Оценка физического здоровья школьников
Оценка физического здоровья школьников
Н.М. Лимина
В течение многих лет спортивно-массовая работа в лицее проводится под девизом «За здоровый образ жизни». С этой целью в лицее созданы и постоянно совершенствуются условия, необходимые для сохранения здоровья детей и подростков:
в каждом здании – медицинские кабинеты;
работает «Центр здоровья»;
наличие спортивной площадки, стадиона, трех спортивных залов;
два хореографических зала для занятий танцами
три кабинета психолого-социальной службы, один кабинет логопеда;
две столовые и два буфета для организации питания;
обеспеченность медицинским персоналом;
обеспеченность кадрами учителей физической культуры, педагогов дополнительного образования для занятий спортом, педагогов для занятий адаптивной физической культурой;
осуществление регулярного контроля за состоянием здоровья учащихся, проведение профилактических прививок и диспансеризации;
обеспеченность кадрами службы сопровождения образовательного процесса (два социальных педагога, два педагога-психолога, логопед, валеолог).
В октябре 2008 года завершилась модернизация стадиона на Перевозном, 19, в 2013 году на Таллинской,26 по программе губернатора СПб «Мой первый школьный стадион». Сегодня стадионы превратился в центр спортивной работы в микрорайоне. На стадионе занимаются секции ОДОД, ДЮСШ Красногвардейского района, проводятся уроки, прогулки воспитанников групп продленного дня. После 20.00 стадион отдан жителям микрорайона.
Важное значение, которое придается физической культуре и спорту, требует глубоких знаний совершенствования средств и методов физического воспитания и спорта, особенно подрастающего поколения. Ведь через школу и спортивные секции проходят каждый. На уроках физической культуры и в спортивных секциях можно научиться не только умениям и навыкам правильно двигаться и выполнять набор упражнений, но и овладеть знаниями по самоконтролю показателей здоровья.
Одной из задач, решаемых в спортивных секциях, является обеспечение оптимального развития основных физических качеств и сохранения здоровья учащихся. Физическими качествами принято называть врожденные (генетически унаследованные) морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая (материально выраженная) активность человека, получающая свое полное проявление в целесообразной двигательной деятельности. К основным физическим качествам относят мышечную силу, быстроту, выносливость, гибкость и ловкость.
Применительно к динамике изменения показателей физических качеств употребляются термины «развитие» и «воспитание».
Мы стремимся, чтобы наши преподаватели спортивных секций и учителя физической культуры хорошо знали основные средства и методы развития двигательных способностей, а также способы организации занятий, чтобы определенную нагрузку получали дети различных групп здоровья. В этом случае можно точнее подобрать оптимальное сочетание средств, форм и методов совершенствования применительно к конкретным условиям.
Развитие разных сторон подготовленности юных спортсменов происходит неравномерно. В одном возрасте преобладает прирост одних, в другом – других качеств. Поэтому очень важно, учитывая сенситивные периоды развития двигательных способностей, сохранить соразмерность развития основных физических качеств у юных спортсменов. Эта соразмерность позволяет соотносить степень развития физических качеств в той мере, которая нужна для достижения успеха в выбранном спорте.
В возрасте 6-7 лет детей интересует сиюминутное удовлетворение потребностей, поэтому при занятиях с детьми этого возраста особенно важна эмоциональность проводимых занятий: подвижные игры с обязательным подведением результатов, эстафеты с четким определением победителей. В этом возрасте дети наиболее способны к выполнению темповых упражнений, поэтому целесообразно развивать быстроту и ловкость движений. Задания должны быть простыми по выполнению и короткими по продолжительности с обязательной оценкой тренера.
В возрасте 8-10 лет дети проявляют повышенный интерес к результатам своей деятельности, поэтому при занятиях с детьми этого возраста обязательно должны присутствовать домашние задания, с конкретными задачами: какое упражнение, сколько раз и как его выполнять. Наибольшее внимание в этом возрасте уделяется развитию быстроты движений, игровой ловкости, координационных способностей, гибкости, подвижности в суставах.
В возрасте 11-13 лет значительно изменяются весоростовые показатели, сужаются кровеносные сосуды, происходят половые изменения у девочек, в связи с чем при выполнении упражнений наступает быстрое утомление, тяжело выполняются сложные по координации движения, часты нервные срывы. При работе со спортсменами этого возраста педагогу рекомендуется индивидуальный подход к планированию физических нагрузок и применяемых средств. Наиболее тяжело переносятся учащимися этого возраста упражнения, направленные на развитие быстроты.
В возрасте 14-17 лет занимающихся интересует достижение конкретного определенного результата занятий (укрепление здоровья, улучшение телосложения, увеличение силы мышц. В 14-15 лет педагогу следует ограничить в занятиях упражнения на развитие быстроты движений (особенно это относится к девочкам) С 15 лет целесообразно увеличивать объем упражнений, направленных на развитие скоростно-силовых и силовых качеств, скоростной выносливости.
С 18 лет педагог безо всяких ограничений может работать над развитием различных физических качеств, необходимых его воспитанникам для спортивного совершенствования; в этом возрасте организм и его системы заканчивают свое формирование и могут справляться с нагрузками, соответствующими уровню функциональной готовности учащихся.
Получить точную информацию об уровне развития двигательных способностей можно с помощью соответствующих контрольных упражнений (тестов), которые наши педагоги используют в своей работе.
Обычно используют следующие обязательные простейшие тесты, отражающие уровень развития шести жизненно необходимых физических качеств:
бег на 30 или 100 м (оценка быстроты и скорости движении);
бег 3x10 м, прыжки через скакалку (оценка координационных способностей);
прыжок в длину с места (измерение динамической силы мышц нижних конечностей);
подъем туловища в сед. За 30 с. (измерение скоростно-силовой выносливости мышц-сгибателей туловища);
подтягивание на перекладине, отжимание, вис на перекладине (оценка силы и силовой выносливости мышц плечевого пояса);
бег на 1000 м (определение общей и скоростной выносливости);
гибкость (наклон туловища вперед измеряет подвижность в тазобедренных суставах и эластичность мышц, активную гибкость позвоночника).
Учителя физической культуры разработали и обучили учащихся определять уровень физической кондиции, для этого они применяют разработки профессора Ю.Н.Вавилова с соавторами, которая позволяет самостоятельно управлять собственной физической подготовкой практически на всем протяжении жизни.
Оценка собственного уровня физической кондиции
Принятые обозначения:
Р - результат в соответствующих тестах;
НВП – норматив соответствующий , данному тесту, возрасту и полу; ( из табл. .1),
ОУФК - общий уровень, физической кондиции.
.
Отжимание в упоре лежа - 0 = (Р-НВП) : НВП.
Прыжки в длину с места - П = (Р - НВП) : НВП.
Поднимание туловища - С = (Р - НВП) : НВП.
Вис на перекладине - В = (Р - НВП) : НВП.
Наклоны туловища вперед - Н = (Р - НВП) : НВП.
Бег на 1000 м - Б = (НВП - Р) : НВП.
Итоговая формула: ОУФК = (0 + П + С + В + Н + Б):6.|
Оценка и обработка результатов
Ваши результаты
-
Тест
Р
НВП
Вычисленный показатель
О
П
С
В
Н
Б
Оценка ОУФК
-
Значение ОУФК
Оценка
От 0,61 и выше
Супер
От 0,21 до 0,60
Отлично
От 0,20 до -0,20
Хорошо
От-0,21 до-0,60
Удовлетворительно
От-0,61 до-1,00
Неудовлетворительно
От-1,01 и ниже
Опасная зона
Таблица № 1
Возраст
Тест
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
Мужчины
Отжимние в упоре лежа (раз)
13
15
17
19
21
23
25
28
32
37
40
Прыжки в длину с места (см)
112
127
140
152
163
174
185
196
206
216
225
Поднимание туловища (раз)
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
Вис на перекладине (с)
9
11
14
18
22
26
30
35
40
46
51
Наклоны туловища вперед (см)
4
5
6
7
8
9
9
10
10
11
11
Бег па 1000 м (с)
332
3 I 5
298
281
208
250
243
233
224
216
209
Женщины
Отжимание в упоре лежа (раз)
8
9
10
11
12
13
14
14
15
15
16
Прыжки в длину С мета (см)
104
120
132
142
152
160
167
173
177
180
180
Поднимание туловища (раз)
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
21
Вис па перекладине (с)
6
11
12
15
19
23
27
31
35
39
41
Наклоны туловища вперед (см)
6
7
8
9
10
11
12
12
13
13
13
Бег па 1000 м (с)
374
357
340
325
311
298
288
279
271
265
262
Особенно благоприятно проходит проверка, если ученик сам может оценить свою работоспособность по отдельным испытаниям и в целом по совокупности тестов. Такая самооценка, осведомленность о своей работоспособности, о ее изменениях и сдвигах может послужить стимулом для вовлечения человека в регулярные занятия спортом.

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории физкультура:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ