Урок для 7 класса по теме: «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело»
МБОУ СОШ № 117 Учитель физики Дмитракова Л.Н.
г.Снежинск Челябинской области
7 класс
Урок по теме: «Лабораторная работа № 7».
«Определение выталкивающей силы,
действующей на погруженное в жидкость тело»
Цели урока: Обнаружить на опыте выталкивающее действие жидкости на погруженное в нее тело и определить выталкивающую силу.
Оборудование урока: по описанию в учебнике стр. 167.
Тип урока: урок–исследование – лабораторная работа.
Образовательная цель: формировать теоретические и практические навыки и умения учащихся на опыте определять выталкивающую силу; умение сравнивать и делать выводы; умение измерять вес тела в воздухе и в жидкости.
Развивающая цель: развивать познавательный интерес учащихся к физике, развивать умение выполнять лабораторную работу по образцу; развивать умение находить закономерности; развивать умение заполнять таблицу; развивать исследовательские умения; развивать умение работать в парах.
Воспитательная цель: воспитывать чувство ответственности и уважения к своим товарищам; прививать культуру взаимоотношений, воспитывать организованность, воспитывать культуру работы с лабораторным оборудованием.
ДЗ: Л. № 605, 606, 623, 626.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Мобилизующее начало урока. Проверка отсутствующих. Организация внимания.
Цель: психологический настрой учащихся на урок. Запись домашнего задания с пояснением № 626 (объем тела = abc).
II. Сообщение темы и цели урока.
Цель: обнаружить на опыте выталкивающую силу; выяснить от чего зависит сила Архимеда (от плотности и от объема тела) и как?
III. Проверка усвоения изученного материала (фронтальный опрос учащихся).
Цель: проверка и оценка ЗУН
Вопросы для контроля:
1. Написать (на доске) формулу для расчета выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.
2. От чего зависит выталкивающая сила? От чего не зависит?
3. Как направлена эта сила?
4. Кто впервые указал на существование выталкивающей силы и рассчитал ее значение?
5. Что гласит закон Архимеда?
IV. Выполнение лабораторной работы № 7
«Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело»
(проводится по описанию в учебнике страница 167.).
Цель: исследование, заполнение таблицы, рассуждение учащихся (работа в парах под руководством учителя).
V. Анализ и выводы из опытов.
Цель: сформировать умение сравнивать и делать выводы из опытов (коллективное обсуждение; самостоятельные записи в тетрадях).
Задания сравнить:
1. силу Архимеда, действующую на тела разного объема.
2. силу Архимеда, действующую на тело в чистой и соленой воде.
Выводы:
1. сила Архимеда зависит от объема погруженной части тела.
2.Сила Архимеда зависит от плотности жидкости.
3. При погружении тела в жидкость тело теряет в своем весе.
VI. Легенда об Архимеде (если останется время).
Цель: формирование интереса учащихся к предмету; усвоение фактов и основных идей (беседы с учащимися о прочитанном).
VII. Решение задач (если останется время).
Цель: применение знаний о зависимости силы Архимеда от объема тела и плотности жидкости при решении качественных и вычислительных задач.
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ.
1)
На какой из опущенных в воду стальных шаров действует наибольшая выталкивающая сила?
2)
Подвешенные к коромыслу весов одинаковые шары погрузили один - в масло, а другой – в воду. На какой шар будет действовать большая сила Архимеда?
3) Металлическая деталь весит в воздухе 44,5 Н., а при погружении в керосин – 40,5 Н. Чему равна Архимедова сила, действующая на деталь? Каков объем этой детали?
Дано:
Pв в воздухе = 44,5 Н
Pв в керосине = 40,5 Н
Fа - ? Vт - ?
Решение:
Fа = P в воздухе – P в керосине
Fа = 44,5 – 40,5 = 4Н
Fа = ρк g Vт Vт = Fа_
ρк g
ρr = 800 кг/м3 Vт = 4Н__________ = 0,0005 м3
800 кг/м3 ,10 н/кг
Ответ: 0,0005 м3
4 Н
VIII. Итоги урока.
(Что нового узнали? Чему научились? Трудно ли вам было? Интересно ли вам было на уроке?). Сдать тетради на проверку.
Для самоанализа урока (для учителя):
Методы творческой деятельности:
1. Мотивационные рисунки.
2. Самостоятельная практическая деятельность учащихся.
3. Наблюдение, анализ, сравнение, выводы, заполнение таблицы.
4. Поисковое задание.
5. Работа в парах.
Форма организации:
1. Фронтальная.
2. Парная.
3. Коллективная деятельность учащихся на уроке.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории физика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ