Программа кружка по физике для учащихся 7 класса "Юные архимеды"

Муниципальное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа с.Алексашкино Питерского района Саратовской области»





Рабочая программа физического

кружка «Юные Архимеды»



автор учитель физики

Анохина Галина Ивановна

2012 г































Пояснительная записка

Кружок организован для учащихся 7 класса. На занятиях кружка школьники продолжают изучать теоретические вопросы. Кружковая работа способствует развитию у учащихся новых интересов, любознательности, инициативы, приводит к расширению их теоретических знаний. На занятиях кружка планируется решение проблемных задач межпредметного содержания, выполнение экспериментально-расчетных заданий исследовательского характера. Все это позволяет поднять интерес учащихся к изучению физики. Занятия позволяют формировать такие важные для современности качества человека, как стремление к успеху, умение работать в команде, работать с дополнительной научной литературой; воспитывают чувство коллективизма, дружбы и товарищества, способствуют формированию таких черт характера, как воля, настойчивость, ответственность за выполнение заданий. Занятия проводятся 2 раза в месяц по 1.5 часа.

Цель кружка:

- в яркой и увлекательной форме расширять и углублять знания,

полученные учащимися на уроках

- показать использование знаний в практике, в жизни

- раздвинуть границы учебника, зажечь учащихся стремлением как

можно больше узнать, понять

- раскрыть перед учащимися содержание и красоту физики.

Задачи кружка:

- развитие и закрепление умений решать нетрадиционные задачи и

выполнять творческие задания

- овладение методами научных исследований, освоение способов анализа

экспериментальных данных

основные формы организации занятий:

- занимательные опыты

- познавательные игры

- выполнение творческих заданий

- работа с дополнительной литературой.







Содержание


1.Введение.

Теоретические сведения.

Задачи и программа кружка. Общие вопросы организации кружка.

Правила безопасного труда на кружковых занятиях.

Практические занятия:

Загадки-шутки с физическим содержанием.

Задание: сравнить длину носа с длиной прибора.

Литература:

Г. Остер. Физика. Задачник. М, 1998, с.4-14

2.Измерение физических величин.

Теоретические сведения.

Из истории метрической системы единиц:

1.Вершок, локоть и др. единицы.

2.Какую величину мы определяем, взвешивая тело на рычажных весах?

3.Откуда пошло выражение «мерить на свой аршин»?

4.Десятичная метрическая система мер.

5.СИ - система единиц.

Практические занятия.

Измерение длины спички, указательного пальца, длины окружности головы.

Отметить на глаз длины 1дм, 1см, 1мм.

Измерение длины ступни от конца пятки до конца большого пальца.

Измерение площади дна чайного стакана.

Измерение объема 50 горошин гороха.

Определение цены деления приборов (по карточкам).

Литература

С.Ф. Покровский. Наблюдай и исследуй сам.с.3.5,9,13.

Книга для чтения.с.7-10-12-17-19.

3.Строение вещества.

Теоретические сведения.

Представление древних ученых о природе вещества. Движение молекул.

Как измерить молекулу.

Практические занятия.

З.Л. Горев. Занимательные опыты по физике.

1,5,6,7,50,51,59,64.

Книга для чтения. С. 19-36, с.33 /опыты/

Решение качественных задач /викторина/

Конкурс на лучший физический кроссворд и его решение.

Игра «Поле чудес».











4.Движение и силы.

Теоретические сведения.

Инерция. Скорость. Виды сил. Трение в природе и технике.

Сообщения.

Сила, что движет мирами.

Как быстро мы движемся.

Практические занятия.

Занимательные опыты по темам «Инерция», «Сила»

Игра «Морской бой»

Турнир физиков.

Решение расчетных задач.

Литература

Г. Остер. Физика. Задачник. С.25-35.

Опыты без приборов.с 11,12,14,34,37.

Горев З.Л. Занимательные опыты. С.10-12.

Наблюдай и исследуй сам. С.79-82.

Забавная физика. С.34-38.

Книга для чтения.с.37-42.

5.Давление жидкостей и газов.

Теоретические сведения.

. Атмосфера Земли. Опыт Отто Фон Герике. Воздушный шар. Дирижабль-транспорт прошлого и транспорт будущего?

Сообщения

Сообщающиеся сосуды.

Архимед о плавании тел.

Практические занятия.

Занимательные опыты по теме «Воздух и его свойства», «Давление»

Лабораторные работы-шутки:

Убеждение самого себя в существовании атмосферного давления.

Измерения способом рядов.

Определение цены деления прибора для измерения трусости.

Решение задач на расчет архимедовой силы и выяснение условий плавания тел.

Час загадок с физическим содержанием /викторина/.

Творческая экспериментальная работа «Определение плотности воздуха в кабинете физики».

Игра «Что? Где? Когда?»

Физическое домино.

Литература.

Книга для чтения.с.67,71-78,88,95.

Г. Остер. Физика.с.123-125.

Наблюдай и исследуй сам.с.45.









6. Работа и мощность. Энергия.

Теоретические сведения.

Чья мощность больше. Простые механизмы. Гидроэлектростанция.

Сообщения.

«Вечный двигатель»

Практические занятия.

Решение расчетных задач.

Практическая и творческая работа «Определение средней мощности, развиваемой при приседании, при взбегании по лестнице».

Забавные опыты

Познавательные игры.

Игра «Счастливый случай»

Литература.

Г. Остер.с. 100.

Наблюдай и исследуй сам.с.99 №171, 173, 174, 177, 166.

7. Заключительное занятие.

Решение задач на смекалку.

Подведение итогов работы за год. Поощрение учащихся, проявивших

активность и усердие на занятиях.





































Приборы и материалы:

Инерция:

Опыты без приборов с. 34: молоток, нитки; баночка из-под майонеза, вода.

С. 37: две пробирки, стакан.

Занимательные опыты с. 10-11: №20: картон 7х10см, монета, стакан

22: листок бумаги, брусок

25: льняное полотенце, стул

27: две монеты, стакан, скатерть, монета меньшего размера

наблюдай и исследуй сам с.82

148: коробки со спичками, стакан, линейка

забавная физика с.34-38

сила

занимательные опыты с.12:№48 линейка

51: тарелка, вода, мыло

59: тарелка, 10 спичек, мыло, стакан с водой

63: две пробирки разного диаметра вода

64: два стакана с водой подставка сукно

опыты без приборов с.11 стеклянная пластина мыло теплая вода вата

одеколон бумага свеча спички пипетка сажа

с. 12 лезвие жир кнопки иголка сосуд с водой с. 14 наблюдай и исследуй сам с.79-81 книга нить резин. Нить длиной 20 см коробок со спичками

Строение вещества

занимательные опыты

1 бутылка 0.5 л холодная вода стакан с водой

5 тонкостенный стакан горячая вода блюдце с водой

6 0.5 л банка горячая вода. Лист бумаги газета

7 блюдце монета вода/бумага спички пробка стакан

51 тарелка вода мыло

50 десять стекл. Пластинок мокрая тряпка.




















1 полугодие

Октябрь

  1. Введение /1.5 ч/

Занятие №1.

  1. Задачи и программа кружка. Общие вопросы организации кружка.

Правила безопасного труда на кружковых занятиях.

  1. Загадки-шутки с физическим содержанием.

  2. Задание: сравнить длину носа с длиной прибора


  1. Измерение физических величин /3 ч/.

Занятие №2.

  1. Внеклассное чтение: Из истории метрической системы единиц

А. Вершок, локоть и др. единицы.

Б. Откуда пошло выражение «Мерить на свой аршин»?

Г. Десятичная метрическая система мер.

Д. СИ-система единиц.

2. Определение цены деления приборов /по карточкам/

Занятие №3.

Практическая работа на измерение физических величин

Ноябрь

  1. Строение вещества/3 ч/

Занятие №4

  1. Внеклассное чтение: Представление древних ученых о природе

вещества. Движение молекул. Как измерить молекулу.

  1. Игра «Поле чудес»


Занятие №5

  1. Конкурс на лучший кроссворд и его решение.

  2. Решение качественных задач /викторина/

  3. Занимательные опыты.


Декабрь

  1. Движение и силы /7.5 ч/

Занятие №6

  1. Внеклассное чтение: Инерция. Скорость. Виды сил. Трение в природе

и технике.

  1. Занимательные опыты по теме «Инерция»

Занятие №7.

Игра «Морской бой»









Занятие №8

  1. Сообщения «Сила, что движет мирами », «Как быстро мы движемся».

  2. Решение расчетных задач.


2 полугодие

Январь.

Занятие №9.

Турнир эрудитов.

Занятие №10.

  1. Занимательные опыты по теме «Сила»

  2. Решение расчетных задач.


Февраль.

  1. Давление жидкостей и газов/7.5 ч/.

Занятие №11.

  1. Атмосфера Земли. Опыт Отто Фон Герике. Воздушный

шар. Дирижабль-транспорт прошлого и транспорт будущего?

  1. Час загадок с физическим содержанием.

Занятие №12.

  1. Сообщения «Сообщающиеся сосуды», «Архимед о плавании тел».

  2. Занимательные опыты по теме «Воздух и его свойства».

  3. Решение задач на расчет архимедовой силы и выяснение условий

плавания тел.

Занятия №13 .

  1. Занимательные опыты по теме «Давление».

  2. Творческая экспериментальная работа «Определение плотности

воздуха в кабинете физики»

Март

Занятие №14.

  1. Физическое домино.

  2. Лабораторные работы-шутки.

Занятие №15.

Игра «Что? Где? Когда?»

6.Работа и мощность. Энергия/6 ч/.

Занятие №16.

  1. Чья мощность больше. Простые механизмы. Гидроэлектростанция.

Сообщения «Вечный двигатель».

  1. Забавные опыты.


Апрель

Занятие №17.

  1. Решение расчетных задач.

  2. Забавные опыты.





Занятие №18.

  1. Познавательные игры.

  2. Практическая творческая работа «Определение средней мощности,

развиваемой при приседании, при взбегании по лестнице».


Занятие №19.

  1. Игра «Счастливый случай»


Май.

Занятие №20

Заключительное занятие/1.5 ч/.

Решение задач на смекалку.

Подведение итогов работы за год. Поощрение учащихся, проявивших

Активность и усердие на занятиях.





Литература:

Г. Остер. Физика. Задачник. М, 1998

С.Ф. Покровский. Наблюдай и исследуй сам

З.Л. Горев. Занимательные опыты по физике.

Забавная физика.

Кириллова И Г Книга для чтенияпо физике 6-7 кл М, 1986



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории физика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ