Урок в 7 классе «Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля»
Новосибирская область, Мошковский район, МБОУ «Сокурская СОШ»
Учитель физики Онькова Ольга Владимировна
Урок в 7 классе.
Тема «Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля» (СЛ.1)
Цель урока: Изучить закон Паскаля, объясняющий процесс передачи давления жидкостями и газами. (СЛ.2)
Содержание занятия
Первый этап урока. Мотивация.
Учитель. Ребята! У меня есть два яйца – одно варёное, а другое сырое. Что произойдет с каждым из них, если в них выстрелить из пистолета? Подумайте! А пока для усвоения сегодняшнего материала мы подготовим базу.
Второй этап урока. Актуализация познавательной деятельности учащихся.
Учитель. (СЛ.3) Ребята! На ваших столах карточках с табличками. Подпишите их. На экране тесты с заданиями. Вы должны, внимательно читая задания, правильно на них ответить. Обращаю ваше внимание, что исправленные ответы считаются за ошибку.
Тест по теме «Давление твердых тел»:
По формуле р = определяют физическую величину …
С) работу;
У) давление;
К) скорость;
О) путь.
2. Основной единицей измерения давления является …
У) Ватт (Вт)
Ж) Джоуль (Дж)
В) Ньютон (Н)
Р) Паскаль (Па)
3. Имеются два кирпича одинаковой массы и размеров
1 2
Меньшее давление оказывает кирпич …
А) 1; С) 2; Ж) давление одинаково.
Учитель. (СЛ.4) Внимание! Правильный ответ: УРА! А теперь вы сами себя оцените: если у вас получилось слово – вы ставите себе отметку «5», если одна ошибка – «4», если две ошибки - «3». Поднимите руку, у кого нет троек. Молодцы!
Карточки оставьте пока у себя, на краю стола.
Третий этап урока. Изучение нового материала.
Учитель.
(СЛ.5)
А сейчас немного поговорим о давлении газа:
Чем отличаются твердые тела от жидкостей и газов?
Какова особенность поведения молекул жидкости и газа?
3. Чем создается давление газа? (ударами молекул газа)
4. На примере воздушного шарика скажите: Как газ давит на стенки сосуда любого, в том числе и воздушного шарика? (Газ давит на стенки шарика по всем направлениям одинаково).
Так же и жидкости давят на стенки сосуда.
(СЛ.6)
Давайте это проверим еще раз на опыте. У вас на столах комплект для проведения эксперимента и описание опыта.
ВНИМАНИЕ!. Не забудьте о соблюдении правил техники безопасности при работе со стеклянным оборудованием. По окончании эксперимента сделаем вывод.
(СЛ.7)
Итак, почему столбик воды в капиллярной трубочке поднимается? =
Вывод: Давление, производимое на газ, передается в каждую точку газа, а также в отверстие капиллярной трубки. Водяной столбик, испытывая передаваемое давление, движется к открытому концу капиллярной трубки.
= Для того, чтобы объяснить, передается как передается производимое на жидкости и газы давление, проведем еще один опыт.
Приглашается помощник: налейте в полиэтиленовый пакет немного воды и завяжите его. Давайте положим его между двумя книгами и надавим на верхнюю. Удалось ли нам сжать воду?
(СЛ.8)
НЕТ! Жидкости вообще не возможно сжимать, когда мы надавливаем на одну часть жидкости, давление передается всем другим её частям.
= Как вы думаете, чем можно объяснить это явление? (Подвижностью частиц жидкости или газа) ТО ЕСТЬ, подвижностью частиц жидкости и газа объясняется, что давление производимое на жидкость или газ передается в каждую точку жидкости или газа, причем одинаково по всем направлениям.
(СЛ.9) Этот факт был установлен французским ученым Блез Паскалем и сейчас называется законом Паскаля.
Давайте вместе еще раз прочитаем закон Паскаля
Ребята! Так все-таки, что же произойдет с вареным и сырым яйцом, если в них выстрелить? (Вареное яйцо – это твердое тело, в нем давление передается в направлении действия силы, то есть пули, значит будет отверстие. А сырое яйцо – это жидкость. В нем, согласно закону Паскаля давление передается одинаково по всем направлениям, следовательно яйцо разлетится во все стороны).
Четвертый этап урока. Закрепление и применение знаний.
Учитель. А теперь посмотрим, как изученный материал поможет вам решать задачи: (СЛ.10)
Загадка.
Легкий, круглый, но не мяч,
И не прыгает он вскачь,
На веревочке висит,
Зазеваюсь – улетит. (Воздушный шарик)
Ответьте на вопрос: если нажать на шарик, то можно ли сказать, в каком месте он лопнет? (По закону Паскаля давление передается во все точки одинаково, а значит, шарик может лопнуть в любой точке)
(СЛ.11)
Задачи от Григория Остера:
Как изменится давление в воздушном шарике средних размеров, если его сначала бессовестно надуть, а потом, воспользовавшись его наивностью и доверием, очень крепко прижать к груди? (Сначала давление увеличится, но шарик станет больше и спасется. А вот когда его крепко прижать к груди, он может и лопнуть от переизбытка чувств и давления).
Изменится ли давление в шинах вашего велосипеда, если вместо вас в седло сядет бабушка, да еще прокатит на раме дедушку? (Все зависит от массы бабушки и дедушки)
(СЛ.12)
Отрывок из рассказа Н.Н.Носова «Незнайка на Луне»
«Незнайка и Пончик почувствовали, что комбинезоны, которые прежде плотно прилегали к телу, вдруг стали становиться просторнее, словно раздувались. Это объяснялось тем, что давление наружного воздуха исчезло и стенки скафандров стали испытывать лишь давление воздуха изнутри…»
Вопрос: А в какой точке скафандра давление больше: в средней, нижней или у головы коротышек? (По закону Паскаля давление во всех точках одинаково).
(СЛ.13)
Мы надуваем мыльные пузыри. Почему они приобретают форму шара?
Почему взрыв снаряда под водой губителен для живущих в воде организмов?
(СЛ.14) Пятый этап урока. Контроль и самоконтроль знаний.
Учитель. А сейчас проверим, как вы поняли изучаемый сегодня материал. Возьмите карточки, на которых вы уже отвечали. Под табличкой будете отвечать, очень лаконично, на качественные задачи.
Злобный джин, находящийся в газообразном состоянии внутри закупоренной бутылки, оказывает сильное давление на её стенки, дно и пробку. Чем же джин лупит во все стороны, если в газообразном состоянии не имеет ни рук, ни ног? Какой закон разрешает ему это делать? (Молекулами. Закон Паскаля)
Для космонавтов пищу изготавливают в полужидком виде и помещают в тюбики с эластичными стенками. Что помогает космонавтам выдавливать пищу из тюбиков? (Закон Паскаля)
Как проще удалить вмятину с мячика для настольного тенниса? (его нужно нагреть, например бросить в горячую воду).
Итак, поменяйтесь карточками, будете оценивать друг друга. Я читаю ответ на каждую задачу, вы сверяете и ставите «+» или «-», а потом ставите оценку в зависимости от количества правильных ответов.
(СЛ.15)
Шестой этап урока. Информация о домашнем задании.
- §36, ответить на вопросы.
- Упражнение 14 на стр. 88. Задачи №1,2.
- Экспериментальное задание:
На боковой стенке высокой банки из-под кофе пробейте гвоздем отверстия на высотах 3см, 6см, 9см. поместите банку в раковину под водопроводный кран, открытый так, чтобы объем воды поступающий в банку и вытекающий из неё был одинаков. Проследите за струйками воды, вытекающими из отверстий банки, и сделайте вывод.
Седьмой этап урока. Подведение итогов, рефлексия.
Учитель. Давайте вспомним, что мы сегодня делали на уроке и что узнали. Для этого ответьте на вопросы:
- Чем мы пользовались для получения новых знаний на уроке?
- что вы узнали о том как передается давление, оказываемое (производимое) на жидкость или газ?
А где на практике используется процесс передачи давления жидкостями и газами? Посмотрим? (СЛ.16)
Должна заметить, что новые знания мы получали в соответствии с методом научного познания: наблюдения => гипотеза => эксперимент => вывод.
Вы молодцы!
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории физика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ