Зачетный урок физики в 10 классе "Основы МКТ"
Барышенская Е. Н. МОУ «Дубовская СОШ Белгородского района Белгородской области»
КОНТРОЛИРУЕМ ЗНАНИЯ УЧАЩИХСЯ
Барышенская Е. Н
Данный урок физики является заключительным по теме «Основы молекулярно-кинетической теории». В течение урока учащимся предлагается выполнить пять заданий, уровень сложности которых они выбирают в начале урока самостоятельно.
Физика, 10 класс 1 четверть
Тема зачета на уроке: Основы молекулярно-кинетической теории.
Тип урока: Зачетный урок.
Цель урока:
повторить и обобщить материал по теме «Основы молекулярно-кинетической теории »,
оценить знания учащихся.
Задачи урока:
Дать возможность учащимся самостоятельно выбрать уровень сложности предлагаемых заданий по теме «Основы молекулярно-кинетической теории».
Выявить недостатки в знаниях и способах действий учащихся.
Обеспечить развитие у школьников способности к самостоятельным оценочным действиям.
Дать качественную оценку работы учащихся.
Оборудование: индивидуальные пакеты с дифференцированными заданиями.
Этапы урока:
Организационный: настрой на работу.
Самостоятельное выполнение контрольного задания.
Физкультминутка.
Самоконтроль.
Анализ и коррекция.
Этап подведения итогов учебного занятия.
Этап рефлексии.
Ход урока
Организационный этап.
Подготовка учащихся к работе на уроке. Обеспечение нормальной внешней обстановки для работы на учебном занятии.
Психологическая подготовка учащихся к зачётной работе.
Раскрытие общей цели урока и ознакомление учащихся с планом работы.
Выбор учащимися уровня сложности предлагаемых заданий, получение индивидуального пакета с заданиями.
Самостоятельное выполнение контрольного задания.
Задание №1: Проверка знания величин, единиц измерения и формул.
Учащимся предлагается заполнить таблицу, учитывая, что на «удовлетворительно» заполняется 1-4 строки, на «хорошо» заполняется 1-6 строки, на «отлично» 1-8 строки. В таблице на доске правильные ответы закрыты бумагой.
№
наименование величины
обозначение
формула
единица
измерения
1
Количество вещества
2
Молярная масса
3
Молекулярная масса
4
Масса вещества
5
Число молекул
6
Постоянная Авогадро
7
Давление газа
8
Относительная молекулярная масса
Задание №2: Физический диктант «Закончи фразу».
Учащимся предлагается закончить фразу. На «удовлетворительно» - с 1 по 3, На «хорошо» - с 1 по 4, На «отлично» - с 1 по 5.
В основе молекулярно-кинетической теории лежат три экспериментально доказанных положения…
Предположение, что все тела состоят из отдельных неделимых частиц, высказывалось…
Беспорядочное движение молекул доказывается наблюдением…
Броуновское движение – это…
Опыт со свинцовыми цилиндрами доказывает, что…
Задание №3: Решение общей задачи соответствующей сложности.
Учащимся предлагается решить задачу выбранной сложности, условие которой заранее написано на доске.
«Удовлетворительно» - определите массу молекулы кислорода.
«Хорошо» - определите массу молекулы SO2.
«Отлично» - масса 14,92•105 молекул инертного газа составляет 5 кг. Какой это газ?
Задание №4: Решение индивидуальной задачи.
Учащимся предлагается решить индивидуальную задачу выбранной сложности. Примеры задач:
«Удовлетворительно» -
Рассчитайте число атомов в железном шарике массой 50г.
Рассчитайте число атомов в куске свинца массой 1кг.
Какое количество вещества содержится в железной отливке массой 5,6кг?
Какое количество вещества содержится в медной отливке массой 128г?
Сколько молекул содержится в углекислом газе массой 2г?
Сколько молекул содержится в гелии массой 2г?
«Хорошо» -
В баллоне объёмом 5•10-3м3 находится 1моль газа. Какова концентрация молекул в баллоне?
Определить количество вещества и число молекул, содержащих 440г. углекислого газа.
Определить количество вещества и число молекул, содержащихся в 320г. кислорода.
В колбе содержится 5•1025 атомов гелия. Какова средняя кинетическая энергия каждого атома, если давление в колбе 105Па, а объём колбы 2л.
Определите число атомов в 2м3 меди, если его плотность 9000кг/м3.
«Отлично» -
Как изменится давление газа, если средняя квадратичная скорость его молекул возрастёт в 2 раза?
Как изменится давление газа, если средняя квадратичная скорость его молекул возрастёт в 10 раза?
Как изменится давление газа, если средняя квадратичная скорость его молекул уменьшится в 15 раза?
В запертом сосуде давление газа возросло в 3 раза. Как изменилась средняя кинетическая энергия молекул?
В запертом сосуде давление газа возросло в 2 раза. Как изменилась средняя кинетическая энергия молекул?
В запертом сосуде давление газа уменьшилось в 3 раза. Как изменилась средняя кинетическая энергия молекул?
Задание №5: Творческое задание «Собери решение задачи».
Учащимся предлагается по конверту, в котором находится текст задачи. Каждый конверт имеет свой номер. Задача решена, но каждое действие решения находится на отдельной небольшой карточке. Каждая карточка пронумерована. Учащимся предлагается сложить карточки в нужной последовательности так, чтобы получилось верное решение задачи и в ответе выписать номера этих карточек. Для более объективной оценки знаний учащихся некоторые карточки содержат ошибки.
Всем учащимся, выбравшим одинаковый уровень сложности, предлагается одна и та же задача, но учеников данного уровня, как правило, несколько, поэтому во избежание списывания учитель заранее нумерует карточки решения задачи по-разному. Учитель имеет верную комбинацию цифр для каждого варианта, поэтому может легко проверить правильность решения задач.
На «отлично»: Каково давление газа, если средняя квадратичная скорость его молекул 600м/с, а его плотность 1,4кг/м3?
Вариант №1
Вариант №2
Вариант №3
1.
P=2/3nE
8.
P=2/3nE
P=2/3nE
2.
n=N/V
4.
n=N/V
1.
n=N/V
3.
m=m0N
2.
m=m0N
9.
m=m0N
4. n=N/m/ρ=Nm/ρ
1. n=N/m/ρ=Nm/ρ
3. n=N/m/ρ=Nm/ρ
5.
P=1/3m0nυ2
6.
P=1/3m0nυ2
10.
P=1/3m0nυ2
6.
V=m/ρ
7.
V=m/ρ
11.
V=m/ρ
7.
n=N/m/ρ=Nρ/m
5. n=N/m/ρ=Nρ/m
6. n=N/m/ρ=Nρ/m
8. P=1/3•1,4•600=
280(Па)
3.
P=1/3•1,4•600=
280(Па)
5.
P=1/3•1,4•600=
280(Па)
9.
P=1/3m0N/mρυ2
10. P=1/3m0N/mρυ2
7. P=1/3m0N/mρυ2
10.
P=1/3ρυ2
11.
P=1/3ρυ2
4.
P=1/3ρυ2
11. P=1/3•1,4•6002=
178(кПа)
9. P=1/3•1,4•6002=
178(кПа)
8. P=1/3•1,4•6002=
178(кПа)
Ошибки: 1, 4, 8,
Ошибки: 8, 1, 3,
Ошибки: 2, 3, 5,
Ответ:
5,2,6,7,9,3,10,11
Ответ:
6,4,7,5,10,2,11,9
Ответ:
10,1,11,6,7,9,4,8
На «хорошо»: Вычислите средний квадрат скорости движения молекул газа, если его масса 3кг., объём 6л. и давление 200кПа.
Вариант №1
Вариант №2
Вариант №3
1.
n=V/N
8.
n=V/N
2.
n=V/N
2.
P=1/3m0nυ2
4.
P=1/3m0nυ2
1.
P=1/3m0nυ2
3.
P=2/3nE
2.
P=2/3nE
9.
P=2/3nE
4.
υ2=3PV/m
1.
υ2=3PV/m
3.
υ2=3PV/m
5.
υ2=3P/m0n
6.
υ2=3P/m0n
10.
υ2=3P/m0n
6.
n=N/V
7
n=N/V
8.
n=N/V
7.
υ2=m0N/3PV
5.
υ2=m0N/3PV
6.
υ2=m0N/3PV
8.
υ2=3PV/m0n
3.
υ2=3PV/m0n
5.
υ2=3PV/m0n
9.
υ2=3•2•105•6/3=
12•105(m2/c2)
10. υ2=3•2•105•6/3=
12•105(m2/c2)
7.
υ2=3•2•105•6/3=
12•105(m2/c2)
10.
υ2=3•2•105/6•3=
0,3•105(m2/c2)
9. υ2=3•2•105/6•3=
0,3•105(m2/c2)
4.
υ2=3•2•105/6•3=
0,3•105(m2/c2)
Ошибки:
1, 3, 7, 10
Ошибки:
8, 2, 5, 9
Ошибки:
2, 9, 6, 4
Ответ:
2, 5, 6, 8, 4,9
Ответ:
4, 6, 7, 3, 1, 10
Ответ:
1, 10, 8, 5, 3,7
Пример задачи:
На «удовлетворительно»: Какова средняя квадратичная скорость движения молекул газа, если имея массу 3кг., он занимает объём 6м3 при давлении 200кПа?
Вариант №1
Вариант №2
Вариант №3
1. ρ=V/m
8. ρ=V/m
2. ρ=V/m
2. P=1/3mυ2/V
4. P=1/3mυ2/V
1. P=1/3mυ2/V
3. P=1/3ρυ2
2. P=1/3ρυ2
4. P=1/3ρυ2
4. υ2=3mV/P
1. υ2=3mV/P
3. υ2=3mV/P
5. υ2=3•2•105•6/3=
12•105(m2/c2)
6. υ2=3•2•105•6/3=
12•105(m2/c2)
7. υ2=3•2•105•6/3=
12•105(m2/c2)
6. υ2=3PV/m
3. υ2=3PV/m
8. υ2=3PV/m
7. ρ= m /V
5. ρ= m /V
6. ρ= m /V
8. P=1/3m0nυ2
7. P=1/3m0nυ2
5. P=1/3m0nυ2
Ошибки: 1, 4, 8.
Ошибки: 8, 1, 7
Ошибки: 2, 3, 5
Ответ: 3, 7, 2, 6, 5.
Ответ: 2, 5, 4, 3, 6
Оответ: 4, 6, 1, 8, 7
3. Физкультминутка прерывает выполнение заданий в связи с его большим объемом и проводится на 20 минуте урока
С учащимся проводится разминка для глаз. В кабинете физики на одной из стен имеются изображения трёх голубей разного цвета. Под спокойную музыку учащимся предлагается зафиксировать внимание на одном из них, затем закрыть глаза, медленно повернуть голову и мысленно перенести изображение голубя на противоположную стену. То же самое проделывается с остальными изображениями голубей. Тем самым обеспечивается отдых глазам и головному мозгу.
4. Самоконтроль
После выполнения заданий учащиеся переходят к самоконтролю. Учитель на доске открывает ранее закрытые графы таблицы. Учащиеся самостоятельно проверяют правильность выполнения задания, вносят коррективы в неверные записи.
Задание № 2,4,5 проверяются учителем после урока.
5. Анализ и коррекция
Учитель открывает обратную сторону доски, на которой приводится решение задания №3. Учащиеся парами меняются тетрадями и проверяют друг друга по образцу.
6-7. Рефлексия, подведение итогов
В пакетах с заданиями находятся карточки «Оцени свою работу». Учащимся предлагается оценить свою работу на уроке по трёх-балльной шкале. - - Необходимо поставить точки на предложенных радиусах окружности.
- Точка, лежащая ближе к центру, означает «плохо»,
- на окружности – «хорошо»,
- между ними – «средне».
Затем предлагается соединить точки между собой и оценить площадь полученной фигуры. Чем больше площадь, тем лучше учащиеся подготовлены к уроку.
Пример карточки «Оцени свою работу»
А
Б С Д О
ОА – степень твоей подготовки к уроку
ОБ – степень твоей самостоятельности
ОС – степень твоей работоспособности
ОД – степень усвоения материала
Резюме:
Предложенная форма проведения зачетного урока позволяет объективно оценить знания учащихся, самостоятельно выбрать им уровень сложности заданий, а также развивает интерес к изучению физики. Применение в старших классах зачетной системы контроля знаний совершенствует развитию самооценок и самоконтроля.

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории физика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ