Статья по теме "Учебник физики - неизменная основа активизации деятельности учащихся на уроках" 7-9 класс
«Ялгинская средняя общеобразовательная школа»
Городского округа Саранск
Республики Мордовия
«Учебник физики – неизменная основа активизации деятельности учащихся на уроках »
подготовила
учитель физики
Ахметова Нязиля Джафяровна
Г.о. Саранск
2010
Перышкин А.В. 7 -9 класс
Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н.Сотский «Физика.10класс» и «Физика. 11класс»
Учебники входят в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2008 -2009 учебный год. (Утвержден приказом Минобрнауки России от 13.12.2007 №349
Учебники соответствует образовательным стандартам, целям и задачам основной школы; доступен восприятию учащихся, выстроено логично, взаимосвязано по разделам и темам.
Содержание учебника ориентировано на применение знаний в реальной жизни школьника.
Изложение теоретического материала ведется очень подробно, обстоятельно.
Очень много охватывается материала, рассматриваются различные разделы физики, хорошо подобраны задачи в конце параграфа. Важные понятия и законы удачно выделены синими линиями, поэтому они заметны и легко находятся. В учебниках много рисунков, схем, которые способствуют лучшему усвоению материала.
Материал в учебниках изложен в доступной для усвоения учебной программы форме. Они включают в себя все разделы элементарного курса физики и позволяют сформировать у учащихся основной школы представление о физической картине мира. Учебники соответствует возрастным особенностям учащихся.
Соответствует требованиям базового стандарта, содержат обязательный теоретический материал.
Достоинством учебников является также ясность, краткость, доступность изложения. Все главы содержат богатый иллюстративный материал.
Данные учебники помогают обучить ученика работе с текстом, т.к. параграфы содержат материал, где курсивом или жирным шрифтом выделяют главные мысли, законы, определения, есть вопросы к параграфу, упражнения и задания. Объём параграфа небольшой, поэтому ученик может составлять по нему опорный конспект, краткий пересказ. Есть рисунки опытов, схемы, графики, это привлекает интерес к учебному материалу. В конце учебника содержатся материал для дополнительного чтения что позволяет расширить общий кругозор учащихся по отдельным темам, но я бы его внесла в последовательность параграфов, что более наглядно бросается в глаза ученикам, а также приводятся инструкции к выполнению лабораторных работ и ответы к упражнениям. Данные учебники проверены временем, так как по нему занимались школьники ещё в советское время, лишь некоторые темы добавлены, но структура учебника и изложение материала то же самое. Печать текста, бумага качественные. Опечаток практически нет. Я с удовольствием работаю по этим учебникам, ученикам он тоже нравится.
Учебники доступны в разъяснении, задания построены методически грамотно. Красочно иллюстрированные учебники. По каждой теме много заданий для самостоятельной творческой работы (опыты в домашних условиях, темы для сообщений и т.д.).
Достоинствами этих учебников являются также подробные описания и рисунки для проведения опытов. После каждого параграфа даются задания по изучению материала для закрепления.
В данных книгах использованы материалы известного педагога А.В Перышкина и Г.Я. Мякишева. Эти учебники отличают ясность, краткость и доступность изложения. На основе знаний, полученных в 7-9 классах, изложение материала активно ведется в последующих классах на боле высоком уровне.
Материал учебников прост в изложении, тщательно продумана методика, строго соблюдается научность. Каждая глава и раздел учебника завершается перечнем вопросов и упражнений, выполнив которые ученики закрепляют пройденный теоретический материал. К учебникам имеются методические пособия с поурочным планированием, методическими указаниями к урокам, варианты контрольных работ, дидактические материалы. Наличие таких комплектов позволяет мне в подготовке организации и проведению уроков.
В конце каждого параграфа имеются задачи как качественные так и расчетные для закрепления изученного материала, интересные экспериментально-исследовательские работы.
Можно было бы добавить упражнения с разноуровневыми заданиями. Желательно было бы дополнить упражнения также с задачами связывающие изучаемые явления с жизнью, экспериментальными задачами с использованием простых измерительных приборов. Хотелось, чтобы было в упражнениях больше качественных задач, исторических задач, задач, связанных с практической деятельностью человека на производстве.
Желательно, чтобы в упражнениях давались задачи и более сложного уровня (для одаренных детей).
Хотелось бы побольше видеть в упражнениях разноуровневые дифференцированные задания.
Можно было бы добавить задачи вычислительные, по графику, устные по рисунку и т.д. При подготовке к урокам часто приходится искать интересные, познавательные задачки из других источников.
К сожалению, есть несовпадения страниц и содержания упражнений в учебниках 2006 и 2007 годов выпуска. А в каждом классе есть дети, купившие учебники разного года...
В учебниках хотелось бы видеть ссылки на существующие детские физические сайты - ученики с удовольствием бы выполняли задания, имеющиеся там.
Также хочется отметить, по сравнению с предыдущими изданиями в конце учебников отсутствует раздел "Задачи для повторения", решение которых позволяло учащимся активно систематизировать знания по темам.
Следовало бы добавить в конце изучения каждой темы задания повышенной сложности, задания для развития мышления, логические задания. Добавить дополнительные параграфы для углубленного изучения тем( для одаренных детей).
Хотелось бы в последующих изданиях учебников на форзацах видеть справочный материал, что просто необходимо при решении задач.
Желательно добавить блок лабораторных работ исследовательского характера, разработать разноуровневую электронную версию учебника. Желательно, чтобы CD был вложен в учебник как приложение.
Желательно включить материал по последним исследованиям современной науки.
Хотелось бы добавить побольше дополнительных сведений, раскрывающих научные факты, исторических справок. Желательно в конце учебника поместить комплексные задачи для повторения, а также задачи усложненного варианта, заставляющие мыслить неординарно.
Учебник хороший, хотелось бы дополнить его фактами из истории физики, расширить материал для дополнительного чтения.
В учебниках отсутствует дифференциация материала, как теоретического, так и практического. Для организации работы в классе по данному учебнику не обойтись без сборника задач и дополнительной литературы.
Все это приводит к увеличению времени учителя на подготовку к уроку и неоправданной трате времени учениками, желающими усвоить материал на повышенном уровне. Отсутствие достаточного количества заданий тренировочного характера не позволяет ученикам, нуждающимся в неоднократном повторении пройденного, освоить учебный материал самостоятельно. Хотелось бы , чтобы последующие издания этих учебников были лишены этих недостатков. А на сегодняшний день нужна и электронная версия учебника с разноуровневым материалом, чтобы учителю иметь возможность вести индивидуальное обучение.
Хотелось бы видеть в учебниках нормы оценок устных и письменных работ, лабораторных работ, контрольных работ, памятки (план изложения теории, алгоритм решения задач и др.). Учебник должен быть учебным пособием для ученика.
Мной подготовлены алгоритмы решения задач по разным темам курса физики(они нашли отражение в кабинете и используется как наглядный материал для учащихся). Мной также подготовлены нормы оценок устных и письменных работ, лабораторных работ, контрольных работ.
Содержание учебного материала учебников А.В. Перышкина "Физика 7-9" полностью соответствует обязательному минимуму содержания основного общего образования по физике и требованиям к уровню подготовки выпускников основной школы. Содержание учебников обеспечивает необходимый и достаточный уровень подготовки по физике для дальнейшего обучения в профильных классах средней школы. Учебный материал излагается кратко и доступно. Много рисунков демонстрационных опытов с подробным описанием.
Одной из важнейших задач преподавателя физики и других предметов в школе является формирование и развитие у учащихся общеучебных умений. К ним относится такое важнейшие умение, как умение работать с книгой. В настоящее время роль учебника возрастает. Только он, в сочетании с разнообразными методами и приемами обучения может дать систему знаний. Однако учебная книга не в состоянии обеспечить хорошие знания автоматически — необходима систематическая и разнообразная работа с ней.
Планируя работу школьников с учебником, важно иметь в виду следующее:
1. Самостоятельная работа с этой книгой преследует общие цели обучения, воспитания и развития: осознание теоретического материала, развитие познавательной- деятельности, формирование практических умений и навыков. Она должна сочетаться с другими видами деятельности учеников: самостоятельным экспериментом, решением задач и пр.
2. Для развития интереса (формирования устойчивых мотивов) к работе с учебником необходимо применять разнообразные методические приемы, осуществлять индивидуальный подход, доводить процесс усвоения знаний до обобщений.
3. Проблема овладения умениями и навыками пользования учащимися книгой не может быть успешно решена на уроках только по одному учебному предмету. Следует планировать соответствующий вид деятельности школьников при изучении всех дисциплин, как естественных, так и гуманитарных. При этом важно выделять общие умения и специальные.
В старших классах формирование этих умений связано с более глубокой проработкой материала, в частности, при обобщении изученного необходимо придавать знаниям структуру теории. Это приводит к объединению, взаимно дополнению методических приемов, что педагогически эффективно. Как известно, учебник состоит из текста, иллюстративного материала, вопросов и задач, инструкций к лабораторным работам, сведений справочного характера. Все эти компоненты можно использовать на любом этапе обучения (изучение нового, повторение, закрепление и т. д.). Рассмотрим, как это целесообразнее всего сделать. Работа с текстом учебника. Этот вид использования учебника может быть при изучении новых вопросов, знакомстве со структурой и логикой материала, применении заданий по тексту, подготовке его к пересказу. Рассмотрим эти ситуации на материале курсов 9 — 11 классов. Одну из основных задач при изучении физических явлений представляет выяснение их причин. Для этого рекомендю следующий простой прием работы. Демонстрирую, например, в 11 классе известный опыт по самоиндукции и предлагаю задание: «Используя текст учебника, выясните причину неодновременного загорания ламп при замыкании цепи».
Применяется мной такая форма самостоятельной работы учащихся, как индивидуальное изучение некоторых параграфов учебника с последующим письменным выполнением заданий. Предназначенный для самостоятельного изучения материал и содержание письменной работы подбираем так, чтобы школьники в течение одного урока могли выполнить полностью все задание.
Практика показала, что после проведения трех-четырех самостоятельных работ учащиеся приобретают нужные организационные навыки и практически все справляются с заданием. Если же кто-либо испытывает затруднения, то он получает у учителя необходимую консультацию и соответствующее задание на дом. Использование учебника на уроке способствует выработке умения самостоятельно готовиться к занятиям дома. Школьники должны знать, как составить план ответа, подготовить конспект, написать тезисы. На первом этапе педагогически целесообразно поощрять использование планов, тезисов, цитат при ответе на уроке. При этом уместно, например, в качестве дополнительного вопроса дать цитату из учебника с просьбой прокомментировать выдержку. Здесь могут быть вопросы на знание фактического материала, вопросы мировоззренческого и методологического плана. Необходимо обращаться к учебнику при подведении итогов изучения главы или темы, т. е. при обобщении материала. Для этого целесообразно использовать схемы, таблицы. Она позволяет выделить основной материал, дает ориентировку в изученном. При решении количественных задач школьники часто применяют учебник как справочник: выписывают формулы, обращаются к примерам решения задач и т. п. Полезно большее внимание обращать на использование учебника при решении качественных задач, во-первых, потому, что эти задачи посвящены непосредственно объяснению физических явлений, во-вторых, в практике преподавания физическая сторона задач нередко еще остается в тени. Так, самостоятельное изучение в 10 классе «Падение тела в газе или жидкости» разумно организовать с целью ответа на вопрос: можно ли применить формулы свободного падения к движению человека, спускающегося на парашюте с самолета? В 10 классе при изучении закона Кулона предлагаем следующий качественный вопрос: используя текст изученного параграфа, объясните, почему два одноименно заряженных металлических шара могут на небольших расстояниях притягиваться друг к другу. Противоречит ли это закону Кулона?
Работа с иллюстративным материалом учебника. В старших классах наиболее простая и эффективная форма работы с иллюстрациями — выполнение определенных заданий. Они могут быть самыми разнообразными. Приведем примеры: 1) используя рисунок учебника определите характеристики колебания. 2) Как и почему изменится быстрота разрядки конденсатора, если горящею спичку поднести к одной из пластин, сбоку. 3) Раскрой содержание опыта по рисунку , приведенному в учебнике.
Использование учебника для справок. Для того, чтобы хорошо усвоить материал, ученику необходимо неоднократно обращаться к изложенным в учебнике фактам, законам и т. д. Прежде всего такая необходимость возникает при решении задач и повторении. Справку по основным понятиям и законам легко найти, используя предметно-именной указатель; поможет здесь и оглавление. Помогают искать нужную информацию обобщенные знания (какие теории изучались и в каком классе, какие фундаментальные факты рассматривались и т. д.). Особенно они полезны при повторении материала в 11 классе.
Применение игровых приемов работы с учебным текстом способствует развитию познавательных умений учащихся. Использование следующих игровых форм занятий ведет к повышению творческого потенциала обучаемых и таким образом, к более глубокому, осмысленному и быстрому освоению изучаемой темы.
1.Вопрос-ответ. Быстро, внимательно прочитать текст. I вариант задает вопросы II вариант находит и зачитывает ответ. Соревнования на лучший вопрос и лучший ответ стимулирует у учащихся к чтению текста параграфа. 4. Самый любознательный. Для усвоения материала, нужно уметь запоминать самые мелкие подробности текста. Прочитайте текст и составьте список вопросов к нему. У кого этот список будет длиннее и дотошнее, тот и выиграл.
5.Классный рассказ. Познакомиться с текстом. Затем его надо пересказать (лучше по рядам) так, чтобы принимало большое число учащихся в рассказе, а также рассказ не прервался. Можно использовать дополнительную литературу.
4.Текст по частям
Познакомиться с текстом. Теперь по рядам. Первый ряд будет называться «введение» второй - «основная мысль», третий - «заключение», общий для всех - «дополнение».
Играющие пересказывают текст по порядку, группа «дополнение» имеет право взять слово после любого выступления.
Развитию памяти и усвоения изучаемого материала способствуют такие приемы:
1) Найти конкретные детали в тексте (события, имена и т.д.)
2) Выбрать высказывания наиболее полно передающее смысл текста.
3) Подобрать заголовок для текста.
4)Составить план прочитанного.
Учебник в состоянии объединить различные методические приемы и решения, он служит стержнем в организации учебного процесса. Каждому учителю надо использовать его как можно более оптимально.
Список использованной литературы
1. Перышкин А.В. Физика7 кл.: учеб. Для общеобразовательных учреждений.- М.:Дрофа,2008.
2. Перышкин А.В. Физика8 кл.: учеб. Для общеобразовательных учреждений.- М.:Дрофа,2008.
3. Перышкин А.В. Физика 9 кл.: учеб. Для общеобразовательных учреждений.- М.:Дрофа,2008.
4. Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н.Сотский .Физика.10кл.: учеб. Для общеобразовательных учреждений. – М.: 2008.
5. Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев. Физика.10кл.: учеб. Для общеобразовательных учреждений. – М.: 2008.
6. Мощанский В.Н.Формирование мировоззрения учащихся при изучении физики. – М.: Просвещение, 1989.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории физика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ