Урок по физике в 8 классе «Отражение света. Законы отражения. Плоское зеркало»

Урок по физике в 8 классе

«Отражение света. Законы отражения. Плоское зеркало»

ЦЕЛИ УРОКА:

1.ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ – способствовать формированию понятия отражения света, раскрытию сущности законов отражения, развитию умения объяснить видимую картину в плоском зеркале.

2.РАЗВИВАЮЩАЯ – способствовать развитию у учащихся умений анализировать, выделять главное, обобщать, объяснять понятия.

3. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ – способствовать формированию дисциплинированности, бережного отношения к учебным пособиям, укреплению здоровья детей.


СТРУКТУРА УРОКА:

1.    Организационный момент.

2.    Актуализация знаний учащихся.

3.    Целеполагание и мотивация.

4.    Усвоение знаний.

5.    Осознание и осмысление учебной информации.

6.    Физкультминутка.

7.    Закрепление учебного материала.

8.    Информация о домашнем задании.

9.    Подведение итогов урока.

ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА: компьютер, презентация, карандаши, транспортир, линейки.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Здравствуйте, кадеты!

2. Актуализация.

На прошлом уроке мы с Вами начали изучение нового раздела физики. Как он называется? (“Оптика”)

Чудный дар природы вечной,

Дар бесценный и святой,

В нем источник бесконечный

Наслажденье красотой:

Небо, Солнце, звезд сиянье,

Море в блеске голубом –

Всю картину мирозданья

Мы лишь в свете познаем.

Что же изучает оптика? (Световые явления)


Прежде чем продолжить изучать световые явления, мы вместе с Вами восхитимся вашими глубокими познаниями по пройденной теме.

Посмотрите на рисунки, изображенные на экране. Вам нужно рассказать всё, что вы сможете по увиденным трём изображениям.

А теперь проведем устный опрос. Вам необходимо назвать на картинах художников, космонавтов и фотографиях источники света, а также определить вид источника, воспетого в стихотворной форме.

1. Апрель в тундре.

И.А.Бунин

Солнце уходит в далекие страны

В сумрак ночной, за леса и моря

В темных лесах засинели туманы,

В море горит золотая заря.

2. Звезды (картина космонавта Леонова)

Ф.Тютчев

Небесный свод, горящий славой звездной,

Таинственно глядит из глубины,

И мы плывем, пылающею бездной

Со всех сторон окружены.

3. “Веры тонкая свеча” картина К.Васильева

Б. Пастернак

Мело весь месяц в феврале

И то и дело,

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

4. «Молния».

И.А. Бунин

Если ж молния вспыхнет, как пламя над горном

Раскрываются чащи в изломах неверных

Точно древние своды во храмах пещерных

В подземелье Перуна, высоком и черном.

5. Полярное Сияние.

М.В. Ломоносов

Что зыблет ясный ночью луч?

Что тонкий пламень в твердь разит?

Как молния без грозных туч

Стремится от Земли в зенит?

Как может быть, чтоб мерзлый пар

Среди зимы рожал пожар?

6. Картина А. Куинджи “Лунная ночь на Днепре”.

Является ли источником света Луна? (Нет. Отраженный свет от Солнца).

Спасибо. Молодцы! Какие источники света бывают, вы знаете.

3.    Целеполагание и мотивация.

А ведь свет по всем направлениям распространяется одинаково. Мы его не видим. Почему свет становится видимым, если в комнате пыль? Почему мы видим окружающие нас тела? (выслушать, если есть желающие ответить)

Над этой проблемой мы и будем сегодня работать. Запишем:

Тема урока: “Отражение света. Законы отражения. Плоское зеркало”.

Сегодня на уроке нам с вами необходимо: вывести законы отражения; дать понятия диффузного и зеркального отражений; выяснить, какое изображение получаем в плоском зеркале.

«Мы идём с Ладой – моей охотничьей собакой – вдоль небольшого озерка. Вода сегодня такая тихая, что летящий кулик и его отражение в воде были совершенно одинаковы: казалось, летели нам на встречу два кулика… Лада наметилась. Кого она выберет себе: настоящего, летящего над водой, или его отражение в воде – оба ведь схожи между собой как две капли воды. Вот бедная Лада выбирает себе отражение и, наверно думая, что сейчас поймает живого кулика, с высокого берега делает скачок и бухается в воду. А верхний, настоящий кулик улетает».

- Имеется ли различие между предметом и его отражением?

- Какими законами света вы можете объяснить это явление?

- Где можно увидеть отражение предмета кроме водяной глади?

4.    Первичное усвоение знаний.

Обычное плоское зеркало, которое есть в каждом доме, только кажется обычным и привычным. На самом деле оно создаёт замечательную оптическую иллюзию: за плоскостью зеркала, в глубине, мы видим самих себя и окружающую нас обстановку. Мы к этому привыкли и не удивляемся. А маленькие дети, которые первый раз в жизни увидели зеркало, этому очень даже удивляются: они с интересом рассматривают себя, пытаются влезть в зеркало, заглядывают за него.

Из жизненного опыта мы хорошо знаем, что наши зрительные впечатления часто оказываются ошибочными. Иногда, даже трудно бывает отличить кажущееся световое явление от действительного. Примером обманчивого зрительного впечатления служит кажущееся зрительное изображение предметов за плоской зеркальной поверхностью.


Почему же обманчиво зеркало? Что же происходит со светом на границе раздела двух сред? Например: воздух - стекло. (Часть отражается, часть проникает внутрь второй среды – преломляется)

Идет показ видео, сопровождающийся пояснениями учителя.

Луч света в однородной среде прямолинеен до тех пор, пока он не дойдёт до границы этой среды с другой средой. На границе двух сред луч меняет своё направление. Попав на границу, разделяющую две среды, свет частично отражается и частично преломляется. Если к точке падения света мы опустим перпендикуляр, то углом падения будет называться угол между падающим лучом и перпендикуляром, восставленным в точке падения. Обозначим его через букву альфа. Оказывается, отражённый луч отражается под углом гамма, равным углу падения, это и есть закон отражённого света. Падающий луч, отражённый луч и перпендикуляр, восстановленный в точке падения, лежат в одной плоскости.

(пауза)

5.    Осознание и осмысление учебной информации.

Запишем законы отражения.

1.  угол падения равен углу отражения.

2.  отраженный луч, падающий и перпендикуляр, поставленный в точке падения, лежат в одной плоскости.

3.  Свойство световых лучей - их обратимость.

(продолжение видео)

В качестве примера применения закона отражения построим изображение источника света и предмета в плоском зеркале. Пусть источник света находится недалеко от плоского зеркала. На рисунке изображены два луча, выходящих из точки S и попадающих после отражения в глаз. Но наблюдателю кажется, что лучи выходят из точки S1, которую можно показать, продолжив лучи в обратную сторону до пересечения. Эта точка S1 является изображением источника (точки S). Изображение называется мнимым, т.к. в точке S1 пересекаются не сами отражённые лучи, а их продолжения.

Какими же бывают отражения.

1. Диффузное - дают матовые и шероховатые поверхности. Отражение происходит во всех направлениях.

2. Зеркальное - отражение дают полированные поверхности. Отражение идет строго в определенном направлении.

Подумайте и скажите, благодаря какому отражению мы с вами видим окружающие тела? (Диффузному.)


6. Физкультминутка.

7. Первичное закрепление учебного материала.

Итак, скажите, какое изображение получается у видимой картинки в плоском зеркале. Какими характеристиками оно обладает?

•    Мнимое,

•    Прямое,

•    Равное предмету,

•    расположено симметрично,

•    правое ----------- левое.

Применение.

•    Транспорт,

•    в военной технике (перископы),

•    зеркальные шкалы в измерительных приборах – гальванометрах, барометрах…

А теперь мы рассмотрим пример построения отрезка в прямом зеркале. (слайды)

1 – совместно. 2 – каждый в тетради (на оценку).

3. Закрепление.

1. Вражеский дот не давал возможности нашим бойцам взять высоту. Тогда один солдат предложил использовать плоское зеркало.

«Изготовились мы к новой атаке, ждём. Только солнце начало к немцу воротить, парень и достал из мешка свою хитрость. А стекло во какое, с газету! Давай, наводи, говорит ему командир. Ну и уцелил он что ни есть в самую амбразуру. Немцу, конечно, это не понравилось, а что он может сделать? Кинулись мы все как есть, немец давай пулять, да стрельба уже не та, а куда попало… Так потом и возили с собой зеркало, пуще глаза берегли. Как секретное оружие».

- Для чего бойцы ждали момента, когда «солнце начало к немцу воротить»?

2. Угол падения увеличили на 15 . Угол отражения (увеличился на 15).

3. Свет падает на поверхность под углом 60. Каким будет угол падения (30).

4.Угол между падающим и отраженным лучом равен 40. Чему равен угол падения. (20).


8.    Информация о домашнем задании.

Домашнее задание: § 63, упр. 30;

§ 64, упр. 31.


9.    Подведение итогов урока.

Рефлексия.

Закончите фразу: «Оказывается, что…»

Зачитываются 3 – 5 вариантов фразы, законченной учащимися.

Выставление отметок за урок.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории физика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ