Технологическая карта по физике "Сила упругости. Закон Гука" 7 класс
Урок физики в 7 классе по учебнику А.В. Пёрышкина, 2014
Глава 2: Взаимодействие тел
Тема: Сила упругости. Закон Гука
Тип урока: изучение нового материала
Цель урока: организация деятельности учащихся по изучению понятий силы упругости.
Задачи урока: - формировать понятия о деформации тел ее видах,
- выяснить на практике, от каких величин зависит сила упругости, сформулировать
закон Гука;
- развивать личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
- воспитывать интерес к физическим явлениям.
Карта обеспеченности урока
Учебный элемент
Учитель
Ученики
Используемые бумажные источники
Используемые электронные ресурсы
Используемые бумажные источники
Используемые электронные ресурсы
Сила упругости. Закон Гука.
Самоконтроль по изученному материалу и вводимым понятиям
Учебник А.В.Перышкина «Физика 7»
Презентация по теме «Деформация. Сила упругости. Закон Гука »
Единая Коллекция ЦОР
Учебник А.В.Перышкина «Физика 7»
Презентация по теме
«Деформация. Сила упругости. Закон Гука »
Единая Коллекция ЦОР
Планируемые метапредметные результаты:
Представлять информацию в словесной, символической форме
Уметь работать в коллективе, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения.
Планируемые личностные результаты
Развивать познавательный интерес, убежденность в возможности познания природы, самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений.
Планируемые предметные результаты:
На уровне запоминания:
Воспроизводить:
- определения понятия деформации, силы упругости(I уровень);
- определения закона Гука (II уровень).
На уровне понимания:
Приводить примеры силы упругости
Объяснять:
- Выяснить природу силы упругости
- выяснить, как зависит сила упругости от величины деформации
- направление действия силы упругости
Ход урока
I этап. Организационный момент.
Цели и задачи для учителя
Цели и задачи для уч-ся
Методы и приёмы
Формирование УУД
Настроить на организацию рабочего пространства, подготовить уч-ся к работе на уроке, ввести в тему урока
Организовать рабочее пространство, подготовиться к работе на уроке, определить тему урока
Беседа, вопросы
Личностные УУД: Освоить роль ученика; формировать интерес (мотивацию) к учению.
Регулятивные УУД: Организовать свое рабочее место под руководством учителя. (Контроль и самоконтроль)
Деятельность учителя и учащихся на первом этапе.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Введение в тему урока через повторение ранее изученных тем (массы, силы)
Познавательная деятельность: систематизация и обобщение знаний о силе, массе тела
Регулятивная деятельность: контроль самого себя, но и своих одноклассников
2 этап. Формирование знаний учащихся
Цели и задачи для учителя
Цели и задачи для уч-ся
Методы и приёмы
Формирование УУД
Предметные задачи: сформировать знания о деформации, силе упругости ,законе Гука
Метапредметные: развивать анализ, синтез, логическое мышление. Обеспечить восприятие, осмысление физической величины –жесткости пружины, удлинения пружины
Личностные: обеспечить мотивацию, актуализацию субъектного опыта
Коммуникативные: учить вести диалог, слушать и слышать собеседника
Регулятивные:
Учить контролировать понимание материала
Воспроизводить:
определения понятия деформация;
определения понятия силы упругости.
Закона Гука
Понимать:
зависимость силы упругости от величины деформации
Частично-поисковый метод обучения. Использование знаний ученика, имеющиеся у него на момент конкретного занятия, для усвоения нового материал.
Познавательные: систематизация и обобщение знаний о природных явлениях, сравнивать, группировать на основе существенных признаков изучаемых явлений, ориентироваться в учебнике, определять тему.
Коммуникативные: отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу, подробно участвовать в диалоге, соблюдать нормы речевого этикета, слушать и понимать речь других.
Регулятивные:
осуществлять самоконтроль
Личностные: работать с соседом по парте, распределять работу, видеть разницу двух заявленных точек зрения и присоединяться к одной из них.
2.1. Актуализация знаний
Деятельность учителя и учащихся на втором этапе.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Введение в тему урока через повторение ранее изученного
1) Тест самоконтроля по проверке силы тяжести (домашнее задание) (слайд №4,№5).
1. Что такое сила?
а) любое изменение формы тела;
б) мера взаимодействия тел;
в) точного понятия нет.
2. Какой буквой обозначают силу?
а) S;
б) m;
в) F.
3. Какую силу называют силой тяжести?
а) сила, с которой Земля притягивает к себе тело;
б) притяжение всех тел Вселенной друг к другу;
в) физическая величина, характеризующая инертность тела.
4. Как направлена сила тяжести?
а) вертикально вниз;
б) вертикально вверх;
в) вправо.
5. От чего зависит результат действия силы на тело?
а) массы;
б) модуля, направления, точки приложения;
в) объёма, плотности, расстояния.
Ответы:
1. Б
2. В
3. А
4. А
5. Б
Познавательная деятельность: систематизация и обобщение знаний о механических волнах. Регулятивная деятельность: контроль самого себя, но и своих одноклассников
2.2. Введение нового материала
1.Учитель: У вас на столе лежат различные резиновые и пластилиновые предметы. Что произойдет с ними, если вы их сожмете, растяните, надавите на них? Что у них изменилось?
А если прекратить воздействовать на резиновые и пластилиновые предметы, что произошло?
2.Ученики делают записи в тетради. Слайд №8-11
3.Учитель показывает виды деформаций на приборе для демонстрации видов деформации.
4. Работа в парах: (выполнение практического задания и наблюдение за опытом)
Задания группам:
-положите металлическую (или пластмассовую) линейку на опоры, поставьте на нее груз.
-подвесьте груз к пружине, резинке.
-ответьте на вопросы:
· Что пронаблюдали?
· Почему прогнулась (деформировалась) линейка, если положить на нее груз?
· А почему через некоторое время линейка прекращает прогибаться?
· Что произойдет, если снять груз?
· Почему?
· Почему растянулись пружина или резинка, если подвесить груз?
· Почему через некоторое время растяжение останавливается?
· Что произойдет, если снять груз?
· Почему?
· К чему приложена возникающая сила?
· Куда она направлена?
Выясним, в чем же причина возникновения силы упругости:
Как называются частицы, из которых состоят вещества? Какие взаимодействия существуют между молекулами? На каком расстоянии действует сила притяжения? На каком расстоянии действует сила отталкивания?
Объяснение закона Гука.
- Выясним, от чего зависит сила упругости.
Демонстрация опыта с резиновым шнуром (замена грузов)
- Опыт показал, что модуль силы упругости при растяжении (или сжатии) тела прямо
пропорционален изменению длины тела.
2.3. Физкультминутка:
Встали, потянулись (деформация растяжения/сжатия.)
Наклоны вправо, влево, вперед, назад (деформация изгиба).
Повороты головы, кистей рук, плеч, туловища (деформация кручения)
3.Этап закрепления учебного материала
Цель: Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины понимания.
Для закрепления и углубление полученных знаний используются тест и тренажер «Звуковые волны» (Конструктор уроков «Сфера» и таблицы в следующей последовательности:
5. этап. Задание на дом.
Цели для учителя
Цели для уч-ся
Критерии успешного
выполнения д/з
Методы и приёмы выполнения
Обеспечить понимание уч-ся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания
Д/ з: параграф 45, 46
правильно рассказывать материал параграфа учебника, отвечать на вопросы.
Три уровня домашнего задания: стандартный минимум, повышенный, творческий (проектирование исследовательской работы: придумать опыт по определению скорости звука в воздухе)
- Задание творческого уровня предлагаются тем, кто считает возможной для себя самостоятельную творческую работу.
6. Подведение итогов занятия и рефлексия
Цель: дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся; инициировать рефлексию учащихся по поводу мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками
Учитель+класс
Что нового узнали на уроке?
Чему научились на уроке?
Рефлексия учащегося
1) Тема урока мне понятна.
2) Я достиг цели урока.
3) У меня сегодня всё получалось, я не допускал ошибок.
4) Я допустил ошибки в объяснении что такое плотность, измерении массы и объема тела
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории физика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ