Статья "Физика для каждого"
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА №70 г. Липецка
ФИЗИКА ДЛЯ КАЖДОГО
проблемы преподавания физики
в средней школе
Автор:
заместитель директора по УВР
Барабанщиков Алексей Валентинович
Липецк
2013
Физика для каждого.
Барабанщиков Алексей Валентинович
заместитель директора по УВР
МБОУ СОШ №70 г. Липецка
Преподаю в школе 14 лет. Так сложилось, что, закончив физико-математический факультет, я стал учителем информатики. Физика никогда не составляла даже половины моей учебной нагрузки. Однако я всегда внимательно и увлеченно относился к тем нескольким часам, посвященным моей любимой науке.
Важнейшая роль, которую уже сыграла и продолжает играть физическая наука в развитии человеческой цивилизации, определяет для меня цели обучения. Оставлю без дополнительной расшифровки развитие способностей и склонностей учащихся, формирование профессиональной заинтересованности, а также компетентности. Остановлюсь на двух аспектах – мировоззренческом и «жизненно приближенном». Физика - одна из наук, непосредственно и непрерывно участвующих в научно-техническом прогрессе. И в этом причина двойственности ее назначения в школе – старое доброе «формирование научной картины мира» должно смыкаться с пониманием принципов работы самых обыденных, распространенных, легких в употреблении, но при этом физически крайне сложных объектов, как, например, средства связи и бытовая техника.
Оставлю без внимания проблему преподавания «академической» физики, так как работал в школе без профильных классов, с учащимися, которым, скорее всего, не придется заниматься физикой профессионально. Именно в работе с «обычными учениками» ярко выявляются проблемы и недостатки существующих программ и учебников. В школьном сегменте преподавание физики совершенно не соответствует современности в плане содержания школьных программ и адекватности жизненным реалиям.
Существует проблема, в официальных документах не обозначенная, существование которой очевидно любому учителю-практику. Это падение интереса учащихся к фундаментальным наукам вообще и к физике в частности, снижение престижа естественных наук, не в последнюю очередь из-за невостребованности в современном обществе профессий, связанных с физикой.
Преодоление этой негативной тенденции - задача, выходящая далеко за пределы возможностей школы. Оставим за рамками статьи причины, по которым лично я считаю данную тенденцию негативной. Надо отметить также последовательное изменение приоритетов у руководства образованием в сторону «гуманизации». Но своя доля ответственности лежит и на нас, школьных учителях физики.
Основной инструмент учителя – это программы и учебники. Еще со студенчества у меня сложилось мнение, что из их многообразия лучшие – те, в которых «больше науки». Теперь, поработав в школе, вижу, что был совершенно не прав. Идеальный конечный результат (ИКР, пользуясь терминами теории решения изобретательских задач, ТРИЗ) выглядит так – индивидуальная программа и соответствующий учебник для каждого ученика, наилучшим образом соответствующий его способностям и склонностям. Как реализовать идею хотя бы в «первом приближении» - вот предмет моих постоянных усилий.
Внимательно изучал большинство издающихся учебников физики и программы к ним, по некоторым работал, интересовался мнением коллег, работающих по другим.
Лучшим считаю многотомник под редакцией Г. Я. Мякишева для физматклассов. Учебники написаны доступным языком, но имеют достаточно высокий научный уровень. Каждая тема обладает определенной законченностью, что позволяет при необходимости использовать ее фрагментарно в обычных классах. Например, в учебниках В. А. Касьянова совсем нет темы «Статика», проходил по учебнику Г. Я. Мякишева.
Несколько уступают пособия под редакцией А. А. Пинского. Основной недостаток – перегруженность материалом, который не потребуется при сдаче экзаменов.
Как уже было сказано, я работаю в обычной средней школе без классов с углубленным изучением физики, поэтому использование названных выше учебников носит в основном вспомогательный характер.
Основные книги – классический курс физики Г. Я. Мякишева и Б. Б. Буховцева и сравнительно новый, но получивший большое распространение учебник В. А. Касьянова. Если характеризовать вкратце, то первый устарел и нуждается в современном содержании при сохранении оправдавшей себя структуры, а второй сделан наспех, содержит много ошибок, перегружен второстепенным материалом, не вполне соответствует стандарту образования. С точки зрения актуальности материала работа В. А. Касьянова превосходит учебник Г. Я. Мякишева. Плюс программы В. А. Касьянова также реализована в двух уровнях подачи материала.
На первой ступени (7-9 класс) хорошо зарекомендовали себя учебники А. В. Перышкина, за исключением части для 9 класса, которая нуждается в серьезной доработке.
Учебники С. В. Громова для всех классов неудачны, содержат много заимствований, недостаточно научны по содержанию. Учебники Ю. И. Дика и А. А. Пинского (7-9 класс) и Гуревича (7-9 класс) сложны для восприятия в обычных классах.
Самый неудачный - учебник А. Н. Мансурова (10-11 класс).
Интересные пробные учебники изданы в г. Курске автором И. В. Кривченко, но работа над ними еще далека от завершения.
Ни один из рассмотренных учебников я не считаю полностью отвечающим потребностям средней школы, которые постараюсь сформулировать через обозначение вопросов, не решаемых перечисленными пособиями.
Важнейшая проблема современной школьной физики – ее чрезмерная «академичность», оторванность от реальности, от жизненного опыта учащихся. Я считаю, что разработчики программ пока не смогли создать учебник по настоящему интересный, наполненный полезными сведениями для практического применения в жизни, но при этом с сохранением строгой научности. Отлично понимаю сложность такого баланса, но таковы требования времени.
Вообще в серьезной переработке нуждается вся школьная программа физики для приведения ее в соответствие достижениям технологии. Яркий даже в буквальном смысле пример – учащиеся в быту постоянно встречают светодиоды, принцип действия которых в школьной физике не изучается и порой неизвестен даже учителю физики, дети пользуются средствами связи, на изучение которых выделен один урок, основанными на p-n-структурах, физический смысл которых надо объяснить за два академических часа. Но при этом в подробностях изучают историю создания лампы накаливания, воздушный шар и паровую машину. Создается впечатление, что школьный курс физики застрял на уровне «века пара и электричества».
Разве возможно сформировать «научную картину мира» и пробудить интерес к физике, во многом создавшей современную цивилизацию, если никак не прослеживается связь применяемых в быту устройств с тем, что изучается на уроках?
Я считаю допустимым потерю научности в изложении материала. Строгое объяснение процессов, протекающих, например, в мобильном телефоне, действительно крайне сложно. Но общие принципы, которые превратят в глазах учащихся «магическое устройство» в физический прибор, объяснять необходимо, и для этого должно быть выделено время и созданы необходимые пособия.
Еще одна проблема современной школы – отмеченное учителями и подтвержденное исследованиями снижение способности учащихся к восприятию информации в текстовой форме. И здесь физика позволяет задействовать все информационные каналы, включая тактильный – я говорю о физическом эксперименте.
Физика – наука экспериментальная. Считал и считаю физический эксперимент – демонстрационный и лабораторный – условием не только глубокого, но и сколь-нибудь осмысленного восприятия физики как науки об окружающем нас мире материальных объектов.
Удивляет иногда возникающий спор: что лучше – показывать опыты «в натуре» или демонстрировать их в записи, либо в виде виртуальных моделей с помощью компьютера. Колебания маятника, сообщающиеся сосуды, законы отражения и преломления – если можно показать «на столе», то нужно делать. С другой стороны, молекулы, электроны – как их демонстрировать, если не в виртуальности? Очень хорошо, что на урок физики пришел компьютер, но он не может и не должен заменить или вытеснить электрофорную машину. Есть и чисто педагогическое соображение – виртуальные опыты не задействуют в познавательный процесс тактильные ощущения, которые не заменить красивой картинкой. И еще одно замечание – сознание современного школьника и без того «виртуально», опыты с предметами реального мира позволяют протянуть еще одну ниточку от академического знания к объективной реальности. Оптимальным представляется комплексное решение – например, использование компьютера для обработки и визуализации данных эксперимента.
Следует учитывать, как это ни прискорбно, что интерес учащихся к компьютерным технологиям выше, чем к естественным наукам. В этом заключен потенциал использования компьютера для выполнения проектов, повышающих интерес учащихся к физике и связанных, например, с целенаправленным поиском информации в Интернет с последующей творческой интерпретацией, составление «новостных сводок» о проблемах, над которыми работают современные физики.
И, конечно, компьютер и Интернет – мощные инструменты саморазвития учителя, которые могут служить как для повышения научной квалификации, так и для обмена методическим опытом, обсуждения актуальных вопросов школьной физики и поиска путей их решения.
Некоторые из приведенных выше проблем можно в известной степени скомпенсировать во внеурочной деятельности. Кружки практической направленности помогают заинтересовать учащихся, показать, что физика – не «наука высоколобых», что из каждой баночки кока-колы выглядывает адиабатический процесс, а лазерная указка позволяет «на пальцах» освоить геометрическую оптику. Вообще стоит сказать, что работа с одаренными, заинтересованными учащимися, олимпиады, конкурсы - охватывает очень небольшой процент детей. Не умаляя их важности, необходимо большее внимание к «обычному ученику», разработка программ и курсов для формирования той самой «научной картины мира» у тех, кто не станет физиком, но, как современный образованный человек, должен отличать лампочку от светодиода и аккумулятор от батарейки.
Литература:
Физика. 7 класс. Белага В.В., Ломаченков И.А., Панебратцев Ю.А. (2013, 144с.)
Физика. 7 класс. В 2 ч. Учебник. Генденштейн Л.Э., Кайдалов А.Б. (2012, 255с.)
Физика. 7 класс. Пурышева Н.С., Важеевская Н.Е. (2013, 224с.)
Физика. 7 класс. Учебник. Громов С.В., Родина Н.А. (2002, 158с.)
Физика. 7 класс. Учебник. Шахмаев Н.М., Дик Ю.И. и др. (2007, 144с.)
Физика. 8 класс. В 2 ч.Учебник. Генденштейн Л.Э., Кайдалов А.Б. (2012, 272с.)
Физика. 8 класс. Пурышева Н.С., Важеевская Н.Е. (2013, 288с.)
Физика. 8 класс. Учебник. Громов С.В., Родина Н.А. (2002, 158с.)
Физика. 8 класс. Учебник. Шахмаев Н.М., Бунчук А.В. (2007, 240с.)
Физика. 9 класс. Учебник. Громов С.В., Родина Н.А. (2003, 160с.)
Физика. 9 класс. Учебник. Кикоин И.К., Кикоин А.К. (1992, 191с.)
Физика. 9 класс. Учебник. Перышкин А.В., Гутник Е.М. (2009, 304с.)
Физика. 9 класс. Пинский А.А., Разумовский В.Г. и др. (2003, 303с.)
Физика. 9 класс. Учебник. Пурышева Н.С., Важеевская Н.Е., Чаругин В.М. (2007, 285с.)
Физика. 9 класс. Учебник. Фадеева А.А., Засов А.В., Киселев Д.Ф. (2009, 224с.)
Физика. 9 класс. Учебник. Шахмаев Н.М., Бунчук А.В. (2011, 234с.)
Физика. 10 класс. Профильный уровень. Громов С.В., Шаронова Н.В. (2007, 415с.)
Физика. 10 класс. Профильный уровень. Касьянов В.А. (2013, 432с.)
Физика. 10 класс. Базовый уровень. Касьянов В.А. (2012, 272с.)
Физика. 10 класс. Учебник. Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. (2010, 366с.)
Физика. 11 класс. Профильный уровень. Касьянов В.А. (2011, 448с.)
Физика. 11 класс. Базовый уровень. Касьянов В.А. (2012, 272с.)
Физика. 11 класс. Учебник. Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Чаругин В.М. (2010, 399с.)
Физика. 11 класс. Профильный уровень. Под ред. Пинского А.А., Кабардина О.Ф. (2011, 416с.)
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории физика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ