Урок физики в 7 классе по теме: "Сообщающиеся сосуды"
Урок физики в 7 классе по теме: "Сообщающиеся сосуды"
Цели урока:
продолжить формирование понятия давления жидкости на дно сосуда и изучение закона Паскаля на природе однородных и разнородных жидкостей;
сформировать понятие о сообщающихся сосудах и их свойствах
формировать интеллектуальные умения анализировать, сравнивать, находить примеры сообщающихся сосудов в быту, технике, природе;
Оборудование: записи на доске, различные виды сообщающихся сосудов, металлический зажим, штатив с лапкой и муфтой, лейка, чайник, карта урока, тесты.
План урока
Этапы урока
Время, мин
Приемы и методы
1. Организационный момент.
1 -2
Рассказ учителя.
2. Актуализация знаний.
4
Проверочная работа
3. Изучение нового материала.
10 - 15
Беседа. Записи на доске и в листах. Проведение эксперимента. Обсуждение результатов.
4. Развитие знаний при решении творческих задач. резерв
5
Решение экспериментальных задач.
5. Проверка знаний.
3
Индивидуальная работа с тестами.
6. Подведение итогов.
5-6
Выделение главного учителем.
7. Домашнее задание.
1
Ход урока
1. Учитель:
Я еще не устала удивляться
Чудесам, что есть на Земле:
Телевизору, голосу рации,
Калькулятору на столе.
Самолеты летят сквозь тучи,
Мчатся по морю корабли.
Как до этих вещей могучих
Домечтаться люди могли?
Как придумать могли такое:
Кнопку тронешь – день настает.
Только кран откроешь рукою –
И вода по трубам течет.
Ток по проволоке струится,
Спутник мчится по небесам,
Человеку стоит дивиться
Человеческим чудесам.
Сегодня с вами мы будем изучать чудесные сосуды и откроем законы, которым подчиняются эти сосуды. Другими словами, у нас сегодня урок-исследование. А для проведения исследования потребуется карта наблюдений и выводов. (Учитель демонстрирует страничку этого журнала)
2. Чтобы провести исследования, нам придется вспомнить ранее изученный материал. У вас на столах лежат листочки с заданиями. Вам необходимо выполнить задания № 5, №7 карточки
№5
1) Ртуть- 13600 кг/м3
Вода 1000 кг/м3, масло 930 кг/м3, 2)бензин 710 кг/м3
№7
р = 1000 кг/м3 ∙ 0,2 м ∙ 10 Н/кг = 20 к Па
3. Включение в систему знаний
Перед вами на столе чайник, лейка, сосуды различной формы.
Что общего у этих сосудов? ( имеют соединения)
Как они должны соединяться? (ниже уровня жидкости)
Сколько может быть таких соединений? демонстрация
Итак, сегодня на уроке мы будем говорить о сообщающихся сосудах. Запишите, пожалуйста, тему сегодняшнего урока в технологическую карту. Учащиеся записывают тему урока.
Какие сосуды мы можем назвать сообщающимися?
Учащиеся делают вывод и записывают его в страничку наблюдений: сосуды, соединенные между собой ниже уровня жидкости называются сообщающимися.
Учитель. А сейчас рассмотрим , какие сосуды есть в нашем распоряжении. Демонстрация
Как вы думаете, ребята, наливая жидкость в в одну трубку, будет ли она перетекать в другую трубку?
Давайте проверим ваши предположения. .
Видите: жидкость стала перетекать. Но почему? Предположим, что в нижней части трубки стоит перегородка. Теперь ответьте на вопросы:
Одинаковые ли давления оказывают столбики жидкости справа и слева на перегородку?
От чего зависит давление на нее? (От высот столбов.)
Итак, давления разные, так как высоты столбов жидкости разные.
Будет ли в равновесии перегородка, если давления справа и слева неодинаковы? (Нет, не будет.)
И каково следствие этого? (Жидкость перетекает.)
И как долго она будет перетекать? (До тех пор, пока давления на перегородку справа и слева не станут равными.)
А что можно сказать об уровнях жидкости в обоих коленах сообщающихся сосудов, если движения жидкости в ней нет? (В покоящейся жидкости уровни будут одинаковы, т.е. должны находиться на равной высоте.)
Мы пришли к важному выводу. Сформулируем его.
Учащийся: В сообщающихся сосудах свободная поверхность покоящейся жидкости находится на одном уровне.
Учитель: Отметьте уровень жидкости на первом рисунке в своей карте. Учащиеся отмечают уровни жидкости.
Учитель. Можно ли это обосновать теоретически? Записываем вывод к себе в карту.
. Мы знаем, что на одном и том же уровне по закону Паскаля давление во всех точках жидкости одинаковое, т.е. р1=р2. Давление p1=gh1 и p2=gh2. Приравниваем их gh1=gh2. Сократим общие множители g и получим h1=h2, что и требовалось доказать.
Учитель. Зависит ли положение уровня жидкости в сообщающихся сосудах от ширины сосуда? Давайте это проверим на эксперименте. Для этого нальем воду в эти сосуды. (Эксперимент: опыт с сосудами разной ширины.)
Какой вывод мы можете сделать?
На основании опыта учащиеся делают вывод: в сосудах любой ширины однородная жидкость устанавливается на одном уровне.
Сделайте соответствующие пометки на втором рисунке. Учащиеся отмечают уровень жидкости на втором рисунке.
Учитель. Зависит ли положение уровня жидкости в сообщающихся сосудах от формы сосуда? Экспериментаторы продолжают работать с сосудами разной формы. (Эксперимент: опыт с сосудами разной формы)
Вывод за вами, ребята!
На основании опыта учащиеся делают вывод: в сосудах любой формы однородная жидкость устанавливается на одном уровне.
Сделайте соответствующее обозначение на третьем рисунке. Учащиеся отмечают уровень жидкости на третьем рисунке.
Учитель. А если мы в сообщающиеся сосуды нальем две несмешивающиеся жидкости разной плотности. Будут ли они располагаться на одном уровне? А для того чтобы это узнать экспериментаторам необходимо дополнить одно из колен сосуда маслом. (Эксперимент: один сосуд заполняется водой, другой маслом.)
Подтвердите выводами опыты экспериментаторов. Запишите этот вывод в карте.
4. РЕЗЕРВ Учитель. А теперь, попытайтесь определить неизвестное вещество, налитое в сообщающийся сосуд, если известно, что в левом колене вода. Работаем группами. Не забывайте, что задача должна быть оформлена на страничках. (На столе находятся линейка, таблица плотностей, сосуды с разными жидкостями, резинка для выделения границы раздела двух сред.)
Что же за вещество налито у вас в сообщающихся сосудах?
В конце работы учащиеся дают ответ, на вопрос, что за вещество налито у них в сообщающиеся сосуды.
5. . А мы с вами завершаем свою работу. Вы меня порадовали, но чтобы по достоинству оценить труд каждого я предлагаю вам выполнить контрольный тест. Вы должны в писать в таблицу ответов буквы, соответствующие верному ответу на каждый вопрос. Учащиеся работают с тестами.
Какое слово шифр вы получили? Правильно, “Паскаль”. А теперь мы попробуем вместе оценить наши знания.
6.ИТОГ
Мы вместе прошли трудный путь от гипотез, догадок, к подлинно научной теории и поучаствовали в своем открытии уже известного и открытого закона сообщающихся сосудов.
Я попрошу еще раз сделать общий вывод по нашему исследованию. Учащиеся дают ответы:
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории физика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ