Технологическая карта урока по теме: "Конденсатор в цепи переменного тока ( Емкостное сопротивление в цепи переменного тока)"
Технологическая карта урока
1. Ф.И.О. учителя: Курлова Галина Александровна
2. Класс:11 «Б». Дата 12.11.2009г. Предмет физика. № урока по расписанию: 2
3. Тема урока: Конденсатор в цепи переменного тока ( Емкостное сопротивление в цепи переменного тока).
4. Место и роль урока в изучаемой теме: Изучаемая тема «Электромагнитные колебания» включает в себя изучение влияния в цепях переменного тока активного, индуктивного и емкостного сопротивления. Понимание влияния емкостного сопротивления на характер переменного тока одно из основных проблем в данной теме.
5. Цель урока:_ Образовательные: Сформировать знания учащихся о емкостном сопротивлении в цепи переменного тока; закрепить понятия емкостного сопротивления, зависимости его от частоты переменного тока и емкости конденсатора, опираясь на демонстрацию зависимости сопротивления от частоты переменного тока и емкости конденсатора. Развивающие: Развивать физическое мышление учеников, умение самостоятельно анализировать, делать выводы, расширять познавательный интерес; развивать элементы творческой деятельности учащихся на уроке. Воспитательные: Воспитывать активную жизненную позицию._
Характеристика этапов урока
Этап урока
Время, мин
Цель
Содержание учебного материала
Методы
и приемы работы
ФОУД*
Деятельность учителя
Деятельность
учеников
1.Организационный этап.
Создать психологический настрой учащихся и рабочую обстановку в классе
Приветствует
обучающихся
ф
проверяет их готовность к уроку объяснить цели и задачи урока.
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.
1.Актуализация знаний.
Определить уровень усвоения предыдущего материала.
Задаю вопросы:
Что такое активное сопротивление?
Чему равна разность фаз между колебаниями тока и напряжения в цепи переменного тока с активным сопротивлением?
Если в цепи переменного тока промышленная частота 50 Гц, то с какой частотой совершает колебания мощность?
Что называется действующим значением переменного тока?
Как связано действующее значение силы тока с амплитудным значением?
Составление плана работы на уроке.
Беседа по вопросам
предлагаю учащимся вопросы, которые помогут в освоении нового материала, уровень которых соответствует уровню В.
Анализируя ответы учащихся, исправляя неточности в ответах, добиваюсь с помощью рассуждений четкого понимания физической сущности процесса.
Отвечают на вопросы, основываясь на понимании физической сущности процесса.
3 Объяснение нового материала с использованием эксперимента.
Сформировать знания учащихся о емкостном сопротивлении в цепи переменного тока;
закрепить понятия емкостного сопротивления, зависимости его от частоты переменного тока и емкости конденсатора, опираясь на демонстрацию зависимости сопротивления от частоты переменного тока и емкости конденсатора
Перед началом объяснения следует напомнить, что имеется ряд случаев, когда в электрических цепях кроме активного и индуктивного сопротивлений, имеется и емкостное сопротивление.
многожильные провода, кабели, обмотки электродвигателей имеют емкостное сопротивление.
Объяснение сопровождается показом конденсаторов различных типов и емкостных сопротивлений с подключением их в электрическую цепь.
Предлагается рассмотреть случай, когда в электрической цепи преобладает одно емкостное сопротивление, а активным и индуктивным можно пренебречь.
Вспоминаем вместе с учащимися, как ведет себя конденсатор в цепи постоянного тока. Выясняем, почему в этом случае тока в цепи нет.
Ответ на 6 вопрос Проводим эксперимент:
- Заменяем источник постоянного тока на источник переменного тока с таким же напряжением и убеждаемся:
Лампочка горит! Ток в цепи есть!
Делаем вывод: в цепи переменного тока конденсатор пропускает ток.
Объясняем результаты эксперимента:
Этот ток вызван перезарядкой конденсатора. Процесс зарядки длится четверть периода. После достижения амплитудного значения напряжение между обкладками конденсатора уменьшается, и конденсатор в течение следующей четверти разряжается.
В следующую четверть конденсатор вновь заряжается, но полярность напряжения на его обкладках меняется на противоположную
Перезарядка происходит потому, что переменное напряжение меняет свое направление, и, следовательно, если мы подключим амперметр в эту цепь, то он будет показывать ток зарядки и разрядки конденсатора. Через конденсатор и в этом случае ток не проходит. Как и в цепи постоянного ток, через диэлектрик разделяющий обкладки конденсатора ток не идет. Но в результате периодически повторяющихся процессов зарядки и разрядки конденсатора по проводам, соединенным с его выводами, течет переменный ток. Лампа накаливания , включенная в цепь последовательно с конденсатором, кажется горящей непрерывно, так как человеческий глаз при высокой частоте колебаний силы тока не замечает периодического ослабления свечения нити накала лампы.
Устанавливаем связь между амплитудой колебаний напряжения на обкладках конденсатора и амплитудой колебания силы тока.
Обращаю внимание, что CUmw является амплитудой колебания силы тока.
Im = CUmw.
Ввожу понятие емкостного сопротивления конденсатора.
Анализируя последнюю формулу (Im = CUmw.)
Делаем вывод, что для конденсатора в цепи переменного тока зависимость силы тока от напряжения имеет вид:
Im = Um/Хс,
где Хс - емкостное сопротивление,
Хс =1/ Cw
Закон Ома справедлив и для действующего значения силы тока и напряжения, предлагаю учащимся самим самостоятельно доказать это, используя зависимость амплитудного и действующего значения силы тока и напряжения:
Iд =Im / 2,
Uд = Um/ 2
Iд = Uд/Хс.
Анализируя формулу Хс =1/ Cw, делаем вывод, что емкостное сопротивление зависит от частоты переменного тока и емкости конденсатора.
Опыт №2
В цепь переменного тока, включаем через дополнительное сопротивление емкостное сопротивление: Установим на генераторе частоту 300Гц, конденсатор подключим в цепь емкостью 4,7 мкф. Обращаем внимание учеников на показания измерительных приборов, заносим показания в таблицу: Плавно увеличиваем частоту генератора, демонстрируя при этом рост тока, протекающего через конденсатор при практически неизменном напряжении на его выводах. Увеличиваем частоту до 600 Гц, снимаем показания измерительных приборов, заносим их в таблицу и прошу учеников еще раз определить сопротивление конденсатора. Заносим данные опыта в таблицу и сопоставляем вместе с учащимися величины сопротивлений, полученные ими и, принимая во внимание характер изменения тока при проведении опыта.
Опыт №3 заменяем конденсатор емкости 4,7 мкф на конденсатор 18,8 мкф, ток в цепи при этом увеличится в 4 раза, что при неизменности приложенного напряжения означает, что сопротивление конденсатора в 4 раза уменьшилось.
Вместе с учащимися делаем вывод об обратнопропорциональной зависимости емкостного сопротивления от частоты.
Беседа.
Фронтальный эксперимент.
Демонстрационный эксперимент.
Ф
Г
И
Сегодня, с помощью экспериментов, мы попытаемся понять, как ведет себя конденсатор в цепи переменного тока. Все расчеты по электрическим цепям я предлагаю рассчитать вам
1 вопрос учащимся: Как называется прибор для накопления зарядов?
2.вопрос учащимся, Что представляет простейший конденсатор?
3.вопрос учащимся,
как ведет себя конденсатор в цепи постоянного тока
.
5.Вопрос учащимся:
Почему в цепи постоянного тока по ветке, где включен конденсатор ток не идет?
6.Вопрос учащимся:
а если конденсатор подключить с такой же лампочкой в цепь переменного тока с таким же напряжением, что будет происходить?
7 Вопрос учащимся:
Если изменение напряжения на обкладках конденсатора происходит по гармоническому закону: U = UmCos(wt), то как изменяется заряд на его обкладках?
8.Вопрос учащимся:
По какому закону будут происходить колебания силы тока в цепи?
9.Вопрос учащимся:
Совпадает ли по фазе колебания сила тока и напряжение, так же как при активном сопротивлении в цепи переменного тока
10. вопрос учащимся:
Как зависит амплитуда колебания силы тока от амплитуды напряжения, что это напоминает?
Задаю вопрос учащимся:
Как проверить, что емкостное сопротивление зависит от частоты и емкости конденсатора?
Решаем проверить экспериментально
Опыт №2
Прошу учеников на основе экспериментальных данных рассчитать сопротивление конденсатора.
Предлагаю сделать вывод о зависимости емкостного сопротивления от частоты переменного напряжения
Для того, чтобы показать зависимость емкостного сопротивления от величины емкости конденсатора,
задаю вопрос учащимся, что нужно изменить в цепи для этой цели?
Анализирую ответы учащихся.
Опыт №3.
Предлагаю учащимся
заменить конденсатор емкости 4,7 мкф на конденсатор 18,8 мкф,
1.Предполагаемый ответ: Прибор, предназначенный для накопления зарядов, называется конденсатором.
2.Предполагаемый ответ:
Простейший конденсатор – это два проводка разделенных слоем изоляции.
3 Предполагаемый ответ: не пропускает
Ток
Предполагаемый эксперимент: группа учащихся проводит эксперимент, в цепи постоянного тока включена лампочка 12 В последовательно с конденсатором емкостью 2200 мкф к источнику 3 В – 12 В, лампочка не горит, что доказывает - в цепи постоянного тока конденсатор не пропускает ток
5.Предполагаемое объяснение учащихся:
Если конденсатор включить в цепь постоянного тока, то ток в цепи проходить не будет, так как между пластинами конденсатора находится диэлектрик.
6.Учащийся экспериментально отвечает на поставленный вопрос.
7. Предполагаемый ответ:
Заряд изменяется также по гармоническому закону:
q = CU = UmCos(wt).
Напоминаю, что электрический ток в цепи возникает в результате изменения заряда конденсатора, поэтому, так как электрический ток есть первая производная от заряда, то
8.Предполагаемый ответ:
I = q' = - CUm wSin(wt) = CUm wCos(wt + п/2),
где Im = qmw = CUmw
9Предполагаемый ответ:
Видно, с математической точки зрения, что колебания напряжения на конденсаторе отстают по фазе от колебаний силы тока на п/2.
Обращаю внимание, что CUmw является амплитудой колебания силы тока.
Im = CUmw.
10.Предполагаемый ответ:
Амплитуда колебания силы тока прямо пропорциональна амплитуде напряжения, что напоминает закон Ома:
I = U/R
Заносят экспериментальные данные в таблицу
На основе экспериментальных данных рассчитывают сопротивление конденсатора, каждая группа используя разные экспериментальные данные
.. делают вывод об обратной зависимости емкостного сопротивления от частоты переменного напряжения
Опыт №3. Учащиеся заменяют конденсатор емкости 4,7 мкф на конденсатор 18,8 мкф.
Снимают показания приборов, записывают в таблицу, анализируют, что ток в цепи увеличился в 4 раза, делают самостоятельно вывод о зависимости емкостного сопротивления от емкости.
3. Обобщение изученного материала
Для закрепления
нового материала провожу фронтальный опрос учащихся в классе.
Брейн-ринг
ф
1. Почему амперметр не покажет тока, если включить конденсатор в цепь постоянного тока?
2. Какой ток показывает миллиамперметр при включении в цепь переменного тока?
3. Какова разность фаз между колебаниями тока и напряжения в цепи переменного тока с конденсатором?
4. Что такое емкостное сопротивление? В чем оно измеряется?
5. Как определить емкостное сопротивление?
6. Как зависит емкостное сопротивление от емкости конденсатора и частоты переменного тока?
1 конденсатор в цепи постоянного тока не покажет тока, так как цепь разомкнута.
2.переменный.
3.п/2
4. Хс =1/ Cw,
5. Хс = Uд/ Iд
6. Хс =1/ Cw,
4 Рефлексия.
беседа
Вопросы к учащимся
1. Что больше всего вас удивило на сегодняшнем уроке?
2. Какие трудности возникли в ходе урока?
3. На сколько важен, по вашему мнению эксперимент уроке?
4. С каким настроением вы уходите с урока?
Ответы учащихся
1.Эксеримент, который доказывает, что в цепи переменного тока конденсатор пропускает ток
2. Расчетные.
3.Наглядно подтверждает теорию.
4.!!!!
6 этап урока. Домашнее задание.
Учебник Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев "Физика - 11" п 32, повторить п31.
Записывают домашнее задание
* ФОУД – форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая).
6. Работа обучающихся на уроке (указать активность, меру занятости): Учащиеся были разбиты на группы: экспериментаторы, проводили опыты, заменяли одни участки цепи на другие; организаторы снимали показания приборов и записывали их в таблицы; теоретики, используя экспериментальные данные, рассчитывали те или иные физические величины; аналитики делали выводы на основе эксперимента
7. Дифференциация и индивидуализация обучения (подчеркнуть): присутствовала/отсутствовала.
8. Характер самостоятельной работы учащихся (подчеркнуть): репродуктивный, продуктивный.
9. Оценка достижения целей урока: Сформированы знания учащихся о емкостном сопротивлении в цепи переменного тока; закреплены понятия емкостного сопротивления, зависимости его от частоты переменного тока и емкости конденсатора. зависимости сопротивления от частоты переменного тока и емкости конденсатора. Учащиеся ставились в условия, при которых им приходилось самостоятельно анализировать, делать выводы, что способствует расширению познавательного интереса к физическим явлениям; развивает элементы творческой деятельности учащихся на уроке. Воспитывает активную жизненную позицию.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории физика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ