Программа элективного курса "Электромагнитные излучения и их практическое применение" 9 класс
Автор: Шилова О. В. учитель физики, МКОУ Семёновской СОШ,
Гусь – Хрустального района, Владимирской области
Программа элективного курса
Электромагнитные излучения и их практическое применение
I Пояснительная записка
Цель программы:
Познакомить учащихся с важнейшими путями и методами применения знаний по физике на практике, развитие интереса учащихся к современной технике и производству, что поможет самоопределению учащихся относительно профиля обучения в старших классах.
Задача программы:
Расширение и углубление знаний учащихся по теме “ Электромагнитные излучения и их практическое применение”. Развитие детей, которое даст возможность перехода обучения к самообразованию: учащиеся приобретают навыки анализа информации, умение работать с дополнительной литературой, способность конструировать.
Актуальность:
Тема дает возможность показа учащимся широкого диапазона практического применения знаний в местных условиях, показывает достижения науки на практике, имеет профориентационное значение.
Новизна программы:
Привлекаются в внешкольные источники информации: компьютерная сеть, медицинские учреждения, станция космической связи; лака - красочная фабрика, военкомат.
Программа рассчитана на учащихся 9-го класса (II полугодие). Объем программы в часах: 12 час.
II Учебно – тематический план курса
12 часов.
№
п/п
Раздел
Тема занятий
Колич. час
Форма занятия
Результат деятельности учащихся
Лекции
практика
1.
Электромагнитные излучения
Электромагнитные волны их получение и практическое применение.
2 ч.
Лекция
Таблица и практическое применение электромагнитных излучений
2.
Изучение особенностей различного рода электромагнитных излучений.
1 ч.
Компьютерная исследовательская лабораторная работа
Отчет о выполнении лабораторной работы.
3.
Моделирование и конструирование антенн
2 ч.
Практическое занятие по моделированию, конструированию и апробированию антенн.
Чертежи и модели антенн, отзывы о результатах опробирования.
4.
Работа с дополнительной литературой по теме
1 ч.
Дискуссия.
Учащиеся выбирают тему проектной работы.
5.
Практическое применение в медицине инфракрасного, ультрафиолетового и рентгеновского излучения
2 ч.
Экскурсия на медицинский пункт.
Отчет об экскурсии.
6.
Практическое применение радиоволн
1ч.
Экскурсия на станцию космической связи.
Отчет об экскурсии.
7.
Практическое применение инфракрасного излучения
1 ч.
1 ч.
Экскурсия в райвоенкомат.
Экскурсия на лакокрасочную фабрику.
Отчет об экскурсии.
8.
Шкала электромагнитных излучений
1 ч.
Конференция
Выступление учащихся с проектными работами по теме.
III Содержание программы:
1. Излучение света заряженными частицами.
Наиболее распространенные тепловые источники света.
Важнейшая характеристика излучения - распределение энергии по частотам и длинам волн.
Свет - электромагнитная волна.
Инфракрасные, ультрафиолетовые, рентгеновские лучи.
Шкала электромагнитных волн.
Количественные различия в длинах волн, приводящие к существенным качественным различьям.
2. Компьютерная исследовательская лабораторная работа по теме
“Изучение особенностей различного рода электромагнитных излучений»
Использование программы “Teach Pro. Физика”, (“Мультимедиа Технологии и дистанционное обучение”) - полный курс физики для школьников и абитуриентов.
3. Практическое занятие по моделированию, конструированию и апробированию антенн.
4. Экскурсии:
1) Медицинский пункт: принципы работы рентгенографа, аппарата УВЧ, кварцевого аппарата, аппарата “Дарсеваль”, электрофорез.
2) Станция космической связи «Орбита»: принципы работы передающих и принимающих антенн, усилителей радиоволн.
3) Райвоенкомат: устройство и принцип действия приборов ночного видения (бинокли, оптические прицелы).
4) Лакокрасочная фабрика: практическое применение инфракрасного излучения для сушки покрытых лаком изделий.
Межпредметные связи:
1. Связь с биологией: свечение глубоководных рыб, животных, насекомых.
2. Связь с астрономией: использование инфракрасного излучения для изучения астрономических объектов.
Профориентационная направленность:
Учащиеся познакомятся с профессиями:
Рентгенолог.
Лаборант медицинского кабинета.
Радиотехник.
Оператор радиоаппаратуры.
Военный инструктор.
Художник лакокрасочной миниатюры.
IV Предполагаемые результаты:
По итогам прохождения прикладного элективного курса "Электромагнитные излучения и их практическое применение" учащиеся должны улучшить умение работать с дополнительной литературой, приобрести навыки анализа информации, способность моделировать и конструировать, выступать с проектной работой по теме; защищать, отстаивать свою точку зрения.
V Литература:
1. Журнал "Физика в школе" №1-1989 год; №7; 8; 4 -2003 год.
2. "Физическая энциклопедия" под редакцией А.Н. Прохорова, Москва, "Советская энциклопедия", 1990 год
3. "Физика в природе", Л.В. Тарасов, Книга для учащихся - Москва : Просвещение, 1997 год.
4. Энциклопедия "Жизнь растений", под редакцией Федорова, т.6., Москва : Просвещение, 1997 год.
5. Учебник "Физика - 11кл.", Т.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Москва, Просвещение, 2012 год.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории физика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ