Урок по теме: "Определение КПД при подъёме тела по наклонной плоскости"
Тема: « Определение КПД при подъёме тела по наклонной плоскости»
Цели урока:
Образовательная - способствовать усвоению учащимися темы «КПД механизма», научиться экспериментально определять КПД.
Воспитательная - способствовать воспитанию у учащихся интереса к научным знаниям и развитию способностей к исследовательскому, творческому труду, способствовать формированию положительной мотивации к учению, коммуникативных умений.
Развивающая - содействовать развитию речи, мышления, познавательных и общетрудовых умений; содействовать овладению методами научного исследовании: анализа и синтеза.
Здоровьесберегающие:
Соблюдать правила техники безопасности.
Организовать деятельную, творческую обстановку в процессе урока, благотворно влияющую на эмоциональность и психику учащихся.
Приборы и материалы: доска, имеющая шероховатую и отшлифованную стороны, динамометр, измерительная лента и линейка, деревянный брусок (с одной стороны отшлифован, с другой шероховатый).
Ход и содержание урока
I.Организационный момент.
Здравствуйте, ребята.
Кто сегодня дежурный?
Кого нет в классе?
Дежурный звук.
Мотивация учащихся
Каждая группа при ответе зарабатывает балл.
Слайд № 2. Научно-исследовательская лаборатория.
В ней проводятся разные эксперименты, проверяются гипотезы, вычисляются по формулам физические величины.
Ребята , а вы любите выполнять опыты?
Я вам предлагаю поработать сегодня в такой лаборатории и заняться исследованиями.
Что такое исследование?
Слайд № 3. Исследование – это поиск новых знаний, изучение явления или предмета.
( работать будем в группах)
Но чтобы начать работу мы должны повторить все ,что знаем.
Затем выполним лабораторную работу.
III.Актуализация опорных знаний.
Назовите физические величины.
Запишите формулу. А =
F = , N = , Ƞ =
Ответьте на вопросы:
1.Назовите два условия выполнения работы.
Слайд № 4.
2. Что изображено на слайде?
3.Как называются блок, рычаг, наклонная плоскость?
4. Для чего нужны простые механизмы?
Слайд № 5.
5.Что называется Ап? АЗ ?
Слайд № 6.
6.Что можно сказать о Ап и АЗ - в идеальных условиях, на практике?
Слайд 7.
7. Что называется КПД?
8. Что это за прибор? (динамометр)
9.Что измеряет динамометр?
10. Что измеряют линейкой?
IV. Лабораторная работа.
У каждой группы своё задание.
1группа – наклонная плоскость с гладкой поверхностью.
2 группа – с шероховатой поверхностью.
3 группа – большой угол наклона доски.
Учащиеся выполняют работу. Учитель проводит индивидуальную консультацию, если возникают затруднения.
На доске таблица 1.
Цель работы:
вычислить КПД предложенной наклонной плоскости и сделать вывод о его значении;
убедиться на опыте в том, что Ап < Аз.
Задания:
1. Определите КПД при подъёме бруска по наклонной плоскости.
2. Исследовать, зависит ли КПД от угла наклона доски (наклонной плоскости).
3. Исследовать, зависит ли КПД от степени обработки поверхности (наклонной плоскости и бруска).
Ход работы:
С
оберите установку как показано на рисунке.
Измерьте высоту и длину наклонной плоскости.
Определите с помощью динамометра силу тяжести бруска F1.
Положите брусок на доску , прикрепив к нему динамометр. Перемещайте брусок с постоянной скоростью вверх по наклонной
Измерьте силу тяги бруска F2.
5.Вычислите полезную работу по формуле Aп =F1S, Аз = F2h
6. Определите КПД по формуле: Ƞ =
7.Результаты измерений запишите в таблицу.
Вывод: В результате выполнения опытов я убедился, что Aп < Аз, КПД больше у наклонной плоскости с гладкой поверхностью и меньшим углом наклона.
V.Физкультминутка
VI. Закрепление темы
Вопросы
Почему полезная работа всегда меньше полной работы?
Как можно увеличить КПД?
VII. Домашнее задание
Подготовить сообщение о разновидностях наклонной плоскости «Винт» , «Клин».
VII. Итоги урока. Молодцы ребята! Все справились с заданием.
Таблица1.
№
Ап
АЗ
Ƞ
1
Гладкая поверхность
2
Неровная поверхность
3
Угол наклона маленький
4
Угол наклона большой
![](/assets/6990c512/images/basic.png)
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории физика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ