УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ – ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ НА УРОКЕ
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ – ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ НА УРОКЕ
Аннаева А.Р. учитель физики и математики, к.ф.-м.н.
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. Системно- деятельностный подход, лежащий в основе разработки стандартов нового поколения, позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания и создать навигацию проектирования универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся. Логика развития универсальных учебных действий, помогающая ученику почти в буквальном смысле объять необъятное, строится по формуле: от действия мысли.
Овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться.
Принципиальным отличием образовательных стандартов нового поколения является усилие их ориентации на результаты образования как системообразующий компонент конструкции стандартов. Понимание сущности образовательного результата зависит от парадигмы образования, определяющей его главные цели. В соответствии с этим процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного опыта и социальной компетентности.
Основные результаты обучения и воспитания в отношении достижений социального, личностного, познавательного и коммуникативного развития обеспечивают широкие возможности учащихся для овладения знаниями, умениями, навыками, компетентностями, способностью и готовностью к познанию мира, обучению, сотрудничеству, самообразованию и саморазвитию.
Социальное развитие включает в себя формирование российской и гражданской идентичности на основе принятия учащимися демократических ценностей, развития толерантности жизни в поликультурном обществе, воспитания патриотических убеждений; освоение основных социальных ролей, норм и правил.
Личностное развитие это развитие готовности и способности учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, высокой социальной и профессиональной мобильности на основе непрерывного образования и компетенции уметь учиться; формирование образа мира, ценностно-смысловой ориентации и нравственных оснований личностного морального выбора; развитие самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам; развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты; целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма; формирование нетерпимости и умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества в пределах своих возможностей.
Познавательное развитие представляет собой формирование у учащихся научной картины мира, развитие способности управлять своей познавательной и интеллектуальной деятельностью; овладение методологией познания, стратегиями и способами и учения; развитие репрезентативного, символического, логического, творческого мышления, продуктивного воображения, произвольных памяти и внимания, рефлексии.
Коммуникативное развитие включает формирование компетентности в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности, умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми на основе овладения вербальными и невербальными средствами коммуникации, позволяющими осуществлять свободное общение на русском, родном и иностранных языках.
ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
И ИХ РАЗВИТИЕ НА УРОКЕ
Системно - деятельностный подход обуславливает изменение общей парадигмы образования, которая находит отражение в переходе от:
- определения цели школьного обучения как усвоения знаний, умений, навыков к определению цели как умения учиться;
- изолированного от жизни изучения системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к включению содержания обучения в контекст решения учащимися жизненных задач, т.е. от ориентации на учебно-предметное содержание школьных предметов к пониманию учения как процесса образования и порождения смыслов;
- стихийности учебной деятельности ученика к стратегии ее целенаправленной организации и планомерного формирования;
- индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения.
В основу выделения состава и функций универсальных учебных действий для основного общего образования были положены возрастные психологические особенности учащихся и специфики возрастной формы универсальных учебных действий, факторы и условия их развития. В связи с этим в программе развития для основного общего образования выделены четыре блока универсальных действий: личностный, регулятивный, познавательный и коммуникативный.
В основу выделения базовых универсальных учебных действий в каждом виде положена концепция структуры и динамики психологического возраста и теории задач развития, что позволит реализовать системный подход и дифференцировать те конкретные универсальные учебные действия, которые находятся в сенситивном периоде своего развития и являются ключевыми в определении умения учиться для основного общего образования. При этом во внимание принимается кризис перехода из начальной школы в основную, требующий высокой степени проявления самостоятельности учебной деятельности учащихся (5-6 классы) и необходимости решения ими задачи предварительного профессионального самоопределения, связанного с выбором профильного обучения и построением индивидуальной траектории развития.
Границы подросткового периода охватывают возраст от 11 до 14-15 лет. Однако фактическое вступление в подростковый возраст в зависимости от темпа развития конкретного ребенка может происходить и раньше, и позже.
Подростковый период занимает особое место в цикле детского развития, что отражается в его характеристике как переходного, трудного или критического. Основное содержание подросткового возраста составляет начало перехода от детства к взрослости. Это находит отражение в формировании элементов взрослости в физическом, социальном, умственном, эмоционально-личностном развитии подростка. Именно на подростковый возраст приходятся сложные процессы перестройки организма, развития самосознания, формирования нового типа отношений со взрослыми и сверстниками, расширения сферы интересов, умственного развития и становления морально-этических инстанций, опосредствующих поведение, деятельность и взаимоотношения.
Переходный характер данного периода ярко проявляется в переплетении и сосуществования черт детскости и взрослости. Одна из причин этого явления – в сочетании в жизни современных поколений детей обстоятельств, как тормозящих развитие взрослости ( отсутствие у большинства подростков каких-либо постоянных и серьезных обязанностей, кроме учебы, родительская опека и гиперпротекция ) , так и стимулирующих взросление ( огромный поток информации, акселерация физического развития и полового созревания, большая занятость многих родителей и как возможное следствие этого – ранняя самостоятельность детей).
Оценка подросткового периода как трудного- критического – обусловлена бурным, скачкообразным характером развития и появлением у подростка значительных субъективных трудностей и переживаний, а у взрослых трудностей в его воспитании (непослушание, сопротивление, протест, упрямство, грубость, замкнутость, скрытность).
Формированию чувства взрослости у подростка способствуют два главных фактора: 1) осознание им сдвигов в своем физическом развитии и половом созревании; 2) социальные условия, создающие возможность проявить свою самостоятельность. Возникновение чувства взрослости делает подростка обостренно восприимчивым к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях. Фактически это означает внутреннюю переориентацию подростка с правил и ограничений, связанных с моралью послушания, характерной для детей и фиксирующей их несамостоятельность, неравноправное и зависимое положение в мире взрослых, на нормы поведения взрослых. Ориентация подростка на взрослых проявляется в стремлении походить на них внешне, приобщиться к некоторым сторонам их деятельности, в том числе интимным, приобрести их качества, умения, права и привилегии.
Наряду с интимно-личным общением свое значение сохраняет и учебная деятельность, которая качественно трансформируется под знаком становления субъективности. Учебная деятельность приобретает черты деятельности по саморазвитию и самообразованию. В основной школе учащиеся начинают овладевать высшими формами мыслительной деятельности –теоретическим, формальным, рефлексивным мышлением. У подростка появляется способность рассуждать гипотетико-дедуктивным способом, т.е. на основе общих посылок, абстрактно-логически ( в словесном плане), не прибегая к опоре на действия с конкретными предметами. Умение оперировать гипотезами как отличительный инструмент научного рассуждения – одно из важнейших достижений подростка в познавательном развитии. Другая отличительная особенность этого уровня мышления заключается в дальнейшем развитии рефлексии- способности делать предметом внимания, анализа и оценки собственных интеллектуальных операций. Контролируемой и управляемой становится речь, а также другие высшие психические функции – внимание и память.
Становление субъективной учебной деятельности определяется как организацией самой деятельности, так и организацией форм учебного сотрудничества ее участников. Происходит качественное преобразование учебных действий моделирования, что открывает возможность самостоятельной постановки учащимся новых учебных задач. Позже происходит развитие способности учащегося к проектированию собственной учебной деятельности, построению собственной траектории образования.
Учебное сотрудничество в отношениях с учителем строится как дифференциация репродуктивных и творческих учебных ситуаций, а в отношениях со сверстниками – как различие своих способов действий и способов сверстников, их координация, умение адекватно и дифференцированно оценивать себя.
ЛИЧНОСТНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Жизненное, личностное и профессиональное самоопределение. Подростковый возраст является важным этапом формирования готовности к личностному самоопределению на основе развития самосознания и мировоззрения, выработки ценностных ориентаций и личностных смыслов, включая формирование гражданской идентичности.
Структура гражданской идентичности включает четыре основных компонента:
-когнитивной - знание о принадлежности к данной социальной общности;
-ценностный – наличие позитивного или негативного отношения к факту принадлежности;
- эмоциональный - принятие или непрнятие гражданской общности в качестве группы членства как результат действия двух первых;
- поведенческий - участие в общественно-политической жизни страны, реализация гражданской позиции в деятельности и поведении.
Требования к результатам формирования гражданской идентичности учащихся в средней общеобразовательной школе, которые могут рассматриваться как показатели сформированности гражданской идентичности.
В рамках когнитивного компонента в эти требования входят:
-создание историко-географического образа, включающего представление о территории и границах России, ее географических особенностях, знание основных исторических событий развития государственности и общества, знание истории и географии края, его достижений и культурных традиций;
-формирование образа социально-политического устройства России, представление о ее государственной организации, знание государственной символики (герб, флаг, гимн), знание государственных праздников;
-знание положений Конституции РФ, основных и их прав и обязанностей гражданина, ориентации в правовом пространстве государственно-общественных отношений;
-знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России;
-освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;
-ориентация в системе моральных норм и ценностей иерархии, понимание конвенционального характера морали;
-сформированность социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями;
-экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, знание основных принципов и правил отношения к природе, знание основ здорового образа жизни и здоровье сберегающих технологий, правил поведения в чрезвычайных ситуациях.
В рамках ценностного и эмоционального компонентов требования включают:
- гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
- уважение к истории страны, ее культурным и историческим памятникам;
- эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
- уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;
- уважение личности и ее достоинства, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
- уважение ценностей семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;
- сформировать потребности в самовыражении и самореализации, социальном признании;
- сформированность позитивной моральной самооценки и моральных чувств – чувство гордости при следовании моральным нормам, переживании стыда и вины при их нарушении.
Деятельностный компонент определяет условия формирования основ гражданской идентичности личности и может рассматриваться как система психолого-педагогических рекомендаций в отношении гражданского воспитания личности:
- участия в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций (дежурство в школе и классе и т.д.);
- выполнение норм и требований школьной жизни и обязанностей ученика; знание прав учащихся и умение ими пользоваться;
- умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения, конструктивно разрешать конфликты;
- выполнение моральных норм в отношении взрослых людей и своих сверстников в школе, дома, во внеучебный видах деятельности;
- участие в общественной жизни (благотворительные акции, ориентация в событиях в стране и мире, и т.д.)
- уметь строить жизненные планы с учетом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий.
Выпускник получит возможность для формирования:
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
- готовности к самообразованию; адекватной позитивной самооценки и Я- концепции;
- компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций участников дилеммы, ориентации на их мотивы и чувства; устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- эмпатии, как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ
ДЕЙСТВИЯ
Содержательным ядром в развитии коммуникативной деятельности служит способность к согласованным действиям с учетом позиции другого. В своей развитой форме коммуникативная компетентность – это умение ставить и решать многообразные задачи: способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, удовлетворительное владение нормами и техникой общения, умение определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, готовность к гибкой регуляции собственного речевого поведения.
В состав коммуникативных действий входит общение и взаимодействие с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией, а это умение:
- слушать и слышать друг друга;
- с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;
- представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме;
- спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать свое;
- вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Способность действовать с учетом позиции другого и уметь согласовывать свои действия предполагает:
- понимание возможности различных точек зрения, не совпадающих с собственной;
- готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции;
- умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор;
- умение аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом.
Организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – это:
- определение цели и функции участников, способов взаимодействия;
- планирование общих способов работы;
- обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
- способность брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
-способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию (познавательная инициативность);
- разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятия решения и его реализация;
- управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера, умение убеждать.
Работа в группе (включая ситуации сотрудничества и проектные формы работы) – это умение:
- устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;
- интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
- обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе;
- переводить конфликтную ситуацию в логический план и разрешать ее как задачу через анализ ее условий.
Следование морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества – это:
- уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого;
- адекватное межличностное восприятие;
-готовность адекватно реагировать на нужды других; оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;
- стремление устанавливать доверительные отношения взаимопонимания, способность к эмпатии.
Выпускник получит возможность научиться:
- учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
- оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;
- осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнера;
- в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действий;
- вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка,
- следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнерам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;
- устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных решений;
- в совместной деятельности четко формулировать цели группы и позволять ее участникам проявить собственную энергию для достижения этих целей.
Подростковый возраст считается особо благоприятным периодом развития коммуникативной компетентности, в связи с тем, что общение здесь выходит на уровень ведущей деятельности.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ
ДЕЙСТВИЯ
Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в основной школе является включение учащихся в исследовательскую и проектную деятельность, имеющие следующие особенности.
1.Цели и задачи этих видов деятельности учащихся определяются как их личностными мотивами, так и социальными. Такая деятельность должна быть направлена не только на повышение компетенции подростков в предметной области определенных учебных дисциплин, не только на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для других.
2.Исследовательская и проектная деятельность должна быть организована таким образом, чтобы учащиеся смогли реализовать свои потребности в общении со значимыми, референтными группами одноклассников, учителей.
3.Организация исследовательских и проектных работ школьников обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности. Эти работы могут быть построены таким образом, что в них будут востребованы практически любые способности подростков, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности. В этом случае учащиеся делают первые шаги в направлении предпрофессиональной ориентации.
4.Исследовательская и проектная деятельность открывает новые возможности для создания интереса подростка как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному.
5.Исследовательская и проектная деятельность имеет как общие, так и специфические черты. К общим характеристикам следует отнести :
- практические значимые цели и задачи имеют практическую ценность и предназначены для использования;
- структуру проектной и исследовательской деятельности, которая включает общие компоненты:
- анализ актуальности проводимого исследования;
- целеполагания, формулировку задач, которые следует решить;
- выбор средств и методов, адекватных поставленным целям;
- планирование, определение последовательности и сроков работ;
- проведение проектных работ и исследования;
- оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта или целями исследования;
- представление результатов в соответствующем использованию виде;
- компетенцию в выбранной сфере исследования, творческую активность, собранность, аккуратность, целеустремленность, высокую мотивацию.
6.Итогами проектной и исследовательской деятельности следует считать не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетенции, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать, уяснение сущности этой работы, которая будет рассматриваться как показатель успешности исследовательской деятельности.
Наряду с общими чертами проектной и исследовательской деятельности существуют и специфические черты, т.е различия. Любой проект направлен на получение вполне конкретного запланированного результата - продукта, обладающего определенными свойствами, и который необходим для конкретного использования. Сама логика построения исследовательской деятельности включает формулировку проблемы исследования, выдвижение гипотезы и последующую экспериментальную или модельную проверку выдвинутых предположений. К компонентам исследовательских действий стоит отнести: умение видеть проблему, умение ставить вопросы, умение выдвигать и формулировать гипотезы, умение структурировать тексты, умение работать с метафорами, умение давать определение понятиям, раскрывать замысел исследования, выбирать необходимый инструментарий, проводить поэтапный контроль и коррекцию результатов; уметь наблюдать и проводить эксперимент, формулировать выводы и умозаключения, уметь классифицировать.
Выпускник получит возможность научиться:
- основам рефлексивного чтения;
- ставить проблему, аргументировать ее актуальность;
- самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;
- выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;
- организовывать исследование с целью проверки гипотез;
- делать умозаключения (индуктивное и по аналогии), выводы на основе аргументации.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Развитие способности к регуляции своей деятельности применительно к подростковому возрасту должно быть рассмотрено в трех аспектах:
- формирование способности личности к целеполаганию и построению жизненных планов во временной перспективе. Этот аспект представляется особенно важным, поскольку имеет прямое отношение к процессу порождения личностного смысла и мотивации учения;
- развитие регуляции учебной деятельности;
- саморегуляция эмоциональных и функциональных состояний.
Развитие регулятивных способностей составляет ключевую компетентность личности. Следует выделить управленческие, т.е. регулятивные, универсальные умения- способность справляться с жизненными задачами; планировать цели и пути их достижения и устанавливать приоритеты; контролировать свое время и управлять им; решать задачи ;
принимать решения и вести переговоры. Наиболее важными умениями, связанными с самореализацией личности в школьном возрасте, т.е. с управлением процессом построения жизненной стратегии, выступают самооценка и выстраивание стратегии в отношении учения. Основными структурными компонентами саморегуляции личности являются ценности, цели, идеалы, образ «Я», уровень притязаний, самооценка.
Выпускник научится:
- целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
-самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действий в новом учебном материале;
- планировать пути достижения целей, устанавливать целевые приоритеты;
- уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им;
- принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров; осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу реализации; основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.
Выпускник получит возможность научиться:
- самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
- построению жизненных планов во временной перспективе;
- при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;
- выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
- основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей; осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
- адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;
- адекватно оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;
- основам саморегуляции эмоциональных состояний; прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.
Образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Главной целью образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.
ЛИТЕРАТУРА
Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли.- Москва. Просвещение, 2011.
Асмолов А.Г.Принципы изучения памяти человека: системно-деятельный подход к изучению познавательных процессов.- Москва, 1985.
Асмолов А.Г. Как будем жить дальше? Социальные эффекты образовательной политики. Лидеры образования-2007 ,№ 6.
Асмолов А.Г. и др. Культурно-историческая системно-деятельностная парадигма проектирования стандартов школьного образования. Вопросы психологии. 2007, 4.
Гальперин П.Я. Психология как объективная наука. Москва,1998.
Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Москва, 2002.
Хуторской А.В. Компетенции в образовании: опыт проектирования. – Москва, 2007.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории физика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ