Урок физики для 8 класса на тему "Времена года и физика"

Технологическая карта мероприятия


Предмет

Физика

Класс

7-9

Тема

Времена года и физика

Автор/ы урока (ФИО, должность)

Галеева Гульназ Завидовна, учитель физики

Образовательное учреждение

МБОУ Беденьговская основная общеобразовательная школа» Тетюшского муниципального района РТ

Тип урока (мероприятия, занятия)

Внеклассное мероприятие

Время реализации урока (мероприятия, занятия)

45 минут

Цели урока (мероприятия, занятия) (образовательные, развивающие, воспитательные)

  1. Образовательная: 

формирование интереса к физике;

изучение практической направленности полученных знаний; 

  1. Развивающая: 
    способствовать развитию умения анализировать, выдвигать гипотезы, предположения, строить прогнозы, наблюдать и экспериментировать; 
    способствовать развитию логического мышления; 
    развивать умению выражать речью результаты собственной мыслительной деятельности. 

  2. Воспитательная: 
    способствовать формированию научного мировоззрения и бережного отношения к природе; 

пробуждать познавательный интерес, к предмету и окружающим явлениям; 
развивать способности к сотрудничеству, общению, работе в коллективе; 
формировать умению критически, но объективно оценивать предметы, явления

Планируемые результаты

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/ приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока (мероприятия, занятия)

Предметные:

  • Знать о закономерной связи и познаваемости явлений природы, о системообразующей роли физики для развития других естественных наук, первоначальные представления о физической сущности явлений природы (механических, тепловых, электромагнитных)

  • Уметь проводить опыты, простые экспериментальные исследования и планировать в повседневной жизни свои действия с применением полученных знаний законов механики, электродинамики, тепловых явлений с целью сбережения здоровья и изучения окружающей среды.

Личностные: формирование умений управлять своей учебной деятельностью, формирование интереса к физике при анализе физических явлений, формирование мотивации постановкой познавательных задач, раскрытием связи теории и опыта, развитие внимания, памяти, логического и творческого мышления

Метапредметные: развитие умения генерировать идеи, выявлять причинно-следственные связи, работать в группе, формировать умение анализировать факты при наблюдении и объяснении явлений

УУД

Личностные УУД:   

Сформировать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности;  убежденность в возможности познания природы. 

Регулятивные УУД:

Уметь понимать целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что известно и усвоено и того, что еще неизвестно; научиться планировать, моделировать, выдвигать гипотезы, наблюдать, подбирать приборы и строить установки, измерять, представлять и обобщать результаты

Коммуникативные УУД:  

Уметь участвовать в дискуссии, давать точные ответы на вопросы

Познавательные УУД:

Формировать умений воспринимать, перерабатывать предъявлять информацию в словесной, образной форме, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное, находить ответы на поставленные вопросы и излагать его; 







1. Дидактическая структура урока.

Этап урока

Дидактические материалы

Деятельность учеников

Формирование УУД

Организационный момент

На фоне тихой музыки читают стихотворение

Внимательно посмотрите на доску и прочитайте что написано.

- Вы наверное догадались это записана тема урока.

Как вы можете объяснить эту фразу?

На доске высказывание

Физика-наука о природе, а в ней столько интересного Музыкальная заставка

Стихотворение Удивляйся, удивляйся

Небу, грому и дождю,

Червяку и бегемоту,

Звёздам, снегу и коту!

Удивляйся и влюбляйся

В мир, подобный хрусталю.


Определяют тему внеклассного мероприятия

Личностные:Умение включаться в разговор. Участвовать в диалоге

Познавательные:Целеполагание, мотивация на организацию активного отдыха

Регулятивная:Соотносить правила игры и планирование действий в соответствии с правилами.

Коммуникативная:

формирование умения высказывать свое мнение.

Основная часть

Объявление темы и постановка целей урока

- Сегодня на уроке мы будем путешествовать по временам года.

Что вы хотите при этом узнать? Какие перед собой поставите цели?

(обобщает)

Слайд 3

Ставят цели:

Расширим кругозор по наукам о природе и межпредметных связях этих наук.

Найдем сведения о физических явлениях в окружающем мире.

Покажем применение этих фактов для более полного понимания природы.


Личностные УУД:

Умение формировать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности;  убежденность в возможности познания природы.

Регулятивные УУД:

Принимать и соблюдать правила игры, умение оценивать правильность выполнения действий Уметь планировать, моделировать, выдвигать гипотезы, наблюдать, подбирать приборы измерения, представлять и обобщать результаты

Соблюдать правила игры

Коммуникативные УУД:

участвовать в дискуссии, уметь давать точные ответы на вопросы

Действовать в сотрудничестве с учителем со сверстниками.

Познавательные УУД:

Формировать умение воспринимать, перерабатывать предъявлять информацию в словесной, образной форме, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное, находить ответы на поставленные вопросы и излагать его;

Учебные действия

Мы проведем экскурсию по любому времени года. Выбирая любой из данных вопросов, будем объяснять данное явление с физической точки зрения

Слайд 4 Выбор времени года

Выбирают вопрос и дают объяснение данному явлению с физической точки зрения

Фронтальная работа

Выбираем вопрос и объясняют данное явление с физической точки зрения

Слайд 6-7

Яблоком раздора является яблоко. Поспорили два друга. Один утверждает, что Земля падает на яблоко. Другой , что все таки яблоко падает на Землю . Кто прав?


Яблоко и Земля падают друг на друга» Падение яблока подчиняется третьему закону Ньютона: "Действие равно противодействию". Яблоко падает на землю потому, что его притягивает Земной шар. Но точно с такой же силой и яблоко притягивает к себе нашу планету! Строго говоря, яблоко и Земля падают друг на друга, но скорость этого падения различна для яблока и для Земли. Равные силы земного притяже-ния сообщат яблоку ускорение 9,8 H/кг, а нашей планете - во столько же раз меньше, во сколько раз масса Земли превышает массу яблока. Конечно, масса Земли в огромное число раз превышает массу яблока, поэтому переме-щение Земли столь ничтожно, что практически его можно считать равным нулю.


Слайд 8-9

Объясните поговорку
«Как с гуся вода»


Это явление несмачиваемости. Перья и пух водоплавающих птиц обильно смазаны жировыми выделениями особых желез. Молекулы воды и жира не взаимодействуют, поэтому жирная поверхность остается сухой


Слайд 10-11 Как образуются облака?


Облака образуются на земной поверхности, когда теплый и обильно насыщенный влагой воздух начинает подниматься в небо и при снижении температуры воздуха, на определенной высоте, он остывает. При низком температурном режиме водяной пар превращается в ледяные кристаллы или капли воды из чего, собственно, и состоит туча или облако. Каждое такое природное явление имеет свою уникальную форму, которая постоянно меняется. Если температура воздуха в облаке выше минус 100С, то в облаке преобладают капельные элементы, когда температура составляет от минус 100 до минус 150С, то говорят о смешанном составе – это кристаллы льда и капли влаги, при достижении в облаке минус 150С образуются кристаллические элементы


Слайд 13-14

На улице тридцатиградусная жара. Какого цвета платье нужно выбрать для выхода на прогулку? Почему?


Черный цвет - это отсутствие света, в случае с предметами, отсутствие отражения света. Свет не отражается потому что проникает "внутрь" материи (чёрной краски например) потому что её структура как-бы "пористая", свет внутри неё "теряется", точнее преобразуется в другой вид энергии. Предметы чёрного цвета обладают более высоким теплообменом, быстрее нагреваются и быстрее остывают.
А с белыми предметами всё с точностью наоборот. Они преимущественно отражают падающее на них излучение. Таким образом, белый предмет сохраняет свою температуру неизменной гораздо лучше, чем чёрный.


Слайд15-18 Опыт
«замораживание воды»

Эксперимент заключается в том, что мы налили воду в пластиковый стаканчик точно до верхней линии «ребрышек» стакана и поставили на сутки в морозилку.
1. Когда вытащили стаканчик и посмотрели и увидели…
2. Но потом поняли почему…
3. …поэтому и не тонет льдинка в воде


-Вода замерзла, а уровень льда заметно выше изначального уровня воды! То есть объем воды при замораживании увеличился

-Замораживание

При замораживании вода из жидкого состояния переходит а твердое, и мелкие частички, из которых состоит вода (молекулы) при этом выстраиваются в определенном порядке. Этот порядок называется кристаллической решеткой. А расстояние между частичками (молекулами) в кристаллической решетке больше, чем у жидкости.

-Говорят, что «плотность льда ниже плотности воды».
Порассуждаем о массе воды и льда при одинаковом объеме. Придем к выводу, что вода тяжелее, потому что в тот же объем поместится больше частичек воды (молекул), чем у льда. И раз лед легче воды, то он в воде плавает,  не тонет.


Слайд 19-21 Почему мы слышим как поет скворец при этом не слышим звуки издаваемые летучими мышами?

Дополнительные сведения:

Живые пеленгаторы Европейские водомерки находят пищу, исследуя рябь на воде, создаваемую упавшим в неё насекомым. Кашалоты издают звуки и, анализируя эхо, находят добычу. Они оглушают добычу

ЗВУКОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ Мир полон звуков. Поют птицы и работает радио, шумит трава и лает собака. Мы слышим только малую часть из всех звуков (ухо человека воспринимает звуки частотой от16 до 20000Герц). Инфразвук и ультразвук мы не слышим. Чего не скажешь о других. Дельфин способен воспринимать очень слабые эхо-сигналы. Например, он прекрасно «Замечает» маленькую рыбку, появившуюся на расстоянии 50м.



Слайд 22-23

На улице весна . Тепло, все тает. Становиться ли вода теплее, когда в ней тают льдинки


Для того чтобы растопить лед нужно изменить его внутреннюю энергию . Удельная теплоемкость льда 2100 Дж\ кг*С. Когда лед тает он поглощает энергию. Мы знаем, что между телами происходит теплообмен. Внутренняя энергия нагревающихся тел увеличивается, а остывающих уменьшается. Значит частично лед для нагрева энергию берет из окружающего воздуха и из воды. При этом их внутренняя энергия уменьшается


Слайд 24-25

На основании, какого физического процесса мы ощущаем запах цветущей яблони?


Процесс взаимного проникновения молекул или атомов одного вещества между молекулами или атомами другого, приводящий к самопроизвольному выравниванию их концентраций по всему занимаемому объёму. Примером диффузии может служить перемешивание газов (например, распространение запахов) или жидкостей (если в воду капнуть чернил, то жидкость через некоторое время станет равномерно окрашенной).



Слайд 26-27

Почему игрушечные кораблики делают из дерева, пластмассы, а не из литого железа?


На тело находящееся внутри жидкости, действуют две силы: сила тяжести, направленная вниз, и архимедова сила, направленная вертикально вверх. Сила тяжести зависит от плотности вещества Плотность дерева меньше плотности воды то есть сила тяжести меньше архимедовой силы. Значит дерево всплывает. А плотность железа намного больше плотности воды и кораблик бы наш утонул.


Слайд 30-31

Что такое снег?


Это зимний вид атмосферных осадков. Он имеет свою кристальную структуру, в основе которой лежат замерзшие микроскопические капли воды. Когда капля проходит сквозь холодные атмосферные слои воздуха и падает на землю, она замерзает и обрастает своими собратьями, цепляясь за них, образовывая шестиконечные снежинки. Такая форма обусловлена физическими законами замерзания воды.

Каждая из снежинок редко превышает размеры в 5 мм, но вот ажурное переплетение граней может быть самое разнообразное в шестиугольном формате. На причудливую форму влияет и температура воздуха, и показатель его влажности.


Слайд 32

Увеличится или уменьшится вероятность докатиться до дерева, если к девочке подсядет мальчик ? Почему?

Уменьшится. Увеличится масса сохраняется площадь соприкосаемой площади. Сила трения увеличится


Слайд 33

Как будет теплее в четырех тонких свитерах или в одном по толщине равном к четырем предыдущим?

Теплее в четырех тонких свитерах. Между ними есть слой воздуха А он лучше сохраняет тепло



Слайд 34

Увеличится ли глубина следа мальчика если на спине будет еще рюкзак?

Увеличится потому что увеличивается вес при этом сохраняется площадь соприкосаемой площади


Слайд 35-36

Отчего появляются узоры на окнах


Узоры проявляются в виде кристаллизации воды при охлаждении окна от 0 до – 6°C. На поверхности стекла отлагается сплошной слой непрозрачного, рыхлого льда. Точка начала охлаждения начинается при положительной температуре и высокой влажности воздуха. На охлаждающейся поверхности стекла прежде образуется пленка воды, затем при падении температуры ниже нуля закристаллизовывается в виде древовидных образований - дендритов.

Кстати, дендритная кристаллизация на окне обычно начинается с низу стекла, так как вследствии действия силы тяжести там накапливается куда больше количества воды, чем сверху на окне.


Слайд 38

Назовите несколько способов теоретический узнать: кто тяжелее мальчик или девочка?

Называют способы сравнения веса детей.


Слайд 39

Физический опыт «водопад»

Выполнение опыта


Слайд 40-41

Правильная ли моя радуга и откуда она взялась?


Обычно радуга представляет собой цветную дугу с угловым радиусом 42°. Дуга просматривается на фоне дождевой завесы или полос падения дождя, не всегда достигающих поверхности земли. Радуга наблюдается в той стороне небосвода, которая противоположна солнцу, при этом солнце не закрывается облаками. В радуге различаются семь цветов, кроме того, радугу можно увидеть около фонтана или водопада, на фоне завесы капель поливальной установки.

Откуда же берется исходящий от радуги удивительный красочный свет? Источником радуги является разложенный на компоненты солнечный свет. Этот свет перемещается по небосводу таким образом, что видится исходящим от той части небосвода, которая противоположна Солнцу. Предмет, способный разложить луч света на составляющие, называется «призмой». Если говорить о радуге, то роль «призмы» выполняют капли дождя.



Откуда появились капельки? Слайд 42-43

Дождика не было, но утром я обнаружила мокрую траву-это что!

Как образовывается роса? Охлажденная поверхность почвы благоприятствует охлаждению прилегающих к ней слоев воздуха. Водяной пар, находящийся в воздухе, конденсируется при соприкосновении с поверхностью земли, превращаясь в воду. Образованию росы благоприятствуют ясное небо, тонкие высокие облака, слабый ветер – он снабжает охлажденную поверхность новыми слоями воздуха, унося те, из которых уже выделился излишек пара. Роса – конденсат водяного пара – образуется тем быстрее, чем ниже температура поверхности земли. Появляется роса в теплое время года. Когда же начинает подмораживать, то вместо росы образуется иней – тонкий слой кристаллов льда.


Слайд 44-45

Бывает ли гром без молнии?

Дополнительная информация:

Электрические явления 26 сентября 1786г. Итальянский врач- Луиджи Гальвани сделал важное открытие о существовании <<животного электричества>>. Профессор физики из города Павии Алессандро Вольта сделал вывод, что контакт двух разных металлов ,соприкасающихся с жидкостью в лягушачьей лапке, является источником электричества.

Живые электростанции Скаты являются живыми электростанциями, вырабатывающими напряжение около 50-60 вольт и дающими разрядный ток 10 ампер.Все рыбы, дающие электрические разряды, используют для этого специальные электрические органы.

Электрические рыбы Самые сильные разряды производит южно-американский электрический угорь. Они достигают 500-600 вольт. Такое напряжение способно свалить с ног лошадь.

Возникновение грома и молнииВ XVIII веке ученые установили, что молния представляет собой накапливающийся в атмосфере искровой разряд электричества. В ходе исследований было установлено, что различные части грозового облака несут отличающиеся по знакам заряды. Как правило, отрицательно заряжена нижняя часть облака, а положительно – верхняя. Наша планета обладает отрицательным зарядом. Молния может возникнуть от сближение разноименно заряженных частей двух облаков. Возникновение грома объясняется тем, что сильно нагревающийся и быстро расширяющийся внутри и вокруг канала молнии воздух создает звуковые волны. Эти волны, отражаясь от облаков или находящихся на поверхности земли объектов, вызывают эхо, которое и воспринимается человеческим слухом как громовые раскаты. Сила раската косвенно указывает на значения породивших молнию электрических величин.

Заключение (рефлексия)

- Вернемся к теме нашего урока.


Слайд 50

Мир этих явлений интересен, загадочен, многообразен. Изучайте и узнавайте о нём больше. Удивляйтесь, любите жизнь и всё в ней.

Делают вывод:

Все физические явления находят своё отражение в живой природе.

Личностные:

Высказывают свои мнения, чувства, личностную значимость участия в играх.

Познавательные:

Оценивают новые знания, приобретенные во время участия в играх и познавательных беседах.

Регулятивная:

Умение планировать свои дальнейшие действия.

Коммуникативная

Высказывают свое мнение.









Дополнительная информация.

Ресурсы, оборудование и материалы

Ноутбук, проектор, экран, приборы и материалы для опыта.

Список учебной и дополнительной литературы

1. Беркенблит М. Б., Глаголева Е. Г. Электричество в живых организмах.

М., Наука, 1988

2. Тарасов Л. В., Физика в природе.

М. Вербум - М., 2002 г.

3.Сёмке А. И. Физика и Живая природа (М.Чистые пруды) 2008г.

Дидактическое обеспечение урока (мероприятия, занятия)

Музыкальное сопровождение, презентация, приборы и материалы для опыта

Используемые педагогические технологии, методы и приемы


Личностно-ориентированная технология, элементы проблемного обучения.

Проблемное изложение материала. Метод самостоятельной работы по усвоению. Метод по применению знаний. объяснительно-иллюстративный, диалог, рефлексия

Приемы: самостоятельная работа, работа в малых группах, работа с презентацией, обобщение


Ссылки на использованные интернет-ресурсы

Интернет - сайты:http://www.floranimal.ru;

http://www.zooeco.com.

Сезоны-года.рф ("Сезоны года" - природа и времена года)

Дополнительная необходимая информация

нет





Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории физика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ