карточками; объясняет, что на одной стороне карточки изображены условные обозначения физической величины, а на другой – ее единицы измерения.
В качестве домашнего задания учитель задает изготовить карточки с условным обозначением и единицами измерения скорости движения тела, пути и времени движения.
Учащиеся знают технологию изготовления карточек физических величин.
Учащиеся понимают, что необходимо разграничивать физические термины «название», «условное обозначение», «единицы измерения» физических величин.
Учащиеся умеют изготавливать карточки в заданном формате и оформлять их по заданному шаблону.
Научить ребенка видеть символы физических величин, различать смысл терминов «название», «условное обозначение», «единицы измерения» физической величины.
Научить ученика использовать приемы работы с карточками физических величин, как способ более прочного усвоения физической терминологии.
Научить ребенка выстраивать различные взаимозависимости между физическими величинами.
Побудить ученика работать самостоятельно во время подготовки домашнего задания.
Урок № 3
Работа проводится в начале урока. Длительность работы –7 мин.
Предварительная беседа. Учитель предлагает учащимся вспомнить основные признаки физической величины и закончить предложение: «Каждая физическая величина имеет…»
Ученики с мест: 1) …условное обозначение;
2) …единицы измерения;
3) …прибор, измеряющий ее.
Задание №1. Для повторения материала прошлого урока о скорости движения тела и физических величинах, ее определяющих, работа организуется с карточкой «путь».
S
Вопрос:
Какой признак физической величины изображен на карточке? ( Ответ: «Условное обозначение».)
Условное обозначение какой физической величины перед вами? (Ответ: «Пути, пройденного телом».)
Учитель демонстрирует карточку
м/с
Вопрос:
«Какой признак физической изображен на карточке?» (Ответ: «Единицы измерения».)
«Единицы измерения какой физической величины перед вами?» ( Ответ: «Скорости».)
3) «Из предложенных вам карточек выберите ту, на которой изображено условное обозначение скорости движения тела» Ответ:
V
Задание № 2. Учитель демонстрирует учащимся карточку
t
и предлагает ученикам назвать признак и название изображенной на карточке физической величины.
Ответ: «Перед нами условное обозначение времени движения тела» Уроки № 4 - 5
Работа проводится в начале урока. Длительность – 5 мин.
V
с
Ответ: «Единицы измерения времени движения тела».
м
Ответ: «Единицы измерения пути, пройденного телом».
Задание № 2. Учитель произносит признак физической величины и предлагает учащимся выбрать из предложенных карточек необходимую и продемонстрировать ее учителю.
Например:
«Выберите из предложенных вам карточку с изображением единиц измерения скорости движения тела».
м/с
« Выберите, пожалуйста, условное обозначение пути, пройденного телом».
S
«Выберите из карточек ту, на которой изображено условное обозначение времени движения тела».
t
Уроки № 6 – 8
Работа проводится в начале урока. Длительность – 7 мин.
Задание № 1Проводится аналогично заданию № 2 в уроках № 4 – 5
Задание № 2Учитель выбирает из класса двух учеников. Первый учащийся, выслушав высказывание учителя, демонстрирует классу карточку с данным признаком названной учителем физической величины.
Второй учащийся проверяет правильность выбора первого ученика.
Например. Учитель – первому ученику: «Выбери, пожалуйста, из предложенных карточек ту, на которой изображено условное обозначение массы тела».
m
Второй ученик проверяет верность выбора своего товарища и, если тот ответил неверно, исправляет его ошибку.
Таким же образом работаем с физическими величинами: «путь», « время движения», « скорость», « масса»..
Учащиеся знают смысл терминов «название», «условное обозначение», «единицы измерения» физической величины; знают, как организовать работу с карточками в домашних условиях.
Учащиеся понимают смысл терминов «название», «условное обозначение», «единицы измерения» физической величины.
Учащиеся узнали приемы работы с карточками физических величин и могут работать с ними дома самостоятельно.
Учащиеся умеют различать понятия «название», «единицы измерения», «условное обозначение» физической величины и соотносить их с изображениями.
Учащиеся овладели приемами работы с карточками физических величин, умеют самостоятельно организовывать учебный процесс работы этими карточками.
Научить учащихся оперировать различными признаками физических величин, соотносить определение физической величины с ее условным обозначением и единицами измерения.
Научить учащихся правильно формулировать вопросы и давать точные ответы с использованием изученных научных терминов.
Развить навыки диалоговой научной речи, привить культуру диалогового общения.
Научить учащихся грамотно организовывать учебную деятельность по работе с карточками физических величин.
Уроки № 9 – 11
Второй этап работы с карточками физических величин – частично – поисковый уровень.
Работа проводится в начале урока. Длительность – 7 мин.
Задание № 1Учителем вызывается один ученик. Он выбирает себе партнера. Первый ученик произносит тот или иной признак какой – либо физической величины. Второй ученик выбирает нужную карточку и демонстрирует ее классу. Первый ученик проверяет правильность выбора партнера.
Например:
Первый ученик: «Покажи мне, пожалуйста, единицы измерения массы тела».
Второй ученик выбирает и показывает карточку:
кг
Первый ученик проверяет верность выбора партнера и произносит: «Верно».
Таким же образом работаем с величинами: плотность, скорость, масса, объем, путь, время.
Задание № 2. Учитель произносит определение физической величины и просит показать ее определенный признак. Учащиеся, узнав по определению, о какой величине идет речь, выбирают ее из своих карточек и демонстрируют указанный учителем ее признак.
Например: учитель просит выбрать из предложенных учащимся карточек карточку с изображением единиц измерения физической величины, показывающей, какова масса тела в единице объема.
Учащиеся выбирают и показывают карточку:
кг/м
Учитель: «Выберите, пожалуйста, карточку с условным обозначением длины траектории, вдоль которой двигалось тело».
S
Уроки № 13 – 14
Работа проводится в начале урока. Длительность проведения – 10 мин.
Задание № 1Проводится аналогично заданию № 1 из уроков № 6 – 8.
Задание № 2. Учитель показывает учащимся карточку с выбранным им признаком какой – либо физической величины. Вызванный учителем или вызвавшийся сам отвечать ученик дает определение данной величины и называет ее признак.
Например: учитель демонстрирует карточку
F
Ученик произносит: « Вы показали условное обозначение физической величины, являющейся мерой взаимодействия тел».
Таким же образом работаем с физическими величинами «скорость», « путь», « плотность».
Уроки № 15 – 17
Проводится в начале урока. Длительность проведения – 10 мин.
Задание № 1. Проводится аналогично заданию № 2 из уроков № 4 – 5.
Задание № 2. Вызываются два «добровольца». Первый из них произносит определение какой – либо физической величины и просит партнера показать ее определенный признак. Второй из них выбирает из своего набора карточек необходимую и показывает ее классу. Первый ученик проверяет верность выбора партнера. Затем они меняются ролями.
Например:
Первый ученик: «Выбери из предложенных тебе карточек условное обозначение силы, с которой тело из – за притяжения к Земле давит на горизонтальную опору или растягивает подвес».
Р
Первый ученик проверяет правильность выбора партнера и, если тот ошибся, демонстрирует карточку с верным, по его мнению, ответом.
Затем учащиеся меняются ролями. Второй ученик произносит: Выбери, пожалуйста, карточку с изображением единицы измерения силы, с которой Земля притягивает к себе все тела, находящиеся вблизи ее поверхности».
Первый ученик показывает карточку:
Н
Второй учащийся проверяет верность выбора товарища и, если есть необходимость, вносит исправления в его ответ.
Таким же образом работаем с другими изученными физическими величинами.
Учащиеся знают определения физически х величин, различают термины «название», «условное обозначение», «единицы измерения», «размерность» физических величин.
Учащиеся понимают смысл терминов «определение», «название», «условное обозначение», «размерность» физической величины.
Ученики осознают необходимость правильного построения научной речи, грамотной организации учебного пространства и учебного процесса.
Учащиеся умеют произносить определения физических величин, их условные обозначения и единицы их измерения.
Учащиеся умеют правильно формулировать вопросы и давать грамотные ответы на них; умеют правильно организовывать рабочее пространство и учебную деятельность по работе с карточками физических величин; умеют критично относиться к ответам своим и своих товарищей, корректно поправлять неверные высказывания и ответы своих соучеников, вести диалоговую беседу.
Научить учащихся приемам математического анализа формул физических величин, научить соотносить размерность физической величины с формулой для ее вычисления.
Развить у учащихся навыки организации учебной деятельности на примере дидактической игры «Физический пасьянс».
Развить у учащихся навыки работы в группе и адекватной, корректной оценки, как собственной деятельности, так и деятельности своих товарищей.
Уроки № 18 – 19
Проводится в начале урока. Длительность проведения – 10 мин.
Третий этап работы с карточками физических величин – творческий уровень.
Предварительная беседа.
Учитель предлагает учащимся вспомнить о том, какие физические величины нужно знать, чтобы найти скорость тела, движущегося равномерно и прямолинейно.
Ответ: « Для определения скорости движения тела при равномерном и прямолинейном движении, необходимо знать путь, пройденный телом, и время его движения».
Затем учитель предлагает ученикам вспомнить формулу, по которой можно найти числовое значение скорости движения тела».
Ответ: «V = s / t »
После этого учитель предлагает выбрать из предоставленного учащимся набора карточек те, на которых изображены условные обозначения данных физических величин и выложить из них формулу на своих партах .
s
V t
м
м/с
с
Далее следует беседа учителя с учениками, в которой учитель вместе с учащимися производит математический анализ полученного выражения и задает следующие вопросы:
а) Какое математическое выражение вы наблюдаете?
(ответ: простую дробь, выражающую арифметическое действие – деление ).
б) Что вы наблюдаете в числители дроби ? ( Ответ: в числителе дроби мы видим условное обозначение пути, проиденного телом).
в) Что вы наблюдаете в знаменателе дроби? ( Ответ: в знаменателе дроби находится условное обозначение времени движения тела.
Далее вместе с учениками учитель приходит к выводу о том, что зная размерность скорости, можно вывести формулу, по которой она рассчитывается.
Для подтверждения полученного вывода преподаватель предлагает учащимся проверить это утверждение на формуле другой физической величины.
Учитель предлагает из имеющихся у учащихся карточек составить формулу для определения плотности тела.
Ученики выкладывают на своих рабочих столах комбинацию карточек:
кг/м кг
м
Таким же образом работаем с формулами силы тяжести и силы упругости.
Уроки № 21 – 22
Проводится в начале урока. На уроке подготовки к контрольной работе задания третьего уровня можно проводить в середине урока.
Длительность проведения – 10 мин.
Задание № 1
Может быть любое из заданий репродуктивного и частично – поискового уровней.
Задание № 2
Дидактическая игра «Приведи в соответствие».
Учитель предоставляет учащимся несколько подготовленнных им наборов карточек. Он объясняет ребятам, что в каждом наборе они отыщут карточки с определениями физических величин, карточки с их условными обозначениями, карточки с единицами их измерения и карточки с формулами, позволяющими рассчитать разные физические величины. Затем учитель предлагает учащимся разделиться на команды по 2 (3 или более) человека и составить пасьянс из четверок карточек: «определение – условное обозначение – единицы измерения – формула».
Далее он объясняет, чтокоманда, первой выложившая пасьянс, будет победителем и получит бонусный балл. Также учитель предлагает ученикам составить команду из двух (трех или более) человек, члены которой будут помогать ему проверять верность составленных соответствий.
Можно изменить правила игры и предложить ребятам ограничение во времени работы. В этом случае победит та команда, которая верно выложит большее число четверок карточек.
Можно также выдавать командам или отдельным ученикам ровно по 5 комплектов четверок карточек и ограничивать их работу по времени. В этом случае количество верно выложенных четверок карточек и будет полученной ими отметкой за этот вид работы.
Сила, с которой Земля притягивает к себе тела
F
Н
mg
Учащиеся знают, что размерность физической величины является математическим «отражением» формулы, ее определяющей; знают определение физической величины, их условное обозначение, единицы их измерения и формулы, их определяющие.
Учащиеся понимают как нужно организовать работу в группе, как нужно вести корректную диалоговую беседу;
Учащиеся осознают однозначную связь между размерностью физической величины и ее формулой.
Учащиеся умеют проводить математический анализ размерности физической величины и выводить формулу физической величины исходя из ее размерности; умеют успешно работать в группе, вести корректную диалоговую беседу, адекватно оценивать свою работу и работу своих товарищей.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории физика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ